Проект "Зеленая страна"
материал (5 класс) по теме

Чиркова Олеся Юрьевна

 

Проект поможет расширить знания детей о комнатных растениях; воспитать  бережливое отношения к растениям; формировать навыки поисково-исследовательской деятельности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zelenaya_strana.docx512.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зеленая страна»

 

 

Авторы проекта:

Учащиеся 5 класса ГБОУ РМЭ «Косолаповская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII  вида»

Руководитель проекта:

Чиркова Олеся Юрьевна, воспитатель 5 класса ГБОУ РМЭ «Косолаповская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII  вида»

Содержание:

  1. Паспорт проекта.
  2. Проблемное поле проекта.
  3. Актуальность проекта.
  4. План выполнения проекта.
  5. Экономическая смета стоимости фитокомпозиции.
  6. Результаты проектной деятельности.
  7. Список литературы.

Паспорт проекта.

  1. Название: «Зеленая страна»
  2. Авторы проекта: Учащиеся 5 класса ГБОУ РМЭ «Косолаповская специальная (коррекционная) школа - интернат»
  3. Учебная направленность проекта (учебный предмет, образовательная область, межпредметные связи)  Предметные области: природоведение, труд, социально – бытовая ориентация  (СБО)
  4. Тип проекта: Творческий внутришкольный долгосрочный проект.
  5. Руководитель проекта: Чиркова Олеся Юрьевна, воспитатель 5

класса  ГБОУ РМЭ «Косолаповская специальная (коррекционная)

 школа - интернат»

  1. Консультант проекта: Милютина Татьяна Ивановна, учитель

биологии ГБОУ РМЭ «Косолаповская специальная (коррекционная) школа - интернат» 

  1. Цель проекта:
  1. формирование у детей эколого-биологических знаний;
  2. создание зеленого уголка  в общежитии с целью организации здоровьесберегающего пространства для учащихся;
  1. создание условий для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы ученик – педагог;
  2. развить практические навыки ухода за комнатными растениями;
  3. воспитание экологической культуры;

  1. Задачи проекта:
  1. расширить знания детей о комнатных растениях;
  1. воспитание бережного отношения к растениям;
  1. формирование навыков поисково-исследовательской деятельности;
  1. Методы работы:
  1. поисковый (выбор проблемы и темы проекта),
  2. практический (реализация проекта).
  1. Виды деятельности:
  1. исследовательская
  2. коммуникативно-диалоговая
  3. практико-ориентированная
  1. Проблемное поле проекта:

Требование времени - непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста.

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране  окружающей среды, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды и собственного здоровья.

 Одной из задач нашей школы является воспитание у учащихся бережного отношения к природе и природным ресурсам, формирование активной экологической  жизненной позиции.  Свою  задачу, как  воспитателя, я вижу в том, чтобы  заложить в детские души основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в убеждения. Эту задачу можно эффективно решать в процессе правильной и интересной организации внеурочной деятельности. Дети эмоциональны, они могут воспринимать природу с чувством удивления, восторженности. Я стараюсь  поддержать  у  детей эту готовность удивляться и восхищаться, желание участвовать в альтруистической деятельности. Дети, как правило, не отделяют себя от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Они открыты для восприятия красоты, могут осознать разнообразие связей между человеком и природой. Я думаю, наиболее эффективным методом формирования экологического сознания  школьников является метод проектов, который включает учащихся в реальный процесс познания, наблюдения и решения  экологических проблем.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к  воспитанию, метод проектной       деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует внеурочной деятельности.

Примечательно то, что с первого дня  пребывания детей  в школе  началась осуществляться программа по формированию  экологических знаний и экологической культуры у учащихся. С детьми осенью пересаживали цветы, а затем,  в течение года, дети наблюдали за своими « зелеными друзьями» и продолжают наблюдать. Эта акция стала  первым этапом в целенаправленной программе  по экологическому  воспитанию школьников. Теперь  мои воспитанники - активные участники различных творческих конкурсов и проектов по экологии в школе, в будущем, надеюсь, в районе и республике.

