Лекции по политологии
методическая разработка (11 класс) по теме
подборка лекций политологии:
Политика как общественное явление.
Предмет, методы и функции политологии.
Развитие политической мысли на Западе и на Востоке.
Политическая мысль средневековья, эпохи Возрождения и нового времени.
Развитие политических идей на рубеже XIX-XX веков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekciya_1.doc | 34.5 КБ |
lekciya_2.doc | 54 КБ |
lekciya_3.doc | 62 КБ |
lekciya_4.doc | 33 КБ |
lekciya_5.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Политика как общественное явление.
Цели:
- сформировать представление о политике как важном общественном явлении;
- познакомить с причинами появления политики в странах западной и восточной
цивилизаций;
- развивать умение аргументировать свою точку зрения, основываясь на
теоретические данные лекций.
Термины: политика
Тип урока: лекция
Ход урока.
I. Сообщение темы и целей урока.
На первый взгляд ответ на вопрос:»Что изучает политология?» достаточно прост. Термин «политология» образуется из сочетания греческих слов, которые в переводе означают знания о государственных и общественных делах, поэтому политологию можно было бы определить как учение и науку о политике. Однако первоначальный смысл термина «политика», который ввел в научный оборот древнегреческий философ Аристотель, со временем изменился. Политика имеет широкий смысл и охватывает многие виды деятельности. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов, можно говорить о школьной политике, о политике правления, наконец, даже о политике умной жены, которая стремиться управлять своим мужем.
В чем отличие политики от других сфер общественной жизни ?
Почему общество не может обойтись без политики?
Каковы причины возникновения политики как социального явления?
- На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня
II. Изучение нового материала.
- Понятие политики.
Мир политики многолик и противоречив. Немецкий философ Ницше характеризовал его как « слишком человеческое». Совершенно противоположное мнение о политике высказал русский философ Бердяев: « Политика … есть самая зловещая форма человеческого существования. Она всегда основана на лжи… Политика в значительной степени есть фикция, владеющая людьми, паразитический нарост, высасывающий кровь из людей». Ленин соглашался с Бердяевым и называл политику «грязным делом». Однако политика- реальность и без нее нет ни человека ни общества ни цивилизации. Политика проявляется не только в деятельности органов государственной власти, политических партий и движений, но и в идеалах, намерениях, мотивах и поведении людей.
Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанной с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
- Содержание мира политики.
- наука - в той мере, в какой политика слита со знаниями, идеями опирается на них;
- субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группы, класс, масса, государство);
- отношения социальных субъектов по поводу государственной власти;
- установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов;
- практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов.
- Причины возникновения политики.
Развитие человеческих потребностей, совершенствование орудий труда, концентрация на выпуске одного вида товара, дало толчок общественному разделению труда. Появился прибавочный продукт (орудие труда, товары, участки земли), который концентрировался в руках отдельных семей, а также старейшин, вождей, военачальников. Это привело к имущественному неравенству и появлению частной собственности. Индивидуальный интерес все реже совпадал с общим, с интересами других общинников. Единство первобытного общества было разрушено в результате раскола его на бедных и богатых, интересы которых противостояли друг другу. В этих условиях интеграция общества, согласие его членов не могли обеспечиваться традиционными институтами- кровно-родственными связями, нормами морали, религиозными верованиями, обычаями и традициями. Положение человека в обществе определялось уже его экономическими возможностями, богатством, престижем.
Потребности в согласовании различающихся групп интересов, обеспечение единства общества, защите прав и свобод отдельного индивида привели к появлению политики и ее институтов- государства, элиты, лидеров, парламентов, партий, и т.д. В отличие от других социальных институтов (морали, религии) политика служит удовлетворению главным образом не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без государственной власти.
- Политика в различных цивилизациях.
В странах западной цивилизации, изначально ориентировавшихся на приоритет прав и свобод личности, политика возникла в результате социального расслоения общества.
В странах Востока потребность в политике, институтах власти (государстве, бюрократии, праве и т.д.) была вызвана необходимостью решения обществом таких жизненно важных задач, как, обеспечение населения продовольствием и предметами первой необходимости, защита территориальной целостности страны и т.д.
- Вопросы для повторения.
- Каковы причины возникновения политики как самостоятельной сферы жизнедеятельности человека? Когда и почему люди могли обходиться без политики? С помощью чего они регулировали свои отношения?
- Что же такое политика, в чем ее отличия от экономики, культуры, других сфер жизнедеятельности человека, ведь и в них человек удовлетворяет свои потребности?
