Применение ИКТ как повышение познавательной деятельности учащихся.
статья по теме

Из опыта работы с ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Неворотова О. В.

МАОУ «СОШ №16»

В настоящее время очень часто учителя на уроках сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся, нежеланием работать самостоятельно. Среди причин того, что ученики теряют интерес к знаниям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием примеров, методов и форм могут обеспечить эффективность. Использование средств информационных технологий позволяет повысить степень активности школьников и привлечь их внимание, усилить мотивацию к обучению.      Возможности использования информационных технологий в моей работе значительно расширились с появлением компьютера  и проектора   в моем  кабинете математики.  Естественно встала проблема - оптимального использования данного технического средства на уроках.  Я поставила перед собой задачу – изучение  опыта  применения  ИКТ  на уроках математики других  педагогов  и создания для  себя  ресурсного пакета  по  данной  теме. Повысить уровень профессиональной ИКТ-компетентности, учиться и побудить себя к творчеству помогает  Интернет.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала,  1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал.

Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в среде PowerPoint, способствуют решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках математики:

  1. развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;
  1. развивать логическое мышление обучающихся;
  1. формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
  2. совершенствовать графическую культуру.

Презентационное сопровождение  применяются  на различных этапах урока: на этапе актуализации знаний, при изложении нового материала, закреплении, контроле, проверке домашнего задания.

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

  1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
  2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
  3. При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
  4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.
  5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Наиболее успешно применение мультимедийных презентаций  на уроках геометрии. Изображение геометрических фигур, построение сечений с использованием средств компьютерной математики меняет характер преподавания этого предмета. Учащиеся предпочитают черно-белым иллюстрациям в учебнике красочные объемные фигуры, менять расположение которых можно простым движением мыши, также просто можно изменять и параметры этих фигур – быстро, удобно, а главное, наглядно и интересно.

Изучение геометрии, особенно на начальном этапе, вызывает у учащихся затруднения. Это связано с введением большого количества новых понятий и определений, необходимостью выстраивать логические рассуждения при доказательстве теорем, внешней оторванностью предмета от реальной жизни. Использование компьютера позволяет значительно облегчить процесс через реализацию одного из принципов обучения – наглядность. Чертежи строятся на глазах у учеников, при доказательстве теорем появляется возможность многократного повторения логической цепочки одновременно с дополнительными построениями и выделением всех необходимых элементов (углов, отрезков и т.д.) В презентации статический чертеж из учебника мы можем «оживить», т.е. показать последовательные шаги построения, показать динамику дополнительных построений, необходимых для доказательства. Есть возможность по просьбе детей повторить шаги построения, прокрутить колесико мышки назад. Отпадает необходимость при подготовке к уроку загромождать доску большим количеством чертежей, значительно экономится время учителя.

Материал для получения и закрепления новых  знаний учащимися  я беру, используя электронные учебники :

·      «Уроки алгебры» Кирилла и Мефодия для 7-11 классов,

·       «Алгебра» Современный учебный методический  комплекс» 7-9 классы

·      «Уроки геометрии»  Кирилла и Мефодия  для 7-11 классов.

·      «Алгебра 10-11» версия для учащихся

·      «Алгебра 11  и начала анализа . Итоговая аттестация выпускников» версия для учащихся

·      «Математика абитуриенту»

·      «Сдаём егэ по математике»

·      «Подготовка к ЕГЭ . Математика».

           В своей работе помимо классических учебников и методических пособий я использую «Единую коллекцию Цифровых Образовательных Ресурсов»(http://school collection.edu.ru). Они оказывают неоценимую помощь при решении образовательных задач на различных этапах дидактического цикла. Это и подбор готового методического материала к уроку, интерактивное тестовое задание, анимированная демонстрация геометрического доказательства.

         Наша школа, как и многие образовательные учреждения, имеет доступ к ресурсам Всемирной сети Интернет. Интернет  может стать для ребёнка ещё одним инструментом для познания любимого предмета. Возможности, которые сегодня предоставляет Интернет для изучения математики, просто колоссальные: это и получение  дополнительной информации по многим темам для подготовки докладов и рефератов; прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммутативной культуры; возможность виртуального on-line тестирования.

         Использование тестов в обучении является одним из эффективных и рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений  и навыков учащихся. Тестирование соответствует принципу самостоятельности в работе ученика и является одним из средств индивидуализации в учебном процессе. Преимуществом тестирования как формы контроля усвоения знаний является его объективность и технологичность проверки результатов. Ученики, которые увлекаются программированием готовят тесты в какой-либо среде программирования.

        С помощью Интернет я имею возможность оказывать помощь в подготовке к уроку на расстоянии. Такие консультации необходимы и ученику, и учителю. На помощь приходит программа виртуального общения SKYPE и личный e-mail, когда ученик может задать любой интересующий его вопрос, не имея личного контакта с учителем. Это даёт возможность общаться с учениками, обучающимися на дому без их фактического посещения уроков, используя дистанционные формы работы.

         Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако, не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет.

Литература:

1. Лыскова, В. Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды/ В. Ю. Лыскова, - Тамбов, Издательство Стиль - 1997. – 380 с.

2.    Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия»,2000.  

3.      Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных технологий/ А.В. Дворецкая// Школьные технологии. – 2004. – № 3 – с. 201

4.      Бордовский,  Г.А. Информатика в понятиях и терминах/ Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков. – М: Просвещение, 1991. – с. 235

5.      Горвиц,  Ю.М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков/ Ю.М. Горвин // Информатика и образование. – 2006. – № 2 – с. 123


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение как одно из направлений повышения познавательной деятельности учащихся.

Из опыта работы руковоиетлем краеведческого кружка  в школе. ...

Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...

«Нестандартные уроки русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский.      Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является осно...

Доклад «Применение ИКТ на уроках биологии как средство повышения познавательной деятельности учащихся»

Огромное значение имеет применение  ИКТ на уроках  биологии: компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать...

Создание ситуации успеха как стимул повышения познавательной деятельности учащихся.

Главное назначение ситуации успеха на уроках татарского языка – создание условий, которые способствуют устранению неуверенности учащихся, и напротив – формированию уверенности и желания до...

Пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности

Практическая направленность физического образования заключается в умении:•выявлять•классифицировать•наблюдать• описывать• оценивать•делать выводы из анализа мышления...