портфолио педагога
материал (7 класс) по теме
Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.docx | 53.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие «портфолио»
Портфолио – новое слово для российской педагогики. Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
Под портфолио обычно понимается собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в заданной области, в случае учительского портфолио – в профессиональной педагогической деятельности.
Портфолио является методом «аутентичного оценивания», т. е. оценивания реальных достижений, правдивого, объективного.
Основное преимущество метода портфолио заключается в том, что, он является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.
Существенным аспектом использования портфолио может стать уход от формального представления определённого набора документов и сбалансированная презентация как формализованных свидетельств достижений педагога, так и наглядных примеров, продуктов его деятельности. Это усиливает практическую ориентацию экспертизы, делает её прозрачной и содержательной.
Портфолио также позволяет педагогу более широко и разнообразно презентировать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки специальности и предметов преподавания.
Существенным становится перенос акцента с внешней экспертизы и контроля на самоконтроль и проектированием своей профессиональной траектории. Проект собственного профессионального развития, имеет долговременный характер, соответствующий современной идеологии обучения в течение всей жизни, и результаты которого он представляет на рассмотрение экспертов.
Портфолио в принципе созвучно такой актуальной образовательной идее, как идея обучения в течение всей жизни, коротко говоря, «пожизненного» (longlife еducation) обучения. Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учащегося и молодого профессионала, а затем становится доказательством роста его профессиональной квалификации.
Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы ХV–XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы. а в сфере фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце ХХ и начале ХХI вв. эта идея становится популярной во всём мире, в том числе и у нас, в России.
Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов)
Согласно современным словарям, портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализ ма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
1) это п а п к а д о с т и ж е н и й, направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);
2) р е ф л е к с и в н о е п о р т ф о л и о, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет);
3) п р о б л е м н о - и с с л е д о в а т е л ь с к и й, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;
4) т е м а т и ч е с к и й, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу;
5) м е т о д и ч е с к и й, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим.
Цели портфолио
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности – обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной. Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
– повышения или подтверждения квалификационной категории учителя;
– объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
– участие в конкурсе для получения премии Президента Российской Федерации (вклад педагога в развитие системы образования России за последние 3 года).
Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. «Портфель» обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки.
В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.
Каждый из нас индивидуален, у каждого свои интересы и потребности, своё видение окружающей действительности, а значит и своё представление о том, что должен содержать портфолио.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТФОЛИО.
ВАРИАНТ 1
Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).
Представленные в портфолио материалы оцениваются как свидетельства профессионализма педагога. Поэтому педагогу, который рассматривает презентацию портфолио как предпочтительную форму прохождения аттестационного испытания, можно рекомендовать в первую очередь познакомиться с тем, какие профессиональные компетентности необходимо отразить в портфолио с помощью различных свидетельств.
Требования к профессиональным компетентностям учителя | Вторая квалификационная категория | Первая Квалификационная категория | Высшая Квалификационная категория |
Учитель должен обосновать выбор образовательной программы | При выборе образовательной программы учитель использует методические рекомендации | При выборе образовательной программы учитель основывается на результатах анализа альтернативы | При выборе образовательной программы учитель ориентируется на цели и задачи / концепцию развития образовательного учреждения |
Учитель должен обосновать выбор педагогических (образовательных) технологий для достижения планируемых образовательных результатов | При выборе педагогических (образовательных) технологий учитель использует методические рекомендации | При выборе педагогических (образовательных) технологий учитель учитывает психолого-педагогические особенности учащихся | При использовании педагогических (образовательных) технологий учитель ориентируется на результаты апробации / адаптации технологий в условиях своего образовательного учреждения |
Учитель должен использовать средства педагогической диагностики, адекватные образовательным результатам | Учитель использует средства диагностики или методики оценки таких образовательных результатов, как знания, умений и навыки учащихся | Учитель использует средства диагностики или методики оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся | Учитель использует средства диагностики или методики оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся |
Учитель должен реализовывать основные направления региональной образовательной политики | Отдельные элементы деятельности учителя направлены на реализацию одного из направлений региональной образовательной политики | Реализация одного из направлений региональной образовательной политики проводится учителем в системе | Учитель демонстрирует результаты реализации одного из направлений региональной образовательной политики |
О ц е н к а п о р т ф о л и о проводится в строгом соответствии с требованиями к квалификационной категории.
Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.
К числу материалов, которые могут войти в портфолио, можно отнести, например, п о я с н и т е л ь н у ю з а п и с к у к образовательной программе, по которой работает учитель, если в ней приведены ссылки на методические рекомендации (если аттестуемый претендует на вторую квалификационную категорию) или результаты сравнительного анализа двух или нескольких образовательных программ (если аттестуемый претендует на первую квалификационную категорию). Об использовании учителем различных средств педагогической диагностики образовательных результатов могут свидетельствовать разного рода оценочные материалы, только необходимо, чтобы для комиссии было очевидно, как измеряются/оцениваются результаты. Например, если учитель претендует на первую квалификационную категорию, в портфолио можно включить результаты выполнения учащимся компетентностно-ориентированных тестов, листы оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся, заполненные листы портфолио проектной деятельности учащихся с комментариями учителя.
При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант – если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. Однако поскольку портфолио – это новая форма прохождения аттестационного испытания, маловероятно, чтобы материалы для него готовились заранее. Поэтому считается, что в портфолио должны войти материалы, отражающие работу учителя как минимум на протяжении одного учебного года.
Примерные разделы портфолио
Раздел I. «Общие сведения об учителе»
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога:
• фамилия, имя, отчество, год рождения;
• копии документов об образовании (что и когда окончил, полученная специальность, квалификация по диплому);
• трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
• копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почетных званий и степеней;
• копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма;
• копии дипломов различных конкурсов;
• другие документы по усмотрению аттестуемого.
Раздел II. «Научно-методическая деятельность»
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
• материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
• материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий;
• материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
• использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
• работа в методическом объединении, сотрудничество с окружным методическим центром, МИОО, ВУЗами и другими учреждениями;
• участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участие в методических и предметных неделях;
• организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.;
• проведение научных исследований; разработка авторских программ;
• написание рукописи кандидатской или докторской диссертации; подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т. п.);
• программы кружков и факультативов;
• список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
• другие документы.
Раздел III. «Результаты педагогической деятельности»
В раздел помещаются:
• материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
• сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
– контрольных срезов знаний;
– участия воспитанников в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах;
• результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие
медалистов;
• поступление в вузы по специальности;
• победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
• материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
Раздел IV. «Учебно-материальная база»
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии). Раздел содержит документы:
• список словарей и другой справочной литературы по предмету;
• список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
• наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
• наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы
виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т. п.);
• аудио и видеопособия;
• наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
• измерители качества обученности учащихся;
• другие документы по желанию учителя.
Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (пояснительной записке). В ней необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого. При этом важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории (см. выше). Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельства профессионализма аттестуемого.
Объем введения (пояснительной записки) – 3-6 страниц, (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный).
При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие титульного листа, четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц). Например:
М и н и с т е р с т в о о б р а з о в а н и я и н а у к и Р Ф Муниципальное образовательное учреждение средняя г.________________ ПОРТФОЛИО учителя _____________________ (предмет) _______________________________________ (фамилия, имя, отчество) г.__________________, 200___г. |
Общие сведения об учителе
• личные данные
• копия диплома об образовании
• копия удостоверения о повышении квалификаци
• копия удостоверения к медали
• копия диплома кандидата педагогических наук
• копии Почетных грамот
• и т. д.
Общий объем материалов портфолио должен быть не менее 30 и не более 70 страниц формата А-4. Художественное оформление портфолио не оценивается.
Портфолио представляется аттестуемым в соответствующую аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до квалификационного испытания.
С содержанием портфолио должны ознакомиться заранее не менее двух членов экспертной группы. Они рассматривают представленные материалы и пишут рецензию. В рецензии указывается:
• соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию;
• полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого;
• положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;
• общая оценка работы;
• другие позиции по усмотрению рецензента.
Для презентации методического портфолио, основная цель которой – в короткое время представить результаты проделанной работы за определенный период – аттестуемому отводится 10–25 минут. В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности.
Члены экспертной группы могут задать вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 5–7). Аттестуемый отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.
