Методическое пособие по классическому танцу для учащихся отделения хореографического искусства.
материал на тему
Данное пособие составленно искючительно для учащихся начального профессионального образования. Все что ученики исполняют практически на уроках классического танца, они должны уметь рассказать и показать, что правильно понимают технику исполнения движения. Подготовится к теоретической стороне вопроса помогает им краткая методика классического танца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_po_klassicheskomu_tancu.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ДШИ «КАМЕРТОН»
Методическое пособие по классическому танцу для учащихся отделения хореографического искусства.
Составитель: преподаватель хореографических
дисциплин Бажанова Ольга Николаевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Город Мегион
2007г.
Классический танец, «образцовый» танец, где все движения строятся на основе выворотности, а в результате освоения школы классического танца достигается профессиональное мастерство и виртуозность техники.
Классический танец – это исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на воплощении сценического образа.
Термин «классический танец» возник в России в конце XIX века, в результате обособления отдельных видов танца, разделение танцовщиков на «классических» и «характерных». Постоянно термин вошел в обиход, вытеснив бытовавшие ранее термины – «серьезный», «благородный», «академический». До этого времени в России понятие «классический танец» было равнозначно балетному или театральному танцам. По существу, оно обозначало профессиональный танец.
Первые попытки осмысления театрального танца были предприняты итальянскими и испанскими учителями танца XV – XVI веков, которые стремились систематизировать танцевальные положения и движения. Дальнейшее развитие классический танец получил во Франции, в Академии танца, в трудах П. Бошана, где получил свою терминологию. Разделение на элементы, отбор и систематизация движений, которые строятся на основе выворотности, легли в основу школы классического танца. Виртуозность техники, достигнутая в результате освоения школы классического танца, служит средством создания художественных образов балетного спектакля.
Большое значение в развитии культуры классического танца имела русская школа, которая получила значительное развитие в конце XIX века. Деятели русской хореографии создали школу, отличающуюся благородством пластического языка, умением наполнить танец драматическим содержанием. Музыкально - хореографическая реформа П. И. Чайковского и М. И. Петипа открыла широчайшие возможности для развития балетного искусства. Классический танец непрерывно обогащается, черпая новые пластические формы из других танцевальных систем.
Терминология классического танца сложилась в XVII веке (1661 г.) во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпела много изменений, дополнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и ее создательница профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.
Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине. Произношение французских слов является условным.
1 раздел.
Основные положения ног, рук и корпуса.
- Позиции ног.
Первая позиция ног. Ступни ног соприкасаются пятками, образуя прямую линию на полу, пятки развернуты наружу.
Вторая позиция ног. Сохраняя прямую линию 1 позиции, стопы находятся на расстоянии между пятками в длину одной стопы.
Третья позиция ног. Ступни ног выворотно соприкасаются пятками, которые заходят одна за другую до полуступни.
Пятая позиция ног. Ступни ног выворотно соприкасаются во всю свою длину так, чтобы носок одной ноги соприкасался с пяткой другой ноги.
Четвертая позиция ног. Сохраняя выворотную пятую позицию ступни ног находятся параллельно на расстоянии чуть меньше длины стопы, тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги.
2. Позиции рук.
Руки являются одним из выразительных средств исполнителя, придают закономерность позы. Им принадлежит огромная вспомогательная роль: во вращении, в сохранении устойчивости, в прыжках.
Первая позиция рук. Руки подняты вперед на уровне диафрагмы, образуя овал. Ладони обращены к себе, кисти и локти на одном уровне. Следить, чтобы плечи не выдвигались вперед и не поднимались. В больших прыжках 1 позиция рук – трамплин для их раскрытия. Они подтягивают корпус в момент взлета.
Вторая позиция рук. Руки раскрыты в стороны на уровне плеч. Они поддерживаются в трех точках: плече, локте и запястье. Локоть и запястье чуть ниже плеча. Линия рук дугообразна. Ладони повернуты к зрителю. Руки немного впереди плеч.
Третья позиция рук. Руки подняты вверх, образуя овал над головой таким образом, что если поднять взгляд наверх, не поднимая головы, можно увидеть мизинцы рук. Ладони обращены вниз. Плечи опущены.
Подготовительное положение. Из этого положения руки начинают свой путь в заданную позицию. Подготовительное положение является исходным для рук.
Руки опущены вниз. С корпусом не соприкасаются. Они закреплены в локтях, которые направлены в стороны, образуя овал. Ладони обращены вверх.
- Preparation (препарасион) – приготовление, подготовка.
- Allonje (алонже) – удлинить, продлить, вытянуть. Движение из adajio, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.
5. En face (ан фас) – прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
6. Epaulemen (эпольман) – определенное положение танцовщика, при котором фигура развернута в пол-оборота к зрителю, голова повернута к плечу, выдвинутому вперед.
7. Большие и маленькие позы классического танца.
Croisee (круазэ) – скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна закрывает другую.
Effacee (эфасэ) – развернутое положение корпуса и ног.
Ecartee (экартэ) – отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Arabesque (арабеск) – поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует 4 вида позы аrabesque:
1 аrabesque - руки и ноги открыты;
2 аrabesque – руки закрыты, ноги в открытом положении;
3 аrabesque – руки открыты, ноги в закрытом положении;
4 аrabesque – руки и ноги закрыты, корпус развернут спиной к зрителю, бедра остаются в прямом положении.
Attitude (аттитюд) – поза, положение фигуры. Одна из поз классического танца, главная особенность, которой согнутое колено поднятой ноги назад или вперед в положении еcartee или сroisee.
2 раздел.
Движения классического экзерсиса.
