Статья в сборник "Поликультурное образование:опыт и перспективы"
статья по литературе

Оксана Радайкина

"Сказка как средство формирования этнокультурной компетенции учащихся" - статья об интеграции мордовских сказок в курс изучения Устного народного творчества на уроках литературы в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.П.Радайкина

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется этнокультурному образованию, которое способствует формированию у учащихся любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

Изучая устное народное творчество на уроках литературы, мы восстанавливаем связь времен, возвращаем утерянные ценности. В этом нам помогает фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения.

В 5 классе при изучении устного народного творчества, мы обращаемся к народным сказкам. В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.

Изучив фольклор мордовского народа, в частности мордовскую народную сказку, я решила включить этот краеведческий материал в  изучение темы «Сказка как жанр устного народного творчества». Целью моей работы является формирование интереса и стремления к познанию глубинного содержания устного - народного творчества мордвы, формирование представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

        В школах Республики Мордовия обучаются дети разных этнических культур, но большинство детей мордовской национальности. 

          Сказка в мордовском фольклоре - один из самых распространённых жанров. Этому способствовали  географическое положение, экономическое состояние и бытовые особенности мордвы.

            Систематическое изучение мордовской сказки началось только в ХХ веке. Огромную работу в этом направлении проделал доктор филологических наук А.И.Маскаев - известный исследователь мордовского эпоса. Опираясь на его теоретические положения, я провела изучение сюжетов некоторых мордовских сказок, сопоставила их с сюжетами русских народных сказок, доказав близость сказочного эпоса мордовского и русского народов.

          Изучая русскую народную сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», на уроке литературы в 5 классе, я представила для сравнения мордовскую сказку «Чудо-богатырь» и предложила учащимся выяснить, что между ними общего и в чём различие.

Сюжет мордовской сказки «Чудо-богатырь» («Оцязоронь цёра-богатырь») схож с сюжетом русской сказки только в кульминационной сцене - битва царевича-богатыря со змеями и в расправе с женами змеев и с их матерью. Оба героя проявляют в этой сцене смелость, решительность, находчивость, смекалку, предусмотрительность. Но на этом общее заканчивается.

В чём же различие?

Во-первых, герои - представители разных сословий: в мордовской сказке - царевич, в русской - крестьянский сын. Во-вторых, разные цели, по которым герои отправляются из родного дома. В-третьих, спутниками главного героя  в мордовской сказке являются богатыри, с которыми он братается в пути, а в русской сказке спутники - старшие братья. В-четвёртых, различны концовки сказок.

            Проведя сравнение русской и мордовской сказок, дети приходят к выводу, что сюжеты сказок близки. Но русская сказка носит героический характер, она воспитывает у читателя чувство патриотизма, гордости за свой народ, вступивший в схватку со злом. А мордовская сказка больше носит приключенческий характер, раскрывает стороны личной жизни главного героя.

         Но среди мордовских сказок есть сказки, в сюжетах которых прослеживаются национальные особенности, обычаи, обряды мордовского народа.

           Наглядным примером в этом отношении может быть мокшанская сказка «Офтонь цёра» («Медвежий сын»). В ней есть сцены борьбы со змеем и сватовство героя, которому помогают чудесные помощники.  Сватовство, изображаемое в этой сказке, отражает обряды мордовской свадьбы, отдельные стороны её ритуала.

             Интересна для изучения и эрзянская сказка «Дуболго Пичай», названная по имени главной героини (Пичай - сосна). Сюжет этой сказки довольно распространён в фольклоре разных народов. Но в данной сказке находят отражение некоторые формы былых похоронных обрядов, детали быта, например, неземного погребения у языческой мордвы и обкладывание покойника зерном.

Русско-мордовская общность в мордовских сказках появляется как за счёт типологического сходства, так и за счёт большого влияния русской сказки. По жанру как русские, так и мордовские сказки бывают: бытовые, волшебные, о животных.

Бытовые сказки

Изучая русские народные бытовые сказки «Каша из топора», «Солдатская шинель» дети познают народный повседневный быт и действительность давних времен. Из бытовых мордовских сказок мы узнаем как жил мордовский народ, чем занимался, что носил и что ел. Мордовские женщины носили «панар» - вышитые рубахи. На груди носили большое количество украшений. Это бусы, медные и серебряные подвески и конечно нагрудные «сюлгамы». Это украшение носили на груди, как бы закрывая ее от болезней и злых духов. Оригинальным и единственным в своем роде украшением был поясной «пулай». Надевали их девочки в 13 лет и носили всю жизнь. Красивы были мордовские женские головные уборы «панго». Каркасом для панго служила кора дерева, ее обтягивали красной тканью. Сзади панго оканчивалось покрывалом и украшалось вышивкой. На ногах носили лапти и сапоги. Ели кашу, щи, хлеб, а пили «пуре» - хмельной квас. Маму ласково называли «аквай», а старшую сестру «патькай».

Герои мордовских бытовых сказок очень трудолюбивы, хорошо владеют своим ремеслом, занимаются охотой, бортничеством, разведением домашнего скота, выращивают хлеб. Сюжет в сказках развивается благодаря столкновению героя не только с волшебными силами, но и со сложными, порой безнадежными жизненными ситуациями. Как и должно быть в сказках, герой всегда выходит из них невредимым. Это происходит потому, что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще всего герою служат добрую службу смекалка, изворотливость, иногда и плутовство.

Бытовые народные мордовские сказки: «Горячие сани»«Батрак Фока и поп»«Собачка Хвостик кренделем»«Пахарь, кузнец и плотник»«Быки провалились».

Сказки про животных

Главными героями таких сказок были как домашние животные, так и дикие животные, которые обитали в лесах. Их наделяли человеческими чертами характера. Одни животные были добрыми, честными. Другие были злые, завистливые, хитрые.