Председателем экспертной группы зачитываются рецензии на представленный аттестуемым учителем портфолио. Автор дает пояснения по замечаниям рецензентов.
Обсуждение результатов защиты портфолио проводится на закрытом заседании экспертной группы без присутствия аттестуемого. В ходе заседания обсуждаются представленные аттестуемым материалы и определяется степень их соответствия заявленной квалификационной категории.
Оценка представленного аттестуемым портфолио производится экспертами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к заявленной квалификационной категории, бинарным способом («+» или «–»).
Считается, что педагог успешно выдержал квалификационные испытания, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:
1) учитель:
– ведет активную работу в методическом объединении, сотрудничает с МУ «ИМЦ», вузами и другими учреждениями;
– использует на уроках различные методы и формы работы;
– учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;
– знает современные технологии обучения и методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития учащихся;
2) познавательная активность учащихся высокая, ученики показывают устойчивые положительные результаты по итогам проверки уровня обученности, принимают участие в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и т. п.;
3) внеклассная работа по предмету проводится постоянно;
4) учебно-методическое и техническое оснащение кабинета соответствует современным требованиям и постоянно совершенствуется.
При экспертизе портфолио обращается внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценивается степень участия в них аттестуемого (активно: автор, выступающий, консультант; пассивно: слушатель, наблюдатель).
При проведении экспертизы инновационной и экспериментальной деятельности аттестуемого указывается, использованы ли результаты его работы в деятельности ОУ, на уровне города, области. Если есть отзывы о работе, то какие и от кого получены.
При наличии публикаций оценивается их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике ОУ, города и республики.
Выводы и рекомендации членов экспертной группы, определяющие степень реализации педагогом своих профессиональных интересов, возможности и способности к дальнейшему развитию, доводятся до аттестуемого.
П р и л о ж е н и е
Оценка методического портфолио учителя
Аттестуемый, претендующий на в т о р у ю квалификационную категорию, должен представить в портфолио материалы, которые свидетельствуют о том, что он:
– при выборе образовательной программы использует методические рекомендации;
– при выборе образовательной технологии использует методические рекомендации;
– корректно использует средства педагогической диагностики для оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Основания для работы эксперта по оценке методического портфолио учителя: | + | - | |
Во введении (пояснительной записке) указаны все материалы, которые вошли в портфолио | |||
Приведено обоснование включения данных материалов в портфолио | |||
Требования | Показатели | + | - |
1. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что при выборе программы учитель ориентируется на методические рекомендации | Даны ссылки на методические рекомендации | ||
2. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что при выборе образовательной технологии учитель ориентируется на методические рекомендации | Даны ссылки на методические рекомендации | ||
3. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что используемые педагогом средства педагогической диагностики адекватны таким образовательным результатам, как знания, умения и навыки учащихся | Представлены используемые средства диагностики или методики оценки таких образовательных результатов, как знания, умения и навыки учащихся | ||
Аттестуемый, претендующий на п е р в у ю квалификационную категорию, должен представить в портфолио материалы, которые свидетельствуют о том, что он:
– при выборе образовательной программы основывается на результатах анализа альтернативы;
– при выборе образовательной технологии учитывает психолого-педагогические особенности учащихся;
– использует средства педагогической диагностики для оценки ключевых компетентностей учащихся;
– реализует в системе одно из направлений региональной образовательной политики.
Основания для работы эксперта по оценке методического портфолио учителя: | + | - | |
Во введении (пояснительной записке) указаны все материалы, которые вошли в портфолио | |||
Приведено обоснование включения данных материалов в портфолио | |||
Материалы портфолио соответствуют одному из основных направлений региональной образовательной политики | |||
Требования | Показатели | + | - |
1. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что при выборе образовательной программы учитель основывается на результатах анализа альтернативы | Проведен сравнительный анализ не менее 2-х программ. Дано объяснение, на основании чего учителем сделан выбор программы | ||
2. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что при выборе образовательной технологии педагог учитывает психолого-педагогические особенности учащихся | Приведены сведения о психолого-педагогических особенностях учащихся конкретного класса. Описано, как они повлияли на выбор образовательной технологии | ||
3. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что средства педагогической диагностики применяются для оценки сформированности хотя бы одной из ключевых компетентностей учащихся | Указаны используемые средства или методики. Приведены результаты оценки хотя бы одной из ключевых компетентностей учащихся | ||
4. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что реализация одного из направлений региональной образовательной политики проводится учителем в системе | Представленные материалы подтверждают, что учителем реализуется одно из направлений региональной образовательной политики, описана система работы учителя | ||
Аттестуемый, претендующий на высшую квалификационную категорию, должен представить в портфолио материалы, которые свидетельствуют о том, что он:
– при выборе образовательной программы ориентируется на цели и задачи / концепцию развития образовательного учреждения;
– при выборе образовательной технологии ориентируется на результаты апробации технологии в условиях своего образовательного учреждения;
– использует средства педагогической диагностики для оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся;
– демонстрирует результаты комплексной реализации одного из направлений региональной образовательной политики.
