Эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Как неумолимо и быстротечно время… Кажется, только вчера я была маленькой семилетней девчонкой, которая в своей детской комнате строго учила кукол и медвежат. И вот я…учительница. Я впервые переступаю порог классной комнаты, на меня смотрят пытливые детские глаза. Как тут не стушеваться перед ними, не ударить в грязь лицом? Как заинтересовать?
Прошло уже достаточно времени, но я до сих пор помню свои первые уроки, свои первые страхи, переживания, неуверенность… Что же помогло мне преодолеть все это? Как ни странно, именно дети. Да, да! Они увидели во мне человека, умеющего понимать их, сопереживать им, их внутреннему миру. И я поверила в себя, поверила в то, что могу «тревожить» души детей, заставлять их мыслить, рассуждать, оценивать поступки не только литературных героев, но и свои собственные.
Каждый раз, входя в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких побед, которые обязательно должны быть. Какова моя цель, когда я вхожу в класс? Кто я для своих учеников? Что ждут они от меня? Что я могу дать им сегодня? Эти и множество других вопросов требуют ответа каждый день, каждую минуту моего пребывания в школе. И мне радостно осознавать, что Я – УЧИТЕЛЬ. Я – человек, играющий множество ролей для необыкновенного зрителя, имя которому ребенок. Человек, для которого ежедневное общение с ребенком стало высокой духовной потребностью. Для меня учитель – не профессия, а образ жизни, который выбрала сама. Хотелось бы надеяться, что путь этот определён для меня уже кем-то свыше и поэтому мне хватит силы духа его пройти.
Каждый настоящий учитель стремится обрести педагогическое мастерство. Но что оно - педагогическое мастерство, почему вызывает зависть у всех, кто с ним встречается, почему так притягательно и в то же время так трудно и медленно достижимо?
За годы работы я твёрдо усвоила то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, взлётами и падениями.
Анализируя каждый свой день в школе, я сформулировала для себя несколько непреложных истин, которые являются, по моему мнению, слагающими педагогического мастерства.
Фундаментальное, основополагающее и ничем не заменимое и не компенсируемое качество есть любовь к детям. Нужно только «принять» своих учеников со всеми их бедами, промахами и недостатками, а значит, полюбить и вспыльчивого, «реактивного» холерика, и остроумного, общительного сангвиника, и малоподвижного, но трудолюбивого флегматика, и ранимого, впечатлительного меланхолика. Как тут не вспомнить слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Учитель должен одинаково любить каждого ученика: послушного и капризного, шумного и тихого… Любовь предполагает заинтересованность, ведёт к ответственности за человека, порождает уважение ( не слепое благоговение, а способность видеть человека таким, каков он есть). Любовь исключает диктат, насилие, унижение другого человека. Любящий учитель создает вокруг себя поле доброты. Гуманизм воспитывается только гуманным человеком. Если взрослый равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает и любит свой предмет. Дети – это то, к чему невозможно подготовиться. Здесь нет заведомо известных ответов, и каждый день с ними – это испытание. Педагог должен понимать детские проблемы, уметь разглядеть особенность каждого ребёнка. А это тонкая работа – «владеть сердцами своих учеников». Какая бы ни складывалась ситуация, учитель должен всегда проявлять уважение к личности ученика, уметь понять ребёнка, поддержать в нём чувство собственного достоинства. Именно педагогический такт, умение по внешним признакам определять состояние ребёнка, способность управлять своими чувствами и своевременно вытеснять из сознания отрицательные мысли и отличают в первую очередь учителя-мастера от непрофессионала, который не сможет повести детей за собой. А мастер, создав атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, сумеет увлечь учеников своим предметом, привьёт вкус к интеллектуальному труду, превратит процесс учения в сотворчество.
Еще одна фундаментальная основа – профессионализм в своей предметной области. Именно он помогает учителю быть всегда интересным для своих учеников, зажигать их огоньком новых открытий. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего «я» в профессии, постоянно внутренне развиваюсь, учусь, ищу. Сколько книг из разных областей науки приходится перечитать, прежде чем прийти на урок! Нужно уметь ответить на любой вопрос, чтобы в следующий раз этот вопрос «родился» у ребенка.
Мне вспоминаются слова Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель». Мне очень хочется верить, что я хоть немного приблизилась к этому понятию - «совершенный учитель».
Ко всему сказанному хочется добавить еще одну мысль: настоящему учителю необходим высокий уровень культуры. Именно учитель – режиссер, художник, исполнитель, критик и судья своего творения, своего искусства. Именно он является примером для подражания, так сказать идеалом, который своим личным поведением, своими поступками, характером формирует другого человека, воспитывает личность.
И еще одна заметка из личных наблюдений. Душа ученика – тонкий инструмент. Не навреди ей! Я учу детей сопереживать тем, кому плохо, радоваться с теми, кому хорошо, защищать тех, кто обижен. А как еще можно воздействовать на душу, если не через Слово? Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики умели вслушиваться в Слово, видели его волшебную красоту, находили время, чтобы остановиться и оглянуться вокруг: как же прекрасен мир! Об этом мои уроки. У настоящего учителя Слово всегда весомо. В.А.Сухомлинский писал: «…оно – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное- приносит беду. Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять сомнение – и повергнуть в уныние, сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека – и заронить неверие, вдохновить на труд – и привести в оцепенение силы души»
Как бы ни был сложен учительский труд, нет более важной, более интересной и захватывающей работы на Земле, чем творение личности.
…И после уроков, закрывая дверь опустевшего, тихого класса, я понимаю, чем дышу, чем живу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...