Можно назвать такие мордовские сказки о животных, как «Лиса и медведь»«Как собака себе друга искала»«Пугливая мышь»«Благодарный медведь»«Петушок и кошечка».

        Русские народные сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и Котофей Иванович», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Волшебные сказки.

Самыми интересными и самобытными являются волшебные сказки.   Волшебная сказка – самая традиционная и самая популярная разновидность народной сказки, в ней во всей полноте раскрываются возможности этого жанра, создаётся целостный художественный мир. Не удивительно, что говоря «сказка» мы чаще всего имеем в виду именно волшебную сказку, и именно она остаётся с маленьким читателем на протяжении многих лет. Русские народные волшебные сказки «Царевна-Лягушка», «Волшебное кольцо», «Иван-царевич и серый волк», «Баба-Яга» и другие.

В мордовских сказках много сказочных героев, которых нет в сказках других народов. Среди них есть и добрые, которые помогают людям и злые, которые стараются навредить. Древняя мордва поклонялась различным силам природы: земле, воде, лесу, ветру, огню. Это и нашло отражение в мордовских сказках. Судя по сказкам, можно сказать, что мордовский народ жил в гармонии с природой, мордва одухотворяла, обожествляла в сказках природу, отсюда – заботливое отношение к природе, трепетное отношение ко всему живому.

В мордовских сказках самыми распространенными сказочными мифологическими героями являются: Вирява, Ведява, Варда, Юртава, Куйгорож и другие.

Наиболее характерными для мордовского фольклора можно считать волшебные сказки типа: «Дуболго Пичай»«Звериное молоко»«Мальчик с пальчик»«Три царства»«Вирява»«Ведява»«Варда» и другие. Даже из перечисленных названий можно понять, что одни мордовские сказки не отличаются от сказок других народов, другие похожи на них, третьи имеют совершенно оригинальные сюжеты. Таково же и соотношение персонажей. Положительными героями бывают богатыри, царевичи, сыновья купцов, крестьян. Отрицательными действующими лицами мордовской волшебной сказки являются змей, Кощей, Вирява, упырь, жена-колдунья, злой царь, великан, Варда и другие. Образы Вирявы, Ведявы, Пурьгине паса, наделенные национальными особенностями, занимают большое место в мордовском фольклоре, оказывая большое влияние на оформление мордовской сказки в целом.

Мордовские сказки и по сей день служат объединяющим фактором для народа мордвы, они передают традиции и культуру от поколения поколению, рассказывают о героях народа, учат младших, как следует жить и каких принципов придерживаться в жизни. Фольклорные произведения мордвы – настоящее сокровище народа!

 «Изолированных культур не существует, они взаимосвязаны,- писал Леонид  Андреев. -  Оставаясь достоянием своего народа, своего творца, каждая культура, сохраняя своеобразие, влияет на другие культуры». 

На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия мира, будет средством формирования умения жить в многонациональной стране.

Познакомившись с героями и образами русских народных сказок, учащиеся  на деле убеждаются  в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок народов мира.

В результате сравнения сказок ребята приходят к выводу, что все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить ответить на вопрос: "Почему в сказках разных народов представления об идеалах сходны?”

Анализ опыта работы по внедрению краеведческого материала на уроках литературы показывает, что изучение культуры и традиций своего народа повышает познавательную активность учащихся.

Литература

  1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А.Зимняя// Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - Режим доступа: -.- URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
  2. Супрунова, Л.Л. Этнопедагогика как источник поликультурного образования / Л. Л. Супрунова //Этнопедагогика педагогика жизни. - М.: Элиста, 2001. - 95 с.
  3. Мордовские народные сказки. Сост. К.Самородов. Худ. П.Алексеев. Саранск, Мордов.кн.изд. Управления по печати при Совете Министров Мордовской АССР, 1971.416 стр.
  4. Маскаев А. И. Мордовская народная сказка – Саранск: Морд. кн. изд – во, 1987.
  5. Ефимова М. Ф. Устное народное творчество. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск: Морд. кн. изд – во, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация для участия в Международной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Одним  из направлений  духовно-нравственной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Обучающиеся  коррекционных школ- и...

Статья к Всероссийской конференции "Этнокультурное образование: опыт и перспективы

Статья посвещена проблемам толерантности. В данном материале делается акцент, что именно семья формирует у ребенка отношение к представителям различных конфессий, культур, национальностей....

Защита на научно-методическую конференцию "Современное образование: опыт, проблемы, перспективы"

Добрый день! Вашему вниманию я представляю свою работу «Кружковая работа по изо и технологии, как средство развития творческого потенциала учащихся»....

Доклад на Республиканской научно-практической конференции "Здоровьесберегающее образование:опыт, проблемы, перспективы развития"по реализации проекта "Спортивная суббота в школе"

Доклад "Реализация проекта " Спортивная суббота на базе МОУ "Акчеевская СОШ " (Республиканская научно-практическая конференция)...

Выступление на ХII городских Днях науки «Муниципальная система образования: опыт и перспективы инновационного развития» с обобщением педагогического опыта по теме «Аспектуальность ИКТ в преподавании информатики»

Целесообразность и эффективность обучения с использованием ИКТ не вызывает сомнений, так как основывается на активном и повсеместномиспользовании дополнительного цифрового оборудования, которое и пред...

Доклад по теме »Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы»

В рамках соглашения о сотрудничестве минобразования и минздрава Ростовской  области, разработан уникальный пилотный проект, направленный на комплексное решение проблемы сохранения и укрепления зд...

ПЛАН проведения коллегии отдела образования по теме: «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы»

ПЛАНпроведения   коллегии отдела образования по теме: «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы»...