Урок самопознание
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Этап урока | Форма использования ИКТ | Цель |
Организационный | Демонстрационная презентация | Создание рабочего настроя на урок и повышение мотивации учащихся |
Актуализация знаний | Демонстрационная презентация | Повторение и вхождение в новую тему |
Объяснение нового материала | Демонстрационная презентация | Организовать деятельность учащихся на приобретение знаний о самом себе; Развивать умения закладывать обобщения в схемы, кластеры; Раскрыть необходимость самопознания, как средства социальной адаптации |
Подведение итогов урока | Демонстрационная презентация | Формирование «Я – концепция» в результате самопознания |
Тема урока: Самопознание.
Цель урока:
- ученик, деятельность которого направлена на приобретение знаний о самом себе.
Задачи учащихся:
1. Знать, что есть самопознание.
2. Уметь наполнять содержанием определение самопознания.
(сущность, методы, способы самопознания)
3. Уметь соотносить теоретические знания с реальной действительностью.
Понятия: познание, самопознание, самооценка, Я- концепция (образ «Я»), деятельность.
Оборудование:
1.Компьютер, медиапроектор, экран.
2. Презентация к уроку
3. Тексты документов древних философов И.Канта «О сознании самого себя»; Д.Локка «О способности человека к познанию и самопознанию»; высказывания из сочинений восьмиклассниц.
4. Тесты «Кто Вы», «Вы умеете слушать?»
Домашнее задание: 1) п. 12, вопросы и задания 1-3, 6
2)Составление кластера «Какой Я?»
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3. Объявление темы урока.
4.Изучение нового материала.
5. Работа учащихся с текстами документов.
6. Выступление школьного психолога
7.Практическая работа учащихся по самопознанию (тестирование)
8. Систематизация полученных знаний.
9. Знакомство учащихся с «Я – концепция».
10. Подведение итога урока.
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
- Используя схему, заполните пропуски. Слайд 2.
- Сравним с идеальным вариантом (сравниваем, обсуждаем)
- Сформулируйте определение «познание».
(Активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.
- Деятельность людей, результатом которой является знание о предметах и явлениях окружающего мира есть познание)
-Если познание – деятельность, какова структура деятельности?
( мотив – цель – средства – действия - результат)
- Наличие каких аспектов необходимо в познавательной деятельности?
(Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон:
Субъекта и объекта)
- Что такое объект? Субъект?
( познающий человек – это субъект;
познаваемый предмет или явление- это объект)
- Определите, что из перечисленного - Человек, природа, общество
отнесём к субъекту, что к объекту:
II. Объявление темы урока
Тема нашего урока посвящена познанию особого объекта – самого себя – САМОПОЗНАНИЕ. Слайд 3
Слайд 4
(Заполнение детьми таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- Что вы знаете о самопознании?
- Что бы вы хотели узнать?
- Можем ли заполнить последний столбец таблицы сейчас?
(В конце урока заполним)
III. Изучение нового материала.
1). Практическая работа учащихся.
Составление кластера «Кто Я?» Слайд 5
2) Анализ сферы ролевых представлений учащихся о себе.
- упоминают свою позицию ученика, предметы, отношение к школе - это свидетельствует об отношении к школе и о месте позиции ученика в иерархии личностных позиций;
- упоминают семью, членов своей семьи, дом – это свидетельствует о привязанности к близким людям, о ценностях семьи;
- упоминают свои общественные роли, в том числе свою национальность, принадлежность к жителям того или иного города, села, края – это свидетельство общественных ориентаций, гражданской позиции учащихся;
-упоминают свои половые роли (мальчик, девочка) – это показатель отношения к чертам мужественности и женственности.
3) Знакомство с образом Я на примере учителя Слайды 6-12
Это Я} и {Это Я (фото учителя)
-Да, да, это все одно мое Я!
Каждый человек стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или поправить свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа Я, к самосовершенствованию.
Слова ГЁТЕ: «Как можно познать себя?
Только путем действия, но никогда путем созерцания»
Слайд 13
4) Определение средств самопознания.
- С чего начинается самопознание?
- Какие виды самовосприятия вы знаете?
( фото, зеркало – рассматривание себя)
«Свет мой зеркальце скажи,
да всю правду доложи
Я ль на свете всех милее,
всех румяней и белее...?
- Какую деятельность Вы осуществляете, разглядывая себя в зеркало?
( Оцениваем)
- Самооценка- оценка личностью самого себя – это второй вид самопознания.
-Самопознание, как утверждают учёные, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом.
Ещё одним средством самопознания является самоисповедь.
