мое портфолио
материал по теме
мое портфолио
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolioo_chast_00.doc | 286 КБ |
portfolio.chast_01.doc | 978.5 КБ |
portfolio_.chast_3.doc | 528.5 КБ |
portfolio.chast_4.doc | 265 КБ |
igrovye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti_u_shkolnikov.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем больше знаешь,
тем интереснее жить.
К.Г.Паустовский
Михайленко Виктории Александровны .
1 раздел «Знакомьтесь, это я».
2 раздел «Научно-методическая работа».
3 раздел «Методическая работа».
4 раздел «Достижения моих учеников».
5 раздел «Учебно-методическая база».
Предварительный просмотр:
Общие сведения об учителе
Фамилия, имя, отчество:Михайленко Виктория Александровна
Год рождения:1978г.
Окончила:Адыгейский Государственный Университет в 2012г. Специальность: филолог, учитель русского языка и литературы.
Место работы:МБОУ СОШ №2
Должность: учитель русского языка и литературы,
Педагогический стаж работы: 4 года Категория: 10 разряд
Педагогическая нагрузка: 13 ч. русского языка и литературы (5, 8, классы), классное руководство в 5в классе, 5ч. Адыгейской литературы в 5-6 классах.
Это моя профессия –
Учить и вести детей.
И знать стопроцентно, где истина.
Или - что так верней-
Верить свято в каждого,
Кого научить должна,
Чтобы потом, однажды,
Увидеть свет в их глазах.
Порою засомневаешься:
Зачем, для чего живёшь?
Но моментально раскаешься и
Дальше их поведёшь.
Вперёд, где ещё не поняты
Строки, известные всем,
Туда, где вдруг нам откроется
Ответ на вопрос: «Зачем?»…
Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет.
Уильям Уорд
- Соответствовать современным требованиям.
- Овладевать новыми технологиями.
- Повышать профессиональный уровень.
- Самореализовывать творческий потенциал.
- Быть авторитетом для учеников.
чтение
путешествия
работа с компьютером
Предварительный просмотр:
Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь. Сделать это может только тот учитель, который сам горит на работе.
В.А.Сухомлинский
- Используемые образовательные технологии.
- Разработки уроков.
- План внеклассной работы.
- Разработки внеклассных мероприятий.
- Проблемное обучение.
- Игровые технологии.
- Технология французских мастерских.
- Здоровьесберегающая технология.
- Дифференцированное обучение.
- Технология критического мышления.
- Информационно-коммуникативная технология.
- Предметные недели.
- Праздники.
- Конкурсы.
- Викторины.
- Подготовка к олимпиадам.
План
внеклассной работы
на 2012/2013 учебный год
№ п/п | Вид работы | Дата проведения |
Работа с одаренными и мотивированными детьми (согласно плану) | постоянно | |
Работа со слабоуспевающими учащимися (согласно плану) | постоянно | |
Проведение Дня русского языка | ноябрь | |
Проведение мероприятий к Году книги (согласно плану) | сентябрь-декабрь | |
Проведение школьной олимпиады по русскому языку и литературе | октябрь | |
Участие в районной олимпиаде по русскому языку и литературе | октябрь-ноябрь | |
Участие в конкурсе «Русский медвежонок» | октябрь-ноябрь | |
Участие в научно-практической конференции | март | |
Выпуск школьной газеты к основным календарным праздникам | на протяжении года | |
Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить самостоятельно.
А.Дистервег
- Достижения моих учеников.
- Творческие работы учеников.
3.Качество знаний по предметам.
Название работы | Фамилия, имя ученика | Достижение | Год |
Районный конкурс « Живая классика» | Сериченко Артем 5В | 7 место | 2013г. |
Конкурс «Русский медвежоное» | Боженко Лидия 5в | 2 место | 2012г. |
Название работы | Автор |
Предварительный просмотр:
Видеоматериалы.
Аудиофайлы.
Презентации.
Методическая литература.
Справочная литература.
Интернет-ресурсы.
В методической копилке имеется
В методической копилке имеется
1.Толковый словарь иноязычных слов
Крысин Л. П. Москва.2008.
