Банк заданий к урокам чтения
материал (5 класс) по теме

Банк заданий будет полезен учителям литературы. В нем представлены упражнения для развития техники чтения. Упражнения для формирования навыков выразительного чтения. Упражнения для понимания смысла текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bank_zadaniy_k_urokam_chteniya.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Банк заданий к урокам чтения

Упражнения для развития техники чтения:

1.Чтение вслух.

2.Чтение про себя.

3.Чтение жужжащее.

4.Чтение хором.

5.Чтение в темпе скороговорки.

6.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

8.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

10. «Буксир»:

А) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

Б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

12. «Прыжки». Чтение через слово.

13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.

14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком (начинается на букву А; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).

16.Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

18. «Фотоглаз»:

А) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

Б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

19. «Угадай»:

А) антиципация слов, предложений, пословиц;

Б) чтение текста через решётку.

20. «найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

21. «Счёт слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения:

1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

2.Чтение труднопроизносимых слов.

3.Чтение скороговорок.

4. «Окончания». Повышенное требование к чёткости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

8.Чтение одного предложения с разной интонацией.

9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

11.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

12.Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.

13.Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

14.Словарь настроений. Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение», прочитать ещё раз, пытаясь это настроение передать.

15.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

16. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу.

17. «Замена». Чтение с изменением голоса героя.

18.Чтение по ролям.

19.Чтение по ролям без слов автора.

20.Инсценирование.

21.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

22.Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

Упражнения для понимания смысла текста:

1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2.Озаглавливание текста.

3.Деление текста на части, составление плана.

4.Определение темы текста, главной мысли.

5.Определение типа текста.

6.Подбор иллюстрации к тексту.

7.По иллюстрации определить содержание текста.

8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

10.Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11.Чтение для подготовки к пересказу.

12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст.

15.Распространение предложений.

16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом.

17.Составление кроссвордов по тексту.

18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

20.Подбор загадок к словам из текста.

21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

22.Составление ребусов к словам из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций

Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Пример задания...

Подготовка к ЕГЭ Открытый банк заданий ( задание из раздела квантовая физика )

При подготовке к ЕГЭ составляю тест из  заданий открытого банка . Данный тест составлен  при  закреплении тем по квантовой физике....

Задание 5 ОГЭ (Открытый банк заданий)

Задание 5 ОГЭ (открытый банк заданий)...

Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...

Банк грамматических заданий для уроков английского языка (4-9 классы)

Банк грамматических заданий для уроков английского языка содержит подборку эффективных упражнений и игр, которые будут полезны учащимся 4-9 классов. Их систематическое использование способствует повыш...

Банк индивидуальных заданий для урока русского языка по теме "Однородные члены предложения" 8 класс

Задания для закрепления темы"Однородные члены предложения" 8 класс Задания тестового характера. Могут быть использованы как проверочные работы....