Урок по чтению в 3 классе: "Пусть будут и соловей, и жук" В. Сухомлинский.
методическая разработка по теме
Урок по чтению на тему: "Пусть будут и соловей, и жук" В. Сухомлинского. Цель урока: Совершенствование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения; формирование умения пользоваться толковым словарём. Данный урок даёт возможность развивать у детей память, внимание, мышление, а также аналитико - синтетическую деятельность при чтении и разборе текста. Данный текст воспитывает любовь к птицам, насекомым и ко всему живому; любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chteniyu.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по чтению и развитию речи 3 «Б» класс.
Тема: «Пусть будут и соловей, и жук» В. Сухомлинский.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Провела:
учитель 2 категории
Малыгина Ю. Н.
Тема: «Пусть будут и соловей, и жук» В. Сухомлинский.
Цель урока:
Совершенствование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения; формирование умения пользоваться толковым словарём.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- Формировать навык выразительного, осознанного, правильного чтения.
2. Коррекционно – развивающие:
– Развивать память, внимание, мышление учащихся.
- Развивать аналитико-синтетическую деятельность при чтении и разборе текста.
- Развивать общую и артикуляционную моторику.
- Пополнять словарный запас учащихся.
3. Воспитательные:
– Воспитывать самостоятельность, самодисциплину и самоконтроль.
- Воспитывать доброжелательное отношение к живым предметам.
- Воспитывать чувство радости, удовлетворённости результатами работы.
- воспитывать любовь к птицам, насекомым и ко всему живому; любовь к природе.
- Способствовать сохранению здоровья учащихся.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика
а) сказка «Весёлый язычок».
3. Проверка домашнего задания.
4. Сообщение темы урока.
5. Физкультминутка.
6. Работа над новым материалом
а) введение в тему
б) чтение рассказа учителем
в) словарная работа
г) игра «летает – не летает»
д) чтение чистоговорки
е) чтение текста детьми
7. Физкультминутка.
8. Продолжение работы над рассказом.
а) чтение по цепочке
б) работа с картинкой
в) хоровое чтение
г) физкультминутка для глаз
д) выборочное чтение
е) выразительное чтение
9. Итог урока.
10. Оценки.
11. Домашнее задание.
Оборудование:
- 8 зеркал.
- Картинка жука
- Картинка соловья
- Музыкальный центр (для физкультминуток).
- Карточки со словарными словами.
- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и
Н. Ю. Шведова.
- Диск с пением соловья и жужжанием жука.
- Информация о соловье.
- Информация о жуке.
Подробное содержание урока:
1. Организационный момент.
Цель: создание рабочего настроения.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
- Ребята, а чтобы вам сесть за парты нужно назвать любимого животного, птицу или насекомого (на выбор).
- Итак, называем и садимся.
- Молодцы! Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор на эту тему.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, а чтобы сегодня на уроке хорошо читать; правильно и красиво говорить, давайте разомнём наш язычок и губки.
а) Давайте вспомним с вами «Сказку о Весёлом язычке».
Жил – был весёлый язычок в своём домике. Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (вот так: рот закрыт, открыт).
Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык широкий и расслабленный на нижней губе). Потом спрятался в свой домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать; рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки, и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал дома, он улыбался (губы растянуть) и решил попить чай с трубочками (вытягивание губ вперёд длинной трубочкой). Потом сладко зевнул (рот широко открыт) и подумал: «Пора мне идти спать».
- Молодцы, ребята!
- Проверка домашнего задания.
- Ребята, что вам было задано на дом? Кто вспомнил, поднимаем руку.
(Нужно читать выразительно рассказ «Мальчик в лесу» страница 25 – 26).
- Но сначала, давайте вспомним кто действующие лица в этом рассказе?
(мальчик Вильборик, его отец, бурундук, мыши).
- Где происходили все действия?
(на берегу лесной реки, в лесу)
- Молодцы! А теперь открыли учебники на странице 25, глазками минутку пробежали, повторили.
- Рассказ нам прочитают 3 человека.
- Молодцы, ребята!
- Оценки!