- Каковы причины возникновения политики в западных странах Востока? Что общего и в чем различие этих процессов?
- Возможно ли современное общество без политики?
- Задание.
- Какая из приведенных ниже точек зрения, на ваш взгляд, более точно выявляет причины возникновения политики?
А. Корни политики в эгоистической, животной природе человека. Поэтому политика возникает как средство обуздания слепых чувственных страстей человека, обеспечения господства разума над низменными желаниями для достижения общей пользы, счастливой жизни людей в государстве.
Б. Появление политики- следствие врожденной глупости человека. По замечанию философа-гуманиста Эразма Роттердамского (1469-1536), «глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление, суд».
В. Политика является результатом разделения общества на классы, один из которых господствует, а другой подчиняется. Поэтому, по определению В.И.Ленина, «политика есть прежде всего сфера взаимоотношений между классами».
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие политической мысли на Западе и на Востоке.
Цели:
- познакомить учащихся с некоторыми идеями представителей
древнеиндийской, древнекитайской и греческой философии, оказавших
влияние на развитие политических учений;
- выполнить сравнительный анализ фрагментов текстов «Конфуцианство» и
«Легизм»;
- развивать умение работать в парах.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки с текстами «Конфуцианство» и «Легизм»;высказывания
Конфуция; таблица «Правильные и неправильные формы государства
Аристотеля»; тексты с заданиями; портреты Аристотеля, Платона,
Цицерона и Конфуция.
Ход урока.
- Повторение.
1. Фронтальный опрос.
- Каковы причины возникновения политики как самостоятельной сферы жизнедеятельности человека? Когда и почему люди могли обходиться без политики? С помощью чего они регулировали свои отношения?
- Что же такое политика, в чем ее отличия от экономики, культуры, других сфер жизнедеятельности человека, ведь и в них человек удовлетворяет свои потребности?
- Каковы причины возникновения политики в западных странах Востока? Что общего и в чем различие этих процессов?
- Возможно ли современное общество без политики?
2.Задание.
- Какая из приведенных ниже точек зрения, на ваш взгляд, более точно выявляет причины возникновения политики?
А. Корни политики в эгоистической, животной природе человека. Поэтому политика возникает как средство обуздания слепых чувственных страстей человека, обеспечения господства разума над низменными желаниями для достижения общей пользы, счастливой жизни людей в государстве.
Б. Появление политики- следствие врожденной глупости человека. По замечанию философа-гуманиста Эразма Роттердамского (1469-1536), «глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление, суд».
В. Политика является результатом разделения общества на классы, один из которых господствует, а другой подчиняется. Поэтому, по определению В.И.Ленина, «политика есть прежде всего сфера взаимоотношений между классами».
- Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и целей урока.
Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности. Они были одной из самых ранних попыток человека уяснить смысл своего существования, найти цивилизованные формы совместного существования людей в рамках общества. Но представления древних еще нельзя назвать , строго говоря, собственно политическими идеями, это были скорее мечты об идеальном государстве, поучения и наставления о справедливом правлении и законопослушном поведении. Первые политические идеи переплетались с верованиями, традициями, обычаями. И тем не менее среди мыслей и суждений древних философов и богословов о государстве и власти мы находим гениальные догадки, которые позже были положены в основу политической науки и практики и до сих пор являются наиболее важными «кирпичиками» в ее фундаменте. Прошло немало веков, прежде чем ранние политические учения были освобождены от влияния религии, морали. Философии, и новые политические учения стали описывать не созданное воображением мыслителя идеальное государственное устройство, а реальные политические процессы.
- Сегодня мы рассмотрим идеи наиболее ярких представителей политической мысли Западной и Восточной цивилизаций в древности.
2. Политическая мысль Востока.
Цивилизации древнего Востока сохранили отрывочные суждения об устройстве государства, искусстве правления. Существовавшие тогда представления об общественном порядке при некоторых особенностях и различиях исходили из понятия о божественном характере власти и положения го том, что государство является составной частью мирового космического порядка. Ирригационная система земледелия вызвала господство деспотических форм правления, которые только и были в состоянии обеспечить эффективность аграрного производства, для чего постоянно требовалось сгонять массы людей на рытье каналов. Посевные и уборочные работы.
А) Политическая мысль древнего Китая.
