Программа Студии "Аккорд" Педагог I категории Барсукова Надежда Сргеевна
материал (7 класс) по теме
Содержание.
1. Пояснительная записка……………………………………………………..…3
2. Учебно – тематический план………………………………………………….8
3. Содержание……………………………………………………………………11
4. Методическое обеспечение…………………………………………………..17
5. Литература…………………………………………………………………….20
Приложение………………………………………………………………………22
«Гитара – инструмент восхитительный, сколь же
скромный, столь и богатый, покоряющий своими
нежными или творческими звуками: в нем
сконцентрировалось на протяжении времени богатое
наследие и все достоинства старинных благородных
инструментов, что однако не привело к утрате
характера, приданного ему самим народом. И можно ли
отрицать, что из струнных инструментов с грифом
гитара является самым полным по своим гармоническим
и полифоническим возможностям»
/Мануэль де Фалья/
1. Пояснительная записка.
Актуальность программы
Пение под аккомпанемент гитары во все времена было весьма популярным видом музыкального искусства. Актуально это и в настоящее время. Это дает возможность детям, особенно в непростом подростковом возрасте, проявить свою индивидуальность, обратить на себя внимание ровесников, проявить свое «я», реализовать свой творческий потенциал и просто получать удовольствие от собственного творчества.
Актуальность программы заключается еще и в том, что при повышенном интересе детей и подростков к этому популярному инструменту и исполнение произведений под его аккомпанемент, дети получат реальную возможность овладеть инструментом в достаточно короткие сроки. Данная программа направлена на приобщение детей к музыке, на предоставление возможности их музыкального развития. В процессе обучения дети осваивают основы вокального искусства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
Программа не предусматривает профессионального обучения игре на шестиструнной гитаре, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными. А также учитывается то, что игра на инструменте является аккомпанементом для вокального исполнительства.
Данная программа составлена на основе авторской образовательной программы «Обучение игре на шестиструнной гитаре» Николая Анатольевича Смирнова, педагога дополнительного образования г. Санкт – Петербурга.
Направленность программы.
Программа «Аккорд» относится к программам художественно-эстетической направленности.
Новизна программы заключается в возможности обучения более широкого круга детей, с разными музыкальными данными и способностями в условиях учреждения дополнительного образования детей. В данной программе содержание включает не только обучение игре на инструменте, но и формирование певческих навыков, развитие слуха и голоса детей обучение вокальному мастерству, В основу разработки программы «Аккорд» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Педагогическая целесообразность.
Учебный материал программы составлен с учетом способностей и возрастных особенностей детей, последовательного и постепенного развития обучающихся и направлен на постепенное увлечение и расширение теоретических знаний, а также получение практических умений и навыков пения и игры на шестиструнной гитаре.
В ходе реализации программы ребята овладевают разными приемами игры на гитаре, знакомятся с различными музыкальными стилями и жанрами, вокальными навыками.
Данная программа предусматривает индивидуальный подход в подборе репертуара для воспитанников, от классических произведений до современной музыки. Данная программа формирует умение творчески подходить к исполнительской деятельности, способствует воспитанию трудолюбия и любви к вокальному искусству, инструменту, целеустремленности и настойчивости.
Набор детей на первый год обучения проводится по желанию, без предварительной проверки музыкальных способностей. В дальнейшем используется дифференцированный подход при организации занятий с ребенком: с учетом возраста, способностей и индивидуальных особенностей развития.
Отличительные особенности программы.
Отличие данной программы от других программ заключается в том, что она включает в свое содержание не только обучение игре на шестиструнной гитаре, но и развитие вокальных навыков воспитанников, исполнение произведений как индивидуально, так и в ансамбле.
Цель программы:
Формирование вокальных навыков и навыков игры на шестиструнной гитаре посредством творческой деятельности.
Задачи:
v Обучение воспитанников игре на шестиструнной акустической гитаре;
v Развитие музыкального слуха, вокальных данных воспитанников, певческих навыков;
v Воспитание художественного вкуса, уважения к различным жанрам музыкального искусства, чувства патриотизма через музыкальное образование;
v Формирование сценических навыков.
Принципы образовательной программы.
В основе содержания и методики реализации программы «Аккорд» лежат следующие принципы педагогической деятельности:
Принцип гуманизации - выражается в подходе к подбору репертуара, определении содержания учебного материала, доступных способах его преподнесения, а также в создании наиболее благоприятных условий для развития и проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;
Принцип последовательности - содержательные задачи решаются методом изложения учебного материала «от простого к сложному», в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями ребенка.
Принцип демократизации - проявляется в предоставлении воспитанникам свободы для саморазвития, реализации творческого потенциала через репертуар определенной направленности и стиля;
Принцип комплексности - основан на совершенствовании не только игры на музыкальном инструменте, пения, но и всех взаимосвязанных с ними психофизическими качествами, в том числе различными видами музыкальной, исполнительской и артистической выразительности, волевых навыков, творческих особенностей, совершенствованием качеств души ребенка;
Принцип связи теории с практикой - для выполнения поставленных задач необходимо добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором дети не только знают, но и умеют применять свои знания на практике, при исполнении вокального произведения и игре на музыкальном инструменте. В свою очередь, практическая работа является способом закрепления теории, накопления и совершенствования уже приобретенных умений и навыков исполнительства.
Принцип индивидуального подхода в обучении - индивидуальная форма занятий способствует достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого воспитанника, раскрытию индивидуальных физиологических и психологических особенностей, его интересов, личностно - значимых ценностей.
Возраст воспитанников:
Программа рассчитана на детей 12 - 18 лет
Младшая группа – 12 - 15 лет
Старшая группа 15 - 18 лет
Срок реализации:
Программа рассчитана на 2 года обучения. Всего 432 часа
- первый год обучения – младшая группа (216 часов)
- второй год обучения - старшая группа (216 часов)
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Всего 216 часов в год. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников студии на занятии не более 12 человек. Индивидуальные занятия включены в данное количество часов.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Время, отведенное для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
При организации образовательного процесса используются следующие формы занятий:
v Учебные занятия;
v Репетиции к подготовке выступлений;
v Концертные выступления различного уровня;
v Посещение детских вокальных конкурсов и фестивалей и участие в них;
v Творческие встречи с различными детскими коллективами, посещение концертов, театров с последующим обсуждением.
Ожидаемые результаты обучения.
К концу первого года обучения дети должны:
· Овладеть навыками игры на шестиструнной гитаре, используя записи буквенно – цифровых знаков;
· Уметь пользоваться инструментом;
· Овладеть навыками ансамблевой игры. Играть чисто, выразительно, понимая функцию и роль в ансамбле.
· Уметь исполнять песни четко, выразительно, используя различные темпы и ритмы. Изучить 8 – 10 музыкальных произведений различных по форме и содержанию;
· Знать особенности и возможности певческого голоса;
· Владеть постановкой рук, посадкой, исполнительскими движениями;
· Использовать основные приемы исполнения (апояндо и тирандо, исполнение двойных нот);
· Иметь сформированную культуру поведения во время занятий;
· Проявлять интерес к гитарной музыке.
К концу второго года обучения дети должны:
· Совершенствовать навыки игры на шестиструнной гитаре. Уметь слышать инструмент, соблюдая все нюансы музыкального произведения. Четко и выразительно вступать в игру, соблюдая темпоритм и музыкальный размер;
· Освоить 8 - 10 музыкальных произведений разнообразных по форме, стилю и содержанию. Самостоятельно подбирать произведения по желанию, обрабатывать их в нужной манере исполнения;
· Уметь пользоваться всеми тональностями и их параллельными ладами. Знать все лады на слух;
· Использовать модуляцию в нужном произведении;
· Владеть элементарным сценическим мастерством;
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников студии в концертах, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Кроме наблюдения проводится мониторинг результатов обучения ребенка по программе, который включает теоретическую, практическую подготовку. (Приложение).
2. Учебно-тематический план.
I год обучения.
№ | Разделы,название темы | ||||
теория | практика | индивид. работа | всего | ||
I. | Введение |
|
|
| 4 |
1.1 | Презентация творческого объединения |
1 | 2 | - | 3 |
1.2 | БОЖ | 1 | - | - | 1 |
II. | Знакомство с акустической шестиструнной гитарой |
3 | 3 |
| 6 |
III. | Аккорды | 2 | 11 | 11 | 24 |
3.1 | Обозначение струн и пальцев |
1 | 1 |
| 2 |
3.2 | Посадка и постановка рук |
| 2 | 4 | 6 |
3.3 | Постановка аккордов |
| 4 | 4 | 8 |
3.4 | Приемы и позиции баррэ |
| 3 | 3 | 6 |
3.5 | Мажоры, миноры | 1 | 1 |
| 2 |
IV. | Формирование основных вокальных навыков. |
3 | 10 | 5 | 18 |
4.1 | Звукообразование. | 1 | 2 | 1 | 4 |
4.2 | Певческое дыхание. | 1 | 3 |
| 4 |
4.3 | Дикция и артикуляция. | 1 | 5 | 4 | 10 |
V. | Работа над техникой игры на гитаре |
4 | 22 | 22 | 48 |
5.1 | Индивидуальная работа (чувство ритма) |
|
| 18 | 18 |
5.2 | Ансамблевая работа (единство мастерства) |
2 | 16 |
| 18 |
5.3 | Темпы ритма | 2 | 6 | 4 | 12 |
VI. | Знакомство с творчеством музыкантов |
8 | 10 |
| 18 |
VII. | Работа над репертуаром | 1 | 20 | 18 | 45 |
VIII. | Формирование и развитие сценических навыков |
2 | 10 | 6 | 18 |
IX. | Концертно-исполнительская деятельность |
2 | 30 | 10 | 42 |
9.1 | Репетиции |
| 6 | 10 |
|
9.2 | Выступления, концерты. | 2 | 24 |
|
|
| Итого | 28 | 118 | 72 | 216 |
II год обучения.
№ | Разделы,название темы | теория | практика | индивид. работа | всего |
I. | Организационная работа | 3 | 3 |
| 6 |
II. | Работа над техникой игры на гитаре | 6 | 24 | 8 | 38 |
2.1 | Ансамблевая работа. Дуэт, трио, квартет | 2 | 16 |
| 18 |
2.2 | Транспонирование и модуляция | 2 | 4 | 4 | 10 |
2.3 | Освоение приема апояндо и тирандо. | 2 | 4 | 4 | 10 |
III. | Совершенствование вокальных навыков | 1 | 23 | 24 | 48 |
3.1 | Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. |
| 6 | 20 | 26 |
3.2 | Вокальные упражнения. |
| 6 |
| 6 |
3.3 | Артикуляционный аппарат. |
| 4 | 2 | 6 |
3.4 | Речевые упражнения |
| 4 | 2 | 6 |
3.5 | Дыхание, опора дыхания. | 1 | 3 |
| 4 |
IV. | Шедевры мировой классики | 4 | 8 |
| 12 |
V. | Авторская деятельность | 2 | 4 | 4 | 10 |
VI. | Работа над репертуаром |
| 24 | 30 | 54 |
VII. | Вокально-исполнительские приемы и развитие исполнительских качеств. | 2 | 6 | 4 | 12 |
VIII. | Концертно-исполнительская деятельность | 2 | 32 | 2 | 36 |
8.1 | Репетиции |
| 10 | 2 | 12 |
8.2 | Выступления, концерты. | 2 | 22 |
| 26 |
| Итого | 20 | 124 | 72 | 216 |
3. Содержание программы.
I год обучения
Раздел I. Введение.
1.1. Презентация творческого коллектива.
Теория: Знакомство с программой творческого объединения, традициями. Практика: Просмотр фотоальбомов, записей выступлений.
1.2. БОЖ.
Теория: Правила поведения на занятии. Техника безопасности при работе с инструментом.
Раздел II. Знакомство с акустической шестиструнной гитарой.
Теория: Истории создания шестиструнной гитары.
Исполнительская школа игры на гитаре (латиноамериканская, европейская и русская школы).
Практика: Устройство гитары, её составные части. Качества гитары. Правила ухода и хранения гитары.
Раздел III. Аккорды.
3.1.Обозначение струн и пальцев.
Теория: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте:
правая рука: большой палец – р, указательный палец – i, средний палец – m, безымянный – а;
левая рука: указательный палец – 1, средний палец – 2, безымянный – 3, мизинец – 4.
3.2. Посадка и постановка рук.
Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения.
Практика: отработка посадки и постановки рук.
3.3. Постановка аккордов.
Теория: Виды аккордов. Буквенно – цифровая запись аккордов.
Практика: Постановка аккордов по буквенно – цифровой записи.
3.4. Приемы и позиции баррэ.
Теория: Баррэ – как разновидность аккордов. Позиции баррэ. Объяснение приема исполнения.
Практика: Отработка приема баррэ.
3.5. Мажоры, миноры.
Теория: Тоника. Тональность. Мажор и минор. Высотное положение мажорного или минорного лада. Ладовое наклонение, например: C-dur (до мажор), Fis-dur (фа-диез мажор), a-moll (ля минор), es-moll (ми-бемоль минор).
Практика: Определение тональностей. Применение на практике.
Раздел IV. Формирование основных вокальных навыков.
4.1. Звукообразование.
Теория: Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения.
Практика: Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
4.2. Певческое дыхание.
Теория: Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок».
Практика:.Формирование чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
4.3. Дикция и артикуляция.
Теория: Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Правила орфоэпии. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата.
Практика: Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.
Раздел V. Работа над техникой игры на гитаре.
Теория: понятия темпа и ритма. Требования к игре в ансамбле.
Практика: отработка игры на инструменте дуэтом, трио, квартетом, ансамблем.
5.1. Индивидуальная работа (чувство ритма).
Практика: Отработка навыков игры на инструменте.
5.2. Ансамблевая работа (единство мастерства).
Теория: Основы ансамблевой игры. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный).
Практика: Отработка игры в ансамбле. Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
5.3. Темпы и ритмы.
Теория: Знакомство с видами темпов и ритмов
Практика: Развитие навыков игры различных темпов и ритмов.
Раздел VI. Знакомство с творчеством музыкантов.
Теория: Знакомство с творчеством бардов, рок и реп певцов.
Практика: Прослушивание музыки. Тематические вечера. Творческие встречи.
Раздел VII. Работа над репертуаром.
Теория: Разбор произведений
Практика: тренировочные занятия, работа с музыкальными словарями, анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания музыкального произведения, основы сценической культуры. Работа над вокальными и инструментальными произведениями. Разучивание музыкальных произведений.
Раздел VIII. Формирование и развитие сценических навыков.
Теория эмоциональность, артистичность, внимание, чувство партнера.
Практика: Формирование и развитие таких сценических навыков как поведение на сцене, артистизм.
Раздел IX. Концертно-исполнительская деятельность.
9.1. Репетиции.
Практика: Отработка концертных номеров.
9.2. Выступления, концерты.
Практика: Выступление солистов и ансамбля.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
II год обучения.
Раздел I. Организационная работа.
Теория: Правила поведения на занятии. Техника безопасности при работе с инструментом.
Практика: Повторение пройденного материала.
Раздел II. Работа над техникой игры на гитаре.
2.1. Упражнения для развития техники рук.
Теория: Повторение и закрепление ранее полученных знаний в технике легато, баррэ и пальцевой техники.
Практика: Упражнения для развития беглости пальцев по методике Агафошина. Упражнения на развитие легато и баррэ..
2.2. Транспонирование и модуляция.
Теория: Понятия – тональность, транспонирование и модуляция. Объяснение понятия «смена позиции» и необходимость освоения соответствующих умений и навыков – как условие качественного исполнения.
Практика: Переходы с одной тональности в другую. Формирование умений смены позиций в процессе работы над музыкальным произведением.
2.3. Освоение приема апояндо и тирандо.
Теория: Апояндо и тирандо – основные приемы звукоизвлечения.
Применение этих приемов; их влияние на силу звука, тембр, плотность звучания.
Практика: Освоение этих приемов ногтевым и безногтевым способом звукоизвлечения.
Раздел III. Совершенствование вокальных навыков.
3.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Теория: Понятие «acapelo». Чистота интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Практика: Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
3.2. Вокальные упражнения.
Теория: Значение вокальных упражнений.
Практика: выполнение вокальных упражнений на
– музыкальный звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си с диезами и бемолями)
– ритмическую структуру музыки (целые, половинки, четверт, пунктирный ритм, синкопа, двудольность, трёхдольность и т.д.)
– виды вокальной техники (легато, стаккато, портаменто, беглость, кантилена, трель, филировка и т.д.)
– набор особо полезных для постановки голоса звуков речи (гласные, согласные и слоги, например, а-а-а, э-э-э, и-и-и, о-о-о, у-у-у, м-м-м, йо-о-о, ми-и-и, ды-ы-ы, ля-а-а, на-а-а, рэ-э-эй, и т.п.).
3.3.Артикуляционный аппарат.
Теория: Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи.
Практика: Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
3.4. Речевые игры и упражнения.
Теория: Значение речевых игр и упражнений.
Практика: Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
3.5. Дыхание, опора дыхания.
Теории: Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения.
Практика: Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
Раздел IV. Шедевры мировой классики.
Теория: Знакомство с мировой классической инструментальной музыкой, композиторами и исполнителями классики.
Практика: Прослушивание музыки. Подбор репертуара. Разучивание и исполнение.
Раздел V. Авторская деятельность.
Теория: Разъяснение принципов и основ подбора мелодий по слуху и аккордового аккомпанемента.
Практика: Подбор мелодий и аккомпанемента по выбору детей. Сочинение стихов, музыки. Исполнение собственного произведения.
Раздел VI. Работа над репертуаром.
Теория: Анализ формы, содержания и тональности на примере одного из музыкальных произведений.
Практика: Исполнение музыкального произведения. Отработка техники исполнения: аппликатуры, штрихов, динамических оттенков.
Раздел VII. Вокально-исполнительские приемы и развитие исполнительских качеств.
Теория: Специфика сольного исполнительства. Организация певческого дыхания. Опоры звука. Закономерности и средства исполнения произведений.
Практика: Исполнение произведений различных стилей и жанров, расширение диапазона голоса. Совершенствование дикции и артикуляции. Работа с микрофоном и фонограммой.
Раздел VIII. Концертно-исполнительская деятельность.
8.1. Репетиции.
Теория: Правила поведения на концертных выступлениях.
Практика: Сольные и ансамблевые репетиции на сцене и выступления на концертах, конкурсах, фестивалях.
8.2. Концерты и выступления.
Практика: Тематические и отчетные концерты, вечера, творческие встречи. Составление концертных программ.
4. Методическое обеспечение.
Технологии, применяемые в процессе обучения:
1. Технология развивающего обучения - используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в том числе в игре на акустической гитаре, в пении, ансамблевой импровизации, а также в совместной творческой деятельности педагога и воспитанников студии, которая проявляется в неповторимости, оригинальности, индивидуальности, инициативности, особенности мышления и фантазии.
2. Личностно-ориентированная технология ориентируется на индивидуальные особенности воспитанников, прежде всего одаренности, где средством реализации индивидуального подхода являются индивидуальные занятия, направлена на обеспечение условий и наличие факторов, способствующих личностному росту и успешности каждого ребенка.
3. Компетентностный и деятельностный подход основаны на развитии активной личности, способной проявить творчество при выборе репертуара, умении прогнозировать свое развитие, аргументировать, давать оценку, делать выводы; исполнительской деятельности воспитанников, участие в концертах.
На занятиях используются следующие методы обучения:
– репродуктивный;
– метод беседы;
– ролевая игра;
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
Виды занятий:
- Практические занятия, где дети разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов
-Теоретические занятия, где излагаются теоретические сведения, дети осваивают музыкальную грамоту, знакомятся с творчеством знаменитых музыкантов.
-Репетиция, где отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
-Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
-Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
-Индивидуальное занятие, где педагог занимается с одним воспитанником.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– настройка инструмента, отработка техники игры на гитаре;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– рефлексия.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Отчётный концерт проводится один раз в конце учебного года.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Для успешной реализации данной программы в работе используются методические материалы:
1. Барсукова Н.С. Методическое пособие для начинающих обучение на шестиструнной акустической гитаре методом аккордов.
2. Барсукова Н.С. Таблица аккордов для шестиструнной гитары.
3. Барсукова Н.С. Методическая рекомендация «Выбор фактуры аккомпанемента к песне».
