Из опыта работы
материал по теме
Основным документом в организации работы учителя является рабочая программа.
. При составлении своих рабочих программ руководствуюсь БУП 2004 года, опираюсь на федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года, УМК Разумовской М.М., Кутузова А.Г., УМК Лебедева Ю.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Основным документом в организации работы учителя является рабочая программа. При составлении своих рабочих программ руководствуюсь БУП 2004 года, опираюсь на федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года, УМК Разумовской М.М., Кутузова А.Г., УМК Лебедева Ю.В. В содержании разработанных мною программ выделены основные содержательные линии, определено количество часов и сроки изучения материала, учебный материал разделен на обязательный (базовый) и дополнительный, требующий от учащихся переноса знаний в решении нестандартных учебных ситуаций построения. К каждому уроку определяю необходимое учебно-методическое и техническое оснащение. При составлении рабочих программ по русскому языку и литературе руководствуюсь нормативно-методическими материалами: «Законом об Образовании», приказами Минобразования России и Минобрнауки России, методическими письмами федерального и регионального уровня. При этом ориентируюсь на содержание Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 год.
В работе использую учебник «Русский язык» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта, учебную хрестоматию « В мире литературы», авторами-составителями которой являются А.Г.Кутузов, В.В.Леденёва, Е.С. Романичева, А.К.Киселев, учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) в двух частях под редакцией Ю.В.Лебедева (Москва, «Просвещение», 2009).
В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
В учебниках литературы под редакцией А.Г.Кутузова работа учителя и обучающихся по формированию навыков слушания, говорения, чтения, письма обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Руководство самостоятельным чтением обучающихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки для самостоятельного чтения можно найти в разделах «Советы библиотеки». В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.
Периодически использую рабочие тетради на печатной основе. Содержание преподаваемого материала соотношу с выполнением как федерального, так и регионального компонентов образовательных стандартов.
В рамках личностно-ориентированных технологий как самостоятельные выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, которым в своей педагогической практике я отдаю предпочтение. Именно эти технологии отличаются гуманистической сущностью, они раскрывают идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы.
Главное при этом – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не декларировать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей интенсификации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательной трудности, – в этом, считаю, назначение учителя.
Ввожу в практику такие формы работы, которые не только развивали, подводили к творчеству, но и были бы доступны и интересны каждому ребёнку, а таких форм немало: это лекции, основанные на сотрудничестве, семинары, экскурсии в творческую лабораторию писателя, дискуссии, уроки-путешествия, посиделки, литературные и языковые брейн-ринги, КВНы, творческие гостиные. Перечисленные формы предполагают различные виды творческой деятельности, при этом самоценно то, что обучающимся предоставляется возможность строить работу на основе деловой или развивающей игры. Она стимулирует учащихся к творчеству, осмыслению проблемных ситуаций. Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся, в мыслительную деятельность включаются такие обычно незадействованные факторы, как воображение, эмоции, особенно на уроках литературы.
На протяжении ряда лет я работаю по программе А. Г. Кутузова, концептуальная позиция которой ориентирует на изучение произведений на основе творческой деятельности. Деятельностный подход обозначен в виде творческих практикумов, мастерских, предполагает выбор заданий по степени сложности и интереса. При изучении нового материала часто провожу игру «Проводник»: опираясь на материалы статей учебной хрестоматии о писателях, об истории создания произведения, по теории литературы; на основе мнений литературоведов и дополнительной справочной литературы, учащиеся представляют индивидуально основную информацию по теме. Это позволяет научить их перерабатывать и в сжатом виде излагать для слушателей наиболее значимый материал, подготавливает к написанию сжатого изложения и к составлению конспекта.
Помогает мне поддерживать интерес к предмету и нестандартный подход к проведению уроков, где в начале могут звучать загадка, стихотворение собственного сочинения, рифмованное правило, а развитию творчества учеников уже в конце урока способствует задание сочинить собственную грамматическую сказку, рассказ (на уроках русского языка) или оду, вирши, посвященные герою произведения (на уроках литературы). Учитывая в своей работе природные особенности детского возраста – любознательность, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало, ищу на уроке такие моменты, которые дают ученику ощущение самостоятельности, открытия. Для этого предлагаю нестандартные задания, которые нередко представляют собой проблемные ситуации, т.е. «ситуации, вызывающие у учащихся затруднения, путь преодоления которого следует творчески искать».