Древнекитайское государство представляло собой разновидность восточной деспотии. Глава государства, наследственный монарх, одновременно являлся первым жрецом и единственным землевладельцем. Он опирался на наследственную земельную аристократию, составляющую государственный аппарат. Большую часть населения составляли бесправные, подневольные общинники. Отношениями между этими группами были напряженные: в стране часто вспыхивали восстания общинников, аристократия устраивала заговоры и перевороты. На таком социальном фоне развивалась политическая мысль.
Самостоятельная работа с документами.
- Сейчас вы сделаете сравнительный анализ двух политических учений древнего Китая, Конфуцианство и китайского легизма. Заполните таблицу, используя фрагменты политических учений. (текст 1 и 2)
Вопросы для сравнения | Конфуцианство | Легизм |
1.Основатели политичес кого учения | ||
2.Харпактеристика правителя | ||
3.Отношение власти к подданным | ||
4. Представления об устройстве государства | ||
5. Принципы управления государством |
Б) Политическая мысль древней Индии.
Люди несовершенны, эгоистичны и не склонны сознательно следовать своему долгу. Данное положение является исходным для политической мысли древней Индии. Как же заставить людей праведно исполнять свои обязанности? На этот вопрос пытался ответить один из наиболее известных авторов трактата о природе и организации праведного исполнения людьми своего долга («Артхашастры») – Каутилья (IV в до н.э.)
Сохранение Богом установленного на земле порядка, по его мнению, возможно с помощью мудрого правителя. Он должен знать, что от него ожидают его подданные. Правитель может заставить их исполнять свои обязанности, поощряя их праведные действия. Но он жестого подавляет неповиновение царской власти, которая должна быть сильной, поскольку рассматривалась в качестве главного средства приобретения новых территорий и приумножения богатства.
Вопросы для закрепления.
- Почему политическая мысль на Востоке зародилась раньше, чем на Западе?
- Как объяснить природу государства на Востоке? Что вызвало его появление там?
- Почему Конфуций считал, что правитель должен опираться на мораль, а не на силу, как полагали легисты?
- Как вы думаете, почему многие принципы конфуцианской политической философии используются на Востоке и поныне?
- В чем различия политической мысли Китая и Индии?
3. Политические идеи древней Греции и Рима.
А) Политическая мысль древней Греции.
Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В древней Греции общественное разделение труда вызвало не только рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Кроме того, активное развитие политических теорий было востребовано самим полисом – уникальной формой организации общественной жизни, именно там зародилась демократия.
Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон. Свои политические идеи он изложил в диалогах «Государство», «Политик», «Законы». В труде «Государство» он нарисовал образ идеального общества, которое состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, ремесленников и землевладельцев. Разделение сословий основано на их соответствии трем началам человеческой души – разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, стражи защищают общество, а ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Первые два сословия не имеют собственности и семью. Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей.
Учеником Платона был Аристотель. Его учение более реалистично.В государстве Аристотеля есть место частной собственности, семье. Формы государственного устройства он делил на две категории: правильные и неправильные.( таблица)
Лучшей формой считалась полития – правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом.
Б) Политическая мысль древнего Рима.
Из римских мыслителей большого внимания заслуживают идеи государственного деятеля и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) В работах «О государстве» и «О законах» он попытался сформулировать механизмы усовершенствования римского государства.
Государство Цицерон трактовал как «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управляемых.» Под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Тем самым он заложил основы теории правового государства.
Наилучшей формой государственного устройства Цицерон признавал «смешанную» форму государства. Она сочетала достоинства царской власти (забота монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (свобода народа).
Вопросы для закрепления.
- Чем различается понимание государства у Аристотеля и Платона?
- Предлагая жесткое разделение труда среди граждан идеального государства, Платон исходил из того, что каждый человек имеет склонность к определенному виду деятельности, он принесет максимальную пользу обществу. Поэтому три основные сословия государства должны заниматься только своим делом. Согласны ли вы с Платоном и его аргументами?
- Почему Платон лишал мудрецов и стражей права на частную собственность и семью?
- По каким критериям различал государство Аристотель?
- Что нового внес в политическую теорию Цицерон?
- Что означает «смешанная» форма государства? В чем ее преимущества? Есть ли у не недостатки? Какие?
Задания.
- Подумайте, какое из утверждений о сущности государства ближе к истине и почему?
а) «Государственным благом является справедливость», т.е. то, что служит общей пользе. (Аристотель).
Б) «Слабый народ – сильное государство, сильное государство – слабый народ. Ослабление народа – главная задача государства…» (Шан Ян).
Объясните, чем вызвано различие в понимании природы государства у античных философов и школы легистов в Китае.
