Из опыта работы
план-конспект урока по теме

опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Из опыта работы учителя математики

                                                    ГБОУ Республиканской специальной

                                                    коррекционной школы , педстаж 31 год

                                                    Баяндай Светланы Чамыяновны.

                                      Активизация

познавательной деятельности учащихся на уроках

                                      математики.

Каждый учитель стремится заинтересовать ученика, привить ему любовь к своему предмету. Профессия учителя всегда была одной из важных профессий в обществе. Это непросто человек, дающие знания учащихся, а специалист – психолог. Он должен понимать внутренний мир каждого своего ученика, его способности, интересы, а уж тем более должен уметь дарить детям радость, тепло. Особенно учитель должен любить детей, чтобы создавать уют души. Быть гуманным, добрым, толерантным. А, когда работаешь с детьми сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей, с детьми с отклонениями в поведении, тревожных, эмоционально неустойчивых, неуравновешенных и агрессивных, то доброта, гуманность, толерантность, терпение, ласка, любовь ученикам  прежде всего. От нас они учатся любить людей, жизнь. Чтобы всего этого добиться работать не покладая рук, быть преданным своему предмету, преданным к детям. Нужно каждый день и каждый час, открывать для детей новое, неизведанное, увлекать детей за собой. Именно  разнообразные уроки вызывают интерес детей. Они становятся задумчивыми, радостными, с горящими глазами работают в обстановке понимания, взаимного доверия, новизны. Развитие уверенности, потребности быть самим собой, быть открытым – это тоже залог успеха учителя. Нужно научить детей не бояться ошибиться, иметь свое мнение и не стесняться его высказывать.

         Приемы и методы активизации познавательной

         деятельности учащихся на уроках.

Умственная активность в процессе обучения – гимнастика для ума, имеет особое значение. Учителю просто необходимо владеть разными методическими приемами, пробуждающими мыслительную активность учащихся. На уроках математики должно прослеживаться двух задач: математического образования и психологического развития школьника.

Основная задача обучения математике в специальной школе – сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. Коррекционная задача состоит в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи учащихся формировании у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования. Моя цель как учителя- научит каждого ученика самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Активизировать- это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Для того, чтобы поддерживать в течение всего урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Наибольший интерес у учащихся вызывает применение активных форм обучения: устные упражнения, игры,  логические задачи, лото, эстафеты, загадки, перфокарты,  логические смекалки,  магические квадраты, фокусы, головоломки, ребусы, кроссворды и другие, которые я стараюсь применять на каждом уроке, используя игровую технологию. В своей практике использую также нетрадиционные уроки, считаю, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.

Одной из форм активного обучения. В своей практике являются уроки- турниры, соревнования, уроки -беседы, уроки- игры, интегрированные и обобщающие уроки. Такие формы урока я применяю в 5-7-ых классах, в основном, для обобщения тем. Все эти уроки- праздники, на которые можно пригласить воспитателей, родственников учеников и учителей школы. Цель в уроков:

  1. Содействовать развитию памяти, внимания, речи, наблюдательности, нетрадиционного мышления.
  2. Помочь выработать рациональные приемы умственной деятельности, используя  устные упражнения, логические задачи, развивающие игры.

                                       Устные упражнения.

Годы работы в коррекционной школе показали, что в 5-7 классах вспомогательной школы имеет свою специфику при применении устных упражнений и игр. Дети сосредотачиваются и лучше запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. В игре школьники стремятся с одной стороны «быть как все», а другой стороны «лучше, чем все». Разработанные мною следующие игры дают хорошие результаты, повышают интерес к предмету: Игра «Найди пару».

Найти примеры с одинаковыми ответами

  1. 1000-500                 4) 800-100
  2. 1000-300                 5) 5001+100
  3. 400-300                   6) 900+100 и другие.

Игра «Какой ряд лучше?». Ответы записываются, по цепочке выходят ученики с каждого ряда.

                  1 ряд                                          2 ряд

                 333 : 3                                       555 : 5

                 973 х 0                                      777 х 1

                 428 : 4                                        639 : 3

Игра « Отвечай- ка»

           Самое маленькое трехзначное число…

            В числе 48 -…см

            5 см=…мм

Игра « Проверяй – ка!»                   Найти ошибки:

215-16=201               400-10=380                     108-9=101

610-210=100             883-93=810                     2450+1230=3680

Игра «Быстрый счетчик»

- Как вы понимаете выражение «минута час бережет»?

- Что вы можете сделать за 1 минуту? – Предлагаю каждому испытать себя. Кто правильно и больше решит примеров за минуту, засыпая только ответы. Запись на доске:

800:8                555х1               636:6

880+16             1756х0             123х4 и другие.

При на устном счете интересна например- эстафета «Кто быстрее?» достигнет флажка. К доске вызываются два ученика или эстафета дается по рядам:

       

           1 ряд.                           2 ряд.

         50х2                              40х3

         8х100                            9х200

         999:3                             666:2

         120+90                          130+70

         234+1                            469х0

Одним из средств, способствующих, лучшему усвоению математики является устные упражнения. Проводимые в начале урока устные упражнения и разминка помогают учащимся быстро включаться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной зарядкой напряжения и усталости, вызванной письменной или практической работой. На каждом уроке математики я провожу устный счет используя при этом игровые и занимательные задания. Игра заключает в себя правила, которые организуют эмоции и волю ученика, упражняют ум и развивают его личность, тем самым развиваются у детей познавательные интересы, формируется социальная активность.

