Урок самопознание
план-конспект урока на тему

Горелова Ольга Анатольевна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_samopoznanie.docx198.46 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный

Демонстрационная презентация

Создание рабочего настроя на урок и повышение мотивации учащихся

Актуализация знаний

Демонстрационная презентация

Повторение и вхождение в новую тему

Объяснение нового материала

Демонстрационная презентация

Организовать деятельность учащихся на приобретение знаний о самом себе;

Развивать умения закладывать обобщения в схемы, кластеры;

Раскрыть необходимость самопознания, как средства социальной адаптации

Подведение итогов урока

Демонстрационная презентация

Формирование «Я – концепция» в результате самопознания

Тема урока: Самопознание.

Цель урока:

- ученик, деятельность которого направлена на приобретение знаний о самом себе.

Задачи учащихся:

1. Знать, что есть самопознание.

2. Уметь наполнять содержанием определение самопознания.

(сущность, методы, способы самопознания)

3. Уметь соотносить теоретические знания с реальной действительностью.

Понятия: познание, самопознание, самооценка, Я- концепция (образ «Я»), деятельность.

Оборудование:

1.Компьютер, медиапроектор, экран.

2. Презентация к уроку

3. Тексты документов древних философов И.Канта «О сознании самого себя»; Д.Локка «О способности человека к познанию и самопознанию»; высказывания из сочинений восьмиклассниц.

4. Тесты «Кто Вы», «Вы умеете слушать?»

Домашнее задание: 1) п. 12, вопросы и задания 1-3, 6

2)Составление кластера «Какой Я?» 

План урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3. Объявление темы урока.

4.Изучение нового материала.

5. Работа учащихся с текстами документов.

6. Выступление школьного психолога

7.Практическая работа учащихся по самопознанию (тестирование)

8. Систематизация полученных знаний.

9. Знакомство учащихся с «Я – концепция».

10. Подведение итога урока.

Ход урока:

I. Актуализация знаний.

Используя схему, заполните пропуски.  Слайд 2.
- Сравним с идеальным вариантом (сравниваем, обсуждаем)

- Сформулируйте определение «познание».

 (Активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.

- Деятельность людей,  результатом которой является знание о предметах и явлениях окружающего мира есть познание)

-Если познание – деятельность, какова структура деятельности?

( мотив – цель – средства – действия - результат)

- Наличие каких  аспектов необходимо в  познавательной деятельности?

(Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон:

 Субъекта  и объекта)

- Что такое объект? Субъект?

( познающий человек – это субъект;

 познаваемый предмет или явление- это объект)

- Определите, что из перечисленного - Человек, природа, общество

отнесём к субъекту, что к объекту:

II. Объявление темы урока

Тема нашего урока посвящена познанию особого объекта – самого себя – САМОПОЗНАНИЕ.  Слайд 3

Слайд 4

(Заполнение детьми таблицы  «Знаю, хочу узнать, узнал»)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- Что вы знаете о самопознании?

- Что  бы  вы хотели узнать?

- Можем ли заполнить последний столбец таблицы сейчас?

(В конце урока заполним)

III. Изучение нового материала.

1). Практическая работа учащихся.

Составление кластера «Кто Я?» Слайд 5

2) Анализ сферы  ролевых представлений учащихся о себе.

- упоминают свою позицию  ученика, предметы, отношение к школе - это свидетельствует об отношении к школе и о месте позиции ученика в иерархии личностных позиций;

- упоминают семью, членов своей семьи, дом – это свидетельствует о привязанности к близким людям, о  ценностях семьи;

- упоминают свои общественные роли, в том числе свою национальность, принадлежность к жителям того или иного города, села, края – это свидетельство общественных ориентаций,  гражданской  позиции учащихся;

-упоминают свои половые роли (мальчик, девочка) – это показатель отношения к чертам мужественности и женственности.

3) Знакомство с образом Я на примере учителя  Слайды 6-12

Это Я}  и   {Это Я   (фото учителя) 

-Да, да, это все одно мое Я!

 Каждый человек стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или  поправить свою внешность. Это начало  перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа Я, к самосовершенствованию.

Слова ГЁТЕ: «Как можно познать себя?

Только путем действия, но никогда путем созерцания» 

 Слайд 13

4) Определение средств самопознания.

- С чего начинается самопознание?

- Какие виды самовосприятия вы знаете?

( фото, зеркало – рассматривание себя)

«Свет мой зеркальце скажи, 

да всю правду доложи

Я ль на свете всех милее,

всех румяней и белее...?

- Какую деятельность Вы осуществляете, разглядывая себя в зеркало?

( Оцениваем)

- Самооценка- оценка личностью самого себя – это второй вид самопознания.

-Самопознание, как утверждают учёные, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом.

