Научно исследовательская деятельность школьников
план-конспект урока по теме

Уважаемые коллеги!

Всем нам доводилось или доведётся принимать участие в организации исследовательской работы.

Данным видом учебной деятельности я занимаюсь шестой год. Но,  приступая каждый раз к новой работе, испытываешь трудности в выборе темы, в постановке целей, в привязывании работы к региональному компоненту и т.д.

Проанализировав материал по данной теме, я пришла к выводу, что нет единых требований в написании исследовательских работ. Эти требования варьируются и указываются в положении к конкурсам. Но, тем не менее, сегодня мне хотелось бы обратиться к структуре исследовательской работы.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mou.doc56.5 КБ
Office presentation icon issledovatelseaya_rabota.ppt318.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22»

 

Автор работы: Филиппова Ирина Александровна

Саранск 2013

Вступительное слово:

Уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Научно – исследовательская работа школьников».

Всем нам доводилось или доведётся принимать участие в организации исследовательской работы.

Данным видом учебной деятельности я занимаюсь шестой год. Но,  приступая каждый раз к новой работе, испытываешь трудности в выборе темы, в постановке целей, в привязывании работы к региональному компоненту и т.д.

Проанализировав материал по данной теме, я пришла к выводу, что нет единых требований в написании исследовательских работ. Эти требования варьируются и указываются в положении к конкурсам. Но, тем не менее, сегодня мне хотелось бы обратиться к структуре исследовательской работы.

1. Значение исследовательской работы.

Решением всякой

проблемы служит

новая проблема

И.В.Гете

Учебно–исследовательская деятельность-– процесс решения школьниками научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.

Занимаясь учебной деятельностью, не каждый ученик  использует свои возможности на 100% . в последнее время у школьников отсутствует учебная мотивация.

Привлечение учащихся к исследовательской работе позволяет школьнику:

приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения познавательных и практических задач;

приобретать коммуникативные умения и навыки;

овладевать практическими умениями исследовательской работы – собирать необходимую информацию, анализировать факты, делать выводы и заключения, повысить свою работоспособность, расширить кругозор, овладеть новыми технологиями;

и что самое главное повысить учебную мотивацию школьника.

Готовая исследовательская работа – это результат совместных скоординированных действий учителя и ученика, т.к.:

- учитель помогает учащемуся в поиске необходимой информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поддерживает и поощряет учеников.

Таким образом, исследовательская деятельность с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

При этом учитель должен:

- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовывать исследовательскую работу учащихся

- уметь организовывать и проводить дискуссии, не называя свою точку зрения;

- направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

К привлечению исследовательских занятий могут привлекаться школьный психолог (для выявления учащихся, имеющих склонности к учебно-исследовательской работе по различным направлениям), школьный библиотекарь (для ознакомления учащихся по поиску нужной литературы, оформлению ссылок и заимствований, библиографического списка).

2. Введение в исследовательскую работу.

Работа над исследованием предполагает:

1) Знакомство учащихся со структурой исследовательской работы.

2) Знакомство с некоторыми работами – призёрами городских и республиканских конкурсов.

3) Выявление школьников имеющих склонности к учебно-исследовательской работе.

4) Выявление учебных предметов, по которым школьники хотели бы вести исследовательскую работу.

5) Работа в библиотеке.

6) Работа по сбору статистического и другого материала в различных организациях.

7) Оформление ссылок и заимствований.

8) Выстраивание логической последовательности работы.

9) Составление примерного плана работы.

10) Составление развёрнутого плана работы.

11) Написание черновика.

3. Этапы работы над исследованием.

1. Подготовительный (сентябрь - ноябрь)- сбор литературы, выстраивание логической последовательности работы, составление примерного плана, составление библиографического списка.

2. Самостоятельная работа учащихся (декабрь - январь) – изучение литературы, ведение записей прочитанного, составление развёрнутого плана работы, написание черновика.

3. Проверка работы (февраль - март) – руководитель составляет рекомендации, вносит необходимые изменения, дополнения, исправления. Ученик заканчивает работу с учетом рекомендаций. Готовая работа рецензируется.

4. Защита работы.

4. Рекомендации по написанию исследовательской работы.

Объём – 20 – 25 страниц печатного текста (без приложения).

Каждая глава начинается с новой страницы (как и оглавление, введение, заключение, список литературы, приложения).

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть три интервала.

После названия заголовка точку не ставят, располагают в центре строки.

Страницы нумеруются начиная с титульного листа. № страниц ставится вверху, по центру страницы, на титульном листе № страницы не ставится.

В работе желательно использовать не менее 10-15 источников литературы. Интернет сайты пишутся внизу, после главы [1,4,5] м.б. внутри предложения.

 5. Общие требования и правила оформления текстов

а) для текста – шрифт (14), Times New Roman; интервал (1,5); поля (2,2,3,1); для таблиц шрифт (12); интервал (одинарный)

б) требования к чистовику:  введение, основная часть, заключение

в) оформление наглядного материала

г) компьютерная презентация или оформление стенда.

