ДОКЛАД « Понятие о формах организации учебно – производственного труда учащихся». « Основные задачи и способы текущего инструктажа. Целевой обход, их планирование».
материал на тему
В помощь мастеру производственного обучения. Основные задачи текущего инструктажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 80 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДОКЛАД
« Понятие о формах организации учебно – производственного труда учащихся».
« Основные задачи и способы текущего инструктажа. Целевой обход, их планирование».
Разработала:
Мастер
производственного обучения
Богданова Алла Анатольевна
г.о. Электросталь
2012 г.
В производственном обучении применяются три основные формы организации учебно – производственного труда учащихся :
1. Фронтально – групповая
2.Индивидуальная
3. Бригадная ( звеньевая)
К оценке каждой из этих форм следует подходить с двух точек зрения:
1. Как они способствуют формированию профессиональных умений и навыков;
2. Какая из них позволяет создать более полное и отчётливое представление об организации труда на современном производстве, подготовить учащихся к выполнению их будущих обязанностей.
Форма организации | Сущность | Преимущества | Недостатки |
Фронтально - групповая | Все учащиеся группы выполняют одинаковые или однотипные задания. Цель урока – единая для всей группы. Применяется в основном при фронтальном изучении операций. | Позволяет осуществлять фронтальность в обучении. Экономит время и усилия мастера п\о. Способствует развитию коллективизма учащихся. | Не способствует индивидуализации процесса обучения. Ориентировка на среднего ученика. |
Индивидуальная Бригадная ( звеньевая) | Учащиеся выполняют различные по содержанию и целям задания. Применяется в основном при выполнении работ комплексного характера ( токари, фрезеровщики). Каждая бригада ( звено) выполняет учебно – производственные задания, отличительные от других бригад. Применяется при фронтальном изучении учебных операций и выполнении комплексных работ. | Позволяет максимально учитывать индивидуальные различия учащихся, дифференцировать руководство их деятельностью. Ученики делятся на сильных и слабых. Позволяет дифференцировать руководство учебно – производственной работой учащихся. Способствует организации, взаимопомощи и взаимоконтроля учащимися. | Усложняется планирование и материально – техническую подготовку занятий. Не способствует развитию коллективизма учащихся. Усложняется работа мастера п\о по инструктированию и контролю работ учащихся. Затрудняет планирование и материально – техническую подготовку занятий. |
Бригадная форма – учебная группа делится на бригады или звенья, которые выполняют различные по характеру учебно – производственные задания. Количественный состав ученических бригад определяется спецификой заданий, учебно – производственной необходимостью бригадного обучения, наличием оборудования, на котором обучаются учащиеся. Устранение недостатков этой формы можно достичь путём широкого применения документации письменного инструктирования. Наибольшее применение находит в учебных мастерских после освоения учащимися основ профессии – трудовых приёмов и операций и накопления ими производственного опыта. К этому времени уже укомплектовался ученический коллектив учебной группы и разделение его на микроколлективы. Комплектование ученических бригад идёт двумя вариантами:
1. Однородные бригады, равные по силам и возможностям.
2. Смешанные, куда входят и « сильные», и « средние», и «слабые».
Главной задачей текущего инструктирования учащегося мастером – руководство их деятельностью при выполнении учебно – производственных работ, контроль и анализ учебных успехов учащегося, проверка и самооценка их знаний, умений и навыков.
Текущее инструктирование учащегося мастером.
Проверка организации начала работы, организации рабочих мест учащегося, соблюдение правил безопасности. | Проверка правильности пользования учащимся учебно – технической документации и инструктирование по этим вопросам. | |||
Типичные цели обходов мастером рабочих мест. | ||||
Межоперационный контроль качества выполнения учебно – производственных работ, исправление и предупреждение типичных ошибок учащегося в работе. | ||||
Проверка и инструктирование о правильности выполнения учащимся приёмов и способов работы. | ||||
Текущая проверка и инструктирование учащегося по вопросам соблюдения технологических процессов и выполнения учебно – производственных работ | Приём и оценка выполненных учебно – производственных работ учащегося. |
Приёмы и способы текущего инструктирования – активное вмешательство в ход работы учащегося, разъяснение, указание, убеждение, замечания, советы, повторения, показ, личный приём, требования и указания, - способствует воспитанию у учащегося аккуратности, внимания, бережного отношения.
Текущее инструктирование проводится индивидуально, но и коллективно ( если допускаются одинаковые ошибки). Его хорошо проводить путём беседы, где ошибки анализируются совместно с учащимися. Важно обеспечивать правильный режим труда и отдыха учащихся.
Особенности текущего инструктирования учащегося мастером.
При изучении операций | При выполнении работ комплексного характера |
Основная задача – обеспечение Основная задача – обеспечение
отработки т освоения всеми уча - качественного и производствен-
щимися правильных приёмов и ного выполнения учащимися учеб-
способов выполнения изучаемой но – производственных работ.
операции, а также операции в
целом.
Организация упражнения по от- Организация специальных упраж-
разработке отдельных ( новых, нений в отработке учащимися
сложных) приёмов и способов новых, ранее не использованных,
выполнения изучаемых операций. сложных приёмов и способов выпол-
нения учебно – производственных
работ.
Повторный показ мастером тру- Широкое применение межопера –
довых приёмов на рабочих мес - ционного контроля процесса выпол-
тах учащихся. нения учебно – производственных
работ.
Приучение учащихся постоянно Постоянное стимулирование самостоя
использовать документацию тельности учащегося, развития при –
письменного инструктирования вычек самоконтроля.
при выполнении упражнений.
Содержание текущего инструктирования учащегося мастером при изучении приёмов и операций.
Типичные ошибки и недостатки учащегося. | Содержание текущего инструктирования учащегося мастером. |
Неправильное выполнение трудовых приёмов и способов, показанных мастером. | Повторный показ мастером приёмов и способов, предложение учащемуся изучить указания инструкционной карты и следовать им, организация взаимоконтроля и взаимообучения учащимися. |
Механическое копирование мастера, неспособность объяснить сущность применяемых приёмов и способов. | Предложение объяснить. |
Литература
1. Скакун В.А. « Методика производственного обучения», М; 1992 г;
2. « Справочник мастера производственного обучения», М; 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Формы организации учебной деятельности на уроке"
В докладе рассмотрены : Фронтальная , индивидуальная, групповая формы организации учебной деятельности на уроке....
Метод проектов – одна из форм организации учебной работы с учащимися.
В статье рассматриваются основные особенности организации проектной деятельности учащихся...
Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.
Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...
Элективные курсы как форма организации учебной деятельности в системе основного и дополнительного образования
Теоретические основы построения программы элективного курса...
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении математике на уроках различных типов в информационно-образовательной среде
самостоятельная работа...
Формы организации учебной деятельности на уроке решения задач по математике
Рассматриваются различные формы организации деятельности учителя и учащихся на уроке решения задач....
Доклад "Методы и формы организации учебной деятельности обучающихся"
В докладе описаны классификации методов обучения, понятие и сущность метода, а также приема обучения....