Рабочая учебная программа по ОЗОЖ для 8 класса авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной
рабочая программа (8 класс) на тему

Леснова Елена Николаевна

Рабочая учебная программа к учебному курсу по основам здорового образа жизни для 8 класса составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Пример­ной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ozozh_8_klass.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа к учебному курсу по основам здорового образа жизни для 8 класса составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Слово, 2001.  

            Рабочая учебная программ предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения и  учитывает специфику адресата и условия обучения. Выполнение учебной  рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на второй ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их  склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника основной школы:

-любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

-уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для      человека и окружающей его среды.

Цели формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение  в объеме 1 часа в неделю.

  На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 8-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.

  Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.

Формы проведения уроков: мини--лекция, практикум, урок-игра, урок -контроля.

Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практикум.

Ожидаемые образовательные результаты

Раздел «Все начинается с любви»

Знать:

- что такое симпатия, дружба

-определения понятия любви, влюбленности.

- определения понятия любви

- определение сущности любви с точки зрения религиозного учения

- мировые религии

- что такое христианство

- мотивы межличностных отношений

-  способы расслабления

- что такое вина и стыд

- что такое тревога, страх

- что такое агрессия; виды агрессии

- понятие здоровье,  стресс, фазы стресса

- правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.); способы защиты, приемы самообороны; телефоны служб срочной помощи: милиция, скорая помощь, городской телефон спасения

-  наиболее опасные инфекционные заболевания, их эпидемиологию (симптоматику , пути заражения, инкубационный период, течение болезни, ее последствия); что является носителем  инфекции; правила безопасности в общении с больными (дезинфекция, безопасный секс ); понятие  проституция, беспорядочные сексуальные связи; об уголовной  ответственности (соответствующие статьи УК РФ)

- cпособы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д.; об  ответственности  за принуждение

- что такое конфликт, причины возникновения конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтов. Научить способам профилактики и разрешения семейных конфликтов

- понятие семейного договора; формы обсуждения договора

- о последствиях ранних половых связей

- об особенностях полового влечения юноши и девушки

-  о правильной организации учебного процесса, о профилактике переутомления

Уметь:

- характеризовать  

- характеризовать  

-  отличать симпатию от дружбы.

- отличать любовь от влюбленности

- объяснять понятие любви

- объяснять понятие любви с точки зрения мировых религий

- объяснять христианское понимание любви

- характеризовать  проблемы в отношениях с людьми

- слушать собеседника

- характеризовать  эмоции человека

- характеризовать  формы проявления агрессии

- выходить из сложных ситуаций

- характеризовать наиболее опасные инфекционные заболевания

- противостоять принуждению

- характеризовать причины конфликтов в семье. Находить выход из конфликтных ситуаций

- заключать различные  формы согласия

- характеризовать взаимоотношения полов

- характеризовать влияние на здоровье ранних половых связей

- правильно организовать свой режим дня.

Изучение ОЗОЖ в 8 классе дает возможность обучающимся достичь следующих компетенций

Изучение ОЗОЖ в 8 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – языковой, социокультурной, учебно-познавательной:

-языковая компетенция которые связаны с овладением системой понятий о здоровом образе жизни, использованием языка для приёма и передачи информации.

- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы;

         - компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях при получении и передачи информации;

- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами.

Учебно – тематический план

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)

Кол-во часов

Использование ИКТ

20%от34 часов

Использование проектной деятельности

30%от34 часов

Использование исследователь-

ской деятельности

20%от34 часов

1.

Этический блок

6

1

2.

Психологический блок

8

2

3.

Правовой блок

6

1

1

2

4.

Семьеведческий блок

6

1

1

5.

Медико-гигиенический блок

8

1

Итого:

34

3

2

5

Основное содержание тематического плана

№ п/п

Тематический блок

Кол-во

 часов

1

Этический блок

6

1

Понятие любви. Любовь, как этическое понятие.

(урок-лекция)

1

2

Религиозные учения о сущности любви.

(урок-лекция)

1

3

Христианство, как основа русской культуры.

(урок-лекция)

1

4

Христианское понимание любви.

(урок-лекция)

1

5

Повторение  материала

(урок-лекция)

1

6

Конкурс проектов «Любовь в жизни исторических личностей».

(урок-защита проекта)

1

2

Психологический блок

8

7

Мотивы межличностных отношений.

(урок-лекция)

1

8

Свобода выражения чувств. Способы расслабления.

(урок-лекция)

1

9

Умение слушать собеседника. Представление об идеалах

(урок-лекция)

1

10

Проблемы в отношениях с людьми.

(урок - исследование)

1

11

Общительность.

 (урок-игра)

1

12

Эмоции человека.

(урок-лекция)

1

13

Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.

(урок - исследования)

1

14

Тестирование по блоку

(урок - контроль)

1

3

Правовой блок

6

15

Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).

(урок-лекция)

1

16

Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.

(урок-практикум)

1

17

Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

(урок - исследование)

1

18

Инфекционные заболевания.

(урок - исследование)

1

19

Ответственность за заражение  заболеваниями.

(урок – защита проекта)

1

20

Тестирование по блоку

(урок - контроля знаний)

1

4

Семьеведческий блок

6

21

Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов.

(урок-лекция)

1

22

Причины возникновения конфликтных ситуаций.

