Применение современных педагогических технологий в коррекционной школе 8 вида.
статья ( класс) на тему
В работе описан опыт применения аппаратно-программного комплекса АПК "Нейрокурс" с БОС в коррекционно-логопедической работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 3
г. Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
Диссеминация педагогического опыта
Опыт применения аппаратно-программного комплекса «Нейрокурс» с биологической обратной связью (БОС) в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ
Выполнила:
Безъязыкова Наталья Сергеевна,
учитель-логопед, 1КК.
Комсомольск-на-Амуре
2015
«Без речи нет сознания, ни самосознания» Л.С. Выготский.
Актуальность.
Полноценное развитие ребенка – есть неотъемлемая права человека и одна из важнейших задач образования. В последние десятилетия отмечается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в развитии, и наша задача – создать условия, обеспечивающие ребенку с ОВЗ самоактуализацию и реализацию имеющегося потенциала в процессе образования и социализации.
Специфика речевых нарушений у детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида очень разнообразна и определяется локализацией, глубиной органического поражения и причинами развития заболевания, а также осложняется интеллектуальными, характерологическими особенностями личности ребенка. Как правило, большинство учащихся школы – дети с системным недоразвитием речи. В коррекционно-логопедической работе с данной категорией детей традиционное методы и приемы бывают малоэффективны и зачастую не оказывают должного эффекта. Это связано с особенностями психофизического развития ребенка с ОВЗ и его соматическим состоянием. В связи с этим возрастает потребность учителя-логопеда в современных, инновационных методиках, в новых эффективных технологиях, способных заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов.
Одной из перспективных, современных технологий логопедической коррекции речевых нарушений является метод функционального биоуправления (ФБУ). Суть метода состоит в предоставлении испытуемому информации о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступной сознательному контролю. На базе визуализации деятельности моторной, дыхательной и других систем организма появляется возможность комплексной коррекции дыхательной, речевой, психосоматической функций, психоэмоционального состояния ребенка. Помимо широких функциональных возможностей, данный АПК способствует активному участию ребенка в коррекционном процессе, его мотивации и заинтересованности благодаря применению игровых сюжетов и удобной демонстрации испытуемому его собственных успехов.
С 2013 года кабинет логопеда в нашем учреждении оборудован Аппаратно-Программным-Комплексом (далее - АПК) «Нейрокурс» с биологической обратной связью (БОС), автоматизированным рабочим местом с установленным программным обеспечением «Нейрокурс». В связи с этим у меня появилась возможность осваивать и применять метод ФБУ в своей логопедической работе. На консультационном семинаре НПФ «Амалтея» на базе КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» в г.Хабаровск я обучилась теоретическим и практическим основам применения данной технологии, получила соответствующий сертификат.
Существенным препятствием на пути повсеместного внедрения метода «Нейрокурс» с БОС в работу учреждений 8 вида является наличие относительного противопоказания: эпилепсия/эписиндром (встречается у данной категории детей), грубые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Указанное противоречие обусловило необходимость в специальном исследовании применимости метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в коррекционно- логопедической работе с детьми с нарушениями интеллекта.
Таким образом, целью моего исследования стало выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия применения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы применения метода ФБУ в логопедической деятельности.
Отыскать способы преодоления ограничений применимости данного метода для детей с нарушением интеллекта.
Разработать примерную программу индивидуальных логопедических занятий с использованием данной технологии для экспериментальной группы детей.
Апробировать разработанную программу.
Проанализировать эффективность метода ФБУ в логопедической деятельности.
Базу исследования составили учащихся КГКСКОУ СКОШ 8 вида № 3 с которыми я веду логопедическую работу - 43 человека.
Методы исследования:
• Анализ педагогической и психологической литературы;
- Наблюдение;
• Тестовая методика диагностики устной речи учащихся с интеллектуальными нарушениями С. И. Ржевской;
• Сравнительный анализ результатов диагностики у экспериментальной и контрольной групп
Практическая значимость: выводы и результаты исследования могут быть использованы для организации коррекционно- логопедических занятий на основе метода ФБУ АПК «Нейрокурс» с БОС в работе образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта.
Данный материал был рассмотрен на МО учителей начальных классов, размещен на сайте http://luknat71.blogspot.ru
Для теоретического обоснования исследования, я произвела анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.
Речь – сложнейшая функция человеческого организма. По мнению Л.С. Выготского [3], речь немыслима без речевого дыхания. Правильное речевое дыхание у школьников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, соблюдать плавность речи.
Метод ФБУ на базе АПК «Нейрокурс» с БОС реализует комплексный подход в коррекции дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функций.
Преимущества метода ФБУ
Физиологическая безопасность – воздействие немедикаментозное и неинвазивное, на организм испытуемого не оказывается активного аппаратного воздействия.
Объективность – показания приборов не зависят от квалификации и настроения исследователя.
Краткосрочность сеансов обучения – позволяет проводить сеансы за время, отведенное на коррекционные логопедические занятия.
Долговременность действия – за счет задействования моторной памяти функциональных систем организма.
Комплексность изменений [2].
Важнейшим и концептуально значимым достоинством ФБУ является то, что оно качественно меняет взаимоотношение в системе «учитель – ученик». Ученик перестает быть пассивным объектом и становится увлеченным активным субъектом коррекционного процесса. Обучение навыкам управления своим состоянием происходит путем отслеживания собственных ощущений в процессе управления компьютерным игровым сюжетом. Игровая деятельность создает благоприятный эмоциональный фон, снижает утомляемость детей во время занятия [7].
