В мире профессий
методическая разработка (8 класс) по теме
Мероприятие направлено на формирование положительного отношения к осознанному профессиональному выбору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_professiy._otkrytoe_zanyatie.docx | 41.12 КБ |
mir_professiy_i_tvoe_mesto_v_nem.ppt | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
В мире профессий
Цели:
- Ознакомить детей с новыми профессиями;
- Формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту;
- Побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.
Задачи:
- Активизировать личное участие в формирование своего будущего;
- Пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности.
- Создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.
Форма проведения: устный журнал.
Оборудование: телевизор, небольшие листочки бумаги для подсчета результатов теста, кроссворды.
Оформление: На доске: плакат с мудрыми мыслями о труде и людях труда, пословицы и поговорки о труде, рисунки детей о профессиях.
Ход мероприятия
- Вступительное слово
Сегодняшнее мероприятие мы проведем, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас.
Какие на свете профессии есть?
Их много, их море, их просто не счесть:
Учитель, водитель, врач, адвокат,
Политик, чиновник и депутат,
Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,
Юрист, парикмахер, разносчик газет…
Их много, их море, их просто не счесть!
Все важные в мире профессии есть!
Один американский изобретатель сказал: «Я интересуюсь своим будущим, потому что хочу провести в нем всю жизнь.» И ведь, в самом деле, выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.
Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». Не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».
Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда все получается так, как мы хотим.
Например: Человек всю жизнь мечтает стать музыкантом. У него действительно есть талант. Он поступает в консерваторию, но по окончании вынужден заниматься, скажем, коммерцией, чтобы прокормить семью.
Как вы считаете, как может сложиться жизнь этого человека?
(Высказываются 2-3 человека)
- В лучшем случае он будет рад, что живет в достатке, но с другой стороны он будет всю жизнь жалеть, что так и не осуществил свою мечту, не реализовал свой талант. Возможно, будет чувствовать себя неудачником, считая, что принес бы больше пользы себе и людям, будучи музыкантом. На этой почве у него может развиться чувство неудовлетворенности. (слайд 1)
А что означает слово «профессия» (слайд 2)
Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов. (слайды 3-8)
Первый тип: человек - природа. Желающие освоить такие профессии, как правило, любят природу. Но любить не означает воспевают ее красоту. Любить для них означает исследовать закономерности развития природы, заниматься ее защитой, делать более гармоничными отношения человечества и природы. Предмет изучения — живая и неживая природа, животные, растения, выращивание, уход за ними и их защита. Примеры профессий — агроном, зоолог, ветеринар, кинолог, егерь, эколог, геолог, отчасти фермер и пр. Чтобы достичь успеха в деятельности, нужно быть внимательным, уметь отмечать закономерности, обладать логическим мышлением и просто любить все живое. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой. Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда. Назовите профессии относящиеся к этому типу. Инженер – геолог, взрывник, метеоролог, техник – топограф, мастер – сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод.
Второй тип: человек - техника. Деятельность подразумевает действия по обслуживанию технических процессов — монтаж, наладка, сборка, эксплуатация и контроль за эксплуатацией технических устройств. Это могут быть профессии управленческого и исполнительского звена. Например, инженер-конструктор спроектировал станок, мастер-наладчик собрал его и следит за исправной работой, токарь эксплуатирует его, т. е. осуществляет на станке рабочие операции. Чтобы соответствовать данному типу профессиональной деятельности, нужно обладать обширной научной базой в своей сфере, иметь наглядно-образное мышление (для высшего управленческого звена — инженеров, конструкторов), уметь разбираться в схеме работы механизмов, иметь хорошую реакцию, сноровку, координацию, навыки практической работы (для рабочих специальностей — водителей, механиков, электриков, столяров, токарей, фрезеровщиков и пр.).
Какие еще профессии можно отнести к этому типу? Назовите современные профессии этого типа. Какие качества должны присутствовать у этих специалистов? Кто-нибудь
Третий тип: человек - человек. Деятельность предполагает постоянный контакт с людьми. Сферы деятельности — медицина (врачи, медсестры), образование и воспитание (преподаватели, воспитатели, тренеры), сфера обслуживания (парикмахер, стилист, продавец, официант, торговый, рекламный, страховой агент), менеджмент (менеджер, промоутер, интервьюер), юриспруденция (адвокат, следователь), государственная служба (чиновники по работе с населением, администраторы, представители правоохранительных органов). Если вы легко идете на контакт с людьми, не боитесь возможных неадекватных реакций, умеете убедить человека, доказать состоятельность своих аргументов, вам подойдут такие профессии. Не менее важны здесь грамотная речь, не конфликтность, доброжелательность. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности воздействие на других людей. Назовите профессии, относящиеся к этому типу. (Секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид – переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, вожатый.)
