Семейная психология (рисунок-тест)
материал (5 класс) по теме

Сдвижкова Галина Ивановна

Попросите ребёнка нарисовать дом, дерево, человека... Внимательно рассмотрите рисунки, что за ними видно...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рекомендации46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест: "Домик"

Дом изображен большим, значит, ребёнок дружелюбный, гостеприимный. Нарисованные рядом с домиком различные постройки свидетельствуют о тревожном состоянии. Дом нарисован вдалеке, значит, ребенок чувствует себя отверженным. Лестницы, ведущие в глухую стену (без дверей) - отражение скрытого семейного конфликта.

Стены. Ребёнок нарисовал заднюю стену, изобразив ее с другой стороны - он пытается постоянно контролировать свои эмоции, держать себя в руках. У стены не хватает основы - значит, у него слабая связь с действительностью, он находится в своем мире фантазий и иллюзий. Стена с четко прорисованным нижним контуром - у ребенка трудности, тревога. Боковые линии тонкие - он находится на пределе своих нервных сил. Ну, а если стены прозрачные -  стремится к лидерству.

Двери. Открытые - это признак общительности, открытости, откровенности. Очень большие - показывают на то, что он очень зависит от других или что он очень коммуникабельный. Их отсутствие говорит о том, что дома ребенок испытывает трудности в откровенном общении. Наличие задних, боковых входов - проблемы в общении, стремление к одиночеству, отчужденность. Маленькие двери - неуверенность в себе. Присутствие замка на дверях означает замкнутость ребенка, скрытность.

Окна. Большие, открытые - коммуникабельность, любит бывать в больших компаниях. Множество окон - малыш хочет больше общаться со сверстниками. Занавески на окнах - проблемы в общении. Решетки на окнах - показатель закомплексованности. Такой ребенок нуждается в помощи. Если же ребенок нарисовал окна не на нижнем этаже, а только наверху, под крышей, - это говорит, что в жизни малыша существует пропасть между реальностью и фантазией.

Крыша. Нарисованный жирной линией, значит, ребенок фантазер и часто путает реальность и вымысел. Жирно прорисован край крыши - ребенок обеспокоена тем, что стремление к творчеству и фантазиям не поощряется дома. Плохо сочетается со стеной - значит, он не может найти себе место в окружающем мире. Ребенку нужно больше уделить внимания. Карниз очерчен или выведен за пределы крыши - он пытается защититься от реальных или выдуманных страхов.

Труба. Густой дым - внутреннее напряжение. Тонкая струя дыма - не хватает общения с родителями. Труба спрятана с другой стороны крыши - ребенок вообще старается избегать эмоциональных контактов с близкими людьми.


Источник http://ivona.com.ua

Тест «Дом-дерево-человек»

Одна из самых известных и широко применяемых на практике методик исследования нашего сознательного и бессознательного – знаменитый тест «Дом-дерево-человек», предложенный Дж. Буком еще в 1948 г. Первоначально предполагалось рисовать все эти элементы по отдельности, однако позже тест был модифицирован другим исследователем – Р. Берне. Он-то и предложил совместить все три объекта в одном рисунке, и именно в таком варианте мы используем в настоящее время этот тест.

Нарисовать «триаду» можно предложить и взрослому, и малышу как индивидуально, так и в группе – вот почему тест столь популярен в наше время повального увлечения психологией. Во множестве школ дети рисуют этот классический рисунок по просьбе школьного психолога. Можно дискутировать о том, насколько тестирование вообще и проективные методики в частности позволяют получить объективную информацию о личности человека. Но тот факт, что внимательному взрослому, вооруженному нужной информацией, будет легче оценить степень душевного благополучия своего ребенка и вовремя обратить внимание на то, что этого внимания настоятельно требует, – бесспорен.

Как и остальные рисуночные тесты, он называется проективным, поскольку представляет собой именно проекцию нашего бессознательного «на чистый лист». Идея состоит в том, что ребенку предлагают изобразить дом, дерево и человека, а когда рисунок будет готов, его дополняют расспросами о деталях сюжета.

Полная «расшифровка» всех элементов заняла бы пару десятков страниц, и, кроме того, при желании вы всегда можете найти методику в Интернете. Поэтому ограничимся лишь тем, на что в основном следует обратить внимание.

Итак, давайте посмотрим, как ребёнок изобразил дом. Хорошо, если он получился симпатичным и уютным. А вот если дом некрасивый, развалившийся – вполне возможно, ребенок таким образом воспринимает свой собственный дом в широком смысле, то есть свою семью.

Если дом много крупнее всех других элементов рисунка (дерева и человека) – значение семьи в его мире чрезмерно велико. А в случае, когда дом очень маленький – семейные связи в понимании ребенка, наоборот, слабы и непрочны. Если же домик еще и нарисован в отдалении, на заднем плане – можно говорить о чувстве отверженности.

Также не слишком здорово, когда вместо дома нарисован его план (проекция сверху) или же дом рисуется с многочисленными исправлениями, стираниями, неуверенными контурами – возможно, имеет место серьезный семейный конфликт.