4. Барсукова Н.С. Диагностическая карта воспитанников студии гитарной песни «Аккорд».
5. Барсукова Н.С. Методическое руководство по подготовке к концертному выступлению.
6. Барсукова Н.С. Методические рекомендации для занятий по вокалу.
7. Барсукова Н.С. Сборник сценариев, посвященных творчеству знаменитых бардов.
8. Барсукова Н.С. Сборник сценариев для музыкальных гостиных и тематических вечеров.
9. Барсукова Н.С. методическое пособие «Развитие вокально – хоровых навыков у учащихся на музыкальных занятиях».
10. Н.Княжинская. Методическая разработка «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния на исполнительское мастерство»
11. С.Мациевская. Методическое пособие «Певческие резонаторы»
12. Интернет – ресурсы.
Материально-техническое обеспечение программы.
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Наличие у каждого воспитанника инструмента.
3. Музыкальный центр, компьютер.
8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
9. Записи выступлений, концертов
5. Литература.
Литература для детей.
1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1983
2. Виницкий А. Джазовый альбом, вып.1,2, - М.: «Престо», 2004
3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 2005
4. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов, - М.: «Музыка», 2003
5. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 1970
6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1964 – 2000
7. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Тоника»,1991
8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Советский композитор», 1984
Литература для педагога.
1. Бах И.С./сост. П. Исаков/ Сборник пьес для шестиструнной гитары, - М.: «Музыка» , 1979
2. «Пьесы для 6-ти струнной гитары» /сост. Виницкий А./, - М.: «Музыка», 2005
3. «Педагогический репертуар гитариста». Средние и старшие классы ДМШ, /сост. Гитман А./, - М.: «Просвещение», 1999
4. «Педагогический репертуар», вып.1,2,3;/сост. Ковалевский Я., Рябоконь Е./, - М.: «Музыка», 1970
5. «Хрестоматия гитариста 1-3, 4-5 классы ДМШ» /сост. Ларичев Е./, - М.: «Советский композитор», 1983 – 1986
6. «Хрестоматия для шестиструнной гитары», вып. 1,2,3; /сост. Вещинский А./, - М.: «Музыка», 2005г
Приложение.
Диагностическая карта воспитанника.
Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе
показатели | критерии | Степень выраженности оцениваемого критерия | баллы |
1. Теоретическая подготовка ребенка.
1.1Теоретические знания
1 год обучения
2 год обучения | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям:
Особенности и возможности певческого голоса.
Буквенно – цифровые обозначения
Темпы и ритмы.
Анализ формы, содержания и тональности на примере одного из музыкальных произведений.
Принципы и основы подбора мелодий по слуху. Подбор аккордов.
| Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмот- ренных программой);
Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);
Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период) | 1
5
10 |
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием) | 1
5
10 |
ВЫВОД: | Уровень теоретической подготовки | Низкий Средний Высокий | 2 -6 7 – 14 15 - 20 |
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой.
1 год обучения.
2 год обучения
| Соответствие практических умений и навыков программным требованиям:
Умение пользоваться инструментом.
Исполнительское мастерство.
Владение навыками ансамблевой игры.
Приемы апояндо и тирандо
Транспонирование и модуляция
Умение пользоваться тональностями и их параллельными ладами. | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½, предусмотренных программой умений и навыков); Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½); Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренные программой за конкретный период) | 1
5
10 |
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением |
| Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½); Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1
5
10 |
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца) Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) | 1
5
10 |
ВЫВОД: | Уровень практической подготовки | Низкий Средний Высокий | 3 – 10 11- 22 23 - 30 |
|
Диагностика музыкальных способностей.
Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.
Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:
1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);
2) применимы для массового исследования;
3) дают сравнимые между собой результаты.
Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.
Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.
До предъявления музыкальных игр-тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя "нейтрально-развлекательный" игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.
При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.
При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.
Практические диагностические тесты
1. Диагностика чувства темпа и метроритма
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"
Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.
Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.
Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.
В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).
После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.
Критерии оценки:
- адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
- адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
- ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
- сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.
2. Тест - игра на изучение чувства ритма
"Ладошки"
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал
1. Детская песня "Дин-дон"
2. Детская песня "Петушок"
3. М. Красев "Ёлочка"
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.
Критерии оценки:
1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
2. воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
3. адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
4. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.
3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)
"Гармонические загадки"
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
- слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
- средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
- высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий
"Повтори мелодию"
Цель:
- определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
- вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
- инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.
Ребёнку предлагается:
- спеть любую известную ему песенку;
- повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
- подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.
Критерии оценки:
- слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
- средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
- высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.
4. Диагностика чувства тембра
Тест - игра "Тембровые прятки"
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:
- детского голоса;
- женского голоса;
- мужского голоса;
- хора;
- струнных смычковых инструментов;
- деревянных духовых инструментов;
- медных духовых инструментов;
- фортепиано;
- оркестра.
Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
Критерии оценки:
- низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
- средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
- высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.
5. Диагностика динамического чувства
Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.
Стимулирующий материал:
- Барабан или бубен;
- фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик"; К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш дошкольников".
Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.
Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.
Критерии оценки:
- слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
- средний уровень - 2-3 балла;
- высокий уровень - 4-5 баллов.
6. Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра "Незавершённая мелодия"
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.
Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.
Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.
Стимулирующий материал строится в следующем порядке:
1-я мелодия - не доигрывается последний такт;
2-я мелодия - доигрывается до конца;
3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);
5-я мелодия - доигрывается до конца.
Критерии оценки:
- слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;
- средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
- высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.
7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест "Музыкальная палитра"
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:
1. "Утреннее размышление"
2. "Сладкая грёза"
3. "Баба-Яга"
4. "Болезнь куклы"
5. "Игра в лошадки"
Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;
2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
Критерии оценки:
- низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
- средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
- высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
1. оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
2. детализация (разработанность) своей идеи или образа;
3. беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
4. гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.
8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей
Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты.
1. Ты любишь музыку?
2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:
- низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
- средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
- высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).
Тест "Музыкальный магазин"
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.
Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:
- народная вокально-хоровая музыка;
- народная инструментальная музыка;
- народная вокально-инструментальная музыка;
- классическая вокально-хоровая музыка;
- классическая инструментально-симфоническая музыка;
- классическая вокально-инструментальная музыка;
- современная классика авангардного направления;
- современная развлекательная музыка;
- духовная музыка.
Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
Критерии оценки:
- низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
- средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
- высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.
9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов воспитанника
Тест "Хочу дослушать"
Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.
Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?
Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:
- проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
- индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор", с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей»
п.Тюльган
Индивидуальная маршрутная книжка
ФОТО ФИО________________________________________
____________________________________________
Дата рождения ______________________________
Год поступления ____________________________
ОУ_____________________________________класс_____________________
ФИО родителей____________________________________________________
__________________________________________________________________
Адрес_____________________________________________________________
Телефон___________________________________________________________
Объединение______________________________________________________
Программа доп. образования __________________________________________________________________
___________________________срок реализации________________________
ФИО педагога ____________________________________________________
| Мотивация к освоению программы | Ожидания от освоения программы | |
1 год |
|
| |
2 год |
|
| |
3 год |
|
|
Результаты освоения программы
Уч. год | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | уровень | |||
| 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 2.3 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Персональные достижения
Вид деятельности | Уровень ЦДОД | Уровень поселка | Региональ ный уровень
| Российский уровень | Междунар. уровень |
|
|
|
|
|
|
Перспективы развития (рекомендации педагога)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические указания для реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо учитывать некоторые методические указания.
Посадка.
Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, органичной слитности исполнителя с инструментом.
При игре ученик должен сидеть на передней половине стула. Левая нога стоит на подставке, бедро образует небольшой острый угол с плоскостью пола. Инструмент кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус подаётся вперед. Головка грифа находится на уровне, чуть выше уха.
Постановка правой руки.
Постановка правой руки является основой построения всех движений пальцев. Рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на большом овале гитары. Кисть является как бы продолжением предплечья. Для её удержания требуется необходимое и достаточное напряжение.
Постановка левой руки.
Плечо должно быть опущено, рука согнута в локте, предплечье, запястье и кисть должны представлять единую линию. Большой палец помещается на шейке грифа между первым и вторым пальцами. При игре на шестой струне кисть выносится вперед. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, запястье становится более плоским, а пальцы больше сгибаются.
Звукоизвлечение.
Существует два основных приёма: апояндо и тирандо.
Если движение кончика пальца прекращает своё движение после звукоизвлечения, то такой прием называется апояндо. Его применение придаёт звуку особую силу, тембр и плотность звучания.
Тирандо позволяет использовать любую фактуру без исключения благодаря тому, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну, тем самым обеспечивается легкий, прозрачный тембр звучания.
В настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только ногтевым способом. В тоже время, если у ученика ногти тонкие и хрупкие, можно использовать и безногтевой способ звукоизвлечения. В этом случае большой палец касается струны одновременно и ногтем и мякотью подушечки. Указательный, средний и безымянный пальцы встают на струну подушечкой; при нажатии она проминается и струна касается ногтя. Струна оттягивается и перемещается по кромке ногтя к точке схода.
Игра "боем" правой рукой.
Техника игры ударами по струнам была выработана испанскими гитаристами; правильное название этого приема - "разгеадо". Существует более 100 видов разгеадо, в развитии этого приема игры особо преуспела гитара фламенко. Техника игры разгеадо в классическом ее понимании используется так или иначе почти во всех стилях гитарной музыки
В любительской среде возник термин "игра боем", или "гитарный бой". Такое название получило исполнение, при котором правая рука ударяет сверху вниз или снизу вверх по всем или почти всем струнам одновременно. Удары по струнам делаются в определенном ритме. Левая рука при этом "ставит аккорды" на грифе, то есть прижимает струны так, чтобы, когда они звучат все вместе, получался какой-либо аккорд. Потом левая рука ставит следующий аккорд, а правая повторяет тот же "бой", то есть тот же ритмический рисунок из ударов по струнам.
Мы разберем только принцип игры правой рукой, и только один вид гитарного "боя", один ритмический рисунок, которым можно сыграть аккомпанемент почти ко всем популярным песням.
