Эссе "Моя педагогическая философия"
статья на тему

Иванова Марина Викторовна

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

 «Моя педагогическая философия»

Философия – в дословном переводе с греческого языка– это любовь к мудрости. Но у этого слова есть и другое значение. Философия – это ещё и образ жизни, образ деятельности. Педагогическая философия, на мой взгляд, это, с одной стороны,стремление учителя к мудрости в отношениях со своими учениками, а, с другой,его неповторимый педагогический образ и стиль. И становление этого образа, его создание  возможно только в процессе долгого плодотворного творческого профессионального  пути. Как же успешно его пройти и стать мастером своего дела.  Есть много путей к истине, недаром у великого философа древности Конфуция сказано: «Перед человеком к разуму 3 пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый лёгкий; путь личного опыта – самый тяжёлый путь».

Свой путь в педагогике я представляла по-разному. Сначала мне казалось, что время обучения  ученика в школе - это долгая дорога, и каждый учитель виделся  фонариком на краю этой дороги, освещающим своими знаниями маленький участок этого пути.

Был период, когда я сравнивала школу со швейной мастерской.  И также как первоначально неопытная швея обучается делать первые стежки, путая нитки, натыкая пальцы на острую иглу и роняя слёзы,  так и  молодой учитель сталкивается с неудачами  и досадными ошибками. Но постепенно наступает  время, когда швея уже не колет пальцы,  осваивает новые стежки. Так и учитель в школе начинает применять новые методики и технологии, создавать интересные уроки. И, наконец, наступает  период, когда, взяв в руки ткань, швея сразу видит, что на ней будет создано, насколько это будет красиво и изящно; она работает на результат. Так и учитель, достигая своего наивысшего профессионального уровня, работает в классе на каждого ребёнка, «вышивая» из него будущего человека.

Но всё же эти образы казались мне недостаточно законченными. Ведь в сегодняшнем мире учитель должен не только освещать путь, давая знания, или совершенствовать свое мастерство. Он должен научить  своих учеников жить в этом непростом мире. А это намного сложнее...Поэтому я продолжала искать свой образ и путь  в педагогике.

Каждый ребёнок должен жить долго и счастливо. А это возможно лишь при  сохраненииздоровья, как  физического, душевного, так и духовного.Я всегда считала, что нельзя подготовить детей к взрослой жизни не говоря о проблемах, болезнях, опасностях, поджидающих их. Предупредить – значит вооружить. Ведь сегодняшняя научная медицина изменила своё отношение к человеку и ищет не только способы создания новых медицинских препаратов для лечения заболеваний, но и новые возможные способы их профилактики – и это самое главное. Поэтому каждый мой урок, каждый мой день в школе я стараюсь посвятить здоровью детей, научить их, как его беречь и сохранять, как предотвратить появление болезни. Очень хочется, чтобы жизненным кредо моих учеников стали слова древнегреческого философа Сократа, который говорил так: «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для здоровья, чем он сам».

Не менее важная  для меня задача - научить ребят любить свою Землю. Помните правило маленького принца Сент-Экзюпери: «Встал утром - сначала убери свою планету, потом делай все остальное!». И если приучать ребят с малых лет неравнодушно относиться  к сегодняшним проблемам своего города, своей страны, всей планеты, - то, повзрослев, они  станут людьми,  стремящимися сделатьхоть что-то полезное для этого мира, хоть что-то изменить в нём.

Сохранение духовного здоровья наших детей возможно только в том случае, если мы сможем научить их поступать так, как написано в Библии: «Не делай другому того, чего не желаешь себе»! Если постараемся научить любить и беречь всё и всех вокруг них. Наверное,  кто-то сейчас возразит: «Нельзя научить любить!» Но я думаю, можно! Ведь каждый ребёнок имеет душу. Главное – найти к ней дорогу, заставить звучать струныэтой детской души, настроиться на их лад. А нужно для этого, как оказывается, очень немного – просто любить самой. Любить  всех до единого! Но не слепой, а требовательной любовью.

                И вот сегодня, объединив в своей работе все эти составляющие: заботу о здоровье учеников, воспитание их экологической культуры и искреннюю любовь к ним, я нашла свой собственный педагогический образ и  стиль. И лучше всего, на мой взгляд, он отражён  великим художником и философом  Николаем  Рерихомв картине «Ведущая».

Вглядитесь…Перед нами скалистый пейзаж, головокружительная высота…Вокруг  величественные горы, чьи неприступные вершины уходят в поднебесье… И две маленькие человеческие фигурки, упрямо поднимающиеся вверх. Они стремятся к вершине, у них есть цель. Одна фигура в белой одежде. Это Учитель. Её миссия  - ведущая. Другая фигура в тёмной одежде-фигура ученика. Он устал, силы покидают его на этом сложном и бесконечном пути, но он идёт – идёт вслед за Учителем.

Тяжек этот путь, путь борьбы с самим собой,  путь постижения Истины. Но сердце, устремленное к высокой цели, нельзя остановить!

 И они идут,  не останавливаясь, падая и поднимаясь, идут вверх, к сияющей Вершине!  Учитель ведет ученика за собой,  поддерживая словом, ободряя, вселяя надежду в собственные силы.И всё, что только может сделать ученик в самую сложную минуту этого пути – ДОТРОНУТЬСЯ ДО КРАЕШКА ОДЕЖДЫ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ, чтобы вновь обрести силы для своего восхождения.

Быть рядом, быть другом, советчиком, наставником – Учителем жизни,  давать знания, делиться опытом, учить самостоятельно идти, бороться, преодолевать, достигать заветной цели, укреплять дух и тело – это моя педагогическая миссия и моя педагогическая философия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...