«Здоровые зубы — каждому любы»
элективный курс (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
"Здоровые зубы — каждому любы"
Урок подготовлен и проведен учителем валеологии МБОУ «Городецкая СОШ» Юденко И.В.
Аннотация.
Данный урок проведен в 5-м классе в курсе новой дисциплины «Валеология».
Основной целью данного курса является, научиться управлять своим организмом, чтобы быть здоровым.
Данный урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе. На уроке применен мультимедийный проектор, компьютер, материалы сайта - проекта «Твое здоровье. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания: я – ученик – активная часть этого мира. Данный урок посвящен «Дню здоровья» Присутствовали учителя и родители учащихся 5 класса.
Цель урока:сформировать у учащихся гигиенические правила ухода за полостью рта
Задачи:
образовательные:
- закрепить знания учащихся о строении и функциях зубов;
- о причинах нарушения зубов;
воспитательные:
- сформировать представление о вредном воздействии факторов внешней среды на зубы;
- способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью;
развивающие:
- развитие навыков ухода за полостью рта;
- умение анализировать состояние здоровья своего организма;
- составлять собственную программу по уходу за полостью рта.
Оборудование: таблицы “Схема строения органов пищеварения”, “Зубы”, плакаты “Зубы”, “Как чистить зубы”, “Зубные пасты”, “Яблоня”, плакат “Вот как выглядит зуб изнутри”, валеологический самоанализ, картонные модели яблок(3/3) красного, желтого, зеленого цветов, этикетки от продуктов.
Источники:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-28469.html
http://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-gigiena-polosti-rta
Ход урока
загадки
- Когда мы едим – они работают, когда не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить – они заболят. - Костяная спинка, жесткая щетинка.
С мятной пастой я дружу, вам усердно помогаю. - Красные звери в пещере моей, белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою я с радостью этим зверям отдаю. - Что я – сахар иль мука? Сам не знаю я пока.
Сам я думаю, гадаю, как на зубы попадаю, и эмаль им сберегаю? - Чистить зубы каждый день мне нисколечко не лень.
Чистит быстро, чистит четко в моих руках зубная …. (щетка)
Учитель: Вы, наверное догадались, что речь пойдет о зубах.Что вы знаете о зубах?
Дети делятся своими знаниями о зубах.
Учитель: - Кто знает, сколько у взрослого человека должно быть зубов? (32 зуба)
- Когда человек рождается, у него сначала нет зубов. Затем они постепенно появляются и к 2-3 годам, у него полностью прорезаются его первые зубы. Их называют молочные. Их всего 20. Из них 10 зубов в верхней челюсти и 10 в нижней. Молочные зубы живут лишь несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают другие – постоянные. Если человек потеряет постоянный зуб, новый на его месте уже не вырастет. Молочные зубы выпадают в разном возрасте.
Учитель: Ребята, у кого из вас выпадали зубы? Обычно дети не слишком огорчаются оттого, что у них выпадают молочные зубы, даже когда во рту образуется пустое пространство между зубами. Вы ведь прекрасно понимаете: выпадают молочные зубы, значит, вы растёте!
- А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?
Существуют обычаи, связанные с выпадением зубов.
Испанские обычаи. Надо забросить зуб на крышу дома и рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, взять зуб и принести ребенку новый. Стишок звучит так: “Маленький мышонок, маленький мышонок, возьми свой зуб и дай мне новый”. (Считают, что молочный зуб должен принадлежать мышонку, потому что он хрупкий и непостоянный, и мышонок принесет взамен постоянный зуб).
В Америке– дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку на ночь специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!
Японский обычай. Когда ребенок теряет зуб, он бросает его в воздух (или на крышу) и кричит: “Превратись в зуб Они”. Они - японское чудовище, у которого очень сильные зубы.
Японский и индонезийский обычаи. Еще один японский и одновременно индонезийский обычай похож на китайский. Разница в том, что здесь делают наоборот: если выпадет нижний зуб, то его бросают на крышу, если верхний - под кровать или под крыльцо
- Когда ребенок вырастает у него должно быть 32 зуба.
