Конспект "Имя числительное"
план-конспект урока по теме

Чамеева Надежда Юрьевна

Тема.   Имя числительное как часть речи. (9 класс)

 

Цель. Закрепить и обобщить знания о имени числительного как части речи.

Задачи .

Образовательные :способствовать воспроизведению в памяти о порядковых и количественных числительных, о правописании мягкого знака в числительных.

Коррекционно - развивающие: развивать умение анализировать,  навыки самостоятельной работы, речь.           

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.

                                  

Оборудование и материалы: карта России, таблицы: «Имя числительное», карточки с заданиями, мультипроектор.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

 

План урока.

  1. Организационная часть.
  2. Повторение по теме : «Имя числительное».

А) Виды числительных.

            Б) Мягкий знак на конце и в середине числительных.

      3.   Работа над текстом устно, повторение правил.

Самостоятельная работа.

5.   Подведение итогов по уроку.

      6.  Домашнее задание, инструктаж по выполнению.

 

                                   Ход урока.

I. Организационный момент.( подготовка к уроку: книги, тетради, ручки, карандаши,    линейки)

II. Мотивация учебной деятельности.

            Вставьте подходящие по смыслу слова:

…… раз отмерь, …. раз отрежь.

- О чем говорится в пословице?

- Какой частью речью являются вставленные слова? (им.числ.)

(Слайд № 1)

III Повторение пройденного материала.

 

1 Сообщение темы и целей урока.

Мы сегодня с вами на уроке закрепим и повторим виды числительных, правописание имен числительных. Будем развивать навыки самостоятельной работы, и поговорим о бережном отношении к природе.

(Слайд № 2)

2 Беседа.

Какая часть речи называется именем  числительным?

(ответы детей)

Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

-Какие виды числительных вы знаете?

По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.

(по слайду читает ученик)

   (Слайд № 3)

             Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут).

Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук).

(Слайд № 4)

Кокой по счету Сережа?

Ольга? И т.д- Какой группе имен числительных они относятся? (Порядковые)

Сколько детей всего? (Шесть.)

- Какое имя числительное? (Количественное)

 

2.Работа по слайду (повторяет учитель).

   (Слайд № 5)

 Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному.

     Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют, кроме слов ОДИН и ДВА.

    Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.

3  Устно составляем предложения со словами: шесть, пятый, седьмая, семнадцатый.

4 Запишем на доске одно предложение, разбираем.

 Я живу на шестом ( имя ч., ед. ч., пред.п, п. ч.) этаже.

           

5  Устный опрос.

 - В каких числительных Ь знак пишем в конце слова? (от 5-20, 30).

- В каких числительных не пишется Ь знак?(90, 200, 300……)

-В каких числительных пишется Ь знак в середине слова? (50,60,70,80).

       (слайд № 6)

6  Чтение учащимися.

Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова. Чтобы не делать ошибок, необходимо запомнить три правила:

1. Числительные от 5 до 20 и 30 пишутся с мягким знаком(ь) на конце.

2. Числительные 50, 60, 70, 80 пишутся с мягким знаком (ь) в середине.

3. Числительные от 500 до 900 пишутся с мягким знаком (ь) в середине.

4. Без мягкого знака пишутся 90, 200, 300,

7  Физкульт.минутка.

Шум воды.

  (Слайд № 7)

8  Работа по карте.

- Покажите на карте Аральское море?

            - Уровень воды упал на 13 м.

9  Рассказ учителя.

 

 

Аральское море в разные годы. По карте видно, как много воды потеряло море .(слайд №8)

Слайд № 9

- Что вы здесь видите? От чего так произошло?

10  Словарная работа.(дети читают объяснение новых слов)

Проверка по словарю.

Преступных, плантаций, экологическая катастрофа, окрестности.

Плантация

 - большое хозяйство, в котором возделываются культуры.

 

 Окрестность. - местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство .

 

 Экологические катастрофы

 которые могут возникать по причинам собственно природного характера либо в результате крупных экологических просчетов, допускаемых человеком.

 

Преступный

беззаконный, противозаконный, незаконный, уголовно наказуемый, злодейский.

 

11        Физминутка. (Слайд № 10, 11)Шум воды. Головы положите на парты, что вы ощущаете ?

Каково вам? Представьте, что мы находимся у воды. Кто-то даже залез купаться….

( ответы детей)

Вывод учителя: вода нам очень нужна. Мы должны беречь ее. Чем мы можем помочь воде?

 

 

 

 

 

12 Практическая работа.

                        Чтобы запомнить эти правила выполним упражнение.

А) Чтение условия.

Б) Чтение  первого  предложения, объяснение знаков препинания.

- Какое предложение?

- Как узнали? ( В предложении имеются два главных члена: Что?- море, море что сделало?-было, Кто?-оно, оно что делает?-гибнет.) (Слайд №12)

 

Каждое предложение читают и объясняют устно. Слайд №13, 14.

13 Самостоятельная работа (второй части упражнения)

2 часть - выполняют самостоятельно.

Проверяем вместе.( Тетради передаются друг –другу, проверяют карандашом, выставляют оценки –карандашом.)

   (Слайд №15  )

IV Закрепление, проверка знаний.

14 Дополнительное задание.

( Каждому раздается карточка, вставляют Ь знак.)

            (на пять- выполняем все задание, на 4 –синим цветом, на три- черного цвета)

 

(Слайд №16.)

       Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.

 

За лето прочитал двадцат….  пят….  книг.

В школе сем…. сот  учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть восем… надцать видов обоев.

Объем бака – шест..десят литров.

Выполнено тридцат … заданий.

 

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот  тысяч рублей.

Построено восем…сот километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

V    Итоги по уроку.

( Слайд №  17  )

1 Какая часть речи называется именем числительным?

– Какие виды имени числительного вы знаете?

–Как пишутся числа? (от 5-20, 30).

- В каких числительных не пишется Ь знак?(90, 200, 300……)

-В каких числительных пишется Ь знак в середине слова? (50,60,70,80).

2 Выставление оценок.

Дополнительное задание:

(Слайд № 18).

Выполните тест.

1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?

а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

2 Проверка. (Слайд №19)

 

VI. Домашнее задание.

Выписать пять предложений с именами числительными, подчеркнуть. (Из газет и журналов)

(Слайд № 20) - Молодцы.

 

Областное государственное казенное образовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №19 VIII вида г.Ульяновска

Конспект урока

по теме : «Имя числительное»

Составила : Чамеева Н.Ю.

учитель

квалификация :высшая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_imya_chisl.docx257.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.        Имя числительное как часть речи. (9 класс)

Цель. Закрепить и обобщить знания о имени числительного как части речи.

Задачи .

Образовательные :способствовать воспроизведению в памяти о порядковых и количественных числительных, о правописании мягкого знака в числительных.

Коррекционно - развивающие: развивать умение анализировать,  навыки самостоятельной работы, речь.        

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.

                        

Оборудование и материалы: карта России, таблицы: «Имя числительное», карточки с заданиями, мультипроектор.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

План урока.

  1. Организационная часть.
  2. Повторение по теме : «Имя числительное».

А) Виды числительных.

            Б) Мягкий знак на конце и в середине числительных.

      3.   Работа над текстом устно, повторение правил.

Самостоятельная работа.

5.   Подведение итогов по уроку.

      6.  Домашнее задание, инструктаж по выполнению.

                        Ход урока.

I. Организационный момент.( подготовка к уроку: книги, тетради, ручки, карандаши,    линейки)

II. Мотивация учебной деятельности.

        Вставьте подходящие по смыслу слова:

…… раз отмерь, …. раз отрежь.

- О чем говорится в пословице?

- Какой частью речью являются вставленные слова? (им.числ.)

(Слайд № 1)

III Повторение пройденного материала.

1 Сообщение темы и целей урока.

Мы сегодня с вами на уроке закрепим и повторим виды числительных, правописание имен числительных. Будем развивать навыки самостоятельной работы, и поговорим о бережном отношении к природе.

(Слайд № 2)

2 Беседа.

Какая часть речи называется именем  числительным?

(ответы детей)

Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

-Какие виды числительных вы знаете?

По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.

(по слайду читает ученик)

   (Слайд № 3)

             Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут).

Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук).

(Слайд № 4)

Кокой по счету Сережа?

Ольга? И т.д- Какой группе имен числительных они относятся? (Порядковые)

Сколько детей всего? (Шесть.)

- Какое имя числительное? (Количественное)

2.Работа по слайду (повторяет учитель).

   (Слайд № 5)

 Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному.

     Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют, кроме слов ОДИН и ДВА.

    Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.

3  Устно составляем предложения со словами: шесть, пятый, седьмая, семнадцатый.

4 Запишем на доске одно предложение, разбираем.

 Я живу на шестом ( имя ч., ед. ч., пред.п, п. ч.) этаже.

        

5  Устный опрос.

 - В каких числительных Ь знак пишем в конце слова? (от 5-20, 30).

- В каких числительных не пишется Ь знак?(90, 200, 300……)

-В каких числительных пишется Ь знак в середине слова? (50,60,70,80).

       (слайд № 6)

6  Чтение учащимися.

Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова. Чтобы не делать ошибок, необходимо запомнить три правила:

1. Числительные от 5 до 20 и 30 пишутся с мягким знаком(ь) на конце.

2. Числительные 50, 60, 70, 80 пишутся с мягким знаком (ь) в середине.

3. Числительные от 500 до 900 пишутся с мягким знаком (ь) в середине.

4. Без мягкого знака пишутся 90, 200, 300,

7  Физкульт.минутка.

Шум воды.

  (Слайд № 7)

8  Работа по карте.

- Покажите на карте Аральское море?

        - Уровень воды упал на 13 м.

9  Рассказ учителя.

Аральское море в разные годы. По карте видно, как много воды потеряло море .(слайд №8)

Слайд № 9

- Что вы здесь видите? От чего так произошло?

10  Словарная работа.(дети читают объяснение новых слов)

Проверка по словарю.

Преступных, плантаций, экологическая катастрофа, окрестности.

Плантация

 - большое хозяйство, в котором возделываются культуры.

 Окрестность. - местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство .

 Экологические катастрофы

 которые могут возникать по причинам собственно природного характера либо в результате крупных экологических просчетов, допускаемых человеком.

 

Преступный

беззаконный, противозаконный, незаконный, уголовно наказуемый, злодейский.

11        Физминутка. (Слайд № 10, 11)Шум воды. Головы положите на парты, что вы ощущаете ?

Каково вам? Представьте, что мы находимся у воды. Кто-то даже залез купаться….

( ответы детей)

Вывод учителя: вода нам очень нужна. Мы должны беречь ее. Чем мы можем помочь воде?

12 Практическая работа.

                Чтобы запомнить эти правила выполним упражнение.

А) Чтение условия.

Б) Чтение  первого  предложения, объяснение знаков препинания.

- Какое предложение?

- Как узнали? ( В предложении имеются два главных члена: Что?- море, море что сделало?-было, Кто?-оно, оно что делает?-гибнет.) (Слайд №12)

Каждое предложение читают и объясняют устно. Слайд №13, 14.

13 Самостоятельная работа (второй части упражнения)

2 часть - выполняют самостоятельно.

Проверяем вместе.( Тетради передаются друг –другу, проверяют карандашом, выставляют оценки –карандашом.)

   (Слайд №15  )

IV Закрепление, проверка знаний.

14 Дополнительное задание.

( Каждому раздается карточка, вставляют Ь знак.)

        (на пять- выполняем все задание, на 4 –синим цветом, на три- черного цвета)

(Слайд №16.)

       Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.

За лето прочитал двадцат….  пят….  книг.

В школе сем…. сот  учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть восем… надцать видов обоев.

Объем бака – шест..десят литров.

Выполнено тридцат … заданий.

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот  тысяч рублей.

Построено восем…сот километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

V    Итоги по уроку.

( Слайд №  17  )

1 Какая часть речи называется именем числительным?

– Какие виды имени числительного вы знаете?

–Как пишутся числа? (от 5-20, 30).

- В каких числительных не пишется Ь знак?(90, 200, 300……)

-В каких числительных пишется Ь знак в середине слова? (50,60,70,80).

2 Выставление оценок. 

Дополнительное задание:

(Слайд № 18).

Выполните тест.

1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?

а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

2 Проверка. (Слайд №19)

VI. Домашнее задание.

Выписать пять предложений с именами числительными, подчеркнуть. (Из газет и журналов)

(Слайд № 20) - Молодцы.

Областное государственное казенное образовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №19 VIII вида г.Ульяновска

Конспект урока

по теме : «Имя числительное»

Составила : Чамеева Н.Ю.

учитель

квалификация :высшая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"

Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....