- Каковы на ваш взгляд, достоинства и недостатки в понимании природы и устройства государства у греческого философа Демокрита?
Вот что он писал:» Дела государственные надо считать более важными, чем все остальные; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваться больших почестей, чем ему полагается, и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо государство, идущее по вечному пути, - величайшая опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет.»
Предварительный просмотр:
Тема: Политическая мысль средневековья, эпохи Возрождения и нового времени.
Цели:
- сформировать представление о божественном характере власти в эпоху
средневековья;
- сравнить политические взгляды философов нового времени: Т. Гоббса, Д. Локка и
Ж.Ж. Руссо;
- развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный с элементами практического занятия.
Оборудование: портреты мыслителей, карточки-задания, текст «Политическая мысль
нового времени».
Ход урока.
I. Повторение.
1. Фронтальный опрос.
- Почему политическая мысль на Востоке зародилась раньше, чем на Западе?
- Как объяснить природу государства на Востоке? Что вызвало его появление там?
- Почему Конфуций считал, что правитель должен опираться на мораль, а не на силу, как полагали легисты?
- Как вы думаете, почему многие принципы конфуцианской политической философии используются на Востоке и поныне?
- В чем различия политической мысли Китая и Индии?
- Чем различается понимание государства у Аристотеля и Платона?
- Предлагая жесткое разделение труда среди граждан идеального государства, Платон исходил из того, что каждый человек имеет склонность к определенному виду деятельности, он принесет максимальную пользу обществу. Поэтому три основные сословия государства должны заниматься только своим делом. Согласны ли вы с Платоном и его аргументами?
- Почему Платон лишал мудрецов и стражей права на частную собственность и семью?
- По каким критериям различал государство Аристотель?
- Что нового внес в политическую теорию Цицерон?
- Что означает «смешанная» форма государства? В чем ее преимущества? Есть ли у не недостатки? Какие?
2. Задания.
- Подумайте, какое из утверждений о сущности государства ближе к истине и почему?
а) «Государственным благом является справедливость», т.е. то, что служит общей пользе. (Аристотель).
Б) «Слабый народ – сильное государство, сильное государство – слабый народ. Ослабление народа – главная задача государства…» (Шан Ян).
Объясните, чем вызвано различие в понимании природы государства у античных философов и школы легистов в Китае.
- Каковы на ваш взгляд, достоинства и недостатки в понимании природы и устройства государства у греческого философа Демокрита?
Вот что он писал:» Дела государственные надо считать более важными, чем все остальные; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваться больших почестей, чем ему полагается, и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо государство, идущее по вечному пути, - величайшая опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет.»
II. Изучение нового материала.
- Христианское политическое учение.
В средние века (V-VI вв.)господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого являлась христианская церковь. Это мировоззрение исходит из того, что все существующее возникло по воле Бога и изменения в обществе вызываются Богом, чтобы покарать или вознаградить людей.
В работе «О граде Божьем» один из наиболее видных мыслителей средневековья, Аврелий Августин, изложил основы христианского политического учения. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным».
«Град Божий» составляли праведники и ангелы, высшим выражением чего является церковь. «Град земной» состоял из грешников и дьяволов. Естественное спасение человека – в приобщении к Богу, к христианской добродетели.
Не менее авторитетным богословом был Фома Аквинский. Он исходил из того, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной власти.
Это положение связано со стремлением средневековых богословов объяснить верховенство церковной власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование зависит от людей.
Следовательно, хотя сущность власти божественна, тем не менее формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению протии Бога. Светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.
Вопросы для закрепления:
- Почему политические идеи средневековья имели религиозный характер?
- Почему государственная власть, по мнению Аврелия Августина и Фомы Аквинского, имеют божественный характер?
- Почему в основе утверждений о божественной природе государства у средневековых философов лежит тезис о «естественной греховности» человека?
- Политология как практическая наука.
Родоночальником политической науки считается итальянский философ и социолог Н. Макиавелли, именно он в своей работе «Государь» первым сформулировал предмет и метод политологии.
Н. Макиавелли в течение 14 лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику изнутри. Непосредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука – это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Его вклад в политическую науку заключается в следующем.
А) Н. Макиавелли доказал самостоятельность политической сферы, ее относительную самостоятельность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.).Именно власть во всех ее проявлениях и служит предметом политической науки.
Б)Он изучал политику как социальную реальность, а не как воображаемый идеальный мир.
