Учебный курс ОРКСЭ
материал по теме

Чучуй Евгения Николаевна

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).  

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Все учебные пособия по всем шести модулям курса имеют примерно одинаковую структуру, отражающую важнейшие основания религиозных культур и светской этики, связанные с духовно-нравственным воспитанием.

Первый раздел первой части всех шести пособий называется «Моя Родина - Российская Федерация» и должен открываться единым вступительным текстом, который бы объяснял значение курса и утверждал необходимость социального сплочения всех граждан страны независимо от их религиозных или философских убеждений на основе взаимного уважения и диалога.

Второй раздел первой части рассказывает о том, какое место в культуре занимает религия (или мораль - модуль 6). В третьем разделе речь идет о возникновении религий (морали). Четвертый - посвящен священным книгам,

а пятый - гуманистическому золотому правилу нравственности, существующему во всех религиях и отраженному в священных книгах (в шестом модуле раскрывается светское содержание этого правила). Шестой

и седьмой разделы первой части рассказывают о важнейших категориях религиозных и светских этических теорий - о добре и зле, а также о некоторых добродетелях. Завершается первая часть разделом, посвященным

семейным ценностям.

Вторая часть открывается разделом, повествующим о религиозных вероучениях и связанных с ними нравственных заповедях (в модуле 6 рассказывается о моральных нормах и обязательствах). Далее речь идет о важнейших религиозных обрядах и праздниках и их месте в соответствующих религиозных культурах. Четвертый раздел посвящен антропологической проблематике, а пятый - еще одной группе важнейших этических категорий (долг и добродетель, свобода и ответственность). Шестой раздел рассказывает о трудолюбии и пользе учения.

Седьмой и восьмой разделы посвящены религиозному искусству и священным сооружениям.

Последний девятый раздел посвящен отношению к природе в религиозных культурах и светской экологической этике.

При проведении уроков по модулю «ОМРК» я учитываю закономерности развития личности в детском и подростковом возрасте, выстраиваю обучение по данному модулю с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию, навыков изучающего чтения, умений ведения диалога и построения монологической высказывания и др. Применяют технологию критического мышления, основными видами коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, активно используют ресурсы интерактивной доски, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, физминутки. Вместе с этим, использую различные игровые методики,  ресурсы интернета, где нахожу необходимые песни, причи, репродукции мультфильмы. Учитываю жизненный опыт обучающихся, осуществляю связь с практическими умениями детей.

Хочу привести примеры заданий, которые я использую на уроках «Основы мировых религиозных культур».

Задания на уроках «Основы мировых религий»

1.  ФИЛВОРД

Как закрепление изученных терминов можно предлагать ребятам ФИЛВОРД, это задание немного легче кроссворда и дети с удовольствием находят знакомые слова, соревнуются – кто быстрей найдет.

Например при подведении итогов урока    «Искусство в религиозной культуре» предлагаю ребятам найти в филворде термины, изученные на уроке.

ч

с

м

и

т

ь

б

ю

д

ж

п

а

в

в

а

ц

у

м

е

ч

е

т

ь

а

р

м

о

л

д

ж

э

г

е

а

р

о

л

д

м

ч

и

м

и

т

ь

а

л

т

а

р

ь

м

а

и

у

н

п

р

о

л

т

о

д

о

ы

ф

и

ё

х

в

а

с

п

р

о

ч

а

о

л

д

ж

н

с

р

и

р

м

ы

ц

ф

а

и

м

а

м

о

б

л

а

н

е

л

д

ж

ж

и

с

т

ь

б

б

а

й

б

ы

т

к

е

г

ш

ё

а

р

о

л

д

р

с

р

о

л

д

у

д

э

п

а

г

о

д

а

у

н

ш

х

с

т

у

п

а

2. КРОССВОРД

Тоже используется для закрепления изученных понятий.

Например, при подведении итогов урока или при беседе на следующем, использую кроссворды. Вот кроссворд из урока «Возникновение религий».

