Представление опыта работы классного руководителя
материал по теме
Представление опыта работы классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoprezentaciya_opyta_raboty.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы
классного руководителя МОУ – Высоковская СОШ № 1
Максутовой Надежды Викторовны (слайд 1)
В последние годы в связи с процессом гуманизации сферы образования уделяется все больше внимания организации воспитательной работы школы. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого изменилась социокультурная ситуация жизнедеятельности подрастающего поколения.
Современный национальный воспитательный идеал – «это (слайд 2) высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Осмысление себя как члена общества, своей роли в нем впервые происходит именно в подростковом возрасте. Это осмысление не дается ребенку легко и сразу, поэтому мне, как педагогу и воспитателю, профессионально и с любовью необходимо помочь воспитаннику стать настоящим гражданином своей страны, патриотом Родины.
Патриотическое сознание развивает понимание того, что есть вечная ценность – Родина: большая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина как отражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей. Определённость этих понятий даёт мне ориентир, указывающий на то, зачем и как воспитывать детей, поэтому одним из основных направлений моей деятельности как классного руководителя является гражданско-патриотическое воспитание школьников.
В процессе работы, направленной на развитие гражданского - патриотической культуры школьников, мною определены следующие цель и задачи.
Цель: (слайд 3)
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи: (слайд 4)
- Воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной;
- Подготовка к выполнению основных социальных ролей в обществе – защитника Родины, семьянина, труженика и т.д.
- Воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина.
- Формирование гражданской позиции школьника, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, области, города.
Реализации поставленных целей и задач способствует программа воспитания «Я – гражданин России» (срок действия программы: 2010 – 2015 гг.)
Идеи программы: (слайд 5)
1. Идея развития:
- развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;
- развитие личности учащихся;
- развитие воспитательной системы класса в целом.
2. Идея творчества:
- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству;
- творчество пронизывает всю жизнедеятельность участников образовательного пространства.
3. Идея сотрудничества:
- партнерские отношения субъектов воспитательной системы;
- совместная деятельность детей и взрослых.
4. Идея толерантности:
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к сочувствию;
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.
В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.
Основные направления программы (слайд 6)
Программа включает в себя 6 направлений: «Я и Я»; «Я и семья»; «Я и культура»; «Я и школа»; «Я и мое Отечество»; «Я и планета».
Принципы (слайд 7)
Приоритетными принципами построения программы воспитания класса являются:
Принцип вариативности | Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в классе, школе, учреждениях дополнительного образования города и района |
Принцип сотрудничества | Право ребенка выступать в качестве субъекта целепологания, т.е. право решать проблему «с двух сторон» - и взрослыми, и детьми |
Принцип комфортности | Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях |
Принцип самоуправления | Право на самоуправление в классе и школе |
Принцип заинтересованности | Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме |
Принцип адекватности | Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить |
Принцип коммуникативности | Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми |
Принцип адаптивности | Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества |
Направления воспитательной деятельности (слайд 8)
Исходя из поставленных задач воспитания, основными направлениями содержания воспитательной работы определены:
- Гражданско – патриотическое воспитание
- Культурно-просветительная работа
- Учебно-познавательная методическая деятельность
- Пропаганда ЗОЖ
- Нравственно-правовое воспитание
- Трудовая деятельность
- Эколого-краеведческая работа
- Художественная деятельность и эстетическое воспитание
- Работа с родителями
Методы воспитания (слайд 9)
Путь достижения заданных целей воспитания – это методы воспитания, без которых невозможно осуществлять воспитательный процесс, реализовывать каждый из его компонентов. Выбор методов воспитания и их применение на практике зависит от многих факторов: состояние ребенка и коллектива, привычек и традиций, предмета общения, практической задачи, внешних обстоятельств и др.
В практике своей воспитательной работы я использую следующую совокупность методов воспитания:
Традиционные - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.
Неформальные - осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких.
Тренинговые - обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях, осуществляются через деловые игры, тренинги.
Рефлективные - основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности.
Психотерапевтические - внушение, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик
Средства и технологии воспитания (слайды 10 - 11)
Основу методов воспитания составляют средства и технологии воспитания, которые связаны между собой и на практике применяются в единстве.
В своей работе я использую следующие средства и технологии воспитания:
- Средства воспитания (слайд 10)
- способы коммуникации;
- коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
- технические средства;
- культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);
- природа (живая и неживая).
- Технологии воспитания (слайд 11)
- Технология коллективного творческого воспитания или методика коллективных творческих дел (главная цель - коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников. Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было. «Всё творчески, иначе зачем?». Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»).
- Технология гуманного коллективного воспитания (главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу. Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек. Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты, человечности, сострадания, уважения к родителям).
- Технология самоуправления (сущность – развитие ученического самоуправления, через которое каждый воспитанник включен в активную жизнедеятельность класса, школы, семьи, окружающего социума).
Оценка эффективности реализации программы (слайд 12)
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
- качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- деятельность классного самоуправления;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Большую роль при оценке результативности реализации программы играет диагностика.
В своей работе использую следующие типы диагностики:
- начальная (связана с планированием и управлением классным коллективом);
- корректирующая (проводится в самом процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирует классного руководителя на изменения, которые происходят в учениках и коллективе; оценивает правильность ранее принятых решений);
- обобщающая (проводится в конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы; дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года).
Некоторые результаты диагностики представлены на ваших экранах. (слайды 13 - 16) Отмечу, что изучение школьников не самоцель, а только средство для улучшения воспитательной работы. На основании данных диагностики я оцениваю состояние воспитанности учеников, формулирую проблемы и нахожу пути их разрешения.
Модель работы учителя
Указанная выше система взаимосвязанных принципов воспитания, целей, задач, направлений, вариантов и этапов достижения результатов, а также методы, средства и технологии воспитания, позволяют представить ее в виде следующей структурно-динамической модели воспитательной деятельности в коллективе: (слайд 17)
Ожидаемые результаты реализации программы воспитания: (слайд 18)
- понимание учащимися ценности человеческой жизни
- расширение представления детей о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость
- умение видеть прекрасное в окружающем мире
- осознание учащимися роли знаний в жизни человека
- уверенность в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Тема гражданственности и патриотизма близка мне по духу. Я сама очень люблю Россию, испытываю неподдельную гордость за нашу страну. Ежедневно, входя в класс к своим воспитанникам, я верю в их лучшие качества и желаю вести их к истокам духовности, нравственности, к познанию жизненных ценностей, необходимых для становления истинного гражданина и патриота своей страны, любящего свой город, край, Родину.
Результат своей работы как классного руководителя вижу в том, чтобы мои воспитанники твёрдо усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Родина, как и мать, даётся только раз в жизни. Родина – дом человека. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из моих учеников будет возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно: «Что за поколение выросло?! Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие», а промолвит с уважением: «Достойная смена растёт!».
То есть это ученик, человек, у которого: (слайд 19)вылетают по щелчку
- сформирован высокий уровень гражданского самосознания и ответственности за судьбу страны;
- воспитано чувство гордости за принадлежность к родному городу, Московской области и Российской Федерации;
- сформированы гражданско-правовые компетентности;
- приобретен опыт общественно полезной гражданской деятельности;
- имеется потребность в изучении истории края и Отечества;
- развита способность к самореализации в пространстве российского государства;
- сформирована активная жизненная позиция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...