Четвертый тип: человек - знаковая система. Разберемся с понятием «знаковая система». Знаковая система — это набор определенных знаков, используемых для получения, хранения, переработки и передачи информации. Например, язык, алфавит (буквы), математические формулы (цифры), системы счисления (коды), схемы, чертежи, карты (линии), сигналы звуковые (звуки) и цветовые, световые являются знаковыми системами. Каждая знаковая система состоит из знаков и определенных правил выполнения действий над ними. Существует даже целая наука, изучающая знаки, их системы и принципы действия, — семиотика.
К профессиям данного типа относятся такие: переводчик, корректор, наборщик текста — работают с текстами, создают их или видоизменяют при помощи букв; бухгалтер, IT-специалист, кассир, брокер — оперируют цифрами, кодами и символами. В звуковых сигналах разбираются радисты, специалисты телефонной и сотовой связи; с картами, схемами работают картографы, архитекторы, конструкторы мебели, ландшафтные дизайнеры и пр. Чтобы стать профессионалом такого типа профессии, нужно обладать усидчивостью, вниманием, умением сосредоточиться и точностью, скрупулезностью при выполнении операций, иметь абстрактное мышление. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. (Оператор ЭВМ, программист, техник – математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.
Пятый тип: человек - художественный образ. Раскроем понятие «художественный образ». Вы знакомились с ним на уроках литературы. Что это?
Философский энциклопедический словарь дает такое определение: «Художественный образ — форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала». Другими словами, профессии данного типа предполагают создание произведений искусства или продуктов творчества, в которых отражена действительность или желаемое ее видение. Воплощают свое видение жизни писатели, художники, журналисты, сценаристы, искусствоведы, композиторы, режиссеры, музыканты, актеры, аниматоры, и пр. Свое видение образа есть и у более прикладных профессий этого типа: ювелиров, дизайнеров, портных, флористов и др. Чтобы достичь определенных высот в творчестве, нужно иметь хорошо развитое воображение, мыслить образами, обладать чувством прекрасного и уметь воплотить его в жизнь. Многое в этих профессиях решает талант.
Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Назовите профессии, которые относятся к этому типу. ( Скульптор, художник – живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.)
Игра «Угадай профессию»
Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр.)
Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь.)
Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.)
Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.)
Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.)
Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер.)
Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.)
Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.)
Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.)
Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.)
Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.)
Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.)
Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.)
Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.)
Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)
Специалист по обработке дерева. (Столяр.)
Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.)
Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.)
Специалист по передаче информации с помощью волн. (Радист.)
Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.)
Работник торговли. (Продавец.)
Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.)
Рабочий на стройке. (Каменщик.)
Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала. (Редактор.)
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности. А сейчас мы рассмотрим, что влияет на выбор профессии, (слайды 9-10)
Фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень переменчива.
Следовательно, какую мы можем вывести формулу успешного выбора?
(слайд 11-13)
На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»:
ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
Давайте подробнее на них остановимся: ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.
МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.
Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»
Как вы понимаете это высказывание?
( Высказываются 2-3 человека)
(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).
Совершенно верно. Это счастье, когда способности и интересы, совпадают.
А как это можно назвать, одним словом? (Призвание)
Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.
Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.
Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.
Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.
НАДО – потребности рынка труда. В мире существует более 50 000 профессий. Одни из них очень распространенные – врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы.
Самое нелегкое в жизни — выбор правильного пути, своей профессии. Для того, чтобы найти свое место под солнцем, необходимо быть хорошо информированным человеком, уметь планировать свои дела, реально оценивать шансы, легко адаптироваться к незнакомым людям, знать, кто на рынке труда пользуется особенным спросом.
Игра «Анаграммы»
А теперь будем отгадывать анаграммы, в которых зашифрованы названия профессий
Моетсетс, тиокредн, нйидреаз, гокэло, убдользреитс, алмяр, дьмлое, птлоикн.