В) Н.Макиавелли различал понятия»общество» и «государство», рассматривая государство как политическую форму организации общества.
Формы государства сменяют друг друга, отражая тем самым состояние общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимообращения добра и зла. Выделяя шесть форм государств, он рассматривал три из них как «дурные во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия) и три – как «хорошие сами по себе» (монархия, аристократия, демократия).Достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией; аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая перерастает в охлократию (власть толпы).
Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, т.е. умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии ( мудрость и добродетельное правление лучших) и демократии (свобода и участие народа в управлении).
Г) Макиавелли отделил политику от морали. Политика не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации.
Вопросы для закрепления:
- Почему Н. Макиавелли считается родоначальником западной политической науки ?
- В чем смысл учения Макиавелли о круговороте форм государства ?
- Что такое «макиавеллизм»? Приведите примеры из истории России и других государств, когда проводимая политика может быть обозначена этим термином ?
Как вы думаете, «макиавеллизм» - это однозначно отрицательное явление, или в нем можно усмотреть и что-то разумное?
- Политические учения нового времени.
Политические теории нового времени (XVI-XIX вв.)были направлены на объяснение возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равноправия. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, на участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобрели практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.
Одной из основных политических идей нового времени была идея договорного характера государства.
Схема 1. «Причины возникновения государства в представлениях теоретиков
общественного договора».
Человек во всей полноте прав Гражданин, передавший государству
Часть прав
ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
Незащищенность и конфликты Защита и покровительство закона
Самостоятельная работа.
- Используя текст «Политическая мысль нового времени» заполните таблицу.
Основные проблемы | Т. Гоббс | Дж, Локк | Ж.Ж. Руссо |
естественного состоя- ния. | |||
2. Причины перехода к государству. | |||
3. Полномочия государства и права населения. |
Вопросы для закрепления.
- В чем смысл договорной теории государства? Какие причины повлияли на то, что на смену идее о божественном характер государства пришла теория «общественного договора»?
- В чем различия взглядов Т.Гоббса, Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо на сущность государства? Чьи выводы прошли проверку временем и оказались более реальными?
Текст «Политическая мысль нового времени»
Т Гоббс считал естественное догосударственное состояние человека негативным,
поскольку тогда господствовали инстинкты, шла «война всех против всех». Чтобы
обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и прва
граждан, индивиды заключили общественный договор между собой. Согласно этому
договору, они вручали свои права , судьбу и власть главе государства, который в
договоре не участвовал и, следовательно, не нес ответственности перед
договаривавшимися индивидами. В обмен на права граждан государство
гарантировало им порядок в обществе. Так Т. Гоббс доказывал необходимость
абсолютной, единой и неразделимой власти в форме абсолютной монархии. У
государства значительный объем прав. Государь может даже приносить в жертву
жизнь своих подданных.
Ж.Ж.Руссо, напротив, идеализировал догосударственное, естественное существование человека, полагая, что по своей природе человек – существо доброе. Основная задача общественного договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. Общественный договор – это способ интеграции общей воли. Воля гражданина неотчуждаема, поэтому естественным способом ее выражения является прямая демократия. Любые правители – лишь представители народа, который всегда может отказаться от ранее принятого закона и принять новый.
Главная ценность, с точки зрения Дж. Локка, свободная личность, которой мешали конфликты в догосударственный период. Согласно договору, главная и единственная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека – «права на жизнь, свободу и собственность». Для того чтобы государство оставалось «ночным сторожем» и не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Право принимать законы дается только представительному учреждению всех наций – парламенту. Следовательно, Дж. Локк был сторонником ограниченной парламентом монархии.
Текст «Политическая мысль нового времени»
Т Гоббс считал естественное догосударственное состояние человека негативным,
поскольку тогда господствовали инстинкты, шла «война всех против всех». Чтобы
обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и прва
граждан, индивиды заключили общественный договор между собой. Согласно этому
договору, они вручали свои права , судьбу и власть главе государства, который в
договоре не участвовал и, следовательно, не нес ответственности перед
договаривавшимися индивидами. В обмен на права граждан государство
гарантировало им порядок в обществе. Так Т. Гоббс доказывал необходимость
абсолютной, единой и неразделимой власти в форме абсолютной монархии. У
государства значительный объем прав. Государь может даже приносить в жертву
жизнь своих подданных.