В классах среднего звена организую уроки-размышления. Практика убедила в том, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, развивающем воображение, оставляет в памяти учащихся более глубокий и долговременный след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее. В связи с этим стали традиционными уроки тематические, отличающиеся и по форме их проведения (урок-праздник, урок-погружение). Воспитательные задачи обязывают отобрать для каждого урока тот текстовой материал, содержание которого помогает учителю в формировании личных качеств школьника, гражданственности. Подбирая материал к уроку, помню, что при малом объёме текст должен: а) быть максимально насыщен необходимым грамматическим материалом (и для повторения правил орфографии, и для работы с соответствующими синтаксическими конструкциями); б) помогать ученику в развитии воображения, создании зрительного образа; в) отвечать требованиям перспективы в обучении (разнообразие стилей речи, возможность наблюдать за экспрессией речи и т.д.); г) расширять словарный запас учащихся.
С целью развития креативных возможностей школьников большое место отвожу урокам развития речи, предваряющим творческую работу. Считаю, что основа любого сочинения - эмоциональный настрой класса: ведь тему надо предложить так, чтобы дети её подхватили, чтобы осознали, что работу создают не для учителя, а по собственному желанию, когда самому хочется высказаться.
Считаю целесообразным обращение к работам малой формы – миниатюрам. Признаками такого создаваемого текста являются, во-первых, небольшой объём, во-вторых, характер содержания: обычно это впечатление, быстрый отклик на что-то. Предполагаемый результат подобных творческих работ – повышение уровня языковой и речевой компетенции учащихся. Для уроков, на которых школьники пишут сочинения малой формы, характерен более широкий познавательный фон: ориентирую детей на пристальное внимание к окружающей жизни, иногда рекомендую посетить музей, библиотеку, прочитать книгу, воспользоваться справочной литературой. Систематически провожу занятия в школьном научном сообществе учащихся «Интеллект» по работе с библиографическими источниками. На школьной научно – практической конференции Комаристый Александр, учащийся 9б класса, представил систему работы со справочными материалами как механизмом подготовки к сдаче ГИА.
Стимулом для создания выразительного текста могут стать впечатления от природы, картин, литературного произведения. К тому же уроки подготовки и написания сочинений обеспечивают и ролевое разнообразие школьников, так как при работе над текстом миниатюры роли учащихся постоянно меняются: когда они пишут свою работу – они творцы, писатели; слушают сочинение товарища – слушатели; читают сочинение соседа по парте – читатели; рецензируют творческую работу одноклассника – критики, аргументированно излагающие свою оценку.
Не упускаю случая обратить внимание детей на то, что в современных условиях умения и навыки самостоятельного создания текста необходимы любому взрослому человеку, какой бы профессиональной деятельностью он ни занимался. Каждый человек сегодня, не замечая этого, живёт среди текстов и сам то и дело вынужден их создавать. Тексты окружают нас: реклама в автобусе, в магазине, информация по радио и доклад на собрании, заявление о приёме на работу и статья в газете или журнале, сообщение, отправленное по мобильному телефону или через Интернет.
Логическим продолжением уроков развития речи являются уроки-погружения, на которых дети учатся всматриваться и вслушиваться в текст. Полагаю, что комплексный анализ текста помогает учащимся справляться с самостоятельным конструированием текстов, что важно и с переходом к такой форме итоговой аттестации, как ЕГЭ.
Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке старшеклассников к итоговой аттестации, так как он помогает до конца понять текст и его особенности, а такая задача как раз и ставится перед учениками при выполнении заданий области В и С на ЕГЭ.
