«ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, ИЛИ МИР ГЛАЗАМИ ПЯТИКЛАССНИКА»
творческая работа учащихся по теме
Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у учащихся резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.
Нас заинтересовала эта тема, и поэтому мы решили исследовать тревожность учащихся 5 «А» класса МОУ СОШ №7 имени Героя РФ полковника М.В. Ревенко.
Предмет исследования: состояние тревожности учащихся 5 «А» класса.
Цель: изучить уровень и виды школьной тревожности учащихся класса. Задачи:
- изучить литературные источники по теме исследования;
- найти методику для изучения школьной тревожности, провести диагностику;
- сравнивать показатели уровня тревожности у ребят, когда они были в 4 классе и когда они пришли в 5 класс;
- разработать рекомендации для младших подростков имеющих повышенный уровень тревожности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnost_kistankina.doc | 128.8 КБ |
Предварительный просмотр:
V городская открытая научно-практическая конференция
Академия юных исследователей
Секция «Педагогика и психология»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ,
ИЛИ МИР ГЛАЗАМИ ПЯТИКЛАССНИКА»
Выполнила::
учащаяся 7 класса
Кистанкина Полина
Руководитель:
Кузина Н.Г учитель
МОУ СОШ №7
Консультант: Пустовая О.Н.
психолог МОУ СОШ №7
Волгодонск 2013
План:
1. Введение | с.3 |
2. Литературный обзор | с.4-10 |
2.1. Что такое тревожность | с.4-5 |
2.2. Классификация видов тревожности | с.5-7 |
2.3. Возрастные психологические особенности пятиклассников | с.7-8 |
2.4. Причины повышенной тревожности пятиклассников | с.8-10 |
3. Практическая часть | с.10 |
3.1 Методика проведения исследований | с.10-12 |
3.2. Результаты исследования | с.12-13 |
3.3. Рекомендации для учащихся 5 классов «Все в твоих руках» | с.13-14 |
4. Выводы | с.15 |
5. Список литературы | с.16 |
6. Приложения | с. 17-25 |
Введение.
Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у учащихся резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.
Нас заинтересовала эта тема, и поэтому мы решили исследовать тревожность учащихся 5 «А» класса МОУ СОШ №7 имени Героя РФ полковника М.В. Ревенко.
Предмет исследования: состояние тревожности учащихся 5 «А» класса.
Цель: изучить уровень и виды школьной тревожности учащихся класса. Задачи:
- изучить литературные источники по теме исследования;
- найти методику для изучения школьной тревожности, провести диагностику;
- сравнивать показатели уровня тревожности у ребят, когда они были в 4 классе и когда они пришли в 5 класс;
- разработать рекомендации для младших подростков имеющих повышенный уровень тревожности.
2. Литературный обзор
2.1 Что такое тревожность.
В настоящее время существует несколько трактовок понятия тревожности.
Американский психолог К. Хорни использовала термин тревожность (тревога) в качестве синонима термина "страх", указывая таким образом на родство между ними. Под тревожностью она понимала эмоциональную реакцию на скрытую опасность, сопровождающуюся определенными физическими ощущениями (дрожь, учащенное дыхание и т. д.).
Ряд исследователей определяет тревожность как комплекс эмоций, включающий страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину.
Психолог Н. Ю. Синягина под тревожностью понимала сравнительно мягкую форму проявления эмоционального неблагополучия, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т. д.
А. И. Захаров считает, что тревожность — это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний.
В словаре «Психология» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского дано следующее определение тревожности — это склонность человек к переживанию тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.
Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, характеристики которых к этому не предрасполагают.
2.2. Классификация видов тревожности.
Классификация видов тревожности.
Выделяют два основных вида тревожности.
Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует спокойствие и безответственность.
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может
рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.
Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.
В данной работе мы будем рассматривать виды школьной тревожности, предложенные Филлипсом - автором опросника школьной тревожности.
Им были выделены:
- Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние учащегося, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- Переживания социального стресса – эмоциональное состояние учащегося, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
- Фрустрация потребности в достижении – неблагоприятный психический фон, не позволяющий развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
- Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих способностей.
- Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений, возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность в мире школьников разных возрастов - явление распространенное, имеющее множество разных оттенков и граней, значение которых чрезвычайно высоко.