(урок-лекция)

1

23

Пути разрешения конфликтов

(урок-практикум)

1

24

 Семейно-бытовая культура,  телефоны доверия, центры планирования семьи.

(урок - исследование)

1

25

Различие установок супругов на разделение домашних обязанностей. Борьба за лидерство.

(урок-игра)

1

26

Тестирование по блоку

(урок - контроль)

1

5

Медико-гигиенический блок

8

27

Гигиена физического развития подростков.

(урок-лекция)

1

28

Проблема акселерации

(урок-лекция)

1

29

Половые отношения и стиль жизни

(урок-лекция)

1

30

Последствия ранних половых связей

(урок-лекция)

1

31

Гигиены учебного процесса восьмиклассника

(урок-лекция)

1

32

Утомление и переутомление.

(урок-лекция)

1

33

Гигиена труда подростков

(урок-практикум)

1

34

Тестирование по блоку

(урок-контрль)

1

Итого:

34

Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Дата проведения

Корректировка

Основные понятия

и термины

по плану

по факту

Этический блок (6 часов)

1

Симпатия Дружба.

1

08.09.12.

симпатия, дружба

2

Влюбленность. Любовь.

1

15.09.12.

Влюблённость, любовь

3

Понятие любви.

1

22.09.12.

Этические и правовые нормы

4

Религиозные учения о сущности любви.

1

29.09.12.

Религиозные учения

5

Мировые религии.

1

06.10.12.

Мировые религии.

6

Христианство как основа русской культуры.

1

13.10.12.

христианство.

Психологический блок (8 часов)

7

8

Эмоции и чувства

2

20.10.12.

10.11.12.

Чувства

9

10

Эмоции «полезные и вредные для здоровья»

2

17.11.12.

24.11.12.

Вина, стыд

11

Тревога и страх

1

01.12.12.

тревога, страх

12

Злость и агрессия

1

08.12.12.

Агрессия, злость

13

Части моего «Я»

1

15.12.12.

Эмоции

14

Здоровье и стресс  

1

22.12.12.

здоровье, стресс, фазы стресса

Правовой блок (6 часов)

15

16

Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).

2

12.01.13.

19.01.13.

драка, разбойное нападение, изнасилование

17

Ответственность за заражение заболеваниями (сифилис, СПИД и т.д.)

1

26.01.13.

(симптоматика, инкубационный период, инфекции

18

19

20

Уголовный кодекс РФ.

3

02.02.13.

09.02.13.

16.02.13.

угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д.

Семьеведческий блок (6 часов)

21

22

23

Конфликты в семье. Причины. Пути разрешения

3

23.02.13.

02.03.13.

09.03.13.

конфликт; семейный конфликт; профилактика конфликта разрешение конфликтов.

24

25

26

Семейный договор и другие пути согласия

3

16.03.13.

23.03.13.

06.04.13.

семейный договор; формы обсуждения договора.

Медико-гигиенический блок (8 часов)

27

28

29

Гигиена физического развития подростков.  Проблема акселерации.

3

13.04.13.

20.04.13.

27.04.13.

30

31

Половые отношения и стиль жизни. Последствия ранних половых связей.

2

04.05.13.

11.05.13.

32

33

34

Гигиена учебного процесса восьмиклассника. Утомление и переутомление. Гигиена труда подростков.

3

18.05.13.

25.05.13.

гигиена учебного процесса; утомление; профилактика переутомления, цели трудового обучения школьника; гигиенические требования

Информационно-методическое обеспечение

УМК

  1. Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. учебник - Здоровый образ жизни 8 класс. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2008.
  2. Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни . Рабочая тетрадь для учащихся 8 класа. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2008.

Список литературы для учителя

  1. Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Учебн.-метод. пособие. ВНМУ, 1991.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982.Анохина Т. Сделать свою жизнь // Анохина Т.Б., Крылова Н.Б. Философия и педагогика каникул. Новые ценности образования. Вып.8. М.: Инноватор. 1998. С.94-98.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990.
  4. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.

Список литературы  для учащихся

  1. Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни . Рабочая тетрадь для учащихся 8 класа. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2008. – 48 с.

Сайты

  1. kalitina.okis.ru/file/kalitina/ozoj_8.doc
  2. iva-skola.narod.ru/p12aa1.html
  3. zavertjaev.ucoz.ru/load/pourochnoe_planirovanie...8_klass/1-1-0-1
  4. koncpekt.ru/.../409-klassnyy-chas-zdorovyy-obraz-zhizni-7-8-klass


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по ОЗОЖ для 7 класса авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной

Рабочая учебная программа к учебному курсу по основам здорового образа жизни для 7 класса составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Сар...

Рабочая учебная программа по ОЗОЖ для 9 класса авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной

Рабочая учебная программа к учебному курсу по основам здорового образа жизни для 9 класса составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Сар...

Рабочая учебная программа по математике 5 класс на 2013-2014 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе авторской программой основного общего образования по математике: «Программа. Планирование учеб...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Рабочая учебная программа по химии 8 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по химии составлена на основе программы О.С. Габриеляна. 2 часа в неделю, всего 68 часов....

Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе программы О.С. Габриелян 2 часа в неделю, всего 68 часов....

Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе "Программы О.С.Габриелян " 2 часа в неделю, всего 68 часов....