 

Введение: 2-3 страницы;

  1. актуальность темы, новизна темы;
  2. сформулировать цель работы;
  3. выявить проблему и региональные различия для достижения целей;
  4. решаются следующие задачи (охарактеризовать, выявить, рассмотреть, изучить, сформировать, спланировать);
  5. объект и предмет исследования – задачи, которые мы хотим решить;
  6. отразить методологию (теория -  мы опирались на труды следующих ученых, желательно указать и местных корифеев);
  7. методики исследования – опирались на статистику или проводили своё собственное исследование;
  8. практическая значимость работы и апробация работы (где работа м.б. использована);
  9. структура работы – наша работа состоит из введения, 3 глав и заключения.

Основная часть – 3 главы по 3 параграфа.

Первая глава теоретическая – рассматриваются основы теории и методики.

  1. Разбор основных понятий и показателей.
  2. История исследования вопроса.
  3. Методика вашего исследования.

Вторую главу можно посвятить характеристике исследуемого объекта.

Третья глава – есть основное исследование. Мы провели опрос, исследовали….

3.3 пути решения этой проблемы – для кого нужно это решение, где его можно применить.

Заключение 

– зеркальное отражение введения. Итак, в работе была поставлена цель…, мы получили следующие результаты…., сделали следующие выводы…

Последний абзац – перспективы будущим исследователям (мы ещё не рассмотрели вопросы…… и будем……).

6. Культура выступления на конференциях:

- соблюдение регламента;

- примерная схема выступления;

- представление работы – обоснование её актуальности и значения для познания школьных наук;

- в работе должно быть наличие картосхемы, иначе работа не географическая, также желательно наличие графиков, диаграмм.

После ссылок в тексте – приложения: вопросы анкеты, объёмные таблицы.

Выступление ребёнка до 10 минут (введение + заключение).

Свою работу ребёнок пусть читает, зная текст - просматривает.

Не нужно говорить слишком длинными предложениями.

Компьютерная презентация из 10-12 слайдов (название, цели и задачи, графики, диаграммы, ……. , выводы).

- сообщение об использованных методах;

- краткое изложение основных идей;

- заключение.

Итогом работы учащихся является грамотно написанная и правильно оформленная учебно-исследовательская работа и желание продолжить этот вид учебной деятельности в дальнейшем.

 

7. Ошибки в написании исследовательской работы.

  1. Неправильная формулировка темы или названия работы.
  2. Отсутствие контрольной группы или неправильный её подбор.
  3. Отсутствие статистической обработки полученных результатов.
  4. Неверная интерпретация полученных результатов.
  5. Несоответствие выводов и результатов исследования.

Выбор темы исследования:

  1. 1. Работа не должна быть реферативной. Избегать большого количества литературного материала.
  2. 2. Первоначальная формулировка темы начинается со слов: анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление и т. п.
  3. 3. Тема работы созвучна с целью работы.
  4. 4. Тема должна отражать суть проделанной работы. Не использовать рекламные слоганы.

Ошибки в формулировании выводов:

  1. Выводы - корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы.
  2. Выводы отвечают на вопрос, поставленный в цели работы.
  3. Выводы являются результатом анализа полученных автором данных.
  4. Не следует помещать в раздел «Выводы» результаты, полученные другими авторами, призывы и лозунги.
  5. Не следует искажать собственные результаты, для того чтобы придать работе значимость или практический выход.
  6. Полученные в работе результаты важны и интересны сами по себе. Они — плод размышлений и труда юного исследователя

Список литературы:

  1. Воронцов Г.А. Письменные работы в ВУЗе. Ростов-на-Дону: Изд. Центр “МарТ”, 2002
  2. Лазаревич К.С. Как писать научную работу// География. – 2001. – №10.
  3. Пантелеева Н.К. Реферат – один из актуальных видов самостоятельной деятельности учащихся// География в школе. – 2001. – №7.
  4. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. – 2003. – №4.
  5. Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗах. Практическое руководство. М.: ИНФРА-М, 2001 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность школьников на стыке наук (история, филология, искусствоведение)

Этот доклад был подготовлен для международного семинара "Россия - Эстония. Организация работы с одареными детьми". Он проходил в Санкт-Петербурге на базе лицея № 344 ...

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Статья "Организация научно- исследовательской деятельности школьников"

Научно-исследовательская деятельность способствует развитию личных качеств учащихся, формированию исследовательской «жилки», заметно расширяется  кругозор учащихся, формируется наблюда­тельность,...

Статья "Организация научно- исследовательской деятельности школьников"

Научно-исследовательская деятельность способствует развитию личных качеств учащихся, формированию исследовательской «жилки», заметно расширяется  кругозор учащихся, формируется наблюда­тельность,...

Работа с одаренными детьми через организацию научно-исследовательской деятельности школьников в г. Братске

Виды научно-исследовательской работы с учащимися, перспективы ее развития, формы представления, некоторые итоги работы....

«Научно-исследовательская деятельность школьников по биоэкологии» (внеурочная деятельность) 5 класс

Программа «Исследовательская деятельность» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, ...