Ответы:
Тестомес, кондитер, дизайнер, эколог, бульдозерист, маляр, модель, плотник.
Как же принять правильное решение, о котором не пришлось бы потом пожалеть? Существует много способов, которые помогают выбрать профессию и один из способов это всевозможные тесты. Давайте ответим на вопросы. (слайд 14-15)
- Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
- Из трех подарков вы предпочли бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
З. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести
новых друзей.
- Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
- В свое свободное время вы любите:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Посчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопросы с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.
(Дети подсчитывают баллы.)
Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотхозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.
А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.
Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.
Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.
Игра «Кроссворды про профессии»
Для любого человека выбор профессии значит очень многое. Некоторые говорят: «Да это же просто работа, способ добычи денег» «Нет», — дружно отвечают психологи, причем как наши, российские, так и западные. Человек зачастую сам не осознает, насколько важно выбрать профессию по душе. От работы зависит не только состояние наших карманов, но и души, здоровья. Доказано, что карьерный рост напрямую зависит от того, удовлетворен человек своей деятельностью или не очень. Так что в нелюбимом деле получить повышение по службе практически невозможно.
Ошибки при выборе профессии: (слайд 19-20)
1. Поиск работы или учебного заведения «за компанию», по принципу «куда возьмут», «никуда больше не поступлю». Если вы с молодости не будете верить в себя, то что же будет лет через двадцать?
2. Ориентировка на внешнюю привлекательность профессии. Во-первых, рынок труда, как и любой рынок, изменчив. Что популярно сегодня, не обязательно будет востребовано завтра. Во-вторых, добиться успеха в жизни и в профессии очень сложно, если она не соответствует вашим талантам и склонностям.
3. Одна из основных ошибок при выборе профессии - уступка давлению родителей и родственников, которые пытаются реализовать свои мечты через детей. Можно лишь прислушаться к их мнению, ведь выбор профессии – твое личное дело, никто не проживет за тебя твою собственную жизнь.
4. Отказ от профессии, к которой «лежит душа», по причине кажущейся ее недостаточной серьезности. Все профессии важны. У Михаила Веллера есть рассказ о человеке, который в детстве мечтал быть дворником. И что дальше? Закончив школу, поступил, как настаивали родители, в ВУЗ, всю жизнь тянул лямку на ничуть не интересующей его работе, и, лишь выйдя на пенсию, стал дворником – и обрел, наконец, счастье. Уважение равно вызывают и простой рабочий, и специалист с высшим образованием, если они оба – профессионалы в своем деле.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
6. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Многие совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста.
7. Незнание или недооценка некоторых своих физических особенностей и недостатков – серьезная ошибка при выборе профессии. С больным сердцем путь в летчики закрыт. Аллергикам противопоказаны профессии химика или парикмахера. Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние твоего здоровья.
А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
Заключительное слово
Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А, чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны.
(слайд 21)
Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь.
Учитель выучит всему -
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастешь
И дело по душе найдешь!
Подведение итогов (рефлексия)
Что интересного вы узнали сегодня. Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?
Библиография:
- Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения / Под.ред. Чистяковой С.Н. М., ИОСО РАО, 2002.
- Лернер П.С. Информационные технологии в продуктивном образовании старших школьников // Школьные технологии. – 2002. – №4
- На пути к профильному обучению в 12-летней школе : Из опыта работы эксперим. шк. Рос. акад. образования : [Сб. ст. и материалов] : В 2 ч. / Рос. акад. образования, Ин-т общ. сред. образования. – М. : ИОСО РАО, 2001.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. М.: Изд. "Институт практической психологии", Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК". 1997.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / Под.ред. Митиной Л.М., М.: "Флинта", 1998.
- Рекомендации по использованию в профильном обучении экспериментального учебника Технология профессионального успеха (естественно-научный профиль): Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф. и др. // Школа и производство. – 2002. № 1. – 0,5 п.л.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 10 классе по теме "В мире профессий"
Урок для учащихся 10 класса....
Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"
Сценарий и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр...
Сценарий внеклассного мероприятия "В мире профессий"
Помочь обучающимся приобрести знания по основам выбора профессии...
В мире профессий. "Профессия - ветеринар"
В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...
Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии
Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
Комментарии
Спасибо за интересную
Спасибо за интересную призентацию!