Самостоятельная работа студентов в рамках применения бально-рейтинговой системы для средних специальных учебных заведений
методическая разработка по теме
Взгляд на новые стандарты обучения предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.
Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в техникуме, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_studentov_v_ramkah_primeneniya.docx | 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа студентов в рамках применения
бально-рейтинговой системы
для средних специальных учебных заведений.
Основная задача среднего специального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Происходящая в настоящее время реформа в образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.
Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в техникуме, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике средне специального образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации (введение образовательных стандартов, внедрение системы педагогического мониторинга и т.д.).
В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов.
В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего специалиста. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой.
В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Самостоятельная работа реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, в общежитии при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу.
Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на первом курсе, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Преподаватели часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Слабо высвечиваются внутри и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой даже, несмотря на наличие программ непрерывной подготовки.
Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку, таких как «Бухгалтерский учет», «Экономика организации», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Менеджмент», «налоги и налогообложение» и т.д.
Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается.
Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем во многих случаях исходя из принципа "Чем больше, тем лучше".
Не всегда делается оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку.
Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени.
Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу.
Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ, а так же списывание и шпаргалки на контрольных мероприятиях.
Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций.
Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы.
Среди них можно выделить следующие:
- Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.
Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
Так, например, если студент получил задание на работу на первом курсе, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его курсовую работу на втором курсе, например по дисциплине «Экономика организации».
2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской или методической работе.
3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика.
Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры.
В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения.
Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, например по дисциплине «Менеджмент», в том числе с использованием ЭВМ.
4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.
5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).
Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.
7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.
8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя.
Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность.
Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости.
Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в техникуме заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.
Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, так как снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.
В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов.
Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.
Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей.
В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.
Основным принципом организации самостоятельной работы студента должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Решающая роль в организации самостоятельной работы студента принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом "вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями.
Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. При изучении каждой дисциплины организация самостоятельная работа студента должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа;
2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы студента разнообразны:
- подготовка и написание рефератов, эссе, сообщений,
- докладов,
- очерков и других письменных работ на заданные темы.
Преимущества самостоятельной работы:
"+" для учащегося | "+" для преподавателя |
- возможность распоряжаться своим временем самому; | - рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся; |
- проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений; | - стимулирования эффективного обучения студентов; |
- возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения; | - возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса; |
- сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других учащихся; | - объективная оценка выполнения каждым студентом каждого учебного задания; |
- наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т. д.) | - возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету. |
Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера.
Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы.
Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работы, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:
1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.
2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.
По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку.
Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.
По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку.
Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.
Из различных форм самостоятельной работы студента для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят "деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д.
Такие игры проводятся по дисциплинам «Бухгалтерский учет», «Экономика организации», «Менеджмент».
Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять самостоятельную работу как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу).
Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе.
Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению.
Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов.
К такому комплексу следует отнести:
- тексты лекций,
- учебные и методические пособия,
- лабораторные практикумы,
- банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных,
- банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы,
- информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое.
Это позволит организовать обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.
В последние годы наряду с традиционными формами контроля - зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий.
В качестве такой технологии в современной практике средне специального образования часто рассматривается рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности, т.е. являться партнерами.
Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы.
Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем.
У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.).
При этом студенты, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы.
Вместе с тем, поощряется более быстрое прохождение программы отдельными студентами. Например, если учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить ему дополнительные баллы.
Рейтинговая система это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы.
Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Получается, что «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания.
Рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, игровые и другие образовательные технологии).
Большинство студентов положительно относятся к такой системе отслеживания результатов их подготовки, отмечая, что рейтинговая система обучения способствует равномерному распределению их сил в течение семестра, улучшает усвоение учебной информации, обеспечивает систематическую работу без «авралов» во время сессии.
Большое количество разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки, и разные шкалы их оценивания позволяют студенту следить за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг (за счет выполнения дополнительных видов самостоятельной работы), не дожидаясь экзамена.
Анализируя итоги опыта введения рейтинговой системы в некоторых техникумах нашей страны, можно отметить, что организация процесса обучения в рамках рейтинговой системы обучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет получить более высокие результаты в обучении студентов по сравнению с традиционной системой обучения.
Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.
Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.
Основные принципы рейтинговой системы сформулируем так:
1) оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
2) критерии оценивания обговариваются заранее;
3) ученик сам волен выбирать стратегию деятельности;
4) незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания.
Баллы, характеризующие успеваемость студента по дисциплине, набираются им в период изучения дисциплины в семестре за изучение тем и выполнение видов работ, предусмотренных учебной программой курса, за сдачу экзамена (зачета).
Конкретное закрепление количества баллов за определенными темами и видами работ устанавливает на своем заседании ПЦК, за которой закреплена дисциплина.
В течение первых 2-х недель каждого семестра в информационно-методический отдел должны быть сданы данные о количестве баллов, выносимых на каждую аттестацию, правила их начисления и фамилия ведущего преподавателя в форме печатного документа за подписью ведущего преподавателя и председателя ПЦК.