 Ещё одним средством самопознания является самоисповедь.

Триада – самовосприятие – самооценка и самоисповедь

формируют образ Я   Слайд 14

- Древние философы, мыслители еще в период средневековья написали множество трудов о познании самого себя.

Познакомимся с содержанием работ И. Канта, Д.Локка и высказываниями  современных школьников.

 IV. Работа учащихся с документами   (Приложение1-2)
( задания по группам)

1). Ответы на вопросы по тексту И. Кант «О сознании самого себя» с.40

- Какие основания для выделения человека из «других существ, живущих на Земле», И. Кант считал правомерными?

- Согласны ли вы с положением И.Канта о том, что изменение формы высказывания человека о себе отражает развитие самопознания?

2). Ответы  на вопросы  по тексту Д. Локк «О способности человека к познанию и самопознанию» с. 41.

- Какова главная мысль приведённого фрагмента?

- Согласны ли вы с мнением философа? Ответ аргументируйте.

- Что общего в трудах этих философов?   Слайд 15

(

3). Комментарий высказываний (Приложение)

-Познавать себя трудно, но приятно и полезно

-Что по этому поводу думает современная наука?

V. Слово школьного психолога

« Человек всегда был загадкой для окружающих и для самого себя.

Все труды зарубежных и отечественных психологов направлены на изучение и познание личности, с тем, чтобы сам человек понял, что именно в нем самом находятся все резервы для создания успеха в любой жизненной ситуации.

 Самопознание с психологической точки зрения это знание: 

- своих физиологических особенностей (изменение функций организма);

- физических особенностей (изменение роста, веса, силы и т.д.)

- психических особенностей (развитие мышления, понятия, восприятия и т.д.)

Зная все особенности своей личности, т.е. самого себя, человек будет успешен по жизни всегда!

 Сегодня я предлагаю Вам  принять участие в психологических тестах.

VI. Практическая работа психолога с учащимися по самопознанию.

1)Тест «Кто Вы?»  Приложение  Слайды 16-20

2)Тест «Вы умеете слушать?»  Приложение

- Какой метод познания себя вы использовали сейчас?

- Что нового для себя открыли?

VII. Систематизация полученных знаний.

- Что означает «самооценка»?

-Каковы критерии самооценки?   Слайд 21

- Согласны ли вы с утверждением  Цицерона

«Чаще заглядывай в самого себя»?

- Какое средство самопознания мы ещё не раскрыли?

- Как вы понимаете это слово?

- Самоисповедь – полный внутренний отчёт перед самим собой

  Том что происходит с нами и в нас   Слайд 22

- Каковы формы самоисповеди?

  1. высказывание перед кем-либо
  2. личные дневники
  3. тесты
  4. анкеты
  5. внутренний диалог с самим собой

VIII. Знакомство учащихся с Я – концепцией   Слайд 23

В результате самопознания и неразделимой триады: самовосприятие –самооценка и самоисповедь - формируется существующая в сознании человека система взглядов, представлений, суждений, оценок лично себя!

 В психологии она называется - Я концепция – Я образ

- Для постижения Я не обязательно проводить  психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния:  какие поступки дают вам удовлетворение, какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

М. Твен «Каждый человек, подобно луне,

Имеет свою неосвещённую сторону,

 Которую, он никому не показывает»

- Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.

IX. Домашнее задание.

1) п. 12, вопросы и задания 1-3, 6

2)Составление кластера «Какой Я?»   Слайд 24

- Анализ психологических характеристик  при проверке домашнего задания.

-если преобладают положительные самохарактеристики – это свидетельствует о положительной самооценке;

- если преобладают отрицательные самохарактеристики – это говорит о высокой критичности к себе, повышенной требовательности 

Х.Подведение итогов урока   Слайд 25
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? 

( заполнение последнего столбца таблицы «Узнал»)

1.Надо  ли себя познавать? Что в себе познавать?

2. Каковы средства и методы самопознания?

3. Что является итогом самопознания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"

В основе урока -  деятельностный подход.                   Занятие начинается с небольшого музыкального в...

Презентации к урокам самопознания

презентации к урокам самопознания 8, 9, 11 класс...

Презентации к урокам самопознания

презентации к урокам самопознания 8, 9, 11 класс...

Презентации к урокам самопознания

презентации к урокам самопознания 8, 9, 11 класс...

Презентации к урокам самопознания

презентации к урокам самопознания 8, 9, 11 класс...

Урок самопознания в 5 классе Тема: «Какой Я?»

Цель урока:развитие у детей интереса к себе, повышение самопринятия, осознание себя и другого как уникальных людей.Задачи:─ дать представление об индивидуальности человека и его общности с други...

Рефлексивный отчет по уроку самопознания в 7 классе из серии запланированных последовательных уроков

Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у уч...