Обратите внимание на ступеньки. Обычно детки рисуют их перед дверью, но если вдруг они ведут в глухую стену без дверей – это может быть свидетельством конфликтной ситуации, вследствие которой ребенок «закрывается» от общения.

В норме в домике должны быть и окна, и двери. Если их нет – ребенок замкнут, избегает контактов, боится раскрыться. Огромный замок на дверях также говорит о скрытности, мнительности и недоверии к миру.

Решетки на окнах символизируют боязнь агрессии, наличие ощущения опасности либо зависимости и несвободы. Чтобы разобраться, в чем же дело, посмотрите и на стены – слишком толстые стены в сочетании с мощной крышей также говорят о потребности в защите.

Крыша – проекция сферы фантазии. Рассмотрев ее внимательно, можно понять, насколько ваш ребенок – фантазер.

Еще пару десятков лет назад на всех рисунках непременно была и труба с дымком. Ее отсутствие оценивалось психологами как нехватка тепла в семье. Однако современные городские дети все чаще рисуют то, что видят – дома без труб. Конечно, вполне можно предположить, что эмоциональный климат в современных урбанизованных семьях попрохладней, чем в некогда больших патриархальных. Но может, все объясняется проще: дети просто никогда не видели домика с трубой, тем более – с печью, которую топят (источник дымка).

Еще нюанс: если при обсуждении рисунка ребенок говорит, что в домике живет он один без взрослых – возможно, его чересчур опекают и он уже устал от этого.

Теперь рассмотрим рисунок дерева. Повышенного внимания требует автор любого «проблемного» растения.

Если дерево сухое, сломанное, без листьев и корней – ребенок явно ощущает сильный психологический дискомфорт или даже депрессию.

Отсутствие корней вообще не слишком хороший знак – это может говорить о слабой привязанности к семье, малой значимости семейный связей.

Если корни висят в воздухе, без земли – ребенок, возможно, не ощущает устойчивости, «почвы под ногами» – или просто плохо ориентируется в реальной жизни.

Если очень тщательно прорисована кора – сильна боязнь агрессии и потребность в защите.

Дупло, особенно сильно наведенное – знак перенесенной в прошлом травматичной, сложной ситуации. Если в дупле сидит белка или птица – это свидетельство потребности в защите и спокойствии.

Ветки – символы общительности ребенка. Если они расходятся в стороны, образуя раскидистую крону – ребенок контактен, открыт. А вот если, напротив, прижаты и нарисованы одной-двумя линиями – с общением могут быть проблемы. Если ветви скрыты листьями – автор рисунка также скрытен.

Проблемно, когда отсутствует крона (листья) – ребенок не видит будущего, не представляет себе перспектив своей жизни. Если ветви обрублены и обломаны – это свидетельство психотравмы или депрессии, а если ветки заканчиваются остриями – это проявление агрессивности. Острая вершина (к примеру, у елочки) говорит о том, что такая агрессивность – защитная, это оборона от опасности – настоящей или мнимой.

Если кусты тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Ну а описание рисунка человека уже было подробно рассмотрено в предыдущей статье.

Лучше обратим внимание на общий вид рисунка.

Посмотрим, какая изображена погода – она отражает переживания ребенка в целом. Скорее всего, чем хуже погода нарисована, тем более вероятно, что он воспринимает окружение как враждебное, давящее; и наоборот, чем лучше погода – тем спокойней у ребенка на душе.

Уделим внимание и композиции. Если рисунок ютится на краю листа – скорее всего, ребенок чувствует себя неуверенно.

Считается, что правая сторона картинки символизирует будущее, а левая – прошлое. То есть размещение рисунка преимущественно в левой половине листа – это акцентирование на событиях прошлого, а в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний и желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии, либо страх перед будущим.

Ну а сильное смещение к правому краю листа – наоборот, желание «убежать» в будущее и избавиться от прошлого.

Кроме того, стоит также внимательно понаблюдать, в какой последовательности ребенок рисует предложенные элементы. Считается, что если первым нарисован человек, то основное для ребенка сейчас – осознание себя и своего места в мире. Если сначала изображается дерево, то на первом месте – жизненная энергия. Ну а если малыш первым делом нарисовал дом, главное для него в настоящее время – безопасность.

И, конечно, важно не только то, что рисует ребенок, но и как он это делает и что при этом говорит.

Если он все время беспокоится, что рисует плохо, «неправильно» – видимо, он недостаточно уверен в себе.

Если по ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность – нервная система ребенка склонна к быстрому истощению.

Ну а если тестирование вызывает явное сопротивление и отказ – он не желает раскрыть себя или пытается скрыть проблемы.

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что по паре тревожных признаков нельзя судить об общей картине. И если вам что-либо не понравилось, насторожило в рисунках , лучше обратитесь за консультацией к хорошему детскому психологу: «домашний» анализ рисунков ребенка необходим лишь для того, чтобы вовремя заметить проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

Психология семейных отношений и воспитание детей.

Цель: раскрытие типов семейных отношений и стилей воспитания....

Актуальный эксперимент от семейного психолога.

Деткам от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет)....

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...

"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.

Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...

Советы семейного психолога. Подготовка ребенка к детскому саду 25.07.2018

4 ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ...