Представление опыта работы классного руководителя
материал по теме

Максутова Надежда Викторовна

Представление опыта работы классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoprezentaciya_opyta_raboty.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы

классного руководителя МОУ – Высоковская СОШ № 1

Максутовой Надежды Викторовны (слайд 1)

В последние годы в связи с процессом гуманизации сферы образования уделяется все больше внимания организации воспитательной работы школы. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого изменилась социокультурная ситуация жизнедеятельности подрастающего поколения.

Современный национальный воспитательный идеал – «это (слайд 2) высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Осмысление себя как члена общества, своей роли в нем впервые происходит именно в подростковом возрасте. Это осмысление не дается ребенку легко и сразу, поэтому мне, как педагогу и воспитателю, профессионально и с любовью необходимо помочь воспитаннику стать настоящим гражданином своей страны, патриотом Родины.

Патриотическое сознание развивает понимание того, что есть вечная ценность – Родина: большая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина как отражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей. Определённость этих понятий даёт мне ориентир, указывающий на то, зачем и как воспитывать детей, поэтому одним из основных направлений моей деятельности как классного руководителя является гражданско-патриотическое воспитание школьников.

В процессе работы, направленной на развитие гражданского - патриотической культуры школьников, мною определены следующие цель и задачи.

Цель: (слайд 3)

создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Задачи: (слайд 4)

  1. Воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной;
  2. Подготовка к выполнению основных социальных ролей в обществе – защитника Родины, семьянина, труженика и т.д.
  3. Воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина.
  4. Формирование гражданской позиции школьника, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, области, города.

Реализации поставленных целей и задач способствует программа воспитания «Я – гражданин России» (срок действия программы: 2010 – 2015 гг.)

Идеи программы: (слайд 5)

1. Идея развития:

  1. развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;
  2. развитие личности учащихся;
  3. развитие воспитательной системы класса в целом.

2. Идея творчества:

  1. создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству;
  2. творчество пронизывает всю жизнедеятельность участников образовательного пространства.

3. Идея сотрудничества:

  1. партнерские отношения субъектов воспитательной системы;
  2. совместная деятельность детей и взрослых.

4. Идея толерантности:

  1. развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
  2. развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к сочувствию;
  3. обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.

В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

Основные направления программы (слайд 6)

Программа включает в себя 6 направлений: «Я и Я»; «Я и семья»; «Я и культура»; «Я и школа»; «Я и мое Отечество»; «Я и планета».

Принципы (слайд 7)

Приоритетными принципами построения программы воспитания класса являются:

Принцип вариативности

Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в классе, школе, учреждениях дополнительного образования города и района

Принцип сотрудничества

Право ребенка выступать в качестве субъекта целепологания, т.е. право решать проблему «с двух сторон» - и взрослыми, и детьми

Принцип комфортности

Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях

Принцип самоуправления

Право на самоуправление в классе и школе

Принцип заинтересованности

Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме

Принцип адекватности

Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить

Принцип коммуникативности

Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми

Принцип адаптивности

Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества

Направления воспитательной деятельности (слайд 8)

Исходя из поставленных задач воспитания, основными направлениями содержания воспитательной работы определены:

  1. Гражданско – патриотическое воспитание
  2. Культурно-просветительная работа
  3. Учебно-познавательная методическая деятельность
  4. Пропаганда ЗОЖ
  5. Нравственно-правовое воспитание
  6. Трудовая деятельность
  7. Эколого-краеведческая работа
  8. Художественная деятельность и эстетическое воспитание
  9. Работа с родителями

Методы воспитания (слайд 9)

Путь достижения заданных целей воспитания – это методы воспитания, без которых невозможно осуществлять воспитательный процесс, реализовывать каждый из его компонентов. Выбор методов воспитания и их применение на практике зависит от многих факторов: состояние ребенка и коллектива, привычек и традиций, предмета общения, практической задачи, внешних обстоятельств и др.

В практике своей воспитательной работы я использую следующую совокупность методов воспитания:

Традиционные - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.

Неформальные - осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких.

Тренинговые - обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях, осуществляются через  деловые игры, тренинги.

Рефлективные - основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности.