В силу глубокого диффузного органического поражения ЦНС дети с нарушением интеллекта, как правило, страдают системным недоразвитием речи, неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, ослабленным психосоматическим состоянием. У учащихся, страдающих эпилепсией, могут возникать судороги и припадки.
Неспособность усвоить сложную инструкцию, вспышки раздражения при неудачах и монотонной деятельности, повышенная утомляемость, риск спровоцировать приступ эпилепсии – таковы предпосылки сложившегося представления о невозможности внедрения данной технологии в работу учителя-логопеда с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения [1].
Анализ ограничений технологии «Нейрокурс» с БОС позволил выдвинуть предположение о возможности применения метода ФБУ на базе «Нейрокурс» с БОС для данной категории детей при соблюдении следующих ограничений:
Отсутствие эпилепсии/эписиндрома;
Легкая степень УО, способность понимать и следовать инструкцию учителя;
Относительная сохранность и устойчивость эмоционально-волевой сферы.
Описание исследования
Опираясь на эти критерии, я произвела отбор среди учащихся КГКСКОУ СКОШ 8 вида № 3. с которыми веду логопедическую работу (всего 43 человека). Выяснилось, что данным критериям отвечают 12 учащихся (28%). Из них мной были отобраны 5 учащихся одного возраста (2 класс) и включены в состав экспериментальной группы. С детьми этой группы я проводила индивидуальные коррекционные логопедические занятия по методу ФБУ АПК «Нейрокурс» с БОС 1 раз в неделю с марта 2014 года по настоящее время.
Использование БОС предполагает создание индивидуальной образовательной программы (ИОП), которую я составляю на основе следующих программ:
1) Программа для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой [6].
2) «Нейрокурс»: Комплекс методик профилактики и коррекции нарушений психического состояния человека на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью [5].
Результаты внедрения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в экспериментальной группе:
Для анализа результатов я использовала следующие методы исследования:
Наблюдение;
Тестовая методика диагностики устной речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Автор составитель С. И. Ржевская (адаптированная для детей с нарушениями интеллекта Тестовая методика Кабановой Т.В. и Домниной О.В.[4]).
Сравнительный анализ результатов диагностики у экспериментальной и контрольной групп
Эффективность внедрения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в экспериментальной группе мы оценивали при помощи наблюдения за таким ключевым параметром речевого дыхания как его тип (диафрагмальное, поверхностное, смешанное)
Результаты наблюдения (за период с марта 2014 по декабрь 2014) показали, что в экспериментальной группе диафрагмальный тип дыхания отмечен у 5 чел (100%), а в контрольной у 2 чел. (40%). Это позволяет сделать вывод, что методика «Нейрокурс» с БОС формирует у учащихся диафрагмальный тип дыхания, способствующий речевому развитию и улучшению психоэмоционального состояния испытуемых.
Результаты внедрения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в экспериментальной группе согласно диагностике С. И. Ржевской.
Данная методика оценивает развитие устной речи посредством измерения целого ряда параметров:
1.Звукопроизношение
2.Фонематическое слуховосприятие
3.Слоговая структура
4.Лексика
5.Грамматический строй
6.Связная речь
Далее, на основе диагностики вычисляется синтетический коэффициент развития речи (КРР).
Результаты измерения КРР в контрольной и экспериментальной группах
Из диаграммы следует, что уровень КРР в экспериментальной группе превышает таковой у детей контрольной группы. Таким образом, применение метода ФБУ на основе АПК Нейрокурс с БОС действительно способствует речевому развитию детей с нарушениями интеллекта.
Вывод: исследование показало возможность применения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в коррекционно- логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта, доказало эффективность этого метода для развития речи этой категории детей.
Литература
- Бизюк А.П Основы нейропсихологии. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005.
Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи».
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.2. – М.: Педагогика, 1984.
Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями / Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под ред. Н.Е. Ильяковой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
Нейрокурс: Комплекс методик профилактики и коррекции нарушений психического состояния человека на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью, - Методическое пособие. в 2ч. - СПб.:Амалтея, 2011г.
Программа для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой - СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.;
- Слепович Е. С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности повышения эффективности учебного процесса с применением современных педагогических технологий.
Современный этап развития образования требует интенсивного поиска нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы ЗУНов - знаний, умений и навыков. Поиском путей повы...

Применение современных педагогических технологий в образовательной деятельности учителями иностранного языка
краткий обзор педагогических технологий, применяемых на уроках иностранного языка учителями гимназии №7...

Портфолио развитие речи: использование современной педагогической технологии в коррекционно-развивающем обучении.
В статье приводится обоснование необходимости создания адаптированного варианта портфолио для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, раскрываются особенности адаптированного варианта портфолио, а та...

Применение современных педагогических технологий на уроках математики для реализации деятельностного подхода
Школы России переходят на новые образовательные стандарты. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в раз...

Применение современных педагогических технологий
Применение современных педагогических технологий на уроках математики...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Статья "Применение современных педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе"
В статье приведены примеры использования различных педагогических приёмов и техник, адаптированных к уроку музыки в начальной и средней школе. Материал сгруппирован по этапам урока: организационный, о...