Научно исследовательская деятельность школьников
план-конспект урока по теме
Уважаемые коллеги!
Всем нам доводилось или доведётся принимать участие в организации исследовательской работы.
Данным видом учебной деятельности я занимаюсь шестой год. Но, приступая каждый раз к новой работе, испытываешь трудности в выборе темы, в постановке целей, в привязывании работы к региональному компоненту и т.д.
Проанализировав материал по данной теме, я пришла к выводу, что нет единых требований в написании исследовательских работ. Эти требования варьируются и указываются в положении к конкурсам. Но, тем не менее, сегодня мне хотелось бы обратиться к структуре исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou.doc | 56.5 КБ |
issledovatelseaya_rabota.ppt | 318.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22»
Автор работы: Филиппова Ирина Александровна
Саранск 2013
Вступительное слово:
Уважаемые коллеги!
Тема моего выступления «Научно – исследовательская работа школьников».
Всем нам доводилось или доведётся принимать участие в организации исследовательской работы.
Данным видом учебной деятельности я занимаюсь шестой год. Но, приступая каждый раз к новой работе, испытываешь трудности в выборе темы, в постановке целей, в привязывании работы к региональному компоненту и т.д.
Проанализировав материал по данной теме, я пришла к выводу, что нет единых требований в написании исследовательских работ. Эти требования варьируются и указываются в положении к конкурсам. Но, тем не менее, сегодня мне хотелось бы обратиться к структуре исследовательской работы.
1. Значение исследовательской работы.
Решением всякой
проблемы служит
новая проблема
И.В.Гете
Учебно–исследовательская деятельность-– процесс решения школьниками научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.
Занимаясь учебной деятельностью, не каждый ученик использует свои возможности на 100% . в последнее время у школьников отсутствует учебная мотивация.
Привлечение учащихся к исследовательской работе позволяет школьнику:
приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения познавательных и практических задач;
приобретать коммуникативные умения и навыки;
овладевать практическими умениями исследовательской работы – собирать необходимую информацию, анализировать факты, делать выводы и заключения, повысить свою работоспособность, расширить кругозор, овладеть новыми технологиями;
и что самое главное повысить учебную мотивацию школьника.
Готовая исследовательская работа – это результат совместных скоординированных действий учителя и ученика, т.к.:
- учитель помогает учащемуся в поиске необходимой информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет учеников.
Таким образом, исследовательская деятельность с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
При этом учитель должен:
- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовывать исследовательскую работу учащихся
- уметь организовывать и проводить дискуссии, не называя свою точку зрения;
- направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
К привлечению исследовательских занятий могут привлекаться школьный психолог (для выявления учащихся, имеющих склонности к учебно-исследовательской работе по различным направлениям), школьный библиотекарь (для ознакомления учащихся по поиску нужной литературы, оформлению ссылок и заимствований, библиографического списка).
2. Введение в исследовательскую работу.
Работа над исследованием предполагает:
1) Знакомство учащихся со структурой исследовательской работы.
2) Знакомство с некоторыми работами – призёрами городских и республиканских конкурсов.
3) Выявление школьников имеющих склонности к учебно-исследовательской работе.
4) Выявление учебных предметов, по которым школьники хотели бы вести исследовательскую работу.
5) Работа в библиотеке.
6) Работа по сбору статистического и другого материала в различных организациях.
7) Оформление ссылок и заимствований.
8) Выстраивание логической последовательности работы.
9) Составление примерного плана работы.
10) Составление развёрнутого плана работы.
11) Написание черновика.
3. Этапы работы над исследованием.
1. Подготовительный (сентябрь - ноябрь)- сбор литературы, выстраивание логической последовательности работы, составление примерного плана, составление библиографического списка.
2. Самостоятельная работа учащихся (декабрь - январь) – изучение литературы, ведение записей прочитанного, составление развёрнутого плана работы, написание черновика.
3. Проверка работы (февраль - март) – руководитель составляет рекомендации, вносит необходимые изменения, дополнения, исправления. Ученик заканчивает работу с учетом рекомендаций. Готовая работа рецензируется.
4. Защита работы.
4. Рекомендации по написанию исследовательской работы.
Объём – 20 – 25 страниц печатного текста (без приложения).
Каждая глава начинается с новой страницы (как и оглавление, введение, заключение, список литературы, приложения).
Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть три интервала.
После названия заголовка точку не ставят, располагают в центре строки.
Страницы нумеруются начиная с титульного листа. № страниц ставится вверху, по центру страницы, на титульном листе № страницы не ставится.
В работе желательно использовать не менее 10-15 источников литературы. Интернет сайты пишутся внизу, после главы [1,4,5] м.б. внутри предложения.
5. Общие требования и правила оформления текстов
а) для текста – шрифт (14), Times New Roman; интервал (1,5); поля (2,2,3,1); для таблиц шрифт (12); интервал (одинарный)
б) требования к чистовику: введение, основная часть, заключение
в) оформление наглядного материала
г) компьютерная презентация или оформление стенда.
