"В царстве Нептуна" учебное занятие
методическая разработка по теме
Учебное занятие "В царстве Нептуна" можно провести как итоговое занятие по изучению тем "Знакомство с морскими обитателями". Занятие представляет собой игровую программу с мультимедийной презентацией. Возраст учащихся участвующие в игре 7-10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_carstvo_neptuna.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Путешествие в царство Нептуна»
Разработала: Шукова Ирина Владимировна
Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ГДТДиМ
Г. Комсомольска-на-Амуре
«Путешествие в царство Нептуна»
Цели:
- углубление знаний детей о морских обитателях, их существенных отличительных признаках, особенностях строения;
- развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками; воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
- воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности; расширение кругозора детей.
Оборудование: картины, изображающие морских обитателей.
Пояснительная записка для педагогов: Мультимедийная игра используется на занятии по обобщению знаний морских обитателей. Перед ребятами выставляется игровое поле слайд № 2
Ребята выбирают номер вопроса, с определенным кол-вом баллов. Педагог нажимает на слайд с вопросом. Чтобы увидеть ответ, педагог нажимает на гиперссылку снизу (рыбка), чтобы вернуться на игровое поле, нужно опять нажать на гиперссылку. Побеждает команда набравшая большее кол-во баллов.
Ход занятия
Организационный момент:
Учитель.
Ребята, готовы вы к уроку?
на вас надеюсь я друзья!
вы хороший дружный класс,
все получится у нас!
Основной материал:
– Ребята, вы знаете морских обитателей? А хотели бы посмотреть сейчас на морских обитателей? Если да, то хлопайте в ладоши.
- сейчас мы будем отгадывать загадки.
1. Ловко мусор собирает,
дно морское очищает.
( Краб).
По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы, как и другие обитатели морского дна,- хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.
2. Ты со мною не знаком?
я живу на дне морском,
голова и восемь ног –
вот и весь я - … (Осьминог).
У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги –настоящие хищники. Обычная их добыча – креветки, лангусты, крабы и рыбы.
Через море – океан
плывет чудо – великан,
а ус во рту прячет. (Кит).
Крупнейшие животные на нашей планете – это киты. Самые большие из них – синие киты – достигают длины 30 метров и вес 150 тонн. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детенышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Киты – теплокровные животные, а от переохлаждения их защищает толстый слой подкожного жира.
Кто же в море там плывет
в каменной рубахе?
в каменной рубахе
в море… (Черепахи).
В водах тропических морей обитают морские черепахи. Они полностью приспособлены для жизни в водной среде. Самые крупные морские черепахи – кожистые. Их длина достигает двух метров, а вес – 600 килограмм. Среди морских черепах есть и хищники, которые питаются Моллюсками и ракообразными, и мирные травоядные животные, которые едят водные растения, в основном, морскую капусту.
Как плывут они красиво –
очень быстро и игриво!
нам показывают спины
из морской воды… (Дельфины).
Одна красивая легенда рассказывает, что дельфины – это ушедшие когда – то в море люди, а потому между людьми и дельфинами много общего. И действительно, дельфины – самые разумные обитатели океана. К людям они относятся по – особому. Дельфины часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Дельфины легко приручаются человеком. Созданы многочисленные дельфинарии, где дрессировщики обучают их различным цирковым трюкам. Есть такие дельфинарии и у нас в стране.
А теперь начинаем играть.
И так правила игры:
У вас будет две команды. Каждая команда придумывает в себе название.
У вас на доске расположены девять квадратов, где указаны кол-во баллов. Каждая делает ход указывая квадрат с определенным количеством баллов. Баллы зачисляются команде, если команда отвечает на вопрос. Побеждает команда, которая набирает большее кол-во баллов.
Вопросы на 10 баллов.
1 вопрос.
Бывают ли рыбы ядовитыми? (Да, бывают. Самые ядовитые рыба собака, рыба камень, рыба зебра).
2 вопрос.
Назовите литературные произведения, где упоминается о той
или иной рыбке.
(Например: русская народная сказка «По щучьему велению»; Н. Н. Носов «Карасик»; Л. Н. Толстой «Акула»; М. Е. Салтыков-Щедрин «Вяленая вобла», «Премудрый пескарь»; Ю. Коваль «Кепка с карасями»; И. А. Крылов «Щука и кот», «Лебедь, щука и рак», «Лещи» и т.д.)
3 вопрос.
Какая самая крупная рыба? (Акула)
А самыми крупными рыбами в мире считаются некоторые виды акул. Судите сами: китовая акула весит до 13 тонн, имеет длину до 18 метров (это высота 5-6 этажного здания) и плавает со скоростью до 90 километров в час.