- Ребята, каких животных мы встретили в рассказе?
(мыши, бурундук)
- Как по – другому можно назвать бурундука?
(земляная белка)
- что сделал Вильборик?
(отнял у бурундука орехи)
- Хороший поступок ли совершил мальчик?
(нет)
- Почему отец осудил Вильборика за его поступок?
(потому что мальчик совершил плохой поступок, он отнял у животного его запасы и оставил его без еды, а без еды животных не выживут и умрут)
- Ребята, можно сказать, что мальчик любит и заботится о животных?
(нет)
4. Сообщение темы урока.
- Напомните мне раздел, который мы изучаем?
(«Люби всё живое»)
- Правильно, молодцы! Вот поэтому автор данным рассказом нам показывает, то, что мальчик поступил плохо, что нужно наоборот помогать, подкармливать животных. А ещё я думаю, автор написал для нас данный рассказ для того, чтобы никто из вас не совершил такой плохой поступок, как мальчик.
- Ребята, а сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним рассказом из данного раздела.
5. Физкультминутка.
- Но сначала немного отдохнём.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке
Ой, упал, упал мой жук
Нос испачкал пылью.
Улетел зелёный жук.
Улетел на крыльях.
6. Работа над новым материалом.
а) введение в тему.
- Сегодня мы с вами будем работать над рассказом В. Сухомлинского, а как называется данный рассказ, и кого мы с вами там встретим, вы узнаете, отгадав загадки:
1. Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит.
Упадёт – землю роет (жук) (на доску вывесить картинку жука)
2. Настолько здорово поёт,
Что каждый сразу узнаёт.
А с виду – маленькая птичка:
Невзрачная и невеличка.
Но, запоёт – дыши ровней,
Чтоб не вспугнуть… Он - ….. (соловей)
(на доску вывесить картинку соловья)
- Молодцы, ребята, отгадали мои загадки. Ребята, скажите, пожалуйста, соловей это кто? (птица), а жук? (насекомое).
- Молодцы!
- А что у них общего, как вы думаете?
(соловей и жук – живые существа, у которых имеются крылья)
- А чем они отличаются?
(соловей поёт, а жук жужжит)
- Правильно, ребята, молодцы! И сейчас мы с вами прочитаем рассказ, который называется «Пусть будут и соловей и жук».
б) чтение рассказа учителем.
- Ребята, я сейчас вам прочитаю рассказ, а вы подумайте:
1. Где происходят действия?
- Итак, где же происходят действия?
(ответы детей)
2. Кто является главными действующими лицами в рассказе? (вопрос задать после прочтения)
(ответы детей)
- Молодцы!
в) словарная работа.
- Ребята, а сейчас давайте, почитаем труднопроизносимые слова с доски, которые нам встретятся при чтении
ДОС – ТО – ИНСТ – ВО
(сначала читаю я, а затем хором по слогам)
- Ребята, а как вы думаете, что значит «с достоинством ответил»? Это как он ответил?
(ответы детей)
- Молодцы!
- А сейчас, давайте посмотрим значение данного слова в толковом словаре Ожегова (стр 173).
Достоинство – 1. Положительное качество. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. 3. Стоимость, ценность денежного знака. 4. То же, что титул.
- Ребята, в рассказе есть ещё два слова, значение которых давайте найдём и прочитаем в словаре:
- Первое слово гордость.
- Ребята, что значит «смотрел с гордостью»?
(ответы детей)
- Почитаем значение данного слова в словаре:
Гордость – 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Чувство удовлетворения от чего – нибудь. 3. О том, кем (чем) гордятся. 4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.
- Молодцы!
- Второе слово мудрость.
- Ребята, что такое мудрость?
(ответы детей)
- Прочитаем значение данного слова в словаре:
Мудрость – 1. Обладающий большим умом. 2. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
- Молодцы, ребята! Словарь нам с вами очень помог найти значение непонятных слов, поэтому запомните, что словарь очень важная книга в библиотеке.
