некоторые основы эстетического воспитания школьников.
статья по теме

Толстова Елена Анатольевна

 современных условиях возросло значение эстетического развития личности.Сегодня передовые педагоги озабочены тем, чтобы создать необходимые условия для полного развития творческих сил и способностей учащихся, совершенствования роли эстетического воспитания в формировании целостной личности во всём многообразии его жизненных сил, духовных интересов и потребностей. В этой статье рассматриваются некоторые основы эстетического воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie_shkolniko1.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые основы эстетического  воспитания  школьников.  

     "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим". Б.М.Неменский

      В сложившейся в России ситуации очень важным является формирование эстетической культуры личности, воспитание творческой активности, способности чувствовать и понимать прекрасное, эстетически проявлять себя во всех сферах деятельности. В "Законе Российской Федерации об образовании" среди основных принципов государственной политики в области образования назван "...гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека - свободного развития личности", который наряду с другими способствует решению задач ".. .формирования общей культуры личности; адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ "(Закон Российской Федерации об образовании 1992, 10-15).

     Эстетическое воспитание является очень важным компонентом всего воспитания в целом, и невозможно видеть нынешний мир без прекрасного. Вследствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования эстетического воспитания, способы его гармоничного и непрерывного развития.

      Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями жизни. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

      Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

          Для реализации программы по нравственному воспитанию школьников применяются специальные методы и формы работы. Основными являются разъяснение, анализ произведений искусств, решение эстетических задач, поощрение, положительный пример. Формы воспитания – это различные беседы на эстетические темы, просмотры фильмов, вечера поэзии. Для младших школьников самые эффективные средства – это игры, общение, природа, искусство, литература, быт. Ведь все, что несет позитивные эмоции, легко запоминается и усваивается детьми. Обстановка, игры, костюмы – все это доставляет школьникам массу удовольствия. Вдобавок во время игр дети очень много и неофициально общаются. Ведь общение – это деятельность, обладающая высокой духовной значимостью для детей.

Эстетическое воспитание через труд – один из важнейших аспектов успешного процесса. Занятия по технологии в школе являются одним из основных средств эстетического воспитания. Мало научить детей конкретным умениям и навыкам, надо пробудить у них внутренний интерес к труду, вкус к красоте предметного мира, вооружить четкими эстетическими идеалами, вызвать стремление  в творчестве по законам красоты.

     Природа также является немаловажным средством воспитания. Она, в отличие от искусства, подвижна и натуральна. Современного ребёнка в значительно большей степени окружают улицы мегаполисов, транспорт, телевизионные башни, а в небе чаще можно увидеть «железных птиц», нежели настоящих. Таким образом, сегодня нужно формировать отношение уже к пейзажу, преобразованному научно-техническим прогрессом.

      Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: "в любом предмете есть более или менее эстетический элемент". Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания, учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников.

     Важным средством эстетического воспитания являются уроки музыки. Пробуждая в детях самые различные чувства, от простого удовольствия до глубочайшего нравственного переживания ответственности перед людьми и беспредельной любви к своей Родине, музыка помогает формированию идеалов и оказывает влияние на поведение.

Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение… В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» - писал А.С.Макаренко.

Эстетическое воспитание школьников – сложный и многогранный процесс, включающий в себя знакомство с искусством, с прекрасным в действительности, собственную творческую самодеятельность детей  как в искусстве, так и во всякой иной деятельности. Эстетическое воспитание, однако, не ограничивается сферой прекрасного. Оно формирует в человеке творческое отношение к труду, окружающему миру, веру в прогрессивные общественные идеалы, ответственность перед обществом  и перед его будущим. Эффективным путём эстетического развития остаётся также и путь самообразования и самовоспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Эстетическое воспитание школьников"

Эстетическое воспитание это - воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способно...

Эстетическое воспитание школьников средствами хорового искусства

В парадигме Российского образования XXI века приоритет отдается воспитанию, которое было и остается неотъемлемой частью педагогической деятельности школы наряду с обучением. Опираясь на принципы ФГОС,...

Эстетическое воспитание школьников как основа духовно-нравственного развития личности.

Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд челов...

Гуманизация в образовании как основа эстетического воспитания школьников.

Гуманизация в образовании, ставит в центр педагогических усилий личность ребенка, где он становится уже не объектом, а субъектом образовательно-воспитательного процесса. Очень важно, чтобы данная деят...

Система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»

Описана система воспитательной  работы МОУ СОШ № 15  с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»...