ДОКЛАД « Понятие о формах организации учебно – производственного труда учащихся». « Основные задачи и способы текущего инструктажа. Целевой обход, их планирование».
материал на тему

В помощь мастеру производственного обучения.  Основные задачи текущего инструктажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 80 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДОКЛАД

« Понятие о формах организации учебно – производственного труда учащихся».

« Основные задачи и способы текущего инструктажа. Целевой обход, их планирование».

Разработала:

Мастер

производственного обучения

Богданова Алла Анатольевна

г.о. Электросталь

2012 г.

В производственном обучении применяются три основные формы организации учебно – производственного труда учащихся :

1. Фронтально – групповая

2.Индивидуальная

3. Бригадная ( звеньевая)

К оценке каждой из этих форм следует подходить с двух точек зрения:

1. Как они способствуют формированию профессиональных умений и навыков;

2. Какая из них позволяет создать более полное и отчётливое представление об организации труда на современном производстве, подготовить учащихся к выполнению их будущих обязанностей.

Форма организации

Сущность

Преимущества

Недостатки

Фронтально - групповая

Все учащиеся группы выполняют одинаковые или однотипные задания. Цель урока – единая для всей группы. Применяется в основном при фронтальном изучении операций.

Позволяет осуществлять фронтальность в обучении. Экономит время и усилия мастера п\о. Способствует развитию коллективизма учащихся.

Не способствует индивидуализации процесса обучения. Ориентировка на среднего ученика.

Индивидуальная

Бригадная

 ( звеньевая)

Учащиеся выполняют различные по содержанию и целям задания. Применяется в основном при выполнении работ комплексного характера

( токари, фрезеровщики).

Каждая бригада

( звено) выполняет  учебно – производственные задания, отличительные от других бригад. Применяется при фронтальном изучении учебных операций и выполнении комплексных работ.

Позволяет максимально учитывать индивидуальные различия учащихся, дифференцировать руководство их деятельностью. Ученики делятся на сильных и слабых.

Позволяет дифференцировать руководство учебно – производственной работой учащихся. Способствует организации, взаимопомощи и взаимоконтроля учащимися.

Усложняется планирование и материально – техническую подготовку занятий. Не способствует развитию коллективизма учащихся.

Усложняется работа мастера п\о по инструктированию и контролю работ учащихся. Затрудняет планирование и материально – техническую подготовку занятий.

Бригадная форма – учебная группа делится на бригады или звенья, которые выполняют различные по характеру учебно – производственные задания. Количественный состав ученических бригад определяется спецификой заданий, учебно – производственной необходимостью бригадного обучения, наличием оборудования, на котором обучаются учащиеся. Устранение недостатков этой формы можно достичь путём широкого применения документации письменного инструктирования. Наибольшее применение находит в учебных мастерских после освоения учащимися основ профессии – трудовых приёмов и операций и накопления ими производственного опыта. К этому времени уже укомплектовался ученический коллектив учебной группы и разделение его на микроколлективы. Комплектование ученических бригад идёт двумя вариантами:

1. Однородные бригады, равные по силам и возможностям.

2. Смешанные, куда входят и « сильные», и « средние», и «слабые».

Главной задачей текущего инструктирования учащегося мастером – руководство их деятельностью при выполнении учебно – производственных работ, контроль и анализ учебных успехов учащегося, проверка и самооценка их знаний, умений и навыков.

Текущее инструктирование учащегося мастером.

Проверка организации начала работы, организации рабочих мест учащегося, соблюдение правил безопасности.

Проверка правильности пользования учащимся учебно – технической документации и инструктирование по этим вопросам.

Типичные цели обходов мастером рабочих мест.

Межоперационный контроль качества выполнения учебно – производственных работ, исправление и предупреждение типичных ошибок учащегося в работе.

Проверка и инструктирование о правильности выполнения учащимся приёмов и способов работы.

Текущая проверка и инструктирование учащегося по вопросам соблюдения технологических процессов и выполнения учебно – производственных работ

Приём и оценка выполненных учебно – производственных работ учащегося.

   

Приёмы и способы текущего инструктирования – активное вмешательство в ход работы учащегося, разъяснение, указание, убеждение, замечания, советы, повторения, показ, личный приём, требования и указания, - способствует воспитанию у учащегося аккуратности, внимания, бережного отношения.

Текущее инструктирование проводится индивидуально, но и коллективно ( если допускаются одинаковые ошибки). Его хорошо проводить путём беседы, где ошибки анализируются совместно с учащимися. Важно обеспечивать правильный режим труда и отдыха учащихся.

Особенности текущего инструктирования учащегося мастером.

При изучении операций

При выполнении работ комплексного характера

    Основная задача – обеспечение          Основная задача – обеспечение

    отработки т освоения всеми уча -       качественного и производствен-

    щимися правильных приёмов и          ного выполнения учащимися учеб-

    способов выполнения изучаемой        но – производственных работ.

    операции, а также операции в

    целом.  

                                   

    Организация упражнения по от-        Организация специальных упраж-

   разработке отдельных ( новых,           нений в отработке учащимися

    сложных) приёмов и способов           новых, ранее не использованных,

   выполнения изучаемых операций.      сложных приёмов и способов выпол-

                                                                   нения учебно – производственных

                                                                   работ.

  Повторный показ мастером тру-         Широкое применение межопера –

  довых приёмов на рабочих мес -         ционного контроля процесса выпол-

  тах учащихся.                                        нения учебно – производственных

                                                                   работ.

 Приучение учащихся постоянно           Постоянное стимулирование самостоя

 использовать документацию                 тельности учащегося, развития при –

 письменного инструктирования            вычек самоконтроля.  

 при выполнении упражнений.

Содержание текущего инструктирования учащегося мастером при изучении приёмов и операций.

Типичные ошибки и недостатки учащегося.

Содержание текущего инструктирования учащегося мастером.

Неправильное выполнение трудовых приёмов и способов, показанных мастером.

Повторный показ мастером приёмов и способов, предложение учащемуся изучить указания инструкционной карты и следовать им, организация взаимоконтроля и взаимообучения учащимися.

Механическое копирование мастера, неспособность объяснить сущность применяемых приёмов и способов.

Предложение объяснить.

Литература

1. Скакун В.А. « Методика производственного обучения», М; 1992 г;

2. « Справочник мастера производственного обучения», М; 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формы организации учебной деятельности на уроке"

В докладе рассмотрены : Фронтальная , индивидуальная, групповая формы организации учебной  деятельности на уроке....

Метод проектов – одна из форм организации учебной работы с учащимися.

В статье рассматриваются основные особенности организации проектной деятельности учащихся...

Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.

Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...

Формы организации учебной деятельности на уроке решения задач по математике

Рассматриваются различные формы организации деятельности учителя и учащихся на уроке решения задач....

Доклад "Методы и формы организации учебной деятельности обучающихся"

В докладе описаны классификации методов обучения,  понятие и сущность метода, а также  приема обучения....