2.Русский орфографический словарь
отв. ред. В.В. Лопатин, Москва, 2004
3.Словарь ударений
Зарва М.В., Москва. 2000
4.Правила русской орфографии и пунктуации
Под ред. В. В. Лопатина. — ММосква. 2006.
5.Школьный этимологический словарь русского языка
Шанский Н.М., Боброва Т.А., Москва.2004.
6.Словообразовательный словарь русского языка (Тихонов1935-1940 гг.
7.«Толковый словарь русского языка» (Ушаков) .
8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.
«Прошколу» - сайт учителей. Множество разработок по всем предметам, классное руководство и другое.
Интернет-портал учителей. Мини-сайты по всем предметам.
Сайт разработок по всем предметам.
http://www.rusedu.ru/subcat_27.html
«Учительский портал» - сайт для учителей всех предметов.Разработки уроков и мероприятий, методическая помощь.
«Продленка» - сайт для учителей всех предметов. Конспекты уроков, мероприятия, конкурсы.
«Педсовет.орг.». Учительский сайт.
Сайт Перовой И.Н.
http://peressa2009.narod2.ru/
Профессиональный сайт учителей»Методисту».
«Филологу».Русский филологический портал.
http://www.philology.ru/
«На урок».Сайт учителей.
«Открытый класс». Сайт учителей разных предметов.
«Я иду на урок».
http://rus.1september.ru/urok/
«Уроки.Нет».
http://www.uroki.net/index.htm
Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
ttp :// lit .1 september . ru
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
http :// litera . edu . ru
Виртуальный музей литературных героев
http :// www . likt 590. ru / project / museum /
В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской
http :// skolakras . narod . ru
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
http :// ruslit . ioso . ru
Методика преподавания литературы
http :// metlit . nm . ru
Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия
http :// www . foxdesign . ru / legend /
Стихия: классическая русская / советская поэзия
http :// litera . ru / stixiya /
Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
http://rus.1september.ru
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
http://www.gramota.ru
Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru
Культура письменной речи
http://www.gramma.ru
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
http://www.philolog.ru/dahl/
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
http://ruslit.ioso.ru
Крылатые слова и выражения
http://slova.ndo.ru
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
http://www.mapryal.org
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
http://www.ropryal.ru
Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой
http://slovesnik-oka.narod.ru
Справочная служба русского языка
http://spravka.gramota.ru
Тесты по русскому языку
http://likbez.spb.ru
Филологический портал Philology.ru
http://www.philology.ru
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920
Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя
ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html
Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова
www.ruslang.ru и www.slovari.ru
Собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ"
slovari.gramota.ru
Бесплатная справочная служба портала "Грамота.ру"
www.spravka.gramota.ru/buro.html
Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка
http://it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
Владимир Даль . Электронное издание собрания сочинений
www.philolog.ru/dahl
Диктанты, конспекты и другое
www.zanimatika.narod.ru
Разработки уроков, методический материал.
http://www.eduhmao.ru/info/1/3790/
Энциклопедический ресурс интернета.
http://www.eduhmao.ru/info/1/3790/
«Толковый словарь» Даля
"Стихия" (литературный поэтический сайт: поэзия XVIII, XIX, XX вв.).
http://www.litera.ru/stixiya/
Филателистическая пушкиниана (сайт содержит следующие разделы: творчество А.С.Пушкина; жизнь и окружение поэта; Пушкин и музыка; памятники Пушкину; и пр.).
http://asp200.narod.ru/index.html
Культура письменной речи [имеются разделы: литература, в помощь учителю, справочный и раздел словарей (толковый словарь неологизмов, словарь сочетаемости, словарь паронимов, орфоэпический и др.)]
http://www.gramma.ru/
Библиотека Мошкова (художественная литература, включая фантастику, поэзию, исторические романы и пр.).
http://lib.ru/
"Вавилон" - современная русская литература (литературная жизнь Москвы; произведения современных авторов и пр.).
http://www.vavilon.ru/
Литература (сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы; содержит сетевой литературный журнал "Словесность").
http://www.litera.ru/
"Учительская газета".
http://www.ug.ru/
Интернет-сообщество учителей
http://pedsovet.su/
Сайт Р.М.Леонтьевой - учителя русского языка и литературы школы №45 г.Чебоксары.
http://uchitel.cuba-vision.com/index.asp
Золотой стихофон - архив образцов искусства художественного чтения, виртуальная аудиокнига классической поэзии, в которой собраны голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского; профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино.
gold.stihophone.ru/
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920
Конкурс "Русский Медвежонок _ языкознание для всех"
http://www.rm.kirov.ru
Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка
http://it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
Стихи.ru" – коллекция современной русской поэзии
http://www.stihi.ru/
Стихотворение на каждый день
http://www.yabloko.ru/News/p_9805.html
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников.