Проект по созданию «зеленого уголка»  является частью моей программы по экологическому воспитанию в данном классе, т.к. дети пребывают в школе круглый год, исключая каникулы, также имеются дети из неблагоприятных семей, хочется создать им атмосферу уюта, душевного тепла и внимания.

  1. Актуальность проекта:

В настоящее время немалое место уделяется мероприятиям по всемирному улучшению условий труда, быта и отдыха людей. В этой связи важное значение приобретает разработка проблемы оптимизации окружающей человека среды, в том числе искусственной среды жилых и рабочих общественных помещений. Важным средством улучшения этой среды является введение в интерьер живых зеленых растений. Современный зеленый интерьер должен создавать оптимальные комфортные условия, совершенствовать функциональную организацию, повышать художественную выразительность внутреннего пространства. Зелень в интерьере способствует ионизации воздуха, облегчает зрительную работу глаз, в 6-8 раз увеличивает звукопоглощающие способности стен, повышает влажность воздуха до 50%.

Комнатные растения украшают нашу жизнь, выполняют архитектурно-декоративную и санитарно-гигиеническую роль. Растения выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы.  Зеленый цвет действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность. Ведь дети в среднем более 20 часов в сутки проводят в помещении. Значимость растений в интерьере для них очевидна. Многообразие цветочно-декоративных культур дает прекрасную возможность создать неповторимый облик «зеленого уголка», благоприятно влияющий на эмоциональное состояние и чувство комфорта. Известно, что растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. А еще они способны снимать стрессы и улучшать настроение. Это  также немаловажный фактор, поскольку в школу приходят дети с различными типами нервной деятельности, которые необходимо регулировать в процессе обучения. Зеленый цвет  растений  способен действовать  успокаивающе на нервную систему, улучшает общее самочувствие, а это благотворно влияет на работоспособность учащихся, регулирует их поведение. Такие растения, как герань и пеларгония способны успокаивать возбужденную  нервную систему, а запах мяты помогает снять раздражение, усталость, агрессивность. Важен и тот фактор, что комнатные растения улучшают экологическую обстановку в помещении. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья  химические вещества и элементы: лаки и краски, которыми покрыта мебель.

Немаловажно  учитывать и такую важную особенность растений, как способность к очищению загрязненного воздуха. Правильно подобранные комнатные растения - настоящие помощники в борьбе с загрязненным комнатным воздухом.

Зеленые композиции способны смягчить замкнутость внутреннего пространства.

Школа, наш дом – интереснейший объект для развития изобретательской смекалки, художественного вкуса, умения приложить руки к творческой работе.

Совместно с детьми приняли решение о создании в общежитии 3 этажа                           зеленого уголка, привнести в стандартное помещение немного теплых, «домашних» ноток.

(место расположения уголка)

Зеленый уголок представляет собой композиции из растений, которые размещаются в самых разных помещениях общественного назначения. Такой зеленый уголок составляет от 10 до 40% площади помещения и представляет собой определенную художественную композицию, которая радует как детей, так и взрослых. Сама проектная деятельность имеет большое значение для развития и воспитания учащихся. В ходе работы над проектом дети получат много новых знаний, расширят кругозор, будут развиваться навыки практической деятельности, воспитываться такие ценные качества, как трудолюбие, бережливость, забота о своем «зеленом друге», будут развиваться творческие способности учащихся, в целом формироваться основы духовно-нравственной и  экологической культуры. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. Масштабы  проекта,  хотя не велики, но позволяют решить поставленные задачи; и дети, в дальнейшем, от озеленения  своего школьного уголка могут перейти к озеленению и обустройству домашних комнат; научатся, или, по крайней мере, попытаются создать для себя уют.