Ж.Ж.Руссо, напротив, идеализировал догосударственное, естественное существование человека, полагая, что по своей природе человек – существо доброе. Основная задача общественного договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. Общественный договор – это способ интеграции общей воли. Воля гражданина неотчуждаема, поэтому естественным способом ее выражения является прямая демократия. Любые правители – лишь представители народа, который всегда может отказаться от ранее принятого закона и принять новый.
Главная ценность, с точки зрения Дж. Локка, свободная личность, которой мешали конфликты в догосударственный период. Согласно договору, главная и единственная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека – «права на жизнь, свободу и собственность». Для того чтобы государство оставалось «ночным сторожем» и не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Право принимать законы дается только представительному учреждению всех наций – парламенту. Следовательно, Дж. Локк был сторонником ограниченной парламентом монархии.
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие политических идей на рубеже XIX-XX веков.
Цели:
- сформировать представление о «бюрократической системе управления»,
разработанной немецким социологом М. Вебером;
- познакомить с концепцией политических элит В. Парето;
- развивать умение сравнивать и сопоставлять разные точки зрения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки-задания
Термины: бюрократия, политические элиты.
Ход урока.
- Повторение.
1. Фронтальный опрос.
- Почему политические идеи средневековья имели религиозный характер?
- Почему государственная власть, по мнению Аврелия Августина и Фомы Аквинского, имеют божественный характер?
- Почему в основе утверждений о божественной природе государства у средневековых философов лежит тезис о «естественной греховности» человека?
- Почему Н. Макиавелли считается родоначальником западной политической науки ?
- В чем смысл учения Макиавелли о круговороте форм государства ?
- В чем смысл договорной теории государства? Какие причины повлияли на то, что на смену идее о божественном характер государства пришла теория «общественного договора»?
- В чем различия взглядов Т.Гоббса, Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо на сущность государства? Чьи выводы прошли проверку временем и оказались более реальными?
2. Задания.
А) Современное христианское политическое учение основано на трех принципах:
1) уважение к каждой личности со стороны государства и общества; 2) забота каждого гражданина о других людях, государстве и обществе; 3) помощь со стороны государства всем нуждающимся (инвалидам, престарелым, безработным и т.д. ). Насколько,на ваш взгляд, отличаются современные христианские политические представления от средневековых? Что взяли современные богословы из учения средневековых классиков?
Б)- Что такое «макиавеллизм»? Приведите примеры из истории России и других государств, когда проводимая политика может быть обозначена этим термином ?
Как вы думаете, «макиавеллизм» - это однозначно отрицательное явление, или в нем можно усмотреть и что-то разумное?
- Изучение нового материала.
1. Теория рациональной бюрократии.
Политические учения, появившиеся в указанный период, легли в основу современной западной политологии, которую невозможно представить без идей, теорий немецкого социолога М. Вебера и итальянского социолога Вильфредо Парето. Их значение определяется тем, что они выявляли многие тенденции, оказавшие существенное влияние на последующее мировое развитие.
Наиболее эффективной системой государственной организации М. Вебер считал бюрократию. Ее эффективность основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Он выделил характерные черты идеального типа бюрократии:
- разделение труда, вызванное правилами и законами;
- порядок подчиненности нижестоящих должностных лиц вышестоящим;
- назначение служащих на основе профессиональной квалификации;
- соответствие зарплаты работников их рангу;
- работа в государственном учреждении – основное занятие служащих;
- смещение служащего с должности - прерогатива вышестоящего органа.
Эти правила ограничивают произвол начальника в отношении подчиненного, устраняют из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии.
Рациональная бюрократия – всего лишь та социальная группа, которая осуществляет на практике исполнительную функцию государства. Ее задача – не принимать политические решения, а выполнять предписания политической элиты. В тех же случаях, когда бюрократии удавалось сосредоточить в своих руках государственную власть, она из рациональной превращалась в тоталитарную бюрократию. В результате в ряде стран устанавливались фашистские, нацистские, милитаристские и др. диктатуры.
Бюрократия – слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.
Вопросы для закрепления.
- Как вы понимаете слово «бюрократ»? Что такое «бюрократическая система управления»? Нужна ли бюрократия в обществе?
- Назовите черты рациональной бюрократии. В чем ее отличия от тоталитарной?
2. Проблема политической стабильности.
В начале XX века социальное развитие заметно ускоряется и усложняется. Парламентские системы правления оказываются не в состоянии эффективно реагировать на новые реальности – появление новых групп интересов, возникающие конфликты. Возрастает интерес к решению проблемы достижения социального равновесия, обеспечения баланса интересов различных групп. Той силой, механизмом, который способен восстановить динамическое равновесие в обществе, В. Парето считал политическую элиту.