Основания для работы эксперта по оценке методического портфолио учителя: | + | - | |
Во введении (пояснительной записке) указаны все материалы, которые вошли в портфолио | |||
Приведено обоснование включения данных материалов в портфолио | |||
Материалы второй части портфолио соответствуют одному из основных направлений региональной образовательной политики | |||
Требования | Показатели | + | - |
| Даны ссылки на стратегию или программу развития образовательного учреждения. Описано, как / каким образом на выбор программы влияют цели и задачи развития образовательного учреждения | ||
| Приведены сведения о результатах апробации / адаптации технологии в условиях конкретного образовательного учреждения. Описано, как анализ результатов повлиял на использование образовательной технологии | ||
| Указаны используемые средства или методики. Приведены результаты оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся | ||
| Представлены результаты комплексной реализации учителем одного из направлений региональной образовательной политики и анализ этих результатов | ||
Библиографический тематический список статей
из периодических изданий:
«Портфолио участников образовательного процесса»
1. Деловая игра «Портфолио, или дневник личных достижений»// Практика административной работы. – 2005. – №5. – с.25–57.
2. Инструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио// Практика административной работы. – 2005.– №5. – с.16–20 .
3. Багаутдинова, А. Портфолио ученика// Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2005. – №6. – с.58–60 .
4. Ильина, И. В. Лекция №8. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников// Завуч для администрации школ. – 2006.– №8. – с.136–142.
5. Боброва, Л. Н. «Портфолио» в системе оценки результатов обучения физике// Наука и школа. – 2006. – №1. – с.13.
6. Булгакова, Н. А. Портфолио учащегося// Классный руководитель.– 2005. – №5. – с.124–128 .
7. Голуб, Г. Б. Портфолио в системе педагогической диагностики// Школ.технол. – 2005. – №1. – с.181–196 .
8. Ермошкина, Г. Ф. Об использовании метода портфолио в ВУЗе// География и экология в школе 21века. – 2005. – №7. – с.68–71 .
9. Загвоздкин, В. К. Портфолио в учебном процессе// Вопросы образования. – 2004. – №2. – с.251–260
10. Захарченко, Е. Ю. Структура портфолио учителя// Практ.админ.раб. – 2006.– №8. – с.29–31.
11. Ильина, И. В. Лекция № 8. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников// Завуч для администрации школ.– 2006. – №8. – с.136–142.
12. Камзеева, Е. Е. Портфолио ученика// Физика в школе.– 2005.– №8. – с.64–66 .
13. Кириллова, А. И. Упражнения для школьников для подготовки материалов портфолио// Практика административной работы. – 2005.– №5. – с.22–24.
14. Копылова, С. А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога// Практика административной работы. – 2006. – №8. – с.31–33.
15. Крутова, М. Портфолио и будущее ученика// Управление школой (Первое сентября). – 2005. – №10. – с.24–26 .
16. Лизинский, В. М. Портфолио как учет и портфолио как средство воспитания// Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2005. – №3. – с.87–89 .
17. Лобода, Ю. О. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения// Педагогическая диагностика.– 2005.– №4. – с.71–80 .
18. Михайловский, О. С. Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений// Образование в современной школе.– 2006.– №9. – с.19–23.
19. Михеева, В. Н. Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы// Педагогическая диагностика. – 2005. – №5. – с.56–58 .