  1. План выполнения проекта.
  1. Подготовительный этап: 1.09.2011г.- 31.05.2012г.
  1. Определение целей и задач проекта.
  1. Поиск необходимой литературы.
  2. Сбор и систематизация материалов.
  3. Подбор растений
  1. Практический этап: 1.09.2012г.-1.11.2013г.
  1. Оформление зеленого уголка.
  2. Защита проекта

  1. Экономическая смета стоимости фитокомпозиции:

Материал

Стоимость единицы материала (руб.)

Итого (руб.)

Вазоны  цветочные

88,50 (средняя цена)

885

Земля для посадки

64

320

Кашпо

30

210

Рассада

700

700

Стимулятор корнеобразования

289

289

Итого

2404

  1. Результаты проектной работы.

Проект имеет огромную воспитательную роль в становлении личности, он дал много нового для обучающихся, воспитанников  школы-интерната.

Практическая деятельность по уходу за комнатными растениями воспитывает  у ребенка трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру.  Дети проявляют  постоянную заботу о своем «зеленом питомце», относятся к растению, как к другу - заботятся и берегут.  Таким образом, идет непрерывный процесс экологического воспитания учащихся.

Данный проект помогает проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Дети, участвуя в различных конкурсах, развивают фантазию, творческие способности, познавательную активность. Кроме того, идет непрерывный процесс роста и становления личности каждого: «Растет  мой зеленый росток  и расту я!» Дети видят плоды своего труда и результаты – это победы в  творческих конкурсах и проектах.  

Немаловажную роль играет, и вовлечение их в совместные творческие и практические дела, что способствовало развитию теплых дружеских взаимоотношений и формированию благоприятного психологического микроклимата в коллективе. Совместные коллективно-творческие дела в течение года сблизили их отношения доверительными и теплыми. Ребята  обладают необходимыми знаниями об особенностях комнатных растений, и самостоятельно смогут украсить свои домашние комнаты,  организовать и в домашних условиях свой «зеленый уголок», оказывающий большое воспитательное значение.

Девочки и мальчики с удовольствием делятся имеющимися знаниями о комнатных растениях со своими сверстниками. А это значит, что вопросы экологического воспитания и образования привлекут   еще  большее количество учащихся.

Но самое главное - учащиеся проявили фантазию, творческие способности и инициативу при создании зеленого уголка, а совместная работа способствовала сплочению классного коллектива.

 Ухоженные красивые растения радуют присутствующих, доставляют глубокое эстетическое наслаждение, способствуют  снятию  отрицательных эмоций.

Многие любители цветов относятся к своим зеленым жильцам, как к живым существам, любят их "только за то, что ты есть у меня", холят и лелеют. И чувство это взаимно: человек интуитивно ощущает, что комнатные растения благотворно воздействуют на его психику, приносят радость, создают здоровый климат. (Ученые тоже подтверждают, что растения снимают ощущение подавленности).

  1. Список литературы:

             1. Бухарина Е.М. Комнатные растения. Энциклопедия. М.:Астрель, 2007

2. Алексеева А.Как правильно озеленить кабинет. Методические рекомендации. М: 2010

3. Волжина И.А.Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности. «Начальная школа» №1,2009

4. Клепинина З.А. Развитие экологической грамотности учащихся «Начальная школа» №1, 2011

5. Никитина В.В. Календарь цветовода-любителя. К: РИО, 2011

6. Интернет-ресурсы. Ботаничка.ru.

7. Каретова Г.М. Комнатные растения для девочек. М.: Премьера, 2000

Приложения:

План: общежития, 3 этаж

Наши  идеи:

 

Эскиз №1

Эскиз №2

Эскиз №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Test 12 Страна/страны изучаемого языка и родная страна.

Иренировочный тест для подготовки к ГИА...

«Родная страна и страны изучаемого языка . Путешествия по своей стране и зарубежом»

Урок по теме "Путешествия" по УМК М.З. Биболетовой Enjoy English 9 класс...