Введение.
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.
Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.
Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.
Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности, творческих способностей у школьников». К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к моему предмету. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.
Игровые технологии я использую в основном в 5-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 7 часов (как и в 6-ом классе) русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.
Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;
Гипотеза: Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Технология опыта.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
· В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
· Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
· В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
· Как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
v По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
v По характеру педагогического процесса:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
v По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
v По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.
Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.
Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие.
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Урок – деловая игра.
Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:
§ Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
§ Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
§ Наличие конфликтных ситуаций;
§ Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
§ Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
§ Контроль игрового времени;
§ Элементы состязательности;
§ Правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр.
Этапы:
Ø Обоснование требований к проведению игры;
Ø Составление плана её разработки;
Ø Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
Ø Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку
Ø Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
Ø Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.
Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:
Ø Знакомство с реальной ситуацией;
Ø Построение её имитационной модели;
Ø Постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;
Ø Создание игровой проблемной ситуации;
Ø Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
Ø Разрешение проблемы;
Ø Обсуждение и проверка полученных результатов;
Ø Коррекция;
Ø Реализация принятого решения;
Ø Анализ итогов работы;
Ø Оценка результатов работы.
Урок – ролевая игра.
В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
ü Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
ü Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
ü Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.
Этапы разработки и проведения ролевых игр:
Подготовительный;
Игровой
Заключительный
Анализ результатов.
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.
Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.
В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.
Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся.
1." Разброс мнений".
" Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.
Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.
Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.
2. "Вытащи вопрос".
Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.
Начать занятие можно с вопроса : " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?
Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".
После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:
-какие вопросы ученикам понравились,
-какой ответ показался более удачным,
-какие вопросы были трудными,
-доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.
Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.
3. "Правила игры".
Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе.
Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: "Предположим, в школе ученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраивают вас обоих".
После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ:
· какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным?
· какое правило, предложенное другой парой, понравилось?
· с каким из школьных правил ученики поспорили бы?
· кого бы ученики хотели видеть лидером класса?
· извиняются ли ученики, когда они нарушают правила?
· каковы наиболее важные правила класса?
· с какого класса, по мнению учеников, они могли бы участвовать в обсуждении правил школьной жизни поддерживать их соблюдение?
Работа по составлению правил может проходить только в малой группе. То есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоваться делением класса на группы и встретиться с каждой из них.
4."Незавершенность".
Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.
Итак, Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время- 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Приложение№1.
Урок – игра « Путешествие по стране Русский Язык». 5 класс.
Тема урока: «Повторение темы «Лексика».
Цели:
· систематизировать знания по теме «Лексика»;
· развивать логическое и образное мышление учащихся;
· воспитывать бережное отношение к родному языку.
Оборудование: карта города, красочно оформленная, кроссворд, записи на доске, лото антонимов.
Учитель: ребята, сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам совершить путешествие в страну Русского Языка.
Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица.) В нашей сказочной стране тоже есть столица – город Лексика. Именно в нём нам предстоит побывать. Давайте вспомним, что нам известно о словах, о лексике.
Вопросы:
v Что такое лексика?
v Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?
v Что такое антонимы?
v Что такое синонимы?
v Что такое омонимы?
v В каком значении употреблены слова золотой, железный, свинцовый в словосочетаниях золотые руки, железная воля, свинцовые слёзы?
Пока вы отвечали на эти вопросы, дорога привела нас в город Лексика. Но попасть туда сразу нельзя: он надёжно охраняется. У ворот стражники – однозначные и многозначные слова. Они дают нам несколько слов. Вы должны записать как можно больше словосочетаний с различными значениями этих слов, причём значения не должны повторяться.(На доске записаны слова: мягкий, острый, свежий. Ученики составляют словосочетания, например, мягкий диван, мягкий характер, мягкое наказание.)