г) Игра «Летает – не летает»
Учитель называет слова и предлагает детям «махать крыльями» в том случае, если называемый им предмет обозначает летающее насекомое или птицу. Слова могут быть такими: стрекоза, парта, дом, воробей, белка, книга, самолёт, грач, мяч, бабочка, лебеди, вертолёт.
д) Чтение чистоговорок
А теперь посмотрите все на доску, мы сейчас с вами почитаем слоги и слова. Сначала прочитаю я, а потом будем читать хором.
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Ос – ос – ос – на поляне много ос.
Жи – жи – жи – здесь живут ежи.
Ужу – жу – жу – молоко дадим ежу.
(Последнюю строчку читаем выделяя голосом сначала первый слог, потом второй слог, потом третий слог, а потом последнее слово).
г) чтение текста детьми.
- Ребята, а сейчас вы должны прочитать текст жужжащим чтением, читая, подумайте над вопросом:
1. Что делал соловей в саду?
(смотрел с гордостью на цветущий сад, на яркое синее небо, на маленькую девочку и пел)
Сообщение о соловье (читает Даша)
2. Кого в саду встретил соловей?
(рядом с соловьём летал большой рогатый жук)
Сообщение о жуке (читает Илья)
- Ребята, а сейчас давайте послушаем с вами жужжание жука и пение соловья.
Слушание диска.
- Ребята, что вам больше всего понравилось: пение соловья или жужжание жука? Почему?
(ответы детей)
- Молодцы, ребята!
7. Физкультминутка.
- А сейчас немного отдохнём:
«Вы, наверное, устали?»
«Вы, наверное, устали?»
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Тихо сели!
8. Продолжение работы над рассказом.
а) чтение по цепочке.
- А сейчас, мы с вами будем читать этот рассказ по цепочке: Даша начинает, я говорю «стоп», продолжает Илья и так далее.
Вопросы:
1. Ребята, скажите, пожалуйста, о чём спорили соловей, и жук когда встретились?
(о том, что важнее: пение соловья или жужжание жука; и о том кто нужнее людям и миру: соловей или жук).
- Молодцы!
б) работа с картинкой.
- Ребята, посмотрите, что изображено на картинке?
(сидит на ветке соловей и поёт, к нему подлетел жук, и они начали спорить).
1. Ребята, а к кому обратились соловей и жук за помощью?
(к девочке)
2. Как она разрешила их спор?
(ответ детей)
- Правильно, молодцы!
в) хоровое чтение.
- Ребята, найдите в тексте предложения, которые относятся к данной картинке.
- Давайте прочитаем их хором (стр. 27 – 2 предложения).
- Молодцы, ребята!
г) физкультминутка для глаз.
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них).
И вдруг проснулся (поморгать глазами).
Больше спать не захотел (руки поднять вверх, посмотреть на руки).
Встрепенулся, потянулся (руки в стороны, посмотреть на левую руку, а затем на правую).
Взвился вверх и полетел (потрясти кистами, посмотреть вверх).
д) выборочное чтение.
1. Ребята, найдите в тексте предложение, в котором говорится о том, что соловей утверждает, что жужжание жука никому не нужно?
- Зачитайте мне его.
- Ребята, подумайте, как нужно читать данное обращение соловья к жуку?
(с досадой, с недовольствием, громко, требовательно).
- Правильно, молодцы! Сейчас я прочитаю вам данный отрывок, выразительно, а затем попробуем вместе.
- чтение учителем выразительно.
- Чтение детьми.
- Молодцы, ребята!
2. Ребята, а сейчас найдите в тексте предложение, в котором говорится о том, что жук отвечает в ответ соловью?
- Зачитайте мне его.
- Ребята, давайте подумаем, как нужно читать слова жука?
(с достоинством, громко, с гордостью, не уступая соловью).
- Правильно, молодцы!
- Сейчас я прочитаю вам слова жука выразительно, а затем попробуем вместе.
- Чтение учителем.
- Чтение детьми.
3. Ребята, что на это жуку ответил соловей?
- Найдите в тексте и зачитайте.
- Ребята, посмотрите, в первом предложении стоит (!), значит, как его нужно читать?
(с восторгом, с удивлением, громко, с восклицанием).