2. 3. Возрастные психологические особенности пятиклассников.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Учащиеся решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой.
Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять.
Учащиеся пятого класса в возрасте 10-12 лет в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение кo взрослым.
Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В этот период подросткам свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Учащиеся данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.
Многие исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита любознательности”, по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, разностороння, а также практически полностью не связана со школьной программой.
Подростки ориентированы на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками, усваивают навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.
Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
2.4. Причины повышенной тревожности пятиклассников.
«Какие трудности возникают у учащихся при переходе из начального звена в среднее?»
- Учащимся нелегко дается расставание с учителем начальных классов, сложно адаптироваться к новым учителям-предметникам.
- Требования новых учителей, методы и приемы их работы.
- Отсутствие самостоятельности.
- Низкий темп работы.
- Пятиклассники с трудом привыкают к кабинетной системе.
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников наиболее часто встречаются:
• возросший темп работы;
• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
• новые, непривычные требования к оформлению работ;
• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
В связи с чем эмоционально-личностная сфера пятиклассника характеризуется повышенным или высоким уровнем тревожности. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми.
Таким образом, опираясь на литературные источники, результаты тестирования, наблюдения за учащимися пятых классов, мы сформулировали рабочую гипотезу: мы предполагаем, что при переходе в 5 класс доминируют такие виды школьной тревожности, как: потребность достижения успеха, страх не соответствовать мнениям окружающих, физиологическое сопротивление стрессу и страхи в отношении с учителями.
3. Практическая часть.
Для подтверждения рабочей гипотезы было проведено исследование, включающее метод наблюдения и тестирование, с учащимися 4 «А» и 5 «А» класса для выявления преобладающих видов тревожности.
3.1 Методика проведения исследований.
1. Провести тестирование с учащимися класса с помощью школьного психолога.
В исследовании принимали участие ученики 4 - 5 «А» класса школы № 7 г. Волгодонска, в количестве 23 человек.
Для выявления видов и уровней тревожности мы применили “Опросник школьной тревожности Филлипса”.
Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, т. е. виды тревожности.
Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.
Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3—7 классах средней школы.
Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.
Инструкция. «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, Здесь нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Но листе для ответов сверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая н вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если вы согласны ним, и "—", если не согласны».
Его особенностью и главным преимуществом перед многочисленными методиками, фиксирующими так называемую “базовую” и “личностную” тревожность, является его деятельностная направленность. Он позволяет выявить уровень тревожности младшего подростка в различных школьных ситуациях, определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает.
Опросник состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “да” или “нет”.
При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58 вопрос ребенок ответил “да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “нет”. Ответы, несовпадающие с ключом, регистрируют проявления тревожности.
При обработке подсчитываются: во-первых, общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка; если оно больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности; во-вторых, число несовпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируя общее внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. (Приложение 1)
2. Сравнить результаты тестирования учащихся класса в период с 2012 по 2013 учебный год.
3. Разработать рекомендации учащимся.
Объект исследования: учащиеся начальной школы 4 -5 «А» класса, школы № 7, города Волгодонска Ростовской области.
Предмет исследования: виды тревожности.
3.2. Результаты исследования.
1. В период с 2012 по 2013 учебный год было проведено тестирование учащихся с целью изучения уровня тревожности и доминирующих видов тревожности.
2. Первый этап диагностики проводится в выпускном классе начальной школы.
По результатам диагностики повышенный уровень тревожности наблюдается у 8 учащихся (35%), у 15 учащихся (65%) отмечается нормальный уровень тревожности.
Второй этап диагностики проводится в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями.
Анализ результатов тестирования учащихся 5 классов позволяет сделать вывод о том, что общее эмоциональное состояние учащихся характеризуется повышенной тревожностью (69% - 16 человек), нормальный уровень тревожности отмечается у лишь у 31 % учащихся (7 человек).
Полученные результаты диагностики, проведенной и в четвертом, и в пятом классах, сравниваются и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям. (Приложение 2)
3. Если рассматривать показатели тревожности по отдельным ее видам, то можно заметить, что в 4 классе наиболее высоки показатели по 1,2,4 факторам: общая тревожность, переживание социального стресса, страх самовыражения, что наглядно представлено на диаграмме. (Приложение 3)
В 5 классе увеличились показатели по 3, 6, 7, 8 факторам: фрустрация потребности в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, страхи в отношениях с учителями. (см. приложение 3)
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели школьной тревожности имеют тенденцию возрастать во время обучения в 5 классе, что может объясниться сложностью протекания адаптационного периода.