Большинство видов акул не столь агрессивно, сколь прожорливо. Если заглянуть в желудки акул, то можно увидеть там много интересного. Так, в брюхе одной акулы нашли три пальто, плащ, водительские права, брюки, пару ботинок, оленьи рога, копыто коровы, клетку для птиц и еще 12 омаров. Другая акула проглотила пивные бутылки и куски угля.
Вопросы на 20 баллов.
1вопрос.
Кто такие прилипалы?
Прилипалы — рыбы. Их несколько видов. Все они широко распространены в тропических и субтропических водах. Прикрепляются они к самым разным «хозяевам»: китам, акулам, черепахам и даже кораблям. Так и путешествуют по океану.
А когда придёт время кормиться, они открепляются. Питаются эти рыбы, главным образом, мельчайшими организмами, находящимися в воде. Обыкновенный прилипало достигает в длину около метра. Есть сведения, что в старину индейцы ловили прилипалами черепах. Для этого рыбе на хвост надевали кольцо с прочной бечёвкой. Когда обнаруживали черепаху, рыбу выпускали, она присасывалась к черепахе, и их вместе втаскивали в лодку. Вот такие удивительные это рыбы.
2 вопрос.
Плоской или нет, рождается камбала? (нет, у молодых рыбок обычное туловище. По мере роста, их тело уплощается.)
3 вопрос.
Что такое акваланг
Акваланг – это такой аппарат, с помощью которого можно спокойно дышать под водой. И любоваться подводным миром. Его изобрёл в 1943 году знаменитый исследователь морей и океанов Жан-Ив-Кусто вместе с инженером Ганьяном.
Будучи в то время морским офицером, он получил задание следить за передвижением немецких судов на Средиземном море. Кусто решил вести наблюдения скрытно, и у него возникла идея сконструировать аппарат, с помощью которого можно было долго находиться под водой и дышать. На спину пловца крепятся два баллона со сжатым воздухом, от них отходят две трубки для вдоха и выдоха, соединённые с защитной маской-иллюминатором. Акваланги дают возможность человеку нырять на глубину 30-40 метров и оставаться под водой до 1 часа.
Вопросы на 30 баллов.
1 вопрос.
Какая морская рыба плавает стоя? (Морской конек)
Морской конёк относится к рыбам, но немногим напоминает её. Голова у него, как у пони. Вместо чешуи его тело покрыто твёрдыми пластинками и колючими шипами. Хвост похож на змеиный.
Морской конёк ведёт себя не так, как другие рыбы. Обычно он обвивает свой хвост вокруг какой-нибудь водоросли. Чтобы его не унесло течением. Когда он плывёт, то передвигается с помощью единственного плавника, расположенного на спине и перемещается по воде в вертикальном положении.
Рот морского конька имеет форму трубки, через которую он засасывает пищу. В отличии от других рыб у него имеется отчётливо выраженная шея и подвижная, похожая на конскую голова, расположенная под углом к телу.
Самой характерной особенностью конька являются его методы ухода за своим потомством. Самка конька откладывает икринки в широкий мешок, расположенный под хвостом самца. Поэтому именно отец, а не мать вынашивает икринки, пока из них не вылупятся мальки. Даже после появления потомства из икринок, мальки ещё некоторое время находятся в мешке у отца пока не подрастут настолько, чтобы жить самостоятельно. Существует около 50 разновидностей морских коньков. Их размеры могут колебаться от 5 до 30 см. Их можно увидеть только в летнее время, потому что они считаются летними рыбами. Никто не знает, что происходит с ними зимой. Хотя у морского конька и не слишком много способов защищаться от недругов, он вполне защищён от нападения. Складывается впечатление, что другие морские обитатели не любят нападать на коньков или есть их.
2 вопрос.Представьте, что вы попали на необитаемый остров, какие дары моря вы можете использовать в пищу?
3 вопрос.
Умеют ли рыбы летать?
(Есть летучие рыбы, которые во время опасности выпрыгивают из воды.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Царство животных" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с импользлванием элементов ТРИЗ И РТВ, помогающие научить детей классифицировать животных....
Занятия: «Путешествие в подводное царство»
Цель занятия: развитие творческого мышления участников группы; формирование групповой сплочённости в детском коллективе; создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения у ...
План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"
Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....
"В царстве доброты"-занятие.
Данное занятие поможет педагогам развить у несовершеннолетних умения анализировать поступки героев....
Занятие -тренинг "Царство дружбы"
Занятие - тренинг на сплочение детского коллектива с елементами кукло-терапии....
Занятие по творческому воспитанию на тему : Путешествие в Царство песка .
Занятие по творческому воображению с использованием психологических тренингов. В занятии используется песок....
Занятие-развлечение. «Путешествие в царство Зимушки – зимы».
Конспект занятия-развлечения по развитию речи "Путешествие в царство Зимушки-зимы"...