Если в классах среднего звена использую фрагменты комплексного анализа текста, то в 10 – 11 классах этот вид деятельности становится преобладающим, и ему отдаём целый урок – урок-исследование. Перед тем как приступить к анализу текста на уроке, даю школьникам задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по плану. Каждый ученик имеет на руках как дома, так и во время классной работы и текст, и памятку «План анализа текста».
Комплексный анализ текста – исследовательская, творческая работа, жёсткие рамки и железный порядок здесь неуместны: каждый классический художественный текст неповторим, своеобразен. После анализа текст обязательно читается повторно: необходимо восстановить цельность восприятия его.
Такая работа над текстом – это не только «погружение» учащихся в стихию родного языка, но и своеобразное его «исследование», а задача педагога – научить школьников наблюдать, анализировать, исследовать. Именно исследовательский подход, внимание к тому, как употребляются языковые средства в речи, в текстах разных стилей, внимательное, вдумчивое отношение к слову при работе над сочинениями, изложениями, докладами, рефератами может стать прочной основой для совершенствования знаний, умений и навыков учеников. Несомненно, этот вид работы развивает интерес к родному языку и побуждает детей к творчеству.
На протяжении ряда лет использую в своей практике групповые технологии. Такие формы деятельности требуют временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и представить найденный совместный результат. Подобная форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Используя самые различные приёмы и методы обучения, считаю обязательными упражнения, развивающие навыки самостоятельной работы и мышления учащихся. В старших классах уделяю внимание тем видам деятельности, которые необходимы будущему студенту. Наиболее распространёнными и традиционными стали уроки-практикумы, уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-семинары.
С 2007 года использую информационно-коммуникативные технологии в преподавании русского языка и литературы и во внеклассной работе. Имеющиеся в кабинете компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска дают возможность использовать информационно-коммуникативные технологии на большинстве уроков и внеклассных мероприятий.
Наряду с основными учебниками и другими учебными пособиями использую дополнительную литературу: методические, справочные, учебные пособия, сборники тестов. В перечень используемых мной средств обучения входят электронные учебники и энциклопедии по русскому языку и литературе:
- Русский язык. Школа Кирилла и Мефодия;
- Русский язык, 5-6 кл. Морфология. Орфография;
- Русский язык, 5-11кл. Морфология. Орфография. Пунктуация;
- Репетитор-тренажёр. Курс русского языка (базовый);
- Готовимся к ЕГЭ по русскому языку, 10-11 класс;
- Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, 11 класс
- Уроки литературы Кирилла и Мефодия, 5-11 классы;
- Литература. Библиотека электронных наглядных пособий, 5-11 классы.
При проведении уроков использую не только готовые компьютерные продукты, но и подготовленные учащимися презентации как результат их проектной деятельности.
За последнее время увеличилось количество подготовленных учащимися презентаций и возросло их качество (2009-2010 у.г. – 11 презентаций, 2010-2011 у.г .- 19, 2011-2012 у.г. – 22, 2012 – 2013 у.г. - 27). При подготовке презентаций учащиеся используют офисные программы PowerPoint, Excel, сопровождают презентации вставкой звука, анимации, видеофрагментов, используют Интернет-ресурсы, возможности интерактивной доски.
Использование компьютерных технологий даёт возможность:
- знакомство с биографическими сведениями сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, репродукций картин художников;
- демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
- устраивать просмотр экспозиций крупнейших музеев мира;
- прослушивать музыкальные записи;
- даёт возможность учащимся стать участником сетевых викторин, конкурсов;
- участвовать в творческих проектах.
ИКТ использую на всех этапах обучения:
- как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;
- как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков;
- как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности;
- как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы.
В реализации современных образовательных технологий роль кабинета русского языка и литературы играет, на мой взгляд, немаловажное значение. Государственный стандарт предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетентности. Материально-техническое обеспечение кабинета русского языка и литературы ЗСОШ № 6 достаточное для эффективного решения этих задач. В кабинете имеется компьютер, медиапроектор, сканер, принтер, телевизор, с 2008 года – интерактивная доска. При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям используются цифровые фотоаппарат и видеокамера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...