Кто он одаренный ребенок?
методическая разработка по теме

 

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это? Всегда ли учитель может «увидеть», что перед ним одаренный ребенок? Именно об этом вы узнаете из данной статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-2.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

КТО ОН – ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК?

Истинно творческий разум в любой области является не более чем человеческим существом, необычно рожденным и не человечески чувствительным.

«Для него прикосновение – это удар, звук – это шум, неудача – это трагедия, радость – это экстаз, друг – это возлюбленный, возлюбленный – это Бог, а неудача – это смерть. Добавьте к этому мучительно тонкому организму непреодолимую потребность творить, творить, творить... так, что без сотворения музыки или поэзии, или книг, или зданий, или чего-то значимого даже умение дышать покидает его. Он должен творить, дать выход своему творчеству. По какой-то странной, неизвестной внутренней потребности он не живет в действительности, если не творит».

Пол Бак, писатель

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это? Всегда ли учитель может «увидеть», что перед ним одаренный ребенок?

В педагогической практике нередки случаи, когда во время контрольных работ все дети еще решают первую задачу, а один из учеников уже поднимает руку и сообщает, что он не только все решил, но и готов решать дополнительно. Этот ученик любит задавать учителям каверзные вопросы, а дома увлеченно решает трудные задачи, читает учебники по математике для старших классов.

В этом случае понятно, что перед нами одаренный ребенок, опережающий своих сверстников в умственном развитии. Однако далеко не все ситуации столь очевидны. Среди учащихся встречаются ребята, которые с необычным увлечением читают серьезные книги по интересующему их предмету. Однако их удивительная страсть к познанию не замечается в школе. На фоне серьезных научных проблем уроки кажутся им скучными и неинтересными, поэтому они не особенно утруждают себя выполнением домашних заданий и нередко получают плохие оценки. Эта парадоксальная ситуация не так уж редка: ребенок, обладающий выдающимися способностями, может плохо учиться в школе.

Одаренные дети, которые уже давно знают то, чем только что начали заниматься в классе, а также те из них, чьи интересы лежат вне учебной деятельности, относятся к своему пребыванию в школе, как к невыносимо скучной «принудительной работе». Их плохое поведение на уроке, небрежность в выполнении учебных заданий часто бывают причинами «дисциплинарных двоек». Послушный и исполнительный ребенок, но обладающий средним уровнем развития способностей, имеет больше шансов стать хорошим учеником в глазах педагога.

Определение одаренности исключительно важно. От понимания сути одаренности прямо зависит, на какие особенности своих учащихся учитель будет обращать внимание, пытаясь понять, одарены они или нет, тем более, что проблема выявления одаренных учащихся сопряжена с вечной опасностью проглядеть одаренных, особенно тех, кто входит в число особых групп населения – детей из семей с низким материальным достатком, с низким культурно-образовательным уровнем, детей-инвалидов.

Наверняка каждый, кто когда-либо задумывался о проблеме одаренности, задавался вопросом: чем отличается одаренный ребенок от талантливого или гениального? Следует отметить, что определить грань между данными понятиями весьма трудно. Американский психолог Эрика Ландау, на наш взгляд, наиболее точно определила различия между такими понятиями как «талант», «одаренность» и «гений».

«Талант, – пишет автор, – находит свое выражение, как правило, в какой-либо определенной области. Одаренность – основная черта личности талантливого человека, которая позволяет ему переносить свой талант на более высокие уровни. Возможности вы-

ражения с культурной и социальной точек зрения расширяются. И, наконец, гений есть редкий феномен с еще более широкими возможностями выражения, которые позволяют таланту, пониманию и/или реализации дарования проявиться также в международном

масштабе как нечто исключительное»

Элен Виннер  применяет к детям понятие «сверходаренные», если они характеризуются тремя нетипичными признаками.

1. Они демонстрируют раннюю зрелость, рано развившиеся способности, опережают свой возраст. Они продвигаются вперед более быстрыми шагами, чем остальные дети, так как учение дается им легко.