у

д

д

з

м

у

д

а

р

с

т

и

а

н

с

т

в

о

с

з

л

м

а

м

1) Мировая религия, возникшая в далекой Индии.

2) Учение о жизни и воскресении Иисуса Христа.

3) Мировая религия, люди в которой 40 лет блуждали по пустыне, а вел их за собой Моисей.

4) Мировая религия, основателем которой был пророк Мухаммад.

3. НАЙДИ СООТВЕТСТВИЯ

Этот вид работы широко представлен в электронном пособии к учебнику. Ребятам необходимо найти соответствие между термином и его определением, термином и религией. Я использую карточки с напечатанными словами, прикрепляю их на доску и ученики выполняют задание.

Например, при проверке домашнего задания предлагаю ребятам соединить слова и определения стрелками. Так на уроке «Искусство в религиозной культуре» предложить ребятам соединить термины и их определения:

Икона                                         Сложный орнамент из повторяющихся фигур,          

                                                    узоров

Арабески                                    Изображение Христа или святых

Фрески                                        Росписи стен

Каллиграфия                              Искусство письма

Это задание можно предложить как на интерактивной доске, так и на карточках.

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ В ТАБЛИЦЕ

Этот вид работы тоже представлен в электронном пособии к учебнику. Очень хорошо использовать его при повторении, закреплении полученных знаний. На доске черчу таблицу и предлагаю ребятам распределить термины, изученные на уроках в нужный столбик.

Заполнение таблицы – это самый распространенный прем на уроках при изучении мировых религиозных культур. Во время урока вместе ребятами заполняется таблица, а потом сопоставляются все религиозные культуры и делается вывод.

На уроке «Религии мира и их основатели» заполняется таблица по ходу работы с книгой. Этой таблицей ребята могут пользоваться и на других уроках, так как она четко рассказывает где, кто, когда явился основателями данных культур.

Православная культура

Исламская культура

Буддийская культура

Иудейская культура

I в.

Палестина (Израиль)

Иисус Христос

VI в.

Аравийский полуостров

Мухаммад

Кн. 2 тыс. до н. э.

Индия

Сиддхартха

Гаутама

VI в. до н. э.

Палестина (Израиль)

Пророк Моисей

5. РАССКАЖИ, ЧТО ЗНАЕШЬ

При проверке домашнего задания или  при подведении итогов урока предлагаю ребятам из прикрепленных к доске слов выбрать одно и рассказать о нем все, что знают. Это задание позволяет ребенку  вспомнить, что он учил на уроке, развивает монологическую речь, пополняет словарный запас и создает ситуацию успеха, ведь дети выбирают те слова, которые хорошо помнят и не боятся ошибиться.

Можно использовать таблицу из предыдущего урока. Например, на уроке «Священные сооружения» предлагаю распределить термины в нужный столбик, а потом выбрать одно слово и рассказать о нем.

Исламская культура

Буддийская культура

Мечеть, минбар, алтарь, имам, лама, трипитака, Коран, минарет, ступа.

Это задание дает возможность обобщить полученные знания, расширяет кругозор, пополняет словарный запас, учит монологическим высказываниям.

6. ТЕСТЫ

В электронном приложении к учебнику даны тесты для самопроверки. Я делаю выборку заданий и предлагаю ребятам поработать с тестами, а потом сверяем с ответами на диске.  По возможности провожу урок в кабинете информатики и ребята имеют возможность самостоятельно поработать с электронным пособием.

Как подведение итогов или как домашнее задание предлагаю тесты, которые копирую с электронного пособия к учебнику. Это и самостоятельная работа, где дети учатся использовать накопленные знания и учатся пользоваться записями в тетрадях.