Политическая элита – группа лиц, принимающая важнейшие политические решения, отличающаяся особыми социальными, политическими, психологическими качествами, престижем и привилегированным положением.
Согласно теории В. Парето, эволюция человеческого общества есть история расцвета и упадка элиты, которая принимает все стратегические решения по развитию общества. Качество правящей элиты в решающей мере определяет и возможности развития общества.
Вопросы для закрепления.
- Каково значение политических идей В. Парето в современных условиях?
- Какие личности входят в политическую элиту?
- Приведите пример современных политических элит.
Предварительный просмотр:
Тема: Предмет, методы и функции политологии.
Цели:
- познакомить учащихся с двумя точками зрения на понимание предмета
политической науки;
- сформировать представление о методах и функциях политологии;
- развивать умение сравнивать и обобщать.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблицы « Политология», « Методы политологии», «Функции
политологии».
Термины: субъект, бихевиористиский метод, прогностическая функция, политическая
наука, метод.
Ход урока.
I. Повторение.
- Как вы понимаете слово «бюрократ»? Что такое «бюрократическая система
управления»? Нужна ли бюрократия в обществе?
- Назовите черты рациональной бюрократии. В чем ее отличия от тоталитарной?
- Каково значение политических идей В. Парето в современных условиях?
- Какие личности входят в политическую элиту?
- Приведите пример современных политических элит.
II. Изучение нового материала.
- Предмет современной политологии.
В западной и восточной литературе термин «политическая наука» употребляется в разных значениях. Отсутствие единого понимания предмета современной политологии вызвано прежде всего различиями политического опыта развитых стран, который способствовал формированию разных традиций исследования политики.
Европейская политология несет на себе отпечаток традиционных направлений развития западной общественной мысли –философской, юридической и исторической. Европейская политологическая школа сконцентрирована на изучении государства.
Внутри европейской политической науки обозначились два направления в объяснении предмета политологии.
Сторонники первого считали, что политология есть наука о государстве. Эта традиция была заложена еще Аристотелем. Представители второго направления рассматривали предмет политологии как науку о власти, наряду с политической историей, политической философией, политической социологией и т.д. Распределение и осуществление власти могут происходить в ходе вооруженной борьбы, когда стороны не придерживаются каких-то общих правил, а могут быть основаны и на взаимном согласии признать и строго выполнять определенные обществом процедуры формирования и осуществления власти.
Схема 1. Подходы к определению предмета политологии.
ПОЛИТОЛОГИЯ
1 подход 2 подход
Наука о государстве Наука о власти
Субъект политики: Субъекты политики:
Государство государство, социаль-
ные общности(классы,
этносы), группы, пар-
тии, общественные
движения, индивиды)
Политология - Политология –
единственная и единая одна из наук о политике
наука о политике наряду с политической
философией, политичес
кой социологией, поли-
тической психологией
Политическая наука – наука об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе, осуществляемых в процессе взаимодействия институтов публичной власти, общества и индивида.
Вопросы для закрепления.
- Что означают термины «политическая наука», «политология»?
- В чем различия существующих точек зрения на предмет политологии?
- Мыслители античности считали, что политическая наука изучает государство. Современные авторы в качестве предмета политологии рассматривают власть. Как вы думаете, чем вызваны различия в понимании предмета политологии мыслителями прошлого и современными исследователями? Могли бы вы предложить политологии какой-либо другой предмет изучения?
- Методы политологии.
Политические явления и процессы изучаются с помощью различных методов.
Метод-совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования.
Исторический метод ориентирует ученого на исследование политики с точки зрения возможности использования всего положительного в прошлом политическом опыте для решения актуальных современных проблем. Одним из первых этот метод стал использовать Макиавелли.
Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод. С его помощью ученые выявляют взаимосвязь политики с другими сферами жизни, раскрывают социальную природу государства, власти, права. Социологический подход позволяет понять социальную направленность принимаемых государством решений, определить, в интересах каких групп они осуществляются.
Переворот в политической науке осуществил бихевиористский метод. Он рассматривает поведение как результат взаимосвязи «стимула» и «реакции». В основе политического поведения индивида лежит мотив, побуждающий его к действию. Бихевиористы обращали внимание на интересе, который, по их мнению, является мотивом политического поведения.
