Одаренными не рождаются?..
статья по теме

Соловьева Валентина Алексеевна

 

Одаренными не рождаются?..


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренными не рождаются?..

Колесникова Г.И., Соловьева В.А.

Каждый день учителя начинается, кажется, одинаково… Ты входишь в класс и видишь глаза своих учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Как часто внешние стремления и внутренние потребности учеников не совпадают, как часто это несовпадение приводит к конфликтам! Как избежать, предотвратить их? И ты стараешься угадать, на что настроен каждый ученик, пришедший на урок, что для него является главным. Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка, и только потом определить цель своей работы. Ты должен показать, что каждый  ученик  в душе талантлив, а может быть, даже гениален. Показать ребенку, что он – личность, что никто и никогда не сделает эту работу лучше, чем он.

Эти мысли приходят в голову, когда задумываешься над проблемой одарённых детей. В настоящее время эта проблема особенно актуальна. Сегодня, при перестройке общественной жизни, лозунг о необходимости выращивания интеллектуальной элиты все больше сменяется призывом к воспитанию конкурентно способных людей, что стимулирует стремление к ранним достижениям, высокому рейтингу, победам в разного рода соревнованиях. . Конкурентоспособная личность — это личность, обладающая богатыми резервами, более высокими, чем у других. В этом плане, считает доктор психологических наук Д.Б.Богоявленская, одаренные дети «являются резервом решения поставленной проблемы» [1,7]. 

Для начала определимся с понятием, что же такое одаренность и какого ребёнка можно считать одаренным. Будем отталкиваться от  предпосылки, что каждый человек по-своему одарен. Но одаренность можно рассматривать и как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. 

Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [1, 25]. Причём, одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Какими средствами решается данная проблема? Сегодня это находит отражение в организации мероприятий, носящих явно выраженный соревновательный характер, например, предметных олимпиад. Следует признать, что олимпиады необходимы и имеют ряд положительных сторон: учат мобилизовывать силы, проявлять упорство, выдерживать длительное напряжение. В целом конкурсные мероприятия — это средства реализации и демонстрации достигнутых возможностей, и об этом свидетельствуют достаточно высокие результаты  участия наших школьников в предметных олимпиадах.

Казалось бы, механизм выявления талантливых детей отработан годами – предметные олимпиады школьников. Но это только на первый взгляд. Ведь известно, что во всероссийских олимпиадах участвует каждый десятый школьник. До финала доходит один из ста! А как же остальные девяносто девять? Мы ограничены  жёсткой квотой на участие в олимпиадах на всех уровнях – 1-2 участника от школы, округа, региона. Выходит, предметные олимпиады не могут в полной мере решить проблему поддержки и сопровождения талантливых детей.

Учитывая, что творческий потенциал, лежащий в основе одарённости, имеется у каждого ребёнка, встаёт проблема создания необходимых условий для развития творческих способностей у всех детей без исключения. В каждом общеобразовательном учреждении нашего городского округа сложилась своя система работы с одарёнными детьми. К примеру, в нашей школе всё большее количество детей участвует в интеллектуальных конкурсах «Познание и творчество», «Интеллект-экспресс»,  «Смекалка», «Кенгуру», «Эрудит», в международной олимпиаде школьников по  основам наук, в молодежном математическом  чемпионате «Центр развития одаренности».  Всего три года назад в конкурсах принимали участие единицы, а сегодня – уже больше сотни! И есть немало побед на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.  

Поэтому участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах,  организация творческих и учебных проектов, – это наше, прожитое и прочувствованное. Это то, что дает результат. Это то, где учитель  не над своими учениками, где мы вместе!

Работая с одаренными детьми, очень важно помнить:  для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и  соответствующей социальной среды. Ребенок должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом. Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение, а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве.

Нет ничего ценнее  радости  в глазах детей, радости творчества, общения. Эту радость дарят нам совместные проекты, занятия в школьном научном обществе, в профильных отрядах, организованных в пришкольных лагерях на летних, осенних, весенних каникулах.

Однако сегодня уже стоит вопрос разработке и создании муниципальной системы  выявления, поддержки и сопровождения талантливой молодежи, в которой были бы задействованы  различные структуры управления образования и науки (общеобразовательные учреждения, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования).  Для начала  мы собрали одаренных детей, будущих и настоящих олимпиадников,  на весенних каникулах в математической школе в загородном физкультурно-оздоровительном комплексе «Орленок». Возможно, это станет началом создания центра по работе с одаренными детьми,  так необходимого нашей территории.

И ещё один момент, о котором хотелось бы сказать. Чтобы воспитать ученика с нестандартным мышлением, надо самому, как минимум, им обладать. Научить мыслить может только человек мыслящий и самосовершенствующийся. И если подготовить ученика к муниципальной олимпиаде может один учитель, то, чтобы достичь   финала всесоюзного этапа, нужна команда. Ведь не секрет, что у нас учителей «олимпиадников» считанные единицы. И у них надо учиться технологии, перенимать секреты мастерства.

На базе нашей школы  создана авторская научно-педагогическая школа учителей математики, руководит которой заслуженный учитель Российской Федерации, победитель ПНПО 2006 и 2010 годов, учитель математики Ежкова И.В. В рамках работы школы проводятся обучающие семинары по самым острым проблемам образования, в том числе и по проблеме работы с одаренными детьми. Думаем в дальнейшем построить работу школы по принципу стажерской площадки. Каждая школа может определить для себя, по какому предмету создать стажерскую площадку; какие формы работы выбрать. Это чем удобно? Ты можешь посмотреть тему, блок, раздел в любом классе. У любого учителя на выбор. Стимулом для учителя, руководящего стажерской площадкой,  должно стать портфолио,  которое учитывается при аттестации.

Ещё одна  «заветная мечта» – стажерские площадки для учеников, чтобы желающие дети могли иметь возможность подготовиться, допустим, к олимпиаде или к итоговой аттестации в профильном классе гимназии или лицея. Конечно, на это нужны дополнительные средства. Но разве мы не убеждались не раз, что нет ничего важнее, чтобы сделать ребёнка счастливым.

А что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность  испытания новых чувств и переживаний  по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их,  и просто  мечтать. Очень важно, чтобы   все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое  для него пространство.

Литература

  1. Богоявленская Д. Б. Проблемы одаренности в свете реализации национальных проектов в области образовании//Одаренный ребенок – 2002. –№4, с.7-9.
  2. Теплов Б. М. Способности и одаренность/ Б.М.Теплов// Психология индивидуальных различий: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова.–М.:ЧеРо, 200.–776с.:ил.– (Хрестоматия по психологии).– С.262-272

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"

«Одаренному ребенку---одаренный педагог».     Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка  ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва.   Эпиграфом своего педа...

«Определение одаренности. Основные структурные компоненты одаренности»

Значительные трудности в определении понятия одаренности связаны с общепринятым, бытовым понятием этого психологического термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выр...

Система моей работы, по теме: "Одаренность. Одаренные дети в творческом объединении "Мягкая игрушка"

Причины изучения одарённости -  сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно,-  умеющие искать новые пути решения предложенных задач,-  находить выход из проблемной ситуации....

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...