- Проведите языком по зубам. Все ли зубы у вас одинаковые по форме, толщине?
- Зубы у нас разные.
- Зубы состоят из твердого вещества, которое есть в нашем организме. Это вещество намного прочнее, чем кости. Зубы должны быть очень прочными, ведь мы ережевываем ими пищу. Давайте, посмотрим, из чего состоит зуб.Зуб - это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:
- Коронка — часть зуба, которая видна в полости рта;
- Шейка — часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной;
- Корень — часть зуба, которая располагается в челюсти.
Ученик:
Как у нашей Любы разболелись зубы.
Слабые, непрочные – детские молочные.
Целый день бедняжка стонет, прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас! Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет, не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет, из бумаги куклу клеит,
Чем бы доченьку занять, чтобы боль зубную снять?
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему у Любы разболелись зубы?Дырка в зубе – всегда больно! Что вы ощущали в период зубной боли?
Дети рассказывают о своих ощущениях.
Ученик:
Ежик плачет и кричит – Очень сильно зуб болит!
А к врачу идти боится: - Мама, не пойду в больницу!!!
Доктор мне совсем не нужен, может сделать только хуже.
- Не кричи так, милый Ежик, врач полечит и поможет.
Поскорее успокойся и врачей совсем не бойся.
Доктора нужны затем, чтоб помочь всегда и всем
Ученик:
У волчонка зуб заныл, он пошел к врачу
В кресло сел, но вдруг вскочил с криком: - Не хочу!
Зарычал и сгоряча чуть не укусил врача!
Бегать стал от докторов и остался без зубов!
Трудно волчонку добычу ловить, что ж, надо вовремя зубы лечить!
И при леченье уметь потерпеть, чтобы здоровые зубы иметь.
Учитель: О каком враче идет речь? Врач – стоматолог лечит десны, зубы делает их здоровыми. Слова “стома” по-гречески означает “рот”. Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, могут образоваться кариес. Что обозначает слово “кариес”? Как вы думаете, это заболевание или нет? Когда возникает это заболевание? У кого из вас был кариес?
Чтобы зубы были здоровыми – их надо чистить. Это люди поняли давно. Что только они не перепробовали в поисках подходящего для этого средства. Древние греки, например, использовали золу, толченое стекло с песком и даже пемзу. Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки, пропитанные медом, а зубочистками – когти животных. Конечно, такой уход за зубами был мало приятен, однако, по свидетельству античных докторов, зубы древних греков выглядели просто замечательно. Жители Индии нашли более приятный способ – они жевали древесную кору. Её мягкие волокна очищали зубы, а выделяемый сок дезинфицировал полость рта и укреплял десна. В странах Азии, чтобы сберечь зубы, их покрывали чёрным лаком… А жители Ближнего Востока протирали зубы кожурой граната, в Сибири жевали специально обработанную смолу.
В Средние века были изобретены зубные эликсиры, которыми не чистили, а полоскали рот. Кстати, они дошли и до наших дней. Во второй половине ХУП века открыли новое средство – соль! Рекомендовал её голландский учёный Антони ван Левенгук, который открыл неизвестный до тех пор “мир микробов”… Его поразило обилие микробов находящихся у нас во рту, и он сразу принял меры для борьбы с ними… Протерев зубы солью, он отметил, что число их резко сократилось. С тех пор он регулярно чистил ею зубы и рекомендовал это всем. В ХIХ веке начали чистить зубы толченым мелом, со временем его стали тщательно растирать, превращая в порошок, похожий на пудру. Зубная же паста появилась только в двадцатые годы минувшего столетия. Вот так-то, казалось бы, совсем простая вещь и очень необходимая человеку, а изобрели её позже автомобиля, паровоза и многое другое.
Ученик:
Зубы чистим пастой мятной, ароматной и приятной.
Щеткой действуем умело. Зубы станут очень белы!
Ученик:
Надо чистить каждый зуб, верхний зуб и нижний зуб,
Даже самый дальний зуб, очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три, три снаружи, изнутри…
Ученик:
Мы чистим, чистим зубы и весело живем,
А тем, кто их не чистит, мы песенку споем.
Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,
Чистить зубы не ленись, снизу вверх, сверху вниз.
Ученик:
Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил, помни правило такое:
К стоматологу идем в год два раза на прием.
И тогда улыбки свет сохранишь на много лет.
Учитель: Не реже 2 раз в год надо посещать стоматолога. Обязательно надо полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером.
Учитель: Что надо делать еще, чтобы зубы были здоровые?
- Содержите в чистоте зубную щетку. И обязательно выкидывайте старую, потрепанную зубную щетку, как только она утратит свои качества (каждые 3-6 месяцев или как только щетинки начнут отгибаться).
- Правильное питание: ежедневно употреблять в пищу молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты во все сезоны года. Употребляйте твердую пищу: это укрепляет десна и зубы.
Ешьте сыр – истребитель бактерий.Если вы съели что-нибудь сладкое, то в первые же 5 минут заешьте его кусочком сыра (25 – 30 г) с низким содержанием жира или совсем нежирного – истребитель бактерий. Небольшое количество сыра стимулирует образование слюны, которая нейтрализует кислоту, вызывающую кариес. Кроме того, в сыре присутствуют особые вещества, способствующие предохранению зубной эмали от разрушения.
Погрызите яблоко. Любые твердые фрукты и овощи замедляют процесс разрушения зубов.
Ешьте больше йогурта. Нежирный натуральный йогурт – великолепный источник кальция, который способствует формированию здоровых зубов в юности, укрепляет кости человека, поддерживающие белоснежные зубы.
Осторожно с пищей, пристающей к зубам. Бананы и изюм полезны для организма человека, но совсем не для наших зубов.
О пользе жвачки. Лучший десерт для зубов – жевательная резинка, не содержащая сахара. Жевание жвачки в течение 20 минут после еды способно уменьшить риск разрушения зубов, если более 20 минут, жвачка способствует разрушению зубной эмали.
Проводится игра “Здоровые зубы”. Из всего количества картинок с изображением различных предметов нужно выбрать предметы, которые сохраняют здоровье зубов. (Орехи, молоко, творог, сыр, семечки, конфеты, шоколад, морковь, зубная паста, яблоки, торт, мармелад, и т.д.)
Давайте сделаем вывод, как же сохранить зубы здоровыми?!
- Ешьте фрукты и овощи!
- Не злоупотребляйте сахаром и сладостями!
- Полощите рот после еды!
- Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном!
- Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!
- Дважды в год посещайте стоматолога!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здоровые зубы - это просто"
Проект к уроку биологии "Здоровые зубы - это просто" Выполнила ученица 8 класса Братышева Диана....
Классный час "Быть здоровым - обязанность каждого"
Цель занятия: обеспечение учащихся необходимой информацией в области сохранения и укрепления здоровья и создание условий для формирования правильного отношения к своему здоровому буд...
Реализации социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый двор!» в сфере молодежной политики за счёт средств гранта Губернатора Алтайского края, в рамках программы «Молодёжь Алтая» на 2013-2014 годы.
С 15 июля по 1ноября учителя Шимолинской школы организовали работу по реализации социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый д...
Реализации социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый двор!» в сфере молодежной политики за счёт средств гранта Губернатора Алтайского края, в рамках программы «Молодёжь Алтая» на 2013-2014 годы.
В этом году на протяжении нескольких месяцев педагоги нашей школы работали над проектом «Служба дворовых инструкторов – здоровье в каждый двор». Проект реализовывался на средства, вы...
«ЗДОРОВЬЕ - ЦЕННОСТЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА»
Вся работа по компенсации физиологической незрелости, восстановлению полноценного физиологического развития ребенка должна ложиться на плечи родителей. В законе РФ «Об образовании» сказано...
КРЗ "Здоровые зубы - здоровью любы" 4 класс
Занятие для учащихся 4 кл. коррекционной школы 8 вида....
Конспект интегрированного занятия «Здравствуйте, здоровые зубы».
Конспект интегрированного ООД по познавательному развитию в старшей группе....