Вы успешно справились с заданием и нас пропустили в город. Здесь живут слова. Вот перед нами площадь Омонимов. Здесь записаны загадки. Давайте попробуем их отгадать.
1. Право, я причёска - чудо!
Заплести меня не худо.
И на лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом. (Коса)
2. Я и шуба длинная до пят,
И в фигурном катанье меня всякий увидеть рад. (Тулуп)
3. Я и приправа хорошая к столу
И в цель могу пустить певучую стрелу. (Лук)
С площади Омонимов мы поворачиваем налево. Здесь видим надпись «Переулок Синонимов». Ребята, а зачем нам нужны синонимы?(ответы) Действительно, синонимы помогают нам избегать повтора слов и делают речь более точной и выразительной. Давайте попробуем это доказать. Перед вами предложения. Внесите в них необходимые исправления и запишите в тетради.
Жёлтый лист оторвался от ветки. Лист медленно упал на землю.
Катя играла в мяч. Мяч укатился за калитку.
Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились. Но мы не можем найти выход, для этого нам нужно разгадать кроссворд.
Нужно записать синонимы к словам:
Торопиться – (спешить),
Учить – (изучать),
Бежать – (нестись),
Осилить – (одолеть),
Известие – (новость),
Удивить – (изумить),
Фантазировать – (мечтать).
На доске получается следующая запись.
с
п
е
ш
и
т
ь
и
з
у
ч
а
т
ь
н
е
с
т
и
с
ь
о
д
о
л
е
т
ь
н
о
в
о
с
т
ь
и
з
у
м
и
т
ь
м
е
ч
т
а
т
ь
Теперь мы можем продолжить путешествие. Мы пришли на проспект Антонимов. Смотрите, нам предлагают сыграть в лото.
( Для лото вырезаются карточки по количеству учеников. Карточки расчерчиваются на 6 клеточек. В каждую клетку записывается слово, у которого есть антоним. Затем по количеству клеток, которые вычерчиваются на картах лото, готовятся карточки (размером с клетку лото каждая). На каждой из карточек записываются антонимы к словам. Всё нумеруется.
Карты лото раздаются ученикам, а карточки перемешиваются. Учитель, поднимая карточку, называет слово. Играющий ищет антоним к этому слову на своей карточке. Победителем окажется тот, кто быстрее других закроет карточками все клетки данной карты. Ему предоставляется право потребовать от всех учащихся составления словосочетаний с теми словами - антонимами, которые оказались ещё не включенными в игру.)
Слова для записи на картах лото.
1) Беда 21)Бесславие
2) Бездарный 22) Ближний
3) Белый 23) Больше
4) Будущее 24)Красавец
5) Вверх 25)Мало
6) Вечером 26)Неправда
7) Внешний 27)Обвинять
8) Война 28)Отвергать
9) Вперёд 29) Первый
10) Вражда 30)Плохой
11) Встреча 31)Подъём
12) Глупец 32)Правда
13) Горький 33)Противник
14) Грубость 34)Радость
15) Грязь 35) Свет
16) Да 36)Сильный
17) Дёшево 37)Тишина
18) Жестокий 38) Умный
19)Здоровый 39)Лучше
20)Истина 40) Хороший
Слова для записи на карточках.
1) Удача 21) Мягкий
2) Талантливый 22) Нездоровый
3) Чёрный 23)Ложь
4) Прошлое 24) Урод
5) Дальний 25)Хуже
6) Меньше 26)Много
7) Прошлое 27)Правда
8) Вниз 28)Оправдывать
9) Утром 29)Соглашаться
10) Внутренний 30)Последний
11) Мир 31)Хороший
12) Назад 32)Спуск
13) Дружба 33)Сторонник
14) Разлука 34)Горе
15) Мудрец 35)Тьма
16) Сладкий 36) Слабый
17) Нежность 37)Шум
18) Чистота 38) Глупый
19) Нет 39) Плохой
20) Дорого 40)Слава
Вот мы оказались в парке. Вам предлагают ответить на несколько шуточных вопросов.
