педагогическая концепция Колесник О. А. "Применение интерактивных средств на уроках английского языка"
статья на тему

Колесник Олеся Анатольевна

Моя педагогическая концепция основана на изучении влияния интерактивных технологий на уроке с целью повышения качества обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_koncepciya_kolesnik_o._a.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Применение интерактивных средств обучения на уроках английского языка

Моя педагогическая концепция

Применение интерактивных средств обучения на уроках английского языка

\      Как известно, в среднешкольном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств, или как сейчас модно говорить инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную. Аналогичное разделение моделей обучения можно встретить и у В.В. Гузеева, но по-другому названные: экстраактивный, интераактивный и интерактивный режимы соответственно.

     Особенностями пассивной модели или экстрактивного режима является активность обучающей среды. Это значит, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Примерами такой модели могут быть традиционные формы уроков, например в виде лекции. Эта модель самая традиционная и довольно-таки часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов, вызывающих активность ребенка.

     Активные или интераактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Недостатком данной модели является то, что ученики выступают как субъекты учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме учителя. Итак, этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий

самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.

     Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно в использовании этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

     Сделать урок интересным, насыщенным и запоминающимся – это является для меня приоритетной целью. Достичь этой цели мне, безусловно, помогают интерактивные средства. Ведь учащиеся – это прежде всего дети, обладающие различными индивидуальными особенностями. Один ребёнок лучше воспринимает информацию на слух, другой – визуально, третьему и вовсе трудно сориентироваться в учебном процессе. В своей работе я стремлюсь учитывать все особенности детей, так как по своему опыту знаю, как это важно, когда изучать что-либо «удобно и интересно». Удобство и практическая значимость применения интерактивных технологий на уроке заключается в том, что они позволяют удовлетворить практически все индивидуальные особенности учащихся.

     Итак, что же такое интерактивные технологии? Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в обучающей системе как периодически автономным и активным элементом.

     Приведу пример некоторых интерактивных технологий и методов, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:

— работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”;

— лекции с проблемным изложением;

— уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);

— конференции;

—игры;

— использование средств мультимедиа (компьютерные классы);

— технология полноценного сотрудничества;

— технология моделирования, или метод проектов.

     Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

     На своих уроках, когда мной применяется какое–либо интерактивное средство, я выполняю роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.   Моя активность уступает место активности учащихся. Я ставлю для себя задачусоздать условия для инициативы своих учеников и побудить их к самостоятельному поиску знаний.

       Положительной стороной использования мной интерактивных технологий является то, что я как учитель,  могу  выступить в интерактивных средствах в нескольких основных ролях. В каждой из них я могу организовать   взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта я могу изложить текстовый материал, демонстрировать видеоряд, ответить на вопросы участников, отследить  результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора я налаживаю взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбиваю на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирую  выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта я обращаюсь к профессиональному опыту учеников, помогаю искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

      Безусловно, к недостаткам применения интерактивных технологий можно отнести то, что иногда они требуют больших затрат труда учителя при подготовке и может возникнуть сложность в точном планировании результатов. Источником помех при интерактивном режиме может быть различие в восприятии, из-за которого может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации. Но разве могут эти недостатки перевесить пользу от использования интерактивных технологий, когда они способны вызывают интерес и повысить мотивацию учащихся. Как показали мои наблюдения те дети, которые чаще всего не проявляли особой активности на уроке, по мере использования мной интерактивных средств , стали более активными, заинтересованными и стремящимися к проверке и закреплению своих знаний.

     В заключении можно сказать то, что влияние интерактивных технологий на учебный процесс, безусловно, велико, они делают урок похожим на танец, он становится живым, ритмичным и запоминающимся. А к этой цели, как мне кажется, должен стремиться каждый учитель.

Колесник Олеся Анатольевна, учитель английского языка, МАОУ СОШ «Земля родная»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивной доски на уроке английского языка

Классический символы школьной жизни – доска и мел – безнадёжно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке – это не только возм...

Применение интерактивных игр на уроках английского языка

Рассмотрим активные методы обучения на примере преподавания иностранных языков. К активным методам обучения иностранным языкам относятся: коммуникативный, лингвосоцио – культурный, эмоционально – смыс...

Опыт работы по теме "Применение интерактивных технологий на уроках английского языка как средство повышения коммуникативной компетенции"

Изменения, происходящие сегодня в общественных отношениях, а также развитие средств коммуникации, требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подгото...

применение технологии интерактивного обучения на уроках английского языка

В данной разработке даётся сущность понятия «интерактивное обучение», классификация методов и приёмов интерактивного обучения и их применения на уроках английского языка с конкретными примерами, опи...

Методическая система «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Методическая система педагогического опыта «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

Статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка"

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей образования, то есть способности и готовности осуществлять ...

«Опыт применения технических средств при обучении с применением дистанционных технологий на уроках английского языка»

На уроках английского языка активно используются и успешно применяются два режима обучения, которые являются необходимыми для сохранения, формирования и дальнейшего развития необходимых иноязычных ком...