Для этого нам нужно будет освоить три отдельных движения правой рукой:
- удар сверху вниз по струнам | |
- удар сверху вниз с глушением | |
- удар снизу вверх по струнам |
Почему удар сверху вниз обозначили стрелкой вверх? Струны гитары принято изображать в "перевернутом" виде, верхняя струна (шестая, самая толстая) снизу, а нижняя (первая) - сверху. Гитарист, когда держит гитару в руках, или если положит ее на колени, видит ее именно таким образом. Поэтому на рисунках нарисованы шесть "перевернутых" струн гитары, и направление удара по ним. Кстати, аналогично расположены ноты на нотном стане: низкие - внизу, высокие - вверху.
Удар сверху вниз по струнам может исполняться и одним, и несколькими пальцами правой руки. Кисть начинает движение над шестой струной. Старайтесь извлекать звук в основном за счет поворота кисти: в момент соприкосновения с шестой струной кисть слегка отклонена вверх, а после "удара" по струнам направлена вертикально вниз. Рука (предплечье) также движется вниз, помогая извлекать звук, локоть неподвижен.
Удар сверху вниз по струнам с глушением делается аналогично, только сразу после удара по струнам нужно прижать их ладонью. Движение кистью такое же, как в прошлый раз, в начале звукоизвлечения кисть слегка отклоняется вверх, потом пальцы скользят вниз по струнам, кисть разворачивается вниз и одновременно вы опускаете кисть на струны, практически не давая им звучать. Обратите внимание на положение кисти после удара:
Удар снизу вверх - это даже не удар. Вы возвращаете кисть на место, одновременно проводя подушечками пальцев снизу вверх по струнам. Палец как бы "гладит" струны, двигаясь вверх. При этом все же постарайтесь, чтобы фаланга пальца при скольжении стояла перпендикулярно струнам (или как можно ближе к этому положению), тогда звук будет более акцентированным. При движении вверх не пытайтесь скользить по всем шести струнам, 3-4 нижних струны будет достаточно.
Профессиональные гитаристы и музыканты на концертах и в альбомах не играют "боем"; по крайней мере не так, как играют аккомпанемент любители, то есть ударяя по гитаре от начала композиции и до ее конца. Да, многие любят изображать игру на гитаре на сцене, размашисто пролетая по струнам правой рукой, но в большинстве случаев это игра на публику, звук от такого "аккомпанемента" вообще может быть вырезан или очень сильно ослаблен. Послушайте внимательно записи, и в большинстве случаев вы не услышите гитарного "боя". А если и услышите, то скорее всего это будет ритмический рисунок, который играется на электроаккустической (реже электро-) гитаре с сильным глушением; в результате от гитары слышен лишь "хрустящий", отрывистый металлический звук ударяемых струн, но не звук самой гитары. Поэтому на вопрос, каким вариантом гитарного "боя" играть ту или иную песню, ответ простой: слушайте ритм песни, придумывайте "бой" с похожим ритмическим рисунком. Это если хотите сыграть хоть как-то. А если хотите играть хорошо - учитесь музыке, учитесь настоящему гитарному искусству.
Термины, определяющие темп.
Словарь музыкальных терминов.
Аккомпанемент (фр. accompagnement - сопровождение) - музыкальный фон к основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение.
Аккорд (ит. accordo, фр. accord - согласие) - созвучие, звучание нескольких (не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно. Аккорды подразделяются на консонирующие и диссонирующие (см. консонанс и диссонанс).
Ансамбль (фр. ensemble - вместе) - 1. Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере, представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов, вокальные партии которых не тождественны; по числу участников Ансамбли разделяются на дуэты, трио или терцеты, квартеты, квинтеты, секстеты и т. д. 2. Пьеса, предназначенная для совместного исполнения несколькими музыкантами, чаще всего инструменталистами. 3. Качество совместного исполнения, степень слаженности, слитности общего звучания
Акустика музыкальная — наука, исследующая физические закономерности музыки в связи с ее восприятием и исполнением. Акустика музыкальная изучает такие явления, как высота, сила, тембр и продолжительность музыкальных звуков, консонанс и диссонанс, музыкальные системы, музыкальный слух, музыкальные инструменты, певческий голос, электронная музыка и т. д.
Аранжировка (фр. arranger — приводить в порядок) — 1. Переложение музыкального произведения для другого состава исполнителей. 2. Обработка мелодии для исполнения на музыкальном инструменте или для голоса с сопровождением. 3. Облегченное переложение музыкального произведения для исполнения на том же инструменте. 4. В джазовой музыке — гармонические, фактурные изменения, которые вносятся музыкантами в процессе исполнения и связаны с импровизационным стилем игры.
Бард (англ. bard — певец) — народный певец-сказитель древних кельтских племен, в средние века — профессиональный поэт в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. Бард пел, сопровождая свое пение на сходном с лирой инструменте.
Вибрато (ит. vibrato — колебание) Прием игры на музыкальных инструментах, придающий звуку теплоту и выразительность.
Гармония (rp. harmonla — созвучие, соразмерность частей целого) — средство музыкальной выразительности.
1. Закономерное сочетание тонов в одновременном звучании.
2. Наука об аккордах, их связях и последовательностях, приводящих к созданию различных музыкальных построений.
Главные трезвучия — трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях мажора и минора.