- В конце второго предложения стоит (?), как его нужно читать?
(спрашивая, задавая вопрос и выделить главное слово «ты тоже»).
- Давайте попробуем прочитать данные слова соловья, сначала я, а затем вместе.
- Чтение учителем.
- Чтение детьми.
4. Ребята, к кому же обратились соловей и жук за решением данного спора?
(к девочке)
- Найдите и зачитайте данное обращение.
- Молодцы!
5. Что на это им ответила девочка?
(пусть будут и соловей и жук).
- Найдите и зачитайте данные слова в тексте.
- Попробуем прочитать данные слова выразительно, соблюдая знаки препинания и паузы, сначала я, а затем вместе.
- Чтение учителем.
- Чтение детьми.
- Молодцы, ребята!
6. Ребята, решила ли Девочка спор соловья и жука?
(да)
7. Правильное ли решение она нашла?
(да, она никого не обидела ни соловья, ни жука, нашла всем место в данном мире)
8. Как вы думаете, остались ли, довольны соловей и жук?
(да)
- Молодцы, ребята!
е) Выразительное чтение всего рассказа, если останется время.
9. Итог урока.
- Ребята, а сейчас тихо встали.
- Улыбнулись друг другу.
- Сделали глубокий вдох, руки подняли вверх!
- Сделали выдох, опустили руки.
- Тихо сели!
Вопросы:
- Итак, ребята, какой рассказ мы с вами сегодня читали?
- Кто действующие лица в этом рассказе?
- О чём он?
- Молодцы!
10. Оценки.
- Ребята, вы все сегодня были молодцы, очень хорошо все работали и читали. Оценки я поставлю……………..
11. Домашнее задание.
Страница 26 – 27, читать выразительно.
- Молодцы!
- Урок закончен!
Соловей
Соловей – это маленькая птичка с коричнево – кремовым оперением. Соловьи поют от рассвета до наступления темноты. Его песню можно услышать даже ночью. Соловьиная трель отличается красивой мелодией. Живут соловьи в густых зарослях и питаются червями, насекомыми и ягодами, которые находят на земле. Для выведения птенцов соловьи строят гнездо из листьев и выстилают его травой и перьями.
Жук
Жуков в природе много видов: майский жук, колорадский жук, жук – скарабей, чёрный еловый усач, жук – олень и другие.
Майский жук: а вы знаете, что он съедобен? И не только съедобен, но в ряде стран считается лакомым блюдом. Недавно во Франции на конкурсе кулинаров получил специальную премию пирог с личинками майского жука.
Весной 1958 года на картофельных полях нашей страны появился полосатый жук. С годами он широко распространился и стал причинять большой вред. Жука называют картофельным или колорадским. Полосатые колорадские жуки очень плодовиты. Одна самка может отложить до 2400 яиц. К концу лета потомство только одной самки может составить 30 миллионов жуков.
Если в тёплый июльский день поискать в дубраве деревья с трещинами на коре, можно встретить рыцарей. Неуклюжие, огромные, в блестящей чёрной и тёмно – коричневой броне, они будут бросаться друг на друга. И здесь победу приносит сила, ловкость и упорство. Это поединок жуков – оленей. Из – за своей привлекательности жуки – олени становятся всё более и более редкими насекомыми. Их надо охранять.
Самоанализ урока.
Тема: «Пусть будут и соловей, и жук» В. Сухомлинский.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Это предпоследний урок из раздела «Люби всё живое». Исходя из того, что класс по своему интеллектуальному развитию можно назвать разноуровневым:
1 группа – дети со средними способностями:
Ерёмин Владислав
Голышев Никита
Пичугина Дарья
Федотова Вероника
2 группа – дети со способностями ниже среднего:
Куликов Дмитрий
Кумакшин Илья
Жулина Люба
3 группа – очень низкие способности:
Козлов Илья
При планировании урока были учтены особенности этих групп и поставлены следующие цели и задачи:
Цель урока:
Совершенствование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения; формирование умения пользоваться толковым словарём.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- Формировать навык выразительного, осознанного, правильного чтения.