20. Новикова, Т. Зарубежный опыт использования портфолио// Народное образование. – 2005.– №9. – с.151–154 .
21. Новикова, Т. Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностей. О типичных ошибках при использовании технологии портфолио// Первое сентября. – 2005. – №72. – с.3 .
22. Новикова, Т. Использование портфолио в практике российской школы// Педагогическая техника. – 2006. – №3. – с.109–128.
23. Новикова, Т. Г. Региональный опыт использования технологии портфолио в практике российской школы// Методист. – 2005. – №4. – с.31–36.
24. Новикова, Т. Г. Портфолио в профильном обучении// Профильная школа. – 2005. – №3.– с.45–56 .
25. Новикова, Т. Г. Портфолио в профильном обучении// Методист(библ.ж.) – 2006. – №10. – с.3–40.
26. Новикова, Т. Г. Портфолио учащегося в профильном обучении// Профильная школа. – 2006. – №5. – с.3–14.
27. Новикова, Т. Г. Предупреждение ошибок при использовании портфолио// Профильная школа. – 2006.– №3. – с.27–33.
28. Новикова, Т. Г. Портфолио в зарубежной образовательной практике// Вопросы образования. – 2004.– №3. – с.201–240 .
29. Новикова, Т. Г. О технологии портфолио в российской школе// Педагогическая диагностика. – 2006. – №3. – с.93–111.
30. Новикова, Т. Г. Портфолио выпускника школы: цели и структура// Школ.технол. – 2006. – №2. – с.181–183.
31. Новикова, Т. Г. Портфолио: Федеральные рекомендации и местный опыт// Педагогическая диагностика. – 2005. – №3. – с.97–110 .
32. Новикова, Т. Г. Портфолио выпускника школы: обоснование, цели, структура// Исследовательская работа школьников. – 2005.– №3. – с.9–13.
33. Новикова, Т. Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио// Педагогическая диагностика. – 2006. – №2. – с.59–73.
34. Новикова, Т. Г. Руководство по использованию портфолио в классе (на основе зарубежного опыта)// Методист. – 2005. – №6. – с.32–37 .
35. Новикова, Т. Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио// Школьные технологии. – 2006. – №1. – с.139–147.
36. Федотова, Е. Е. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. – 2005.– №5. – с.27–33 .
37. Новикова, Т. Г. Портфолио выпускника школы: обоснование, цели, структура// Исследовательская работа школьников. – 2005. – №3. – с.9–13.
38. Новикова,Т. Г. Портфолио в профильном обучении// Методист(библ.ж.) – 2006. – №10. – с.3–40.
39. Полковникова, Т. А. Дискуссия в образовательной практике. Из опыта использования интеллектуальной игры "Дебаты"// Школьные технологии. – 2006. – №4. – с.141–146.
40. Прутченков, А. Портфолио: типичные ошибки и затруднения// Народное образование. – 2005. – №2. – с.71–80 .
41. Прутченков, А. С. Ролевая игра "Портфолио, или папка личных достижений ученика"// Методист. – 2005. – №2. – с.11–19 .
42. Сулейманова, З. Г. Портфолио ученика// Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2005. – №3. – с.84–87 .
43. Умникова, Е. Портфолио – оценка достижений учащегося и его образовательный рейтинг // Школьное планирование. – 2006. – №5. – с.15–26.
44. Федотова, Е. Е. Зарубежный опыт применения портфолио в профильном обучении // Внешкольник. – 2005.– №6. – с.10–14 .
45. Федотова, Е. Е. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист.– 2005.– №5. – с.27–33 .
46. Федотова, Е. Е. Зарубежный опыт использования портфолио// Педагогическая техника. – 2005.– №5. – с.113–119.
47. Федотова, Е. Е. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы // Школьные технологии.– 2005.– №3. – с.171–180 .
