Одаренными не рождаются?..
статья по теме
Предварительный просмотр:
Одаренными не рождаются?..
Колесникова Г.И., Соловьева В.А.
Каждый день учителя начинается, кажется, одинаково… Ты входишь в класс и видишь глаза своих учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Как часто внешние стремления и внутренние потребности учеников не совпадают, как часто это несовпадение приводит к конфликтам! Как избежать, предотвратить их? И ты стараешься угадать, на что настроен каждый ученик, пришедший на урок, что для него является главным. Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка, и только потом определить цель своей работы. Ты должен показать, что каждый ученик в душе талантлив, а может быть, даже гениален. Показать ребенку, что он – личность, что никто и никогда не сделает эту работу лучше, чем он.
Эти мысли приходят в голову, когда задумываешься над проблемой одарённых детей. В настоящее время эта проблема особенно актуальна. Сегодня, при перестройке общественной жизни, лозунг о необходимости выращивания интеллектуальной элиты все больше сменяется призывом к воспитанию конкурентно способных людей, что стимулирует стремление к ранним достижениям, высокому рейтингу, победам в разного рода соревнованиях. . Конкурентоспособная личность — это личность, обладающая богатыми резервами, более высокими, чем у других. В этом плане, считает доктор психологических наук Д.Б.Богоявленская, одаренные дети «являются резервом решения поставленной проблемы» [1,7].
Для начала определимся с понятием, что же такое одаренность и какого ребёнка можно считать одаренным. Будем отталкиваться от предпосылки, что каждый человек по-своему одарен. Но одаренность можно рассматривать и как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные.
Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [1, 25]. Причём, одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.
Какими средствами решается данная проблема? Сегодня это находит отражение в организации мероприятий, носящих явно выраженный соревновательный характер, например, предметных олимпиад. Следует признать, что олимпиады необходимы и имеют ряд положительных сторон: учат мобилизовывать силы, проявлять упорство, выдерживать длительное напряжение. В целом конкурсные мероприятия — это средства реализации и демонстрации достигнутых возможностей, и об этом свидетельствуют достаточно высокие результаты участия наших школьников в предметных олимпиадах.
Казалось бы, механизм выявления талантливых детей отработан годами – предметные олимпиады школьников. Но это только на первый взгляд. Ведь известно, что во всероссийских олимпиадах участвует каждый десятый школьник. До финала доходит один из ста! А как же остальные девяносто девять? Мы ограничены жёсткой квотой на участие в олимпиадах на всех уровнях – 1-2 участника от школы, округа, региона. Выходит, предметные олимпиады не могут в полной мере решить проблему поддержки и сопровождения талантливых детей.
Учитывая, что творческий потенциал, лежащий в основе одарённости, имеется у каждого ребёнка, встаёт проблема создания необходимых условий для развития творческих способностей у всех детей без исключения. В каждом общеобразовательном учреждении нашего городского округа сложилась своя система работы с одарёнными детьми. К примеру, в нашей школе всё большее количество детей участвует в интеллектуальных конкурсах «Познание и творчество», «Интеллект-экспресс», «Смекалка», «Кенгуру», «Эрудит», в международной олимпиаде школьников по основам наук, в молодежном математическом чемпионате «Центр развития одаренности». Всего три года назад в конкурсах принимали участие единицы, а сегодня – уже больше сотни! И есть немало побед на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
Поэтому участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, организация творческих и учебных проектов, – это наше, прожитое и прочувствованное. Это то, что дает результат. Это то, где учитель не над своими учениками, где мы вместе!
Работая с одаренными детьми, очень важно помнить: для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и соответствующей социальной среды. Ребенок должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом. Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение, а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве.
Нет ничего ценнее радости в глазах детей, радости творчества, общения. Эту радость дарят нам совместные проекты, занятия в школьном научном обществе, в профильных отрядах, организованных в пришкольных лагерях на летних, осенних, весенних каникулах.
Однако сегодня уже стоит вопрос разработке и создании муниципальной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливой молодежи, в которой были бы задействованы различные структуры управления образования и науки (общеобразовательные учреждения, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования). Для начала мы собрали одаренных детей, будущих и настоящих олимпиадников, на весенних каникулах в математической школе в загородном физкультурно-оздоровительном комплексе «Орленок». Возможно, это станет началом создания центра по работе с одаренными детьми, так необходимого нашей территории.
И ещё один момент, о котором хотелось бы сказать. Чтобы воспитать ученика с нестандартным мышлением, надо самому, как минимум, им обладать. Научить мыслить может только человек мыслящий и самосовершенствующийся. И если подготовить ученика к муниципальной олимпиаде может один учитель, то, чтобы достичь финала всесоюзного этапа, нужна команда. Ведь не секрет, что у нас учителей «олимпиадников» считанные единицы. И у них надо учиться технологии, перенимать секреты мастерства.
На базе нашей школы создана авторская научно-педагогическая школа учителей математики, руководит которой заслуженный учитель Российской Федерации, победитель ПНПО 2006 и 2010 годов, учитель математики Ежкова И.В. В рамках работы школы проводятся обучающие семинары по самым острым проблемам образования, в том числе и по проблеме работы с одаренными детьми. Думаем в дальнейшем построить работу школы по принципу стажерской площадки. Каждая школа может определить для себя, по какому предмету создать стажерскую площадку; какие формы работы выбрать. Это чем удобно? Ты можешь посмотреть тему, блок, раздел в любом классе. У любого учителя на выбор. Стимулом для учителя, руководящего стажерской площадкой, должно стать портфолио, которое учитывается при аттестации.
Ещё одна «заветная мечта» – стажерские площадки для учеников, чтобы желающие дети могли иметь возможность подготовиться, допустим, к олимпиаде или к итоговой аттестации в профильном классе гимназии или лицея. Конечно, на это нужны дополнительные средства. Но разве мы не убеждались не раз, что нет ничего важнее, чтобы сделать ребёнка счастливым.
А что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их, и просто мечтать. Очень важно, чтобы все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое для него пространство.
Литература
- Богоявленская Д. Б. Проблемы одаренности в свете реализации национальных проектов в области образовании//Одаренный ребенок – 2002. –№4, с.7-9.
- Теплов Б. М. Способности и одаренность/ Б.М.Теплов// Психология индивидуальных различий: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова.–М.:ЧеРо, 200.–776с.:ил.– (Хрестоматия по психологии).– С.262-272
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"
«Одаренному ребенку---одаренный педагог». Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва. Эпиграфом своего педа...
«Определение одаренности. Основные структурные компоненты одаренности»
Значительные трудности в определении понятия одаренности связаны с общепринятым, бытовым понятием этого психологического термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выр...
Система моей работы, по теме: "Одаренность. Одаренные дети в творческом объединении "Мягкая игрушка"
Причины изучения одарённости - сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно,- умеющие искать новые пути решения предложенных задач,- находить выход из проблемной ситуации....
Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей
Слово "одаренность" происходит от слова "дар". Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...
Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.
Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...