2. Коррекционно – развивающие:
– Развивать память, внимание, мышление учащихся.
- Развивать аналитико-синтетическую деятельность при чтении и разборе текста.
- Развивать общую и артикуляционную моторику.
- Пополнять словарный запас учащихся.
3. Воспитательные:
– Воспитывать самостоятельность, самодисциплину и самоконтроль.
- Воспитывать доброжелательное отношение к живым предметам.
- Воспитывать чувство радости, удовлетворённости результатами работы.
- воспитывать любовь к птицам, насекомым и ко всему живому; любовь к природе.
- Способствовать сохранению здоровья учащихся.
Оргмомент: был проведён с целью организации детей, настроя их на серьёзную работу, повторение ранее изученного материала. Детям была сообщена тема урока. Учитель привлёк внимание учащихся, заинтересовал их.
Артикуляционная гимнастика: была проведена с целью разминки губ, языка, всего речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика состояла из:
- Сказки «Весёлый язычок»
- Чистоговорки
Проверка домашнего задания: с помощью проверки знаний и умений должны выявляться особенности познавательной деятельности школьников, чтобы подчинить обучение решению задач коррекции. Устный опрос учащихся позволяет контролировать процесс формирования знаний и умений, вместе с тем во время опроса осуществляется повторение и закрепление знаний и умений, совершенствуются диалогическая и монологическая формы речи.
Работа над новым материалом включала в себя различные виды чтения:
- жужжащее чтение, - чтение по цепочке, - выборочное чтение, - хоровое чтение.
А также:
- беседа по содержанию прочитанного
- словарная работа (смысловая и словарная работа труднопроизносимых слов)
- работа по картинке.
При работе над новым материалом присутствовала наглядность.
Итог: были подведены итоги урока, деятельность учащихся оценена учителем.
Вывод: считаю, что цели урока достигнуты, намеченный план, и структкру урока реализованы полностью. Все этапы урока соблюдены. Учебный материал соответствовал программе, знаниям, умениям и навыкам учащихся. Соблюдены гигиенические требования, проведены физкультминутки, помещение хорошо освещено, проветрено.
Урок оснащён наглядностью, которая способствовала более успешному усвоению материала, заинтересовывала учащихся, оживляла урок.
Урок проведен в спокойной, доброжелательной обстановке. Чётко распределено время на уроке.
Урок носил коррекционную направленность. Виды чтения помогали развивать мышление, память, воображение, внимание. Осуществлялся индивидуальный подход к учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - исследование слова в 5 классе. « Пусть всегда будет солнце…»
Мы так каждый урок говорим о словах, об их использовании, и о роли в предложении. На этом уроке речь пойдёт только об одном слове - солнце. Погружаясь в мир ...
Презентация к уроку-исследования слова в 5 классе "Пусть всегда будет солнце"
Презентация позволяет усилить эмоциональное отношение к материалу, используемому на урокае. Красочные фотографии, рисунки способствуют развитию навыков устной и письменной речи, позволяют увидет...
Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»
С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...
Конспект урока по чтению во 2 классе "Моя мама пахнет хлебом" В.Сухомлинский.
Конспект урока по чтению для 2 класса школы 8 вида.Цель: познакомить учеников с творчеством В. Сухомлинского; учить выразительному, послоговому, осмысленному чтению.Задачи:Образовательные:- Познакомит...
урок по литературе в 5 классе Оскар Уайльд "Соловей и роза".Герои сказки
дана разработка урока по русской литературе по теме Оскар Уальд "Соловей и роза". Герои сказки....
Статья для участия в педагогических чтениях к 100 - летию со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. " Как не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул?"
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. Сегодняшние педагогические чтения, говорят о том, что наследие педагога: методические труды, исследования, р...
Заключительный урок музыки в 8 классе "Пусть музыка звучит!". Проектная деятельность класса в области современной музыки
Предлагаемый дистанционный урок создан на платформе CORE и содержит элементы коллективной проектной деятельности. Содержит ссылки на инструменты для исследования, видео, комментарии учителя, тестовые ...