48. Шитикова, О. И. Положение о портфолио достижений учащихся // Практика административной работы. – 2006. – №2. – с.14–18
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТФОЛИО. ВАРИАНТ 2
1 | 2 | |||||||||||||||
Перечень документов заверяется подписью директора и печатью ОУ (рекомендовано). Приложение: ксерокопии документов, занесённых в таблицу. Дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, награды, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы на получение) Другие документы по усмотрению учителя. | Разработки родительских собраний (если имеются). Другие документы по усмотрению учителя. | |||||||||||||||
3. Творческая деятельность | 7. Учебно-материальная база | |||||||||||||||
Самообразование (тема, план работы, материалы по теории вопроса, выступления, где проходили, их тематика) Разработки уроков, внеклассных мероприятий, дидактических материалов, связанных с темой самообразования или творчества. Участие в конкурсах
Запись начинается с даты последнего мероприятия. | Список наглядных пособий, имеющихся в кабинете учителя – предметника (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, карты, диски и т.д.). Информация о регулярно используемых технических средствах обучения. Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств обучения. Использование дидактических материалов, сборников задач, дополнительной литературы, материалов по подготовке к ЕГЭ. Другие документы, характеризующие использование материально-технической базы кабинета, школы по усмотрению учителя. |
Методический Портфолио. Вариант 3
Это портфолио имеет комбинированный тип. При его составлении использовались: 1) карта карьеры учителя, 2) критерии конкурсного отбора учителей, выдвигаемых на премию Президента Российской Федерации, 3) материалы из Интернета, в частности фестиваля “Открытый урок”, 4) критерии для проведения аттестации учителей общеобразовательных школ; 5) собственные наработки по обобщению опыта работы учителей; 6) различные статьи, каталоги, планы, копии документов, творческие работы учащихся, фотографии. Это портфолио будет содержательным для учителей имеющих педагогический стаж не менее 10 лет.
На первой странице данного портфолио указываются фамилия, имя и отчество учителя, его должность, категория, образование (ВУЗ, специальность по диплому), квалификация, общий стаж работы и стаж работы по специальности, последняя курсовая переподготовка, время последней аттестации и время заполнения портфолио.
Разделе I. Статус учителя
Здесь могут использоваться такие слова, как “учитель”, “эксперт”, “автор”, “участник”, “член”, “соискатель”, “руководитель”, “выпускник”, “победитель”, “лауреат премии”, “Почётный работник”. Желательно в скобках указывать год освоения каждой ступени в профессиональном росте учителя. Здесь же помещается уменьшенная копия диплома об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации.
Раздел II. Личная карта учителя
Указываются данные о месте работы учителя, электронный адрес образовательного учреждения, педагога.
Раздел III. Профессиональная автобиография
Указываются должности и назначения, “Самообразовательная карта учителя” : тема, план самообразования (не более 5 лет), цели и задачи профессионального развития. В самообразовательной карте указываются источники информации, которыми пользуется педагог. В него также вносятся виды деятельности, характеризующие этот процесс, включая изучение психолого-педагогической и методической литературы, разработку программно-методического обеспечения учебного процесса, обобщение и распространение опыта работы учителя.
Раздел IV. Награждения и поощрения
Составляются на основе записей в трудовой книжке.
Раздел V. Общественная деятельность
Например, членство в профсоюзе и районном комитете профессионального союза работников просвещения, школьном экспертном и методических советах, в общественной организации учителей предметников, в экспертной группе при районном/городском Комитете образования, руководство школьным методическим объединением, наставничество, участие в районных, краевых и всероссийских ярмарках, а также в профессиональных конкурсах.
Раздел VI. Результаты обучающей деятельности
Указывается уровень обученности, % качества и средний балл в динамике. Учителю следует также фиксировать результаты итоговой аттестации и контрольных срезов, собирать данные о медалистах и выпускниках, продолжающих своё образование (количество поступивших в вузы в % от числа обучавшихся). Желательно иметь данные об успешной учёбе выпускников в ВУЗах, их достижения (участие в конкурсах и олимпиадах по вашему предмету).
С помощью анкетирования, опроса и других методов педагогической диагностики определяем рост мотивации к вашему предмету и предпочитаемые виды деятельности учащихся на уроке. На основе выполненных творческих работ учащихся по данному предмету необходимо описать их количество и качество, использование различных источников информации, включая Интернет-технологии, а также соответствие этих работ определённым стандартам.
Раздел VII. Результаты внеурочной деятельности
К результатам внеурочной деятельности учителя по предмету могут быть отнесены их достижения в мероприятиях всех уровней: школьном, муниципальном, региональном и федеральном. Желательно указать результаты внешней диагностики, если таковые имеются, например, результаты компьютерного и бланкового тестирования, олимпиад и конкурсов, проводимых в ВУЗах, где учатся ваши выпускники.
