Современные педагогические технологии в начальной школе.
материал по теме

Выступление на совещании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_soveshchanii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации Мамадышская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 8 вида.

Выступление на совещание учителей на тему: Современные педагогические технологии в начальной школе.

        Учитель 2 кв категории                         Мингалёва С.П

                                         Март 2010г

          Обучение и развитие аномальных детей – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, навыков деятельности, основное средство подготовки к  жизни, труду.

В коррекционной школе, так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает различные педагогические технологии.

Недостатки развития познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллектуального развития, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы, как школьная лекция и учебные дискуссии, диспуты. В то же время коррекционная  направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико- синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно- практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления.

Современный социальный запрос на активную, ответственную, нравственную, социально- адаптированную личность и выдвигает новые требования к системе учебно-воспитательного процесса в школе. Она пробуждает учителя к всестороннему анализу практики своей работы, оценки сложившейся системы преподавания, поиску современных педагогических технологий.

Одним из таких новшеств является проектная деятельность. Учителя начальных классов работают в данном направлении. Мы исследуем растительный и животный мир Мамадышского района. Данная проектная деятельность привлекательна тем, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками его предметов и явлений. Исследовательская деятельность имеет огромное воспитательное влияние на детей.

Восприятие красоты природы и животного мира, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения к живому.

Во время выполнения совместных заданий учащиеся учатся сотрудничать между собой, у детей формируется бережное отношение к окружающей природе.

В последнее время все большей популярностью пользуются интегрированные уроки. Интеграция предметов – альтернативная система обучения.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы – литературное чтение, изобразительное искусство и трудовое обучение, имеют общие для каждого из них цели, не нарушает принципов диалектики. Например, читая стихи и рассказы о животных, мы зарисовываем животных, о которых читали и делаем аппликацию. Проходя произведение М.Пришвина «Весна», рисуем на тему «Весенний день».

Во время чтения русских  народных сказок выполняем простейшие эскизы  орнаментов. Учебный материал, который переплетается с литературным чтением, изобразительным искусством и трудовым обучением, усиливает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. Интеграция трех предметов способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок, помогают формированию грамотной письменной и устной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить красоту т богатство родной природы.

Кроме того, интеграция трех предметов является средством, расширяющим информативную емкость урока, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся.

Дети с нарушениями интеллектуального развития, как правило, проходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого включения  в процесс обучения младших классов игровых педагогических технологий. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограниченно. В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность стала использоваться чаще.

  1. Игра- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
  2. Игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
  3. Игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
  4. Игра- один из приемов преодоления пассивности учеников.

Игровые технологии развиваются параллельно основному содержанию обучения.

Детям с нарушением интеллектуального развития трудно дается пересказ. Я предлагаю разыграть в лицах прочитанный ими рассказ или сказку.

Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

Также я широко применяю творческие игры со словами. Например,  игра «Волшебная корзиночка». Развивает воображение, пополняет словарный запас, активизирует ассоциативное мышление. Дети встают в круг, я держу в руках корзинку и предлагаю сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу или саду; или в воздухе; или в море.

Игра «Сочини предложение». Дети распределяются на 2 команды, получают 2-3 карточки с изображением различных предметов. Через некоторое время команда произносит составленное предложение.

Игра «Ручной мяч». Цель: пополнить словарный запас детей, развивать быстроту реакции. Ход игры: я поочередно бросаю каждому ребенку мяч, называя слово, а дети должны придумать слово: а) противоположное по значению (день-ночь, горячий- холодный); б) определение к данному слову (елка-колючая волк- зубастый); в) действия (дерево -растет, мальчик- бежит).

Игра «Волшебники». Превратить слова, обозначающие предмет, в слова, обозначающие признак предмета. Например, мороз- морозный- морозит.

  1. Упражнение на развитие произвольного внимания: раздаю детям лист бумаги и цветные карандаши и предлагаю нарисовать 10 треугольников и заштриховать красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники.
  2. Упражнение на развитие зрительной памяти: раскладываю на столе счетные палочки и предлагаю сделать какую-нибудь фигурку (домик, квадрат, флажок). Затем прошу внимательно посмотреть на эту фигуру, закрыть и повторить ее сложить также. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.
  3. Действия с числами. Прибавлять к 2 по2, пока не получится 14. прибавлять 3 к 3, пока не получится 18. и т.д.

Дети младшего школьного возраста быстро утомляются и отвлекаются, и поэтому им требуется постоянная стимуляция и побуждение к действию. Если дети устали или у них нет настроения, я провожу с ними вот такой тест «Твое настроение». Показ иллюстраций с разными видами настроений.

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим и физическим  недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте. Важно воспитывать у детей оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, подготовить к жизни и труду.

Использование современных педагогических технологий предполагает создание условий для овладения учащимися приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных педагогических технологий в начальной школе».автор Галактионова Наталья Евгеньевна учитель начальных классов.

Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотемлемой частью педагогического процесса.Важным вопросом в этом контексте выступает вопрос о способности учителя достаточно ...

Современные педагогические технологии в сельской школе

В настоящее время в России происходит изменение системы образования , которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство . Все время растет потребность в людях ,умеющих самостоя...

Применение современных педагогических технологий в коррекционной школе 8 вида.

В  работе описан опыт применения аппаратно-программного комплекса АПК "Нейрокурс" с БОС в коррекционно-логопедической работе с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"

Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Использование игровых педагогических технологий в начальной школе

Игра  стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. А. С. Макаренко говорил  о том, что «хорошая игра похожа ...


 

Комментарии

Выступление на совещание учителей на тему: Современные педагогические технологии в начальной школе.

Хороший материал