Гриф (нем. Griff — ручка, рукоятка) — У струнных музыкальных инструментов специальная пластинка из твердых пород дерева, прикрепленная к верхней стороне шейки. Над грифом натянуты струны, прижимая которые исполнитель сокращает вибрирующую часть и таким образом изменяет высоту звука. У некоторых инструментов гриф разделен на части — лады.
Дуэт (нем. Duett, от лат. duo — два) — 1. Ансамбль, состоящий из двух певцов или инструменталистов. 2. Произведение для двух исполнителей.
Звук — Наименьший структурный элемент музыки с диапазоном частот от 16 до 20000 колебаний в секунду, воспринимаемое человеческим слухом. Звук, имеющий высоту, силу, длительность и тембр, называется музыкальным. Музыкальный звук охватывает диапазон частот от 16 до 4500 Гц, более высокие звуки входят в его состав в качестве обертонов.
Звукоряд — I. Последовательность звуков звуковой системы, расположенных в восходящем или нисходящем порядке.
Импровизация (ит. improvisazione, от лат. improvisus — внезапный, неожиданный) — Сочинение музыки без предварительной подготовки (экспромт).
Инструментальная музыка — музыка, предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах. Инструментальная музыка бывает сольной (для одного инструмента с аккомпанементом или без него).
Интервал (от лат. intervalhim — расстояние) — соотношение двух звуков по высоте.
Квартет (от лат. quartus — четвертый) — Ансамбль из четырех исполнителей — певцов или музыкантов.
Лады — узкие поперечные порожки на грифе или шейке некоторых струнных инструментов (домра, балалайка, бандура, мандолина и т. д.), к которым во время игры прижимают струны, изменяя тем самым их длину и, следовательно, высоту извлекаемого звука.
Музыкальный слух — способность воспринимать, различать, представлять и воспроизводить высотные, метроритмические, динамические и другие соотношения звуков.
Позиция (от лат. positio — положение) — 1. Положение рук во время игры на музыкальных инструментах. 2 Положение левой руки во время игры на струнных инструментах, позволяющее исполнить заданную последовательность звуков без смещения руки.
Репертуар (фр. repertoire — перечень, список) — совокупность произведений, исполняемых отдельными исполнителями или коллективами.
Репетиция (лат. repetitio — повторение) — Предварительное исполнение какого-либо произведения, необходимое для подготовки к публичному исполнению.
Ритм (гр. rhithmos) — один из трех основных элементов музыки (наряду с мелодией и гармонией), выражающийся в чередовании соотношения и группировке звуков, пауз различной протяженности.
Рок-н-ролл (англ. rock'n'roll, rock and roll — качайся и крутись) — направление джазовой музыки, возникшее в США в начале 1950-х гг. Произошел от слияния двух стилей: негритянского — «ритм энд блюз» и сельского американского фольклора — «хилл-билли». Рок-н-ролл стал одной из основ т. н. поп-музыки.
Романс (исп. romance) — 1. Одноголосное вокальное произведение с инструментальным сопровождением. 2. Название инструментальной пьесы напевного, мелодического характера.
Соло (ит. solo — один) —Музыкальное произведение для одного исполнителя (с сопровождением или без него).
Темп (от лат. tempus — время) — скорость развертывания музыкальной ткани произведения в процессе исполнения или представления, определяемая числом проходящих в единицу времени метрических долей. Точный темп определяется при помощи метронома. Основной темп произведения определяется специальными терминам.
Тон (от гр. tonos — ударение) — Звук, имеющий определенную высоту.
Тональность — звуковысотное положение лада. Название тональности определяется названиями тоники и лада (напр., до мажор, ля минор и т. д.).
Трио (ит. trio) — Ансамбль, состоящий из трех исполнителе.
Унисон (ит. unisono — однозвучный) —1.Одновременное звучание голосов на одной ступени звукоряда, чистая прима. 2. Исполнение одной партии несколькими певцами или инструменталистами.
Упражнение — Музыкальное произведение, предназначенное для учебных занятий по технике пения или игры на музыкальном инструменте.
Флажолет (фр. flageolet — свирель, флейта) — 1. Лёгкий свистящий призвук, получаемый на струнных инструментах слабым прикосновением к струне в местах её парциального деления (1/2, 1/3, 1/4 и т. д. ее длины) и состоящий из гармоник основного тона струны. 2. Обозначается нотой с нолём вверху, либо нотой с ромбовидной головкой.
Хит — популярная песня или танцевальная мелодия, шлягер.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа с одаренными детьми «Наша надежда».
Программа направленна на то, как развивать одаренных детей....
Программа с одаренными детьми «Наша надежда».
Программа направленна на то, как развивать одаренных детей....
Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...
Рабочая программа образовательного модуля "Алый парус надежды" в 6 классе
Тематический образовательный модуль "Алый парус надежды" построен на основе произведения А. Грина "Алые паруса" и других произведений автора и предполагает расширение кругозора учащихся как по литерат...
Программа профилактики беспризорности и правонарушений "Надежда"
Цель программы комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков...
Программы для различных категорий обучающихся.
Программы для различных категорий обучающихся....
Рабочая программа учителя первой квалификационной категории Жучковой Елены Викторовны, учителя высшей квалификационной категории Черновой Любови Викторовны по русскому языку 5-9 классы
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....