Например, тесты к урокам «Священные сооружения», «Человек в религиозных традициях мира»

Тест   Человек в религиозных традициях мира

1.Общение христиан с Богом происходит  через:

А) Молитву

Б) Намаз

В) Мантры

2. Мусульмане совершают ___________________, пять раз в день:

А) Закят

Б) Намаз

В) Евхаристию

3. Одной из главных заповедей иудаизма является соблюдение:

А) Пятницы

Б) Субботы

В) Воскресенья

4. Одно из христианских таинств называется____________________. Это таинство совершается через троекратное погружение человека в воду:

А) Крещение

Б) Намаз

В) Пост

7. ФИЗМИНУТКИ

На уроки придумываю тематические физминутки. Это позволяет ребятам отдохнуть и проверить свои знания. Еще такие физминутки развивают внимание.

НАПРИМЕР:

Приготовили ладошки: если я назову термин, который относится к иудаизму – хлопаете, если  к буддизму – молчите (тора, синагога, Будда, трипитака, лама, раввин, минора, ступа, Моисей, пагода, семисвечник, ларец)

          Мне интересно преподавать курс «Основы мировых религиозных культур». На этих уроках дети учатся уважать все религиозные культуры, узнают, что важно для каждого человека на земле, видят свое место в этом мире. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Эти знания необходимы каждому человеку.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» несет в себе большой воспитательный потенциал.

1) Он оказывается значимым, в том числе и для реализации принципов толерантности в современном обществе. Основа толерантности как взаимоуважения и терпимости в отношениях граждан в современном демократическом обществе заключается как в уважении и почитании общенациональных гражданских идеалов и ценностей, так и в понимании особенностей культуры и традиций различных социальных и этнических групп.

2) Воспитательные возможности ценностей данного курса в школе состоят и в том, что ими поддерживаются определенные аспекты общезначимого гражданского воспитания и развития личности детей и молодежи, в частности:

•  воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества;

•  воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине - России на основе знания ее исторического прошлого и культуры. Дмитрий Сергеевич Лихачев называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека. Без нее, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. «Нравственная оседлость» невозможна без осмысления своего прошлого, а значит, и реабилитации такой жизненно важной способности человека, как историческая память.

•  воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод  сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;

•  развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры;

•  развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе;

•  семейное воспитание - выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни;

- актуализация мировоззренческих позиций у школьников, направленность личностного развития на высокие духовные образцы в противовес усилившейся пропаганде безнравственности, цинизма, асоциальности и приспособленчества.

Темы, которые предлагаются школьникам при изучении различных модулей: «Россия – наша Родина», «Добро и зло», «Совесть», «Нравственные идеалы», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь». «Любовь и уважение к Отечеству», «Христианская семья» и др..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы мировых религиозных культур и светской этики Из опыта работы

Слайд 2

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Слайд 3

- Конвенция ООН о правах ребенка; - Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образовании; - Конституция РФ (преамбула) и ст. 2,3,5,28,29, 43,55 о светском характере образования; - Закон «Об образовании»; с. 14. П. 5 Закона «Об образовании» содержание образования утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно, поэтому вопросы организации, подбора кадров и проведения апробации курса решаются директором школы, Управляющим Советом школы родительской общественностью. Школа должна а православная церковь готова оказать профессиональную помощь в становлении преподавания данного модуля. - Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» ст. 5; - Приоритетные направления национально – образовательной политики в РФ (одобрены приказом Минобрнауки РФ от 3 августа 2003 г. №201); - Приказ Минобрнауки РФ от 1 июля 2003 г. №2833 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ (зарегистрирован в Минюсте РФ 5 августа 2003 г. №4955); - Концепция духовно – нравственного воспитания и образования; - Поручение Президента РФ от 02 августа 2009 года и правительства РФ от 11 августа 2009 года; - Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2009 года №1578-р;

Слайд 4

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики.