Раздел VIII. Методическая работа
Современные образовательные технологии, используемые в работе. Называя технологии, следует дать их краткую характеристику, как они помогают вам организовать учебный процесс. Принципы и методы организации учебного процесса, которые позволяют оптимизировать его. Описать результативность применения авторских разработок.
В этом же разделе указывать эффективные приёмы и формы организации деятельности учащихся на уроке и учебные средства для организации деятельности учащихся на уроке (схемы, планы, карты, таблицы, раздаточный материал, занимательный материал).
Раздел IX. Инновационная деятельность
Указать новинки, которые не применялись ранее в вашей работе, позволившие вам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и достичь наилучшего результата. Учителю легче будет освещать этот раздел, если педагогический коллектив школы участвует в эксперименте или занимается инновационной деятельностью. Могут быть представлены разработаные и апробированые программы учителя.
Раздел X. Обобщение и распространение опыта
Перечислить проведённые открытые уроки за указанный в портфолио период времени, темы и даты выступлений на педсоветах, семинарах и конференциях, формы и темы курсовой подготовки, публикации в профессиональных изданиях и материалы для методических бюллетеней, созданные методические разработки и проекты. Результаты анкетирования, проведённого в школе, и отзывы социума.
Раздел XI. Факты, достойные упоминания
Поместить то, что не подходит ни в один из указанных разделов (известные имена ваших выпускников, работа в качестве эксперта по аттестации, публикации об учителе в печати).
В Приложения могут быть помещены следующие материалы:
1) а в т о б и о г р а ф и я, показывающая раннее проявление склонности к данной профессии (если таковое было), способности к изучению данного предмета и желание изучать его дальше;
2) п е д а г о г и ч е с к а я ф и л о с о ф и я – основные подходы к обучению и воспитанию школьников;
3) м а т е р и а л ы в ы с т у п л е н и й на педсоветах, семинарах, конференциях;
4) п у б л и к а ц и и, если таковые имеются; если их много или они объёмные, достаточно перечислить их с указанием изданий, а два-три небольшого объёма внести в портфолио;
5) р а з р а б о т к и уроков и внеклассных мероприятий, п л а н ы предметных неделей и декад, т е м а т и ч е с к и е п о д б о р к и материалов, каталоги, памятки, программы факультативов или элективных курсов;
6) с п и с о к л и т е р а т у р ы из домашней библиотеки, указывающий на профессиональные интересы учителя;
7) к а т а л о г и и к а р т о т е к и дидактических материалов (наглядных, раздаточных);
8) отдельные с п и с к и м а т е р и а л о в из кабинета (выписки из паспорта);
9) к о п и и р е ц е н з и й на пособия, разработки, проекты;
10) к о п и и д о к у м е н т о в, удостоверяющих прохождение курсов, участие в cеминарах и других формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
11) к о п и и д и п л о м о в, г р а м о т, с е р т и ф и к а т о в, полученных учителем и его учениками;
12) о б р а з ц ы т в о р ч е с к и х р а б о т и проектов учащихся;
13) п о я с н е н и я у ч и т е л я к составленному портфолио.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио педагога дополнительного образования
Рекомендации по оформлению и структуре портфолио аттестующегося педагога дополнительного образования подготовлены Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской академии постдипло...
Портфолио педагога
Портфолии Авраменко Екатерины Дмитриевны...
Портфолио педагога
Электронное портфолио педагога...
Портфолио педагога
В этой презентации представлены итоги моей работы за последние 5 лет....
Портфолио педагога дополнительного образования
Публичная презентация результатов педагогической деятельности педагога дополнительного образования детей МОУ ДОД ЦДОД п.АвсюниноОрехово-Зуевского муниципального районаКУРИЦИНОЙ ЕЛЕНЫ КОНСТ...
Портфолио педагога дополнительного образования Никулиной Инги Александровны
В данном портфолио размещены, информация о коллективе, победы на конкурсах, сотрудничество, выпускники, методические сборники, и.т.д....
Портфолио педагога.Структура портфолио.
Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....