Игра «Внимание и Внимание – угадай-ка!» условия игры: показ детям полоски с рисунками, геометрическими фигурами, а ученики, рассматривая ее 3 секунды, запоминают фигурки, называют как можно точнее по порядку.

Задания постепенно  усложняются. Некоторые рисунки приходиться повторять на нескольких уроках. Эти игры помогают отвлечься от постороннего и настроится на урок.

Игра «Какой лишний?»

Укажи лишнюю единицу измерения и зачеркни лишнюю:

Длина:    м, см, кг, дм, мм, км.

Масса:    г, Сек, кг, т, ц.

Еще на устный счет, даю раскладные карточки с заданием на вычисление

         7+0,2                     30+20

         __:9                       __х2

         __х3                      __:20

         __+0,6                  __+19

        ______                 ______

             ?                           ?

Логические упражнения.

Логические упражнения, связанные с простейшими умозаключениями, не требуют  вычислений, лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому содействуют возникновению интереса у детей к процессу вычислительной деятельности. К таким упражнениям относятся: логические задачи, смекалки, головоломки и другие.

К логическими упражнениями относятся задачи – шутки. Например:1. На грядке сидят 10 воробья ,к ним прилетели ещё 5, кот Васька подкрался и схватил одного воробушка. Сколько воробьев осталось на грядке.

Ответ: Ни одного.

2. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 7 яблонь, а потом ещё 9  

    Яблонь. Сколько деревьев зацвело? Ответ: В январе деревьев не цветут.

  1. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 ласточки, 5 кур, 3 вороны.

Сколько птиц летело? и другие.

         

                        Исследовательское задание.

Как часто учитель просто записывает на доске тему урока и сразу начинает объяснение. Конечно такой прием не возбуждает у учеников ни интереса, ни   желания познать новое и совсем по другому воспринимается. Я применяю на своих уроках исследовательские задания. Цель урока, когда учащихся сами становится исследователями той или иной проблемы, сами убеждаются в необходимости изучения темы. Так, при изучении деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 можно сразу не формировать тему урока, а предложить ребятам следующие систему заданий. 1)Ребята, попробуйте догадаться как можно быстро выполнить деление. 2) Решение объясните. Если не можете, то прочитайте в учебник страница… о делении десятичных дробей на 10, 100, 1000 3) Придумайте, сами похожий пример и предложите его решить товарищу по парте и проверь его сам.

В записи 5555 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно: 110 и 560.

Ответ: 55 + 55 = 110; 555 + 5 = 560 и другие.

                                 

                  Самостоятельная работа. Перфокарта.

В процессе работы я часто использую в своей работе разные перфокарты.

Мною составленные перфокарты помогают мне проверить знания учащихся по той или иной теме математике. Они активизируют самостоятельную работу детей, экономят время на уроке. Что же такое перфокарта и как её составлять с учетом полученных знаний по тему или иному разделу программу? Они составляются по пройденному материалу, по всем изученным темам. Перфокарта – это карта, на которой слева помещается материал для проверки, а справа(сверху)то, что нужно проверять.

Тут делаются прорези для записывания ответов. Работу детей можно проверить по контрольной перфокарте, но я проверяю без нее. В контрольной перфокарте есть готовые ответы, но я считаю, что лучше и целесообразнее проверить их при самом ученике (если работа индивидуальная). Контрольная

перфокарта находится у учителя, детям даются те, которые надо проверить, то есть рабочие, без ответов и даю задание по уровням. Я делаю перфокарты

двойные, в нее можно вложить лист тетрадки, бумаги внизу или вверх записывается фамилия, имя ученика. Например:

Ф.И.учащихся

Решите примеры

Решение

Ответы

1) 7,8 + 6,9

2) 8,1 – 5,46

3) 12,6 х 7,8

                                                                                           Оценка

Перфокарта « Лото шифр» За правильный ответ получиться « слова»

Ф.И. учащихся

Лото

Шифр

Ответ

Результат

1,698:4,5

У

0,3:2

Д

1203+4247

А

1000-779

Ч

При проведении уроков использую современные методы – использовании компьютерный техники – компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счета, в качестве показа при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток. « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» = гласит народная пословица.    Выводы: 1. Для того, чтобы сделать математику доступно и увлекательной нужно вызвать интерес, предложить формы работы, незаметно вовлекающее всех учащихся в полезную целенаправленную деятельность, в процессе которой они приобретают необходимые знания, умения и навыки.

2. Предполагаемая педагогическая игровая технология ИТК обеспечивает осмысленность запоминания на основе использования игр, создание предпосылок для успешного усвоения программы коррекционной школы.

3. В процессе обучения активизируется мыслительная и память, логическое мышление на уроках математики.

                                    Список использованной литературы:

                           

  1. И. Ф. Шарыгин. Задачи на смекалку
  2. Журнал №5.2011г. Весёлая занятия
  3. Л.Г. Петерсон. Математика
  4. Учебник 7 класс Математика Т.В. Алышева.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...