Использование активных форм и методов работы на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Использование активных форм и методов работы на уроках химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_obucheniya_himii.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №26 г. Улан-Удэ им. П.Ф.Сенчихина»
Учитель химии-биологии Ринчинова Анна Викторовна
Использование активных форм и методов работы на уроках химии
Я хочу предложить методы активного обучения, которые использую в своей работе.
- Игровое проектирование на основе метода проектов
Сущность метода проектов состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к
определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через
проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Этот метод я использовала при проведении Урока – ролевой игры в форме проектных работ по теме «Река моего детства» на муниципального семинара « Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания и обучения в рамках ФГОС», который проходил в нашей школе.
Дидактическая игра. Под которой понимается вариант учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе, в ходе которой происходит непосредственное освоение обучающимися дидактического материала, поданного в игровой форме. Она достаточно эффективна при обучении химии, но это не означает, что все уроки необходимо проводить в виде игры. Сегодня на уроке дети выбрали изучение нового материала с помощью сказки в частично игровой форме.
Анализ конкретных ситуаций.
Состоит в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах.
Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к
решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения системного решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.
В начале урока я предложила детям просмотр видеоролика, чтобы они поразмышляли над
сюжетом, проанализировали ситуацию и сообщили свои варианты правильных и ошибочных решений.
Эвристические методы обучения активизируют познавательную самостоятельность
обучающихся. Система современных эвристических методов обучения включает:
1. Методы «мозговой атаки» понимаются как метод стимуляции творческой активности
обучающихся. Они позволяют преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Я всегда стараюсь поддерживать доброжелательный психологический климат на уроке, что способствует интеллектуальной раскованности обучающихся, усиливает их интуицию и воображение (коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально).
2. Метод эвристических вопросов. Его целесообразно применять для накопления
дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже
имеющейся информации.
3. Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций
выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи.
4. Метод синектики (синектика – объединение разнородных элементов). Применяя этот
метод нужно избегать четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это
нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение должно начинаться не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ проясняет постановку проблемы, четче обрисовывает ее. Можно сделать сравнение общего строения аммиака и аминов и подвести, соотвественно, к выводу общих химических свойств аммиака и аминов.
5. Метод кластера. Кластер - это графическая организация материала, показывающая
смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой
работы как в классе, так и дома.
Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее.
Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию. Отличный способ добиться желаемого - обратить свой взор на кластер. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Прием кластера я использую на уроке для стимулирования мыслительной деятельности учащихся. Это графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащихся. На мой взгляд «кластер» развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы.
Метод презентации учебного материала тоже используется на уроке.
Химический эксперимент – важнейший метод и средство обучения химии.
Специфика химии как науки экспериментально-теоретической поставила учебный
эксперимент на одно из ведущих мест. Химический эксперимент в процессе обучения позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химии как науки побуждает интерес к предмету, формирует практические умения.
Поскольку лабораторный ученический эксперимент в силу узкого временного лимита
приобретает в обучении эпизодический характер, возникает необходимость привлечения к
выполнению демонстрационного эксперимента учащихся в качестве ассистентов учителя. Часть проблем химического эксперимента могут решить видеоматериалы. Возможно также использования рисунков-коллажей в учебнике. В использовании активных методов необходима системность, постепенное увеличение степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшение различных видов учительской помощи. Только тогда использование активных методов обучения будет влиять на успешность обучения школьников.
Я считаю, что активные методы обучения в первую очередь следует применять для
повышения учебной мотивации. Ни для кого не секрет, что если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью.
Из опыта своей работы могу сказать что активные методы и формы работы способствуют:
активизации познавательной активности учащихся;
развития способности к самостоятельному обучению;
выработки навыков работы в коллективе;
корректировки самооценки учащихся;
формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со
сверстниками, и с учителями).
Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических
целей:
эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;
развитие навыков активного слушания;
отработка изучаемого материала;
развитие навыков принятия решения;
эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.
Грамотное использование активных методов обучения позволяет строить учебный процесс с учетом принципов научения. Важно отметить, что ни одна из форм обучения не является единственно верной для достижения поставленных целей обучения; сохранению внимания и работоспособности обучаемых способствует использование разнообразных методов.
У каждого учащегося свои потенциальные возможности, восприятие, развитие, и задача учителя - создать такие условия, чтобы раскрыть каждого ученика для успешного усвоения учебного материала, для его веры в себя, уверенности, его комфортности на уроке. Чтобы видеть блеск и тысячу вопросов в глазах своих учеников, нам надо постоянно двигаться вперед, вести активный образ жизни.
«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...
Активные формы и методы работы на уроке.
Данный материал предназначен для учителей математики.В нем содержится полезный материал для организации устного счета учащихся....
Активные формы и методы работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности
В данной статье педагог делится опытом работы. Знакомит с активными формами и методами работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности....
Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...
Доклад "Активные формы и методы работы на уроках музыки"
Доклад "Активные формы и методы работы на уроках музыки"подготовлен к семинару учителей музыки МО "Тахтамукайский район"...
СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...
Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...