Психотерапевтические - внушение, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик

Средства и технологии воспитания (слайды 10 - 11)

Основу методов воспитания составляют средства и технологии воспитания, которые связаны между собой и на практике применяются в единстве. 

В своей работе я использую следующие средства и технологии воспитания:

  1. Средства воспитания (слайд 10)
  1. способы коммуникации;
  2. коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
  3. технические средства;
  4. культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);
  5. природа (живая и неживая).
  1. Технологии воспитания (слайд 11)
  1. Технология коллективного творческого воспитания или методика коллективных творческих дел (главная цель -  коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников. Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было. «Всё творчески, иначе зачем?». Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»).
  2. Технология гуманного коллективного воспитания (главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу. Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек. Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты, человечности, сострадания, уважения к родителям).
  3. Технология самоуправления (сущность – развитие ученического самоуправления, через которое каждый воспитанник включен в активную жизнедеятельность класса, школы, семьи, окружающего социума).

Оценка эффективности реализации программы (слайд 12)

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры 

1. Сформированность гражданских навыков:

  1. умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  2. знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  3. умение принимать и защищать свои решения;
  4. готовность к участию в общественных делах;
  5. готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  1. патриотизм и любовь к Родине;
  2. права и свободы человека и гражданина;
  3. символика Российской Федерации;
  4. национальное самосознание;
  5. уважение чести и достоинства других граждан;
  6. гражданственность.

Количественные параметры: 

  1. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;  
  2. качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);  
  3. отсутствие детей с девиантным поведением;  
  4. деятельность классного самоуправления;  
  5. участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;  
  6. проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности.  

Большую роль при оценке результативности реализации программы играет диагностика.

В своей работе  использую следующие типы диагностики:

  1. начальная (связана с планированием и управлением классным коллективом);
  2. корректирующая (проводится в самом процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирует классного руководителя на изменения, которые происходят в учениках и коллективе; оценивает правильность ранее принятых решений);
  3. обобщающая (проводится в конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы;  дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года).

Некоторые результаты диагностики представлены на ваших экранах. (слайды 13 - 16) Отмечу, что изучение школьников не самоцель, а только средство для улучшения воспитательной работы. На основании данных диагностики я оцениваю состояние воспитанности учеников, формулирую проблемы и нахожу пути их разрешения.

Модель работы учителя

Указанная выше система взаимосвязанных принципов воспитания, целей, задач, направлений, вариантов и этапов достижения результатов, а также методы, средства и технологии воспитания,  позволяют представить ее в виде следующей структурно-динамической модели воспитательной деятельности в коллективе: (слайд 17)

Ожидаемые результаты реализации программы воспитания: (слайд 18)

  1. понимание учащимися ценности человеческой жизни
  2. расширение представления детей о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость
  3. умение видеть прекрасное в окружающем мире
  4. осознание учащимися роли знаний в жизни человека
  5. уверенность в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Тема гражданственности и патриотизма близка мне по духу. Я сама очень люблю Россию, испытываю неподдельную гордость за нашу страну. Ежедневно, входя в класс к своим воспитанникам, я верю в их лучшие качества и желаю вести их к истокам духовности, нравственности, к познанию жизненных ценностей, необходимых для становления истинного гражданина и патриота своей страны, любящего свой город, край, Родину.

Результат своей работы как классного руководителя вижу в том, чтобы мои воспитанники твёрдо усвоили важную истину:  человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Родина, как и мать,  даётся только раз в жизни. Родина – дом человека. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из моих учеников будет возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно: «Что за поколение выросло?! Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие», а промолвит с уважением: «Достойная смена растёт!».

То есть это ученик, человек, у которого: (слайд 19)вылетают по щелчку

  1. сформирован высокий уровень гражданского самосознания и ответственности за судьбу страны;
  2. воспитано чувство гордости за принадлежность к родному городу, Московской области и Российской Федерации;
  3. сформированы гражданско-правовые компетентности;
  4. приобретен опыт общественно полезной гражданской деятельности;
  5. имеется потребность в изучении истории края и Отечества;
  6. развита способность к самореализации в пространстве российского государства;
  7. сформирована активная жизненная позиция.

Спасибо за внимание (слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»

Презентация  к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...