2. Они ведут себя последовательно в их собственном понимании. Они учатся не только быстрее, но и всегда по-своему. Они следуют своим собственным представлениям и учатся самостоятельно. Они находят свои собственные правила и развивают свои методы

решения задач. Они намного креативнее. Они решают задачи новым способом. Это еще не ярко выраженная креативость, которая изменяет целую область. Чтобы проявить ярко выраженную креативность, нужно по меньшей мере 10 лет работать в какой-либо

области.

3. Для них характерна внутренне мотивированная неуемная жажда знаний, повышенный интерес, высокая способность концентрации и желание понять все до конца.

Многие педагоги термин «одаренные дети» применяют к совершенно разным по своим способностям детям. Однако, несколько упрощая, по уровню одаренности можно выделить два основных типа: особая, исключительная одаренность – это те дети, в способностях которых никто не сомневается. Другой тип одаренных детей условно назван «высокая норма». Эти дети не сильно отличаются от обычных детей, а их одаренность может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.

Условно выделенные две группы детей по наблюдениям многих психологов резко отличаются друг от друга даже по внешнему виду. Особо одаренные дети отличаются от своих сверстников более низким ростом и, часто, они физически слабее. Дети из группы

«высокой нормы» и здоровее, и выше.

Кстати, на это обратили внимание и психологи, работающие с детьми знаменитого Калифорнийского эксперимента, самого длительного в истории работы с одаренными детьми. Различия выступают и в сфере общения: если особо одаренные дети с трудом об-

щаются, то для другой группы одаренных детей проблем общения даже меньше, чем у самых обычных детей.

Педагог, работающий с ребенком, должен помнить, что существует несколько путей развития одаренности. Об этом замечательно написал в своих работах известный психолог Н.С. Лейтес.

Очень часто одаренность носит только временный характер, когда в определенном возрастном периоде объединяются возможности сразу нескольких возрастов.

Наиболее известный в этом смысле вариант – ускоренный. Многие вундеркинды – это именно дети с ускоренным возрастным развитием. Такое ускорение часто носит только временный характер, и с возрастом эти дети заметно «усредняются», тускнеют. Од-

нако не всегда прогноз при ускоренном развитии пессимистичный: у части детей с заметным опережением развития яркая одаренность остается на всю жизнь, являясь, таким образом, индивидуальной, устойчивой характеристикой развития. Предсказать, во что выльется то или иное ускоренное развитие достаточно трудно, хотя определенные возможности для прогноза уже имеются.

Существуют одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нет резкого возрастного опережения. Их одаренность видна только квалифицированным профессионалам-психологам или внимательным учителям, много и серьезно работающим с ребенком. И, наконец, существует и своего рода «антивундеркиндный» тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях, как это ни парадоксально, обнаруживается и за-

медленное развитие.

Заметить одаренность такого ребенка трудно. В любом случае важно знать, что, с одной стороны, не всегда вундеркинд, подававший много надежд в детстве, вырастает в выдающегося человека, а, с другой стороны, не всегда исключительная одаренность

проявляется в блестящих школьных успехах или в явном опережении в развитии.

Важным аспектом различий в одаренности является своеобразие ее содержания. Существует множество классификаций типов одаренности, но, на наш взгляд, педагогу необходимо знать и уметь распознавать следующие типы одаренности:

1. Интеллектуальный тип одаренности. Именно этот тип одаренности учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», «сообразительными», «светлыми головами» и «надеждой школы». Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому эти учащиеся легко усваивают разные предметы. Однако из-за разного отношения к школьным предметам и учителям они могут по одним предметам учиться отлично, а по другим – нет. Эти школьники умеют самостоятельно получать знания – сами читают дополнительную литературу. Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации, и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Однако данные типы не следует рассматривать как раз и навсегда заданные, поскольку очень часто со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов. Познавательная потребность является непременной характеристикой любого типа одаренности, но именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливо.

2. Академический тип одаренности. Учащиеся данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть

учиться. К числу академически одаренных учащихся часто относятся медалисты. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

  Академический тип одаренности имеет свои подтипы:

 учащиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках);

 учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).

В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности – и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной

самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники – это всегда гении

именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

3. Художественный тип одаренности. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности,

содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.

  Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности, а соответственно и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

4. Креативный тип одаренности. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, не только из-за школьных программ, которые не дают возможности этим детям выразить себя, но потому, что эти ученики почти всегда очень трудны в школьной жизни.

Их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.

Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен - именно так называемая некомфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми ос-

тальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении.

   Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей, должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

5. Лидерская или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима  и  хорошо  развитая  интуиция, понимание  чувств  и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и

яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям. Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней

конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе.

Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

6. Психомоторная или спортивная одаренность. Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не всегда хорошо учатся, это связано, прежде всего, с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать со-

ответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Хотя все одаренные дети являются разными – по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие  большинство  детей  и  подростков  с

повышенными возможностями.

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. Интересы и склонности, составляющие

содержание их способностей, занимают не только время, но и душу такого ребенка. При всех изменениях в обучении таких детей и подростков следует учитывать эту их принципиальную особенность и планировать занятия так, чтобы у них оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью.

У многих одаренных детей наблюдается повышенная эмоциональность. События, не слишком значительные для обычных детей, могут стать для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний. В других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, проявляясь в излишней застенчивости в общении, в трудностях засыпания, а иногда и в некоторых психосоматических заболеваниях.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель),

добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит весьма позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, тем не менее, от учителя и психолога требуется ввести разумные рамки для такой требовательности к себе. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», в неумение довести работу до конца.

Свою особенность у одаренных детей имеет самооценка, то есть представление ребенка о своих силах и возможностях. Часто самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью – от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в крайность в других случаях, считая, что он ничего не может и не умеет. Если дети со стабильно высокой самооценкой нуждаются иногда в некотором

 «отрезвлении», то дети с неустойчивой самооценкой, напротив, в психологической поддержке.

  Другая очень важная особенность личности одаренного ребенка проявляется в принятии на себя ответственности за результаты своей деятельности, то есть во внутреннем локусе контроля. Как правило, ребенок с такими повышенными возможностями считает,

что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой

стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.

Поскольку, как отмечалось выше, наиболее сложно «увидеть» детей с творческими проявлениями, то именно на особенностях личности данной категории одаренных детей остановимся более подробно.

Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями – автономность, трудность, а иногда и невозможность действовать в группе, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, мало, по сравнению с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту конституциональную особенность творческих детей, правильно ее оценивая и понимая.

    В целом, видимо, можно говорить о некоторой дезадаптивности детей с творческими проявлениями одаренности, их недостаточной включенности в социальные нормы и требования коллектива, где они учатся. Как показывает опыт работы с такими детьми,

дети с творческими проявлениями заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в зоне воспитательного риска. Однако нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания эта проблема может быть успешно преодолена.

Личность учителя является одним из главных условий, оказывающих непосредственное влияние на развитие одаренности ребенка, раскрытие его, подчас скрытого, интеллектуально-творческого потенциала. Несмотря на то, что исключительная роль учителя подчеркивается в рамках обучения и развития, немаловажное значение, по нашему мнению, имеет его экспертная оценка одаренности того или иного ученика в процессе его общей диагностики.

В исследованиях многих психологов (В.Н. Дружинин, А.Н. Воронин, К. Хеллер) получила подтверждение гипотеза об адекватности оценивания учителем наличного уровня развития способностей своих учеников. В них было выявлено, что важным фактором, оказывающим существенное влияние на степень адекватности оценок педагога являлось бы наличие специальных критериев, ориентируясь на которые педагог имел бы возможность анализировать интеллектуально-творческий потенциал того или иного ребенка.

Мы же считаем, что процесс диагностики педагогом уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся должен стать неотъемлемой частью его развивающей работы с классом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"

«Одаренному ребенку---одаренный педагог».     Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка  ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва.   Эпиграфом своего педа...

«Определение одаренности. Основные структурные компоненты одаренности»

Значительные трудности в определении понятия одаренности связаны с общепринятым, бытовым понятием этого психологического термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выр...

Система моей работы, по теме: "Одаренность. Одаренные дети в творческом объединении "Мягкая игрушка"

Причины изучения одарённости -  сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно,-  умеющие искать новые пути решения предложенных задач,-  находить выход из проблемной ситуации....

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...