Ø Какую строчку нельзя прочесть? (швейную)
Ø Какая земля не старится? (Новая)
Ø Какой болезнью никто на земле не болеет? (морской)
Ø Когда зрячий человек бывает слепым? (когда он неграмотный)
Ø Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
Ø Какой год продолжается всего один день? (Новый)
Ø Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)
Ø В каких лесах не водится дичь? (в строительных)
Ø Какую воду и в решете можно носить? (лёд)
Вот и кончилось наше путешествие в страну Русского Языка. Понравилось ли вам оно? Хотелось бы вам совершить ещё подобное путешествие? Что больше всего вам понравилось? Были ли трудности? С чем они связаны?
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Приложение №2
«Путешествие к Синтаксисграду». (Урок – игра для учащихся 5-ого класса).
Цели:
· обобщить знания по синтаксису и пунктуации;
· отработать навык постановки знаков препинания в простом и сложном предложении;
· развивать интерес учащихся к предмету.
Тип урока – обобщение материала.
Оборудование: указатели станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, диплом для награждения.
Ход игры.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим путешествие к Синтаксисграду. На пути у нас четыре станции. На каждой станции вы будете получать задание, которое нужно будет выполнить. За каждое задание вы получите оценку, которую занесёте в свой маршрутный лист. Тот, кто первым выполнит все задания, получив при этом лучшие оценки, и попадёт в Синтаксисград, получит диплом победителя. Желаю вам удачи, в путь!
1.Станция «Теоретическая». (Ученики вытягивают карточки с вопросами. Даётся две минуты на подготовку. Каждый ученик отвечает, другие могут дополнять. Выставляются оценки в маршрутный лист).
1) Что изучается в синтаксисе? Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
2) На какие группы делятся предложения по цели высказывания, интонации и наличию второстепенных членов?
3) Чем сложное предложение отличается от простого? На какие две группы делятся сложные предложения по способу соединения?
4)Какие члены предложения называются однородными? Когда между однородными членами запятая не ставится?
5) Что такое обращение? Выделяется ли обращение запятыми?
6) Что такое прямая речь? Рассказать о знаках препинания при прямой речи.
2.Станция «Подумай-ка». (Каждый ученик получает карточку, на которой записаны предложения. Школьники должны найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, и выписать их номера.)
1) Слушай, рябина что лес говорит. 2) Вода с гор потекла, и весну принесла. 3) Ученье в счастье украшает и в несчастье утешает. 4) Отвяжись, худая жизнь, привяжись хорошая. 5)Человека узнаёшь, когда с ним пуд соли съешь. 6) Море утихло и только изредка глухо вздыхало. 7) Хороший паренёк спросил капитан.
3. Станция «Сообразительная».
Задание: выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания в каждом нижеуказанном случае.
А. Анатомическо-арифметический парадокс.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
Б. Рогатый скот?!
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
В. Охотники и рябчики.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
Г. Солнце блеяло?!
Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
Д. Скамейка ждала подругу?
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
Е. Кто же пришел?
– Все ли здесь?
– Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Костя, Дима, Настя, еще не пришли.
4. Станция «Практическая». (Ученики должны сделать синтаксический разбор одного простого и одного сложного предложения. Знаки препинания в предложениях не расставлены.)
Варианты предложений: Солнце поднялось, и окрестность озарилась светом. Исчезают последние клочки снега. Капля по листку щёлкнет, и сорвётся лист. На берегу стоит бобровая хатка. Взошло солнце, и ожил кустик. Звонко журчит в ручье вода. Солнце скрылось за горизонт, и наступила ночь. Печально кричали ночные птицы. Листва сомкнулась, и потемнел лес. На улице подул лёгкий ветерок. Лёгкий снежок лёг на землю. Небо заволокло тучами, и началась гроза.
Учитель подводит итоги игры, награждает победителя. Все ученики получают оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.
В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....
Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)
Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...
Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.
СодержаниеРаздел I. Мой портрет ...
Портфолио педагога.Структура портфолио.
Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....
Выступление на педагогическом совете «Что такое «ПОРТФОЛИО»? Для чего и зачем нужно создавать «ПОРТФОЛИО»
Материал по теме выступленя полезен для методической работы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»
Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...
Методический портфолио учителя бурятского языка Показан опыт работы учителя бурятского языка по созданию методического портфолио.
Разработки уроков устного курса (1 цикл)...