Триада – самовосприятие – самооценка и самоисповедь
формируют образ Я Слайд 14
- Древние философы, мыслители еще в период средневековья написали множество трудов о познании самого себя.
Познакомимся с содержанием работ И. Канта, Д.Локка и высказываниями современных школьников.
IV. Работа учащихся с документами (Приложение1-2)
( задания по группам)
1). Ответы на вопросы по тексту И. Кант «О сознании самого себя» с.40
- Какие основания для выделения человека из «других существ, живущих на Земле», И. Кант считал правомерными?
- Согласны ли вы с положением И.Канта о том, что изменение формы высказывания человека о себе отражает развитие самопознания?
2). Ответы на вопросы по тексту Д. Локк «О способности человека к познанию и самопознанию» с. 41.
- Какова главная мысль приведённого фрагмента?
- Согласны ли вы с мнением философа? Ответ аргументируйте.
- Что общего в трудах этих философов? Слайд 15
(
3). Комментарий высказываний (Приложение)
-Познавать себя трудно, но приятно и полезно
-Что по этому поводу думает современная наука?
V. Слово школьного психолога
« Человек всегда был загадкой для окружающих и для самого себя.
Все труды зарубежных и отечественных психологов направлены на изучение и познание личности, с тем, чтобы сам человек понял, что именно в нем самом находятся все резервы для создания успеха в любой жизненной ситуации.
Самопознание с психологической точки зрения это знание:
- своих физиологических особенностей (изменение функций организма);
- физических особенностей (изменение роста, веса, силы и т.д.)
- психических особенностей (развитие мышления, понятия, восприятия и т.д.)
Зная все особенности своей личности, т.е. самого себя, человек будет успешен по жизни всегда!
Сегодня я предлагаю Вам принять участие в психологических тестах.
VI. Практическая работа психолога с учащимися по самопознанию.
1)Тест «Кто Вы?» Приложение Слайды 16-20
2)Тест «Вы умеете слушать?» Приложение
- Какой метод познания себя вы использовали сейчас?
- Что нового для себя открыли?
VII. Систематизация полученных знаний.
- Что означает «самооценка»?
-Каковы критерии самооценки? Слайд 21
- Согласны ли вы с утверждением Цицерона –
«Чаще заглядывай в самого себя»?
- Какое средство самопознания мы ещё не раскрыли?
- Как вы понимаете это слово?
- Самоисповедь – полный внутренний отчёт перед самим собой
Том что происходит с нами и в нас Слайд 22
- Каковы формы самоисповеди?
- высказывание перед кем-либо
- личные дневники
- тесты
- анкеты
- внутренний диалог с самим собой
VIII. Знакомство учащихся с Я – концепцией Слайд 23
В результате самопознания и неразделимой триады: самовосприятие –самооценка и самоисповедь - формируется существующая в сознании человека система взглядов, представлений, суждений, оценок лично себя!
В психологии она называется - Я концепция – Я образ
- Для постижения Я не обязательно проводить психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния: какие поступки дают вам удовлетворение, какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.
М. Твен «Каждый человек, подобно луне,
Имеет свою неосвещённую сторону,
Которую, он никому не показывает»
- Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.
IX. Домашнее задание.
1) п. 12, вопросы и задания 1-3, 6
2)Составление кластера «Какой Я?» Слайд 24
- Анализ психологических характеристик при проверке домашнего задания.
-если преобладают положительные самохарактеристики – это свидетельствует о положительной самооценке;
- если преобладают отрицательные самохарактеристики – это говорит о высокой критичности к себе, повышенной требовательности
Х.Подведение итогов урока Слайд 25
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
( заполнение последнего столбца таблицы «Узнал»)
1.Надо ли себя познавать? Что в себе познавать?
2. Каковы средства и методы самопознания?
3. Что является итогом самопознания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"
В основе урока - деятельностный подход. Занятие начинается с небольшого музыкального в...
Презентации к урокам самопознания
презентации к урокам самопознания 8, 9, 11 класс...
Презентации к урокам самопознания
презентации к урокам самопознания 8, 9, 11 класс...
Презентации к урокам самопознания
презентации к урокам самопознания 8, 9, 11 класс...
Презентации к урокам самопознания
презентации к урокам самопознания 8, 9, 11 класс...
Урок самопознания в 5 классе Тема: «Какой Я?»
Цель урока:развитие у детей интереса к себе, повышение самопринятия, осознание себя и другого как уникальных людей.Задачи:─ дать представление об индивидуальности человека и его общности с други...
Рефлексивный отчет по уроку самопознания в 7 классе из серии запланированных последовательных уроков
Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у уч...