Слайд 5

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ : знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Слайд 6

ч с м и т ь б ю д ж п а в в а ц у м е ч е т ь а р м о л д ж э г е а р о л д м ч и м и т ь а л т а р ь м а и у н п р о л т о д о ы ф и ё х в а с п р о ч а о л д ж н с р и р м ы ц ф а и м а м о б л а н е л д ж ж и с т ь б б а й б ы т к е г ш ё а р о л д р с р о л д у д э п а г о д а у н ш х с т у п а ФИЛВОРД

Слайд 7

1-й раздел : «Моя Родина - Российская Федерация» 2-й раздел: Место религии в культуре 3-й раздел: Возникновение религий 4-й раздел: Священные книги 5-й раздел: Золотое правило нравственно сти 6-й раздел: Важнейшие категории религиозных и светских этических теорий 7-й раздел: Семейные ценности 1-й раздел: Религиозные вероучениях и связанные с ними нравственные заповеди 2-й, 3-й разделы: Важнейшие религиозные обряды и праздники и их место в соответствующих религиозных культурах. 4-й, 5-йразделы: Долг и добродетель, свобода и ответственность 6-й раздел: Трудолюбие и польза учения 7-й, 8-й: Религиозное искусство и священные сооружения 9-й раздел: отношение к природе в религиозных культурах и светской экологической этике.

Слайд 8

1 б у д д 3 и з м у д а 2 х р 4 и с т и а н с т в о с з л м а м Кроссворд 1) Мировая религия, возникшая в далекой Индии. 2) Учение о жизни и воскресении Иисуса Христа. 3) Мировая религия, люди в которой 40 лет блуждали по пустыне, а вел их за собой Моисей. 4) Мировая религия, основателем которой был пророк Мухаммад .

Слайд 9

Православная культура Исламская культура Буддийская культура Иудейская культура I в. Палестина (Израиль) Иисус Христос VI в. Аравийский полуостров Мухаммад Кн. 2 тыс. до н. э. Индия Сиддхартха Гаутама VI в. до н. э. Палестина (Израиль) Пророк Моисей Исламская культура Буддийская культура Мечеть, минбар , алтарь, имам, лама, трипитака , Коран, минарет, ступа.

Слайд 10

Тест: «Человек в религиозных традициях мира» 1.Общение христиан с Богом происходит через: А) Молитву Б) Намаз В) Мантры 2. Мусульмане совершают ___________________, пять раз в день: А) Закят Б) Намаз В) Евхаристию 3. Одной из главных заповедей иудаизма является соблюдение: А) Пятницы Б) Субботы В) Воскресенья 4. Одно из христианских таинств называется____________________ . Это таинство совершается через троекратное погружение человека в воду: А) Крещение Б) Намаз В) Пост

Слайд 11

Физминутка Мультфильм Ребята, давайте Жить дружно!

Слайд 12

· сегодня я узнал… · было интересно… · было трудно… · я выполнял задания… · я понял, что… · теперь я могу… · я почувствовал, что… · я приобрел… · я научился… · у меня получилось … · я смог… · я попробую… · меня удивило… · урок дал мне для жизни… · мне захотелось… ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «Традиционные ценности и современный мир» Духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательном учреждении через реализацию учебного курса ОРКСЭ

         Большое значение в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет преподавание комплексного учебного курса  ОРКСЭ, который...

Итоги апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ

В статье представлены итоговые результаты апробации нового курса ОРКСЭ, одним из преподавателей которого я являюсь...

Семинар для учителей. Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ. Мастер-класс "Использование приемов технологии критического мышления"

Методическая разработка проведения семинара для учителей ОРКСЭ по теме "Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ.План семинара:1.     Нормативно-правовые основы ра...

ОСЭ Календарно-тематическое планирование по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ учебного курса ОРКСЭ

ОСЭ Календарно-тематическое планирование по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ учебного курса ОРКСЭ...

Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс

Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика)Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс...

Мастер-класс Использование краеведческого материала на занятиях комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Цель: обмен опытом по вопросам методики организации занятий  комплексного учебного курса  ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в рамках исторического краеведения.Задачи: об...

Презентация "Комплексный учебный курс ОРКСЭ"

Презентация разработана для общешкольного родительского собрания...