Психологический метод изучает механизмы политического поведения , устойчивые психологические реакции, свойственные людям в процессе политической деятельности. Основатель метода – австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд полагал, что политическое поведение индивида подчинено особым бессознательным установкам психики. Эти установки являются результатом неудовлетворенности его базовых потребностей.
С помощью системного метода раскрывают устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и благодаря этому определять условия приспособления системы политической жизни к изменяющимся обстоятельствам внешней среды.С помощью системного подхода ученым удалось определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований.
Методы политологии | На что обращают внимание | Как изучают политику |
1. Институциональный | На взаимодействиях полити- ческих институтов: права, государства, политических партий и движений. | Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений |
2. Исторический | На политических явлениях и процессах во времени и пространстве | Анализ изменений полити- ческих норм, отношений, институтов в связи прошло- го, настоящего и будущего. |
3. Социологический | На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, идеологии, ку- льтуры. | Анализ политики как сферы целенаправленных взаимо- действий социальных групп, преследующих свои интересы. |
4. Бихевиористский | На личностном измерении политики, поведении от- дельного человека | Анализ систематически наблюдаемого поведения |
5. Психологический | На субъективных механиз- мах политического поведения: побуждениях, желаниях, страстях и т.д. | Анализ индивидуальных качеств, черт характера, влияющих на политическое поведение |
6. Системный | На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой | Анализ характера обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами |
Вопросы для закрепления.
- Какой из существующих методов политологии обладает, на ваш взгляд, большими возможностями для объяснения современной ситуации в России?
- Что дает для понимания природы политики социологический метод?
- В чем значение бихевиористского метода?
- Что нового дает для познания мира психоанализ?
- Функции политологии.
А) Теоретико-познавательная. Политология призвана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.
Б) Диагностическая. Политология призвана определять соответствие программ, политических курсов реальным условиям и возможностям государства и обществ.; пре
В) Функция политической рефлексии. Политология призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.
Г) Инструменталистская. Политология призвана указывать эффективные способы преобразования политической и иных сфер общества на основе согласия и учета интересов субъектов политики.
Д) Функция политической социализации. Политология призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, способность включения индивидов в политическое сообщество на основе общепринятых норм и стандартов политического поведения.
Е) Прогностическая. Политология призвана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов: международных, экономических, социально-классовых,идеологических.
Вопросы для закрепления.
- Какая из функций современной политической науки наиболее актуальна для России?
- какое значение имеет политическая наука для вас лично?
Задания.
- Политику часто определяют как искусство возможного. Да и сам политолог, как человек, имеет пристрастия, симпатии и антипатии; нередко он преувеличивает роль одних факторов в политике и недооценивает значение других. Означает ли это, что политология как наука, изучающая политику, не может дать объективно истинного знания о политических явлениях, поскольку они очень изменчивы, связаны с интересами людей?
- Как, на ваш взгляд, следует понимать утверждение: «Сердце государственного человека должно быть у него в голове» (Наполеон)?
- По замечанию О.Бисмарка, «в политике нельзя составлять план на длительное время вперед и слепо следовать в его рамках». Как вы думаете, прав ли был «железный канцлер»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Политология"
Модуль «Основы политологии» является интегративным элективным курсом, пересекающимся с модулями курса «Обществознания» в 10-11 классах и курсами 10-11 классов Всеобщей истории, где преобладает цивилиз...
Программа элективного курса "Введение в политологию"
Политологическое образование призвано дать школьникам минимум знаний о нормах политического поведения, специфических политических ценностях. Данный курс должен способствовать воспитанию политически гр...
Проверочная работа по политологии
Необходимость политических знаний для каждого человека обусловлена тем, что они позволяют ему понять свою роль в обществе и государстве....
Учебно-методическое обеспечение курса "Основы социологии и политологии"
Методическая разработка курса содержит:лекции по каждой теме, раскрывающие основные вопросы курса, содержащие как теоретический, так и личностно-ориентированный материал;схемы и таблицы, иллюстрирующи...
Программа элективного курса «Введение в политологию».
Курс обучения «Введение в политологию» предназначен в качестве элективного курса для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Целью курса является повышение политической грамотности уч...
Рабочая программа элективного курса "Политология" 10-11 класс
Рабочая программа является программой второго вида, т.к. в соответствии с приложением №2 письма ДОН от 06.04.2010г. №47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательных программ общео...
Элективный курс "Политология"
Элективный курсПолитологияПрограмма Гаджиева К.С.Каменской Г.В.Родионова А.Н Введение в политологиюМ.Просвещение 2007...