1. Demi plie (деми плие) – маленькое приседание, полуприседание.
Полуприседание является неотъемлемой частью многих движений и всех прыжков, которые начинаются и заканчиваются им. Demi plie развивает ахиллово сухожилье, коленные и голеностопные связки. Вырабатывает выворотность ног в тазобедренном суставе, разрабатывает правильное положение ступни перед прыжком, который начинается с толчка от пола пятками. В рlie участвует активно спина, где она сохраняет прямое, вертикальное положение, что способствует укреплению и развитию мышц в пояснице.
При исполнении demi plie тяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ноги, колени раскрываются к носкам, пятки не отрываются от пола, мышцы растягиваются и собираются, как пружины, через сопротивление, корпус подтянут, поясницу не прогибать. Не допускать “завал” на большой палец и наклонов корпуса.
- Grand plie (гранд плие) – большое приседание, полное приседание. Grand plie является развитием demi plie. Исполнив demi plie, необходимо продолжить приседание, отделив пятки от пола, когда их невозможно удержать на полу. Ступни переходят на низкие полупальцы. При обратном движении пятки поставить на пол, а затем вытянуться из demi plie. Мышцы спины и таза сильно подтянуты. Тяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ноги. Бедра выворотны. Колени раскрываются к носкам. Исполняя grand plie по 2 позиции пятки от пола не отделять. Колени и ступни образуют прямой угол.
- Releve (релеве) – подъем на полупальцы на двух ногах в заданной позиции с последующим опусканием. Развивает эластичность ступни, гибкость пальцев, икроножные мышцы, силу ног. Подъем на полупальцы происходит за счет работы всех мышц ног. Ноги предельно выворотны в тазобедренных суставах, втянуты в коленях. Обе пятки одновременно отделяются от пола и таким же образом, усиливая выворотность ног, подавая пятки вперед, возвращаются обратно.
- Battement tendu (батман тандю) – приведение и отведение натянутой ноги, не отделяя носок от пола вперед, в сторону и назад. При исполнении battement tendu вперед нога ведется пяткой, в позицию возвращается носком, назад нога отводится носком, возвращается пяткой. Колени предельно втянуты, не садится на бедра, корпус подтянут, бедра неподвижны и находятся в одной плоскости с плечами, не косить стопу, а сильно вытягивать взъем и пальцы в выворотном положении, пола касается только большой палец ноги.
- Battement tendu jete (батман тандю жете) – бросок ноги на воздух, на 30 градусов. Развивает силу, подтянутость тазобедренного сустава, легкость ноги, является основой прыжков на середине. Работающая нога через battement tendu фиксирует высоту 45 градусов и активно возвращается. Движение исполняется с акцентом от себя, battement tendu jete в быстром темпе, с акцентом броска к себе. Обе ноги сильно натянуты. Корпус подтянут. Следить за выворотностью стопы, за высотой броска, за точностью направлений (battement tendu jete назад – ногу за себя), не поднимать ногу бедром, бросок исполняется низом ноги.
- En dehor (ан деор) – это вращательное движение наружу, от опорной ноги.
- En dedans (ан дедан) – это вращательное движение во внутрь, к опорной ноге.
- Passe par terre (пассе пар тер) – путь работающей ноги на полу при переходе из одного положения в другое (нога впереди или сзади).
- Rond de jamb par terre (ронд де жамб партер) – круг ногой по полу. Круговращательное движение тазобедренного сустава укрепляет его и разрабатывает выворотность. Корпус предельно подтянут. Движение натянутой ноги равномерно, свободно в бедре, тазобедренные кости не подвижны, рабочая стопа сохраняет выворотное положение при движении по кругу.
- Temps releve par terre (тан релеве пар тер) – preparations (препарасьон) к rond de jamb par terre. Это сложное движение, где в работу включаются обе ноги. Опорная нога уходит в demi plie, рабочая делает demi rond до стороны, с одновременным вытягиванием опорной ноги. Рука во время plie, поднимается в 1 позицию и раскрывается на 2 позицию вместе с demi rond рабочей ноги.
- Battement fondu ( батман фондю) – мягкое, плавное, «тающее» движение. развивает силу, выворотность, эластичность ног. Состоит из сгибания работающей ноги в положении sur le cou- de- pied при одновременном demi plie на опорной ноге и разгибании работающей ноги в любое направление при одновременном подъеме из demi plie. Все элементы движения выполняются слитно. В вattement fondu положение sur le cou- de- pied впереди видоизменяется. Работающая нога сгибается в колене и при выворотном бедре прикасается мизинцем к опорной ноге над внутренней лодыжкой. Подъем вытянут, пальцы вытянуты.
Battement fondu выполняется на 45, на 90 градусов и на полупальцах. Работающая нога с положения sur le cou- de- pied поднимается носком до колена и раскрывается в заданное направление. Обе ноги одновременно вытягивают колено.
Double battement fondu. Все правила исполнения вattement fondu сохраняются, но в движение добавляется demi plie во время положение рабочей ноги sur le cou- de- pied .
- Battement frappe (батман фрапе) – ударное движение. Движение отрабатывает энергичное быстрое сгибание ноги sur le cou- de- pied и разгибание её на 25-30 градусов. Выполняется низом ноги от колена при закрепленном, неподвижном бедре. Сгибание ноги на sur le cou- de- pied происходит с ударом, от которого нога отлетает в заданное направление. На щиколотке нога не должна “прилипать”. Акцентируется раскрытая нога. Бедра выворотны. Центр тяжести на опорной ноге. Движение исполняется в сторону, со сменой sur le cou- de- pied, вперёд и назад. При исполнении вперёд нога отводится стопой, пятка подаётся вперёд. Колено, сохраняя выворотность, слегка отстает. При возращении на щиколотку, работающая отводится коленом, а затем стопа занимает положение sur le cou- