Рабочая учебная программа по ОЗОЖ для 8 класса авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая учебная программа к учебному курсу по основам здорового образа жизни для 8 класса составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ozozh_8_klass.docx | 39.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по основам здорового образа жизни для 8 класса составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Слово, 2001.
Рабочая учебная программ предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения. Выполнение учебной рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на второй ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника основной школы:
-любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
-уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Цели формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю.
На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 8-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
Формы проведения уроков: мини--лекция, практикум, урок-игра, урок -контроля.
Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практикум.
Ожидаемые образовательные результаты
Раздел «Все начинается с любви»
Знать:
- что такое симпатия, дружба
-определения понятия любви, влюбленности.
- определения понятия любви
- определение сущности любви с точки зрения религиозного учения
- мировые религии
- что такое христианство
- мотивы межличностных отношений
- способы расслабления
- что такое вина и стыд
- что такое тревога, страх
- что такое агрессия; виды агрессии
- понятие здоровье, стресс, фазы стресса
- правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.); способы защиты, приемы самообороны; телефоны служб срочной помощи: милиция, скорая помощь, городской телефон спасения
- наиболее опасные инфекционные заболевания, их эпидемиологию (симптоматику , пути заражения, инкубационный период, течение болезни, ее последствия); что является носителем инфекции; правила безопасности в общении с больными (дезинфекция, безопасный секс ); понятие проституция, беспорядочные сексуальные связи; об уголовной ответственности (соответствующие статьи УК РФ)
- cпособы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д.; об ответственности за принуждение
- что такое конфликт, причины возникновения конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтов. Научить способам профилактики и разрешения семейных конфликтов
- понятие семейного договора; формы обсуждения договора
- о последствиях ранних половых связей
- об особенностях полового влечения юноши и девушки
- о правильной организации учебного процесса, о профилактике переутомления
Уметь:
- характеризовать
- характеризовать
- отличать симпатию от дружбы.
- отличать любовь от влюбленности
- объяснять понятие любви
- объяснять понятие любви с точки зрения мировых религий
- объяснять христианское понимание любви
- характеризовать проблемы в отношениях с людьми
- слушать собеседника
- характеризовать эмоции человека
- характеризовать формы проявления агрессии
- выходить из сложных ситуаций
- характеризовать наиболее опасные инфекционные заболевания
- противостоять принуждению
- характеризовать причины конфликтов в семье. Находить выход из конфликтных ситуаций
- заключать различные формы согласия
- характеризовать взаимоотношения полов
- характеризовать влияние на здоровье ранних половых связей
- правильно организовать свой режим дня.
Изучение ОЗОЖ в 8 классе дает возможность обучающимся достичь следующих компетенций
Изучение ОЗОЖ в 8 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – языковой, социокультурной, учебно-познавательной:
-языковая компетенция которые связаны с овладением системой понятий о здоровом образе жизни, использованием языка для приёма и передачи информации.
- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях при получении и передачи информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ 20%от34 часов | Использование проектной деятельности 30%от34 часов | Использование исследователь- ской деятельности 20%от34 часов |
1. | Этический блок | 6 | 1 | ||
2. | Психологический блок | 8 | 2 | ||
3. | Правовой блок | 6 | 1 | 1 | 2 |
4. | Семьеведческий блок | 6 | 1 | 1 | |
5. | Медико-гигиенический блок | 8 | 1 | ||
Итого: | 34 | 3 | 2 | 5 |
Основное содержание тематического плана
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
1 | Этический блок | 6 |
1 | Понятие любви. Любовь, как этическое понятие. (урок-лекция) | 1 |
2 | Религиозные учения о сущности любви. (урок-лекция) | 1 |
3 | Христианство, как основа русской культуры. (урок-лекция) | 1 |
4 | Христианское понимание любви. (урок-лекция) | 1 |
5 | Повторение материала (урок-лекция) | 1 |
6 | Конкурс проектов «Любовь в жизни исторических личностей». (урок-защита проекта) | 1 |
2 | Психологический блок | 8 |
7 | Мотивы межличностных отношений. (урок-лекция) | 1 |
8 | Свобода выражения чувств. Способы расслабления. (урок-лекция) | 1 |
9 | Умение слушать собеседника. Представление об идеалах (урок-лекция) | 1 |
10 | Проблемы в отношениях с людьми. (урок - исследование) | 1 |
11 | Общительность. (урок-игра) | 1 |
12 | Эмоции человека. (урок-лекция) | 1 |
13 | Симпатия, дружба, влюбленность, любовь. (урок - исследования) | 1 |
14 | Тестирование по блоку (урок - контроль) | 1 |
3 | Правовой блок | 6 |
15 | Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.). (урок-лекция) | 1 |
16 | Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения. (урок-практикум) | 1 |
17 | Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. (урок - исследование) | 1 |
18 | Инфекционные заболевания. (урок - исследование) | 1 |
19 | Ответственность за заражение заболеваниями. (урок – защита проекта) | 1 |
20 | Тестирование по блоку (урок - контроля знаний) | 1 |
4 | Семьеведческий блок | 6 |
21 | Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. (урок-лекция) | 1 |
22 | Причины возникновения конфликтных ситуаций. (урок-лекция) | 1 |
23 | Пути разрешения конфликтов (урок-практикум) | 1 |
24 | Семейно-бытовая культура, телефоны доверия, центры планирования семьи. (урок - исследование) | 1 |
25 | Различие установок супругов на разделение домашних обязанностей. Борьба за лидерство. (урок-игра) | 1 |
26 | Тестирование по блоку (урок - контроль) | 1 |
5 | Медико-гигиенический блок | 8 |
27 | Гигиена физического развития подростков. (урок-лекция) | 1 |
28 | Проблема акселерации (урок-лекция) | 1 |
29 | Половые отношения и стиль жизни (урок-лекция) | 1 |
30 | Последствия ранних половых связей (урок-лекция) | 1 |
31 | Гигиены учебного процесса восьмиклассника (урок-лекция) | 1 |
32 | Утомление и переутомление. (урок-лекция) | 1 |
33 | Гигиена труда подростков (урок-практикум) | 1 |
34 | Тестирование по блоку (урок-контрль) | 1 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Корректировка | Основные понятия и термины | |
по плану | по факту | |||||
Этический блок (6 часов) | ||||||
1 | Симпатия Дружба. | 1 | 08.09.12. | симпатия, дружба | ||
2 | Влюбленность. Любовь. | 1 | 15.09.12. | Влюблённость, любовь | ||
3 | Понятие любви. | 1 | 22.09.12. | Этические и правовые нормы | ||
4 | Религиозные учения о сущности любви. | 1 | 29.09.12. | Религиозные учения | ||
5 | Мировые религии. | 1 | 06.10.12. | Мировые религии. | ||
6 | Христианство как основа русской культуры. | 1 | 13.10.12. | христианство. | ||
Психологический блок (8 часов) | ||||||
7 8 | Эмоции и чувства | 2 | 20.10.12. 10.11.12. | Чувства | ||
9 10 | Эмоции «полезные и вредные для здоровья» | 2 | 17.11.12. 24.11.12. | Вина, стыд | ||
11 | Тревога и страх | 1 | 01.12.12. | тревога, страх | ||
12 | Злость и агрессия | 1 | 08.12.12. | Агрессия, злость | ||
13 | Части моего «Я» | 1 | 15.12.12. | Эмоции | ||
14 | Здоровье и стресс | 1 | 22.12.12. | здоровье, стресс, фазы стресса | ||
Правовой блок (6 часов) | ||||||
15 16 | Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.). | 2 | 12.01.13. 19.01.13. | драка, разбойное нападение, изнасилование | ||
17 | Ответственность за заражение заболеваниями (сифилис, СПИД и т.д.) | 1 | 26.01.13. | (симптоматика, инкубационный период, инфекции | ||
18 19 20 | Уголовный кодекс РФ. | 3 | 02.02.13. 09.02.13. 16.02.13. | угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д. | ||
Семьеведческий блок (6 часов) | ||||||
21 22 23 | Конфликты в семье. Причины. Пути разрешения | 3 | 23.02.13. 02.03.13. 09.03.13. | конфликт; семейный конфликт; профилактика конфликта разрешение конфликтов. | ||
24 25 26 | Семейный договор и другие пути согласия | 3 | 16.03.13. 23.03.13. 06.04.13. | семейный договор; формы обсуждения договора. | ||
Медико-гигиенический блок (8 часов) | ||||||
27 28 29 | Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации. | 3 | 13.04.13. 20.04.13. 27.04.13. | |||
30 31 | Половые отношения и стиль жизни. Последствия ранних половых связей. | 2 | 04.05.13. 11.05.13. | |||
32 33 34 | Гигиена учебного процесса восьмиклассника. Утомление и переутомление. Гигиена труда подростков. | 3 | 18.05.13. 25.05.13. | гигиена учебного процесса; утомление; профилактика переутомления, цели трудового обучения школьника; гигиенические требования |
Информационно-методическое обеспечение
УМК
- Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. учебник - Здоровый образ жизни 8 класс. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2008.
- Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни . Рабочая тетрадь для учащихся 8 класа. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2008.
Список литературы для учителя
- Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Учебн.-метод. пособие. ВНМУ, 1991.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982.Анохина Т. Сделать свою жизнь // Анохина Т.Б., Крылова Н.Б. Философия и педагогика каникул. Новые ценности образования. Вып.8. М.: Инноватор. 1998. С.94-98.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990.
- Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.
Список литературы для учащихся
- Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни . Рабочая тетрадь для учащихся 8 класа. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2008. – 48 с.
Сайты
- kalitina.okis.ru/file/kalitina/ozoj_8.doc
- iva-skola.narod.ru/p12aa1.html
- zavertjaev.ucoz.ru/load/pourochnoe_planirovanie...8_klass/1-1-0-1
- koncpekt.ru/.../409-klassnyy-chas-zdorovyy-obraz-zhizni-7-8-klass
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по ОЗОЖ для 7 класса авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной
Рабочая учебная программа к учебному курсу по основам здорового образа жизни для 7 класса составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Сар...
Рабочая учебная программа по ОЗОЖ для 9 класса авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной
Рабочая учебная программа к учебному курсу по основам здорового образа жизни для 9 класса составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Сар...
Рабочая учебная программа по математике 5 класс на 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программой основного общего образования по математике: «Программа. Планирование учеб...
Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...
Рабочая учебная программа по химии 8 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по химии составлена на основе программы О.С. Габриеляна. 2 часа в неделю, всего 68 часов....
Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе программы О.С. Габриелян 2 часа в неделю, всего 68 часов....
Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе "Программы О.С.Габриелян " 2 часа в неделю, всего 68 часов....