При определении критериев оценки освоения студентом программы дисциплины в обязательном порядке учитывается выполнение предусмотренных программой аудиторных и (или) внеаудиторных форм организации учебного процесса по данной дисциплине.
В обязательном порядке в расчет баллов должны быть включены баллы за посещаемость.
Максимальная сумма баллов по дисциплине (части дисциплины, читаемой в течение одного семестра), закрываемой семестровой аттестацией, равна 100 баллам.
Текущий рейтинг (максимум 100 баллов) рассчитывается по следующей формуле: ТР = П1+П2+П3+П4, где:
П1 - посещение всех лекций – максимально 5 баллов;
П2 - присутствие на всех практических занятиях – максимально 5 баллов;
П3 - оценивание работы на семинарских, практических, лабораторных занятиях - максимально 30 баллов;
П4 - оценивание самостоятельной работы – максимально 30 баллов (максимально 20 баллов - тестирование и максимально 10 баллов - другие виды самостоятельной работы).
Количество баллов, выносимых на экзамен в тестовой форме, - 20, на экзамен в традиционной форме – по усмотрению преподавателя.
Отметка «зачтено» может быть выставлена по результатам работы студента в семестре или по результатам проведения контрольного мероприятия (зачет), однако при этом следует иметь в виду, что студент получает «зачет» при условии выполнения всех видов работ по данной дисциплине, набрав не менее 61 балла.
Преподаватель, осуществляющий контроль успеваемости по дисциплине, обязан на первом занятии довести до сведения студентов критерии их аттестации в рамках текущего и промежуточного контроля успеваемости.
На основе набранных баллов успеваемость студентов в семестре (в учебном году) определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» за дисциплины, закрываемые экзаменами или дифференцированными зачетами.
Сумма баллов | Оценка |
Не более 61 | неудовлетворительно |
От 61 до 75 | удовлетворительно |
От 76 до 90 | хорошо |
От 91 до 100 | отлично |
Не более 60 | не зачтено |
От 61 до 100 | зачтено |
Результаты зачетов оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».
Если студент не набрал положенное количество баллов, то он имеет право досдачи изученного материала на консультациях преподавателя до официальной даты начала экзаменационной сессии.
Преподаватель имеет право принимать не более 2-х тем за одну консультацию.
Преподаватель обязан знакомить студентов с набранными суммами баллов на каждом занятии и (или) консультации, а также в случае необходимости уточнять порядок их начисления по требованию студентов.
Для получения допуска к экзамену или зачету студент должен в семестре набрать не менее 50 баллов.
Прохождение студентами экзамена является обязательным для всех. «Автоматическое» проставление оценок по сумме набранных баллов не допускается. «Автоматическое» выставление допускается только оценки «отлично» в исключительных случаях, по представлению преподавателя. В этом случае студенту могут быть выставлены баллы за экзамен, соответствующей оценке «отлично», при условии общего количества набранных баллов в семестре – 80.
При неудовлетворительной оценке баллы, набранные студентом во время экзамена (зачета), при повторной сдаче экзамена (зачета) не учитываются в общее количество баллов (баллы за отдельные попытки сдачи экзамена не суммируются).
В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя.
Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Средние специальные учебные заведения"
Презентация для учителей, родителей и учеников Амурской области...
«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»
«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении» Введение Современные условия жизни диктуют новый подход к более качественному обучению иностра...
Элементарный способ доказательства "Теоремы Ферма" для учащихся средних общеобразовательных и средних специальных учебных заведений
На Ваш суд я хочу представить одну, на мой взгляд, интересную попытку, придуманную мною, доказать «Теорему Ферма». Это доказательство объяснения данной теоремы довольно простое и удобное для понимания...
Эссе "Профессионально - прикладная физическая подготовка в средних специальных учебных заведениях"
Во все времена превыше всего ценились искусство в ремёслах, умение, профессиональное мастерство. В народе говорится: « Хорошая работа два века живёт». А в наше время, в век автоматики, массовых профес...
Методические рекомендации "Качественное выполнение курсовой работы как условие обеспечения стандартов профессионального обучения в среднем специальном учебном заведении"
Действия руководителя курсовой работы должны носить контринтуитивный характер и подчиняться определенной логике.Действия руководителя по организации курсовой работы состоят из следующих этапов:-...
Методические указания и контрольные задания для студентов - заочников средних специальных учебных заведений
ПМ.01 ХРАНЕНИЕ И ПОДГОТОВКА СЫРЬЯ МДК.01.01.ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ СЫРЬЕВЫХ СМЕСЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ТН и СМ и И Методические указания и контрольные заданиядля студентов-заочников средних...
Статья о Всероссийском поэтическом конкурсе студентов средних специальных учебных заведений "Поэзия - душа святая"
Статья о Всероссийском поэтическом конкурсе студентов средних специальных учебных заведений "Поэзия - душа святая". Данный конкурс проводится ежегодно в городе Воронеже на базе Воронежского государств...