«Определение одаренности. Основные структурные компоненты одаренности»
методическая разработка по теме

Значительные трудности в определении понятия одаренности связаны с общепринятым, бытовым понятием этого психологического термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта, и противопоставляется способностям. Способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_odarennosti.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Семинар

 «Определение одаренности. Основные структурные компоненты         одаренности»

           Пятая часть детей в школьном возрасте, т.е. 20%, может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.

Необходимость отбора одаренных детей и их специального обучения подразумевает создание:

  1. методов диагностики одаренности;
  2. специализированных обучающих и развивающих программ.

          Значительные трудности в определении понятия одаренности связаны с общепринятым, бытовым понятием этого психологического термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта, и противопоставляется способностям. Способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

          Одаренность и талант по единому основанию- успешности деятельности классифицируются:

-способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомно-физиологических особенностей человека) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности;

-специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, определенного вида;

-общая одаренность- одаренность к широкому кругу деятельностей.

        Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления; его величина варьирует у разных детей в зависимости от их индивидуальных особенностей.

 

Основные структурные компоненты одаренности следующие:

-доминирующая роль познавательной мотивации;

-исследовательская творческая активность (обнаружение нового, постановка и решение проблем);

-возможность достижения оригинальных, нестандартных решений;

-возможность прогнозирования и предвосхищения;

-способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

         Концепция творческой одаренности позволяет раскрыть одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве; как предпосылку становления и развития творческой личности.

В 1972 г. Комитет по образованию США опубликовал следующее определение одаренности: одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения (или имеют потенциальные возможности) в одной или нескольких из следующих сфер деятельности:

-интеллектуальной;

-академической;

-творческого или продуктивного мышления;

-общения и лидерства;

-художественной;

-спортивной.

       Американский педагог Дж. Рензулли предложил такое определение одаренности: одаренность- результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и вовлеченности в задачу высокой мотивированности, и настойчивости.

Диагностика одаренных детей.

  Первоочередной задачей в организации обучения одаренных детей является выявление и определение своеобразия их дара для того, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия их способностей и талантов.

         В связи с широким пониманием одаренности, как в отношении разнообразия ее проявлений, так и в отношении количества детей, обладающих потенциалом для ее развития, возросло значение диагностики как для выявления одаренных детей и их психологических особенностей, так и для выяснения роли обучения в развитии разных видов одаренности.

        Применительно к специальным программам для обучения одаренных детей цель диагностики состоит в выявлении тех из них, кому предназначена данная программа и кому она принесет наибольшую пользу, а также тех, кто нуждается в конкретной помощи  в процессе обучения. Т.е. стратегия и методы выявления одаренных детей, определяются также и теми конкретными задачами, которые ставит образование:

-отбор одаренных детей для обучения по определенной программе,

-оценка эффективности программы обучения,

- профориентация,

-психологическая помощь.

        Если цель программы - развитие творчества, то при диагностике в первую очередь следует стремиться определить творческий потенциал детей.

При диагностике следует использовать разнообразные источники информации о ребенке:

- собеседование;

-психологическое обследование (в том числе, с помощью психометрических тестов);

-успеваемость;

-внешкольные достижения (победы на конкурсах, публикации);

-сведения от родителей, учителей, сверстников

       Показателем одаренности являются творческие показатели ребенка или креативность (мышление, чувства, общение, отдельные виды деятельности.)

       Для диагностики творческого потенциала используют оценки экспертов, различные виды творческих заданий, а также специально разработанные тесты творческого мышления Дж. Гилфорда и П. Торренса. В этих тестах креативность определяется по характеристикам процесса постановки и решения проблем в сфере словесного и наглядного мышления: беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.

      В процессе тестирования необходимо соблюдать следующие условия:

-стандартные процедуры должны быть последовательными;

-«правильные» ответы должны четко фиксироваться;

-результаты должны правильно оцениваться.

       Диагност-педагог должен очень хорошо владеть материалом, чтобы при проведении диагностики все внимание уделять только ребенку, помогать ему правильно понять задание и максимально реализовать свои возможности

Необходимо соблюдать общие принципы тестирования:

-допускается повторное объяснение задания( если ребенок не понял задание и спрашивает, что оно означает), но только в форме повторения  задания;

- нельзя повторять задание после того, как был дан неудовлетворительный ответ

Очень важно достигать позитивного эмоционального контакта с ребенком, при котором возможен оптимальный уровень его успешности. Педагогу следует помнить, что он поощряет не успех, а старание ребенка. Одобрение и похвала должны быть адекватными разнообразными и естественными. Педагог не должен своей похвалой настраивать ребенка на низкий уровень ответов, его задача поддержать уверенность ребенка в своих силах.

Методическая разработка Шестаковой Е.И. март 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для самостоятельной работы по теме: «Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом”.

Этот материал разработан для самостоятельной работы для студентов  при изучении темы "Строение ядра. Кариотип. Хромосомы человека".  Здесь есть задания, схемы и рисунки по которым студенты б...

Фитнес-данс как структурный компонент увеличения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время всё чаще говорится о снижении двигательной активности в дошкольных учреждениях. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его...

тест по биологии для химико- биологическогопрофиля по теме "Структурные компоненты клетки" для 10 класса

На выполнение тестового задания отводится 45 минут. Тест состоит из 3 частей: а-1- базовый уровень, а-2 и а-3 повышенный уровень. Часть а- 1включает 23 задания и состоит из 3 видов заданий: найти в...

тест по биологии для химико- биологическогопрофиля по теме "Структурные компоненты клетки" для 10 класса

На выполнение тестового задания отводится 45 минут. Тест состоит из 3 частей: а-1- базовый уровень, а-2 и а-3 повышенный уровень. Часть а- 1включает 23 задания и состоит из 3 видов заданий: найти в...

Доклад "Морфологический аспект как один из структурных компонентов комплексного анализа текста на уроках русского языка в 9 классе при подготовке к ОГЭ"

ull;Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи.   Работа с...

Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет

Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет...

Реферат по дисциплине: «Учебно-методическое обеспечение курса «Обществознания» в школе»» По теме: «Принципы тематического планирования, основные требования к его составлению, структурные компоненты планирования»

Отражены основные требования и принципы к тематическому планированию. Можно руководствоваться материалом при разработке рабочих программ и тематического планирования различных дисциплин....