Введение: 2-3 страницы;
- актуальность темы, новизна темы;
- сформулировать цель работы;
- выявить проблему и региональные различия для достижения целей;
- решаются следующие задачи (охарактеризовать, выявить, рассмотреть, изучить, сформировать, спланировать);
- объект и предмет исследования – задачи, которые мы хотим решить;
- отразить методологию (теория - мы опирались на труды следующих ученых, желательно указать и местных корифеев);
- методики исследования – опирались на статистику или проводили своё собственное исследование;
- практическая значимость работы и апробация работы (где работа м.б. использована);
- структура работы – наша работа состоит из введения, 3 глав и заключения.
Основная часть – 3 главы по 3 параграфа.
Первая глава теоретическая – рассматриваются основы теории и методики.
- Разбор основных понятий и показателей.
- История исследования вопроса.
- Методика вашего исследования.
Вторую главу можно посвятить характеристике исследуемого объекта.
Третья глава – есть основное исследование. Мы провели опрос, исследовали….
3.3 пути решения этой проблемы – для кого нужно это решение, где его можно применить.
Заключение
– зеркальное отражение введения. Итак, в работе была поставлена цель…, мы получили следующие результаты…., сделали следующие выводы…
Последний абзац – перспективы будущим исследователям (мы ещё не рассмотрели вопросы…… и будем……).
6. Культура выступления на конференциях:
- соблюдение регламента;
- примерная схема выступления;
- представление работы – обоснование её актуальности и значения для познания школьных наук;
- в работе должно быть наличие картосхемы, иначе работа не географическая, также желательно наличие графиков, диаграмм.
После ссылок в тексте – приложения: вопросы анкеты, объёмные таблицы.
Выступление ребёнка до 10 минут (введение + заключение).
Свою работу ребёнок пусть читает, зная текст - просматривает.
Не нужно говорить слишком длинными предложениями.
Компьютерная презентация из 10-12 слайдов (название, цели и задачи, графики, диаграммы, ……. , выводы).
- сообщение об использованных методах;
- краткое изложение основных идей;
- заключение.
Итогом работы учащихся является грамотно написанная и правильно оформленная учебно-исследовательская работа и желание продолжить этот вид учебной деятельности в дальнейшем.
7. Ошибки в написании исследовательской работы.
- Неправильная формулировка темы или названия работы.
- Отсутствие контрольной группы или неправильный её подбор.
- Отсутствие статистической обработки полученных результатов.
- Неверная интерпретация полученных результатов.
- Несоответствие выводов и результатов исследования.
Выбор темы исследования:
- 1. Работа не должна быть реферативной. Избегать большого количества литературного материала.
- 2. Первоначальная формулировка темы начинается со слов: анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление и т. п.
- 3. Тема работы созвучна с целью работы.
- 4. Тема должна отражать суть проделанной работы. Не использовать рекламные слоганы.
Ошибки в формулировании выводов:
- Выводы - корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы.
- Выводы отвечают на вопрос, поставленный в цели работы.
- Выводы являются результатом анализа полученных автором данных.
- Не следует помещать в раздел «Выводы» результаты, полученные другими авторами, призывы и лозунги.
- Не следует искажать собственные результаты, для того чтобы придать работе значимость или практический выход.
- Полученные в работе результаты важны и интересны сами по себе. Они — плод размышлений и труда юного исследователя
Список литературы:
- Воронцов Г.А. Письменные работы в ВУЗе. Ростов-на-Дону: Изд. Центр “МарТ”, 2002
- Лазаревич К.С. Как писать научную работу// География. – 2001. – №10.
- Пантелеева Н.К. Реферат – один из актуальных видов самостоятельной деятельности учащихся// География в школе. – 2001. – №7.
- Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. – 2003. – №4.
- Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗах. Практическое руководство. М.: ИНФРА-М, 2001
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская деятельность школьников на стыке наук (история, филология, искусствоведение)
Этот доклад был подготовлен для международного семинара "Россия - Эстония. Организация работы с одареными детьми". Он проходил в Санкт-Петербурге на базе лицея № 344 ...
Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций
Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....
Статья "Организация научно- исследовательской деятельности школьников"
Научно-исследовательская деятельность способствует развитию личных качеств учащихся, формированию исследовательской «жилки», заметно расширяется кругозор учащихся, формируется наблюдательность,...
Статья "Организация научно- исследовательской деятельности школьников"
Научно-исследовательская деятельность способствует развитию личных качеств учащихся, формированию исследовательской «жилки», заметно расширяется кругозор учащихся, формируется наблюдательность,...
Научно-исследовательская деятельность школьников
методический материал...
Работа с одаренными детьми через организацию научно-исследовательской деятельности школьников в г. Братске
Виды научно-исследовательской работы с учащимися, перспективы ее развития, формы представления, некоторые итоги работы....
«Научно-исследовательская деятельность школьников по биоэкологии» (внеурочная деятельность) 5 класс
Программа «Исследовательская деятельность» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, ...