Из этого следует, что многие учащиеся все же оказываются в неблагоприятных психологических условиях. Для развития потребностей в достижении успехов и психологам, и педагогам желательно чаще создавать такие условия, ситуации, которые вызывают положительные эмоции у детей и желание достичь высокого результата.
3.3. Рекомендации для учащихся 5 классов «Все в твоих руках!»
I. «В здоровом теле – здоровый дух»
- Если чувствуешь внутреннее напряжение - встань спокойно и сделай глубокий вдох. Это помогает восстановить нарушенное внутреннее равновесие.
- Занимайся спортом! Полчаса, потраченные на зарядку, сжигают гормоны стресса. Одновременно в головном мозге происходит усиленная выработка гормона счастья – эндорфина. А если на это у тебя нет времени, то хотя бы встань со стула, хорошенько потянись и медленно повращай головой из стороны в сторону, чтобы расслабить шею.
- Сохраняй чувство юмора. Смех облегчает душу и помогает преодолеть подавленность, а также снижает давление крови и улучшает настроение.
- Если надо – поплачь. Многие считают слёзы признаком слабости, однако, это не так. Плач – естественный способ избавления от негативных эмоций. Слёзы вымывают химические соединения, которые возникают в состоянии стресса.
- Побольше внимания уделяйте приёму пищи. Привычки питания могут увеличить или уменьшить нервное напряжение. Избегай химических добавок, таких, как консерванты или красящие вещества.
II. «Мой дом – моя крепость»
1. Делись с родителями тем, что с тобой происходит, рассказывай о том, как прошел день, что нового ты узнал. Не скрывай своих чувств и переживаний.
2. Если у тебя что-то не получается, обращайся за помощью и советом к родным.
3. Проводи свободное время с родителями, друзьями. Живое общение – источник хорошего настроения.
III. «Делу время – потехе час»
1. Составь режим дня и следуй ему каждый день. Это поможет тебе распределять время, быть собранным и организованным.
2. После школы не торопись садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
3. Не стремись сделать все уроки в один присест, делай небольшие «переменки». Лучше, если они будут подвижными.
IV. «Крепкий духом не унывает»
1. Верь в себя и в свои силы! Если что-то не получилось – иди дальше, не опускай руки.
2. Не ставь перед собой цель получать только «4» и «5». Помни, ты учишься ради знаний!
3. Перед контрольной и проверочной работой хорошо выспись! По дороге в школу думай о чем-нибудь приятном, не настраивай себя заранее на отрицательный результат. Позволь быть страху, но не позволяй ему брать верх над тобой.
4. Не сравнивай себя с одноклассниками. Каждый из вас по-разному видит, слышит и осмысливает все, с ним происходит.
4. Не оценивай себя негативно. Повторяй про себя фразу: «Все в моих руках, у меня все получится!»
4. Выводы.
- Изучив литературные источники, сравнив результаты исследования за 2 года, были выявлены уровень и преобладающие виды школьной тревожности в 4 и 5 классе.
- Школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах.
- Школьная тревожность младшего подростка является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации.
- Тревога является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние.
- Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим учащимся или нет.
5. Список литературы:
1. Библиотека психолога и педагога - http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml.
2. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004. – 248 с., ил.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.
4. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1.
5. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж.
«Психологическая наука и образование» 1998, №2.
6. Словарь «Психология» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. – М., 1994.
Приложение 1
ОПРОСНИК ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у подростков.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «—», если не согласны».
Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
- Трудно ли тебе работать в классе так, как хочет учитель?
- Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
- Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
- Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
- Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
- Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
- Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
- Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
- Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
- Бывает ли временами, что весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
- Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
- Похож ли ты на своих одноклассников?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
- Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
- Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
- Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
- Боишься ли ты временами вступить в спор?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
- Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
- Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь, теряют ли расположение учителей те из учеников, которые не справляются с учебой?
- Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
- Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
- Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
- Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
- Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
- Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
- Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
- Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
- Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
- Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
- Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
- Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
- Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
- Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка и интерпретация результатов: при обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе к этому вопросу соответствует «—», то есть ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно
говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Ключ:
При совпадении с ключом ставится 1 балл.
1 | — | 11. | + | 21. | — | 31. | — | 41. | + | 51. | — |
2. | — | 12. | — | 22. | + | 32. | — | 42. | — | 52. | — |
3. | — | 13. | — | 23. | — | 33. | — | 43. | + | 53. | — |
4. | 14. | — | 24. | + | 34. | — | 44. | + | 54. | — | |
5. | — | 15. | — | 25. | + | 35. | + | 45. | _ | 55. | — |
6. | — | 16. | — | 26. | — | 36. | + | 46. | 56. | — | |
7. | — | 17. | — | 27. | — | 37. | — | 47. | — | 57. | — |
8. | — | 18. | — | 28. | — | 38. | + | 48. | — | 58. | — |
9 | — | 19. | — | 29. | — | 39. | + | 49. | — | ||
10. | — | 20. | + | 30. | + | 40. | — | 50. | — |
Результаты:
- Число несовпадений знаков («+» - да, «—» - нет) по каждому фактору для каждого учащегося абсолютное число несовпадений в процентах — <50%; 50%; 75%.
- Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
- Число несовпадений по каждому измерению по всему
классу: абсолютное значение — <50%; 50%; 75%. - Представление этих данных в виде диаграммы.
- Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50% и 75% (для всех факторов).
- Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
- Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние учащегося, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние учащегося, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении – неблагоприятный психический фон, не позволяющий развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих способностей.
5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
9. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Приложение 2
Результаты тестирования учащихся 4 «А» класса
Название диагностической методики: Опросник школьной тревожности Филлипса
Цель: изучение уровня тревожности, связанного со школой у детей младшего школьного возраста
№№ в списке | Количество баллов, % | Итоги, ур. тревожности |
1. | 31/53 | повышенный |
2. | 32/55 | повышенный |
3. | 24/41 | нормальный |
4. | 19/32 | нормальный |
5. | 33/56 | повышенный |
6. | 34/58 | повышенный |
7. | 30/51 | нормальный |
8. | 19/32 | нормальный |
9. | 33/56 | повышенный |
10. | 19/32 | нормальный |
11. | 27/46 | нормальный |
12. | 26/37 | нормальный |
13. | 40/68 | повышенный |
14. | 25/43 | нормальный |
15. | 32/55 | повышенный |
16. | 26/44 | нормальный |
17. | 28/48 | нормальный |
18. | 33/56 | повышенный |
19. | 24/41 | нормальный |
20. | 27/46 | нормальный |
21. | 26/44 | нормальный |
22. | 24/41 | нормальный |
23. | 19/32 | нормальный |
Результаты тестирования учащихся 5 «А» класса
Название диагностической методики: Опросник школьной тревожности Филлипса
Цель: изучение уровня тревожности, связанного со школой у детей младшего школьного возраста
№№ в списке | Количество баллов, % | Итоги, ур. тревожности |
1. | 31/53 | повышенный |
2. | 37/63 | повышенный |
3. | 23/39 | нормальный |
4. | 34/58 | повышенный |
5. | 33/56 | повышенный |
6. | 34/58 | повышенный |
7. | 25/43 | нормальный |
8. | 38/65 | повышенный |
9. | 33/56 | повышенный |
10. | 19/32 | нормальный |
11. | 33/56 | повышенный |
12. | 26/37 | нормальный |
13. | 40/68 | повышенный |
14. | 25/43 | нормальный |
15. | 32/55 | повышенный |
16. | 26/44 | нормальный |
17. | 41/70 | повышенный |
18. | 33/56 | повышенный |
19. | 32/55 | повышенный |
20. | 38/65 | повышенный |
21. | 28/48 | нормальный |
22. | 33/56 | повышенный |
23. | 41/70 | повышенный |
Сравнительные показатели диагностики уровня тревожности учащихся в 4-ом и 5-ом классах
Приложение 3
Сравнительные показатели диагностики видов школьной тревожности учащихся в 4-ом и 5-ом классах
Показатели 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – виды школьной тревожности
1 – общая тревожность
2 – переживание социального стресса
3- фрустрация потребности в достижении успеха
4 – страх самовыражения
5 – страх ситуации проверки знаний
6 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих
7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
8 – страхи в отношениях с учителями