Активные формы и приемы работы на уроках ОРКСЭ
методическая разработка по теме
Автором представлен опыт работы по использованию активных форм и приемов работы на уроках ОРКСЭ, а также разработки дидактических игр (домино, кроссворды и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_materialy_po_kursu_orkse.docx | 37.67 КБ |
krossvordy_domino_i_dr_igry.rar | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Активные формы и приемы работы на уроках ОСЭ
Зорина Ж.В., учитель истории и ОРКСЭ
Основными задачами курса «Основы светской этики» являются:
- развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Задача педагога заключается в том, чтобы не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навык практических действий. Этому могут способствовать активные формы и приемы обучения, способствующие глубокому пониманию и усвоению материала.
Для организации деятельности учащихся на уроках ОРКСЭ необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
- Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
- Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);
- Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;
- Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.
Исходя из этих требований, подбираются определенные формы и методы урока.
Наиболее эффективной технологией работы на уроках ОСЭ является технология обучения в сотрудничестве.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
- деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;
- выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.(примеры распределения в группы: по цвету жетонов, сильные или слабые учащиеся набирают команды и т.д. )
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
- постановка познавательной задачи;
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактических материалов группам.
2. Групповая работа.
- знакомство с материалами, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщение);
- подведение итогов группового задания.
3. Заключение.
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи, дополнения.
Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Сегодня я остановлюсь на некоторых формах и приемах работы в рамках данной технологии.
Формы работы:
Беседа. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Взаимные вопросы и задания группам. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).
Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, педагогов). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Интервью. (Например, по теме «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»)
Приемы работы
Творческая мастерская.
Цель: научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов.
Содержание: к уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные работы.
Конечные результат: мини- проекты –книги, газеты, рисунки, фото выставка коллаж и пр.
Прием. Расшифруй слово. Используется при создании проблемной ситуации. (пример)
Прием. Ассоциации. Используется при объяснении нового материала, закреплении и рефлексии.
Цель: научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей при выполнении задания.
Содержание: обучающиеся в группах выбирают только те понятия или иллюстрации, которые относятся к изучаемой теме, объясняют значение понятий и выражают личностное отношение к данным явлениям. Группы на основе карточек составляют словарь по теме.
Конечный продукт: словарь понятий. (Например, по теме: Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества).
В курсе ОСЭ много различных понятий. Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют основные понятия курса. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать, они должны знать наизусть. Чтобы понятия лучше запоминались, а также для контроля за усвоением их используется на уроках следующие приемы:
- Прием. Домино – состоит из карточек, каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано понятие, на другой – определение к другому понятию.
- Прием. Кроссворды. (примеры)
В рамках проведения уроков в выше указанных технологиях используются ИКТ и ЦОРы. ИКТ способствуют активизации познавательной деятельности, могут использоваться на разных этапах урока.
В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить.
Использование мультимедийных презентаций к уроку.
Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для поиска справочной информации по теме.
Использование видео и аудиоматериалов. Данные материалы можно использовать на разных этапах урока.
Преимущества:
1.процесс обучения более живой и интересный
2. способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.
3.непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала.
№ | Тема | Видео | Аудио |
1 | Россия – наша Родина | Видеоклип на Гимн РФ | Песня «С чего начинается родина» Песня «Родина моя прекрасна» |
2 | Что такое светская этика | ||
3 | Мораль и культура | ||
4 | Особенности морали | ||
5 | Добро и зло | Мультфильм «Двенадцать месяцев» | |
6 | Добродетели и порок | ||
7 | Свобода и моральный выбор человека | ||
8 | Свобода и ответственность | ||
9 | Моральный долг | ||
10 | Справедливость | Мультфильм «Антошка» | |
11 | Альтруизм и эгоизм | Мультфильм «Цветик - семи цветик» | |
12 | Дружба | Мультфильм «Самый большой друг» | Песня «Друг» Песня про дружбу Песня «Про друзей» |
13 | Что значит быть моральным? | ||
14 | Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества. | Песня «Радость моя» | |
15 | Нравственный поступок. | ||
16 | Золотое правило нравственности | ||
17 | Стыд, вина и извинение | ||
18 | Честь и достоинство | Мультфильм «Золотая антилопа» | Рассказ «Косточка» Рассказ «Дед» Песня «Офицеры границы» |
19 | Совесть | ||
20 | Нравственные идеалы | Песня «Золотое сердце» | |
21 | Этикет | Мультфильм «Вини Пух» | |
22 | Семейные праздники | ||
23 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | Ролик «Барашек» Мультфильм «Девочка со спичками»(2006 г.) | |
24 | Любовь и уважение к Отечеству. |
Этапы работы с материалом:
1.Преддемонстрационный этап
Цели этапа: мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения.
- Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков по какой-либо теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на изучение конкретного материла, что логично подготавливает их к просмотру видео или прослушиванию аудио.
- Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике, также способствуют повышению мотивации в ходе просмотра видео и аудио материалов при условии, что они открывает новые перспективы видения данной темы, содержит элемент новизны и непредсказуемости.
2. Демонстрационный этап
Цель этапа: демонстрация фильма сопровождается активной учебной деятельностью зрителей-обучаемых.
На этом этапе используются задания, направленные на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного материала. В данном случае не столько формулировка задания, сколько содержание упражнения обеспечивает ту или иную степень эффективности и оправданности выполнения задания. Обучаемые могут также делать записи к тексту фильма, которые понадобятся при выполнении заданий на последемонстрационном этапе.
Формы работы с аудио и видеоматериалами:
- Отметить основное содержание
- Составить 5 вопросов
- Ответить на вопросы предложенные учителем
3.Последемонстрационный этап
Цель этапа: использовать исходный видео и аудиоматериал в качестве основы и опоры для развития продуктивных знаний и умений.
На всех этапах урока необходимо оценивание.
Формы оценивание:
- самооценка
- взаимооценивание
- оценка учителя
Задания на дом в процессе изучения курса «Основы светской этики» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. В течение года каждый учащийся выполняет 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы.
Рекомендации к домашним заданиям
- Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
- Заучивание (минимального количества терминов, имен).
- Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
- Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.
- Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Рефлексия
- Прием. Дерево Впечатлений
- Прием. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Пример синквейн по теме «Нравственный поступок»
1.поступок
2.плохой, хороший
3.делать, действовать, нарушать
4.выражение моих мыслей
5.действие
- заполнение таблицы, или просто проговаривание
Я знал | Я узнал |
- отзыв
Данные формы и приемы работы способствуют успешности обучения, повышению мотивации к изучению предмета, повышению уровня воспитанности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы и методы работы на уроке.
Данный материал предназначен для учителей математики.В нем содержится полезный материал для организации устного счета учащихся....
Активные формы и методы работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности
В данной статье педагог делится опытом работы. Знакомит с активными формами и методами работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности....
Доклад "Активные формы и методы работы на уроках музыки"
Доклад "Активные формы и методы работы на уроках музыки"подготовлен к семинару учителей музыки МО "Тахтамукайский район"...
Активные формы и методы работы на уроках литературы
Учитель является главным действующим лицом педагогического процесса, именно к нему сегодня предъявляются новые требования.Тип учителя – информатора ушел в прошлое. Необходимы новые подходы к орг...
Использование активных форм и методов работы на уроках химии
Использование активных форм и методов работы на уроках химии...
Активные формы и методы работы на урока истории в рамках новых стандартов ФГОС ООО - СОО
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор ...
Активные формы и методы работы на уроках математики в условиях ФГОС
Статья "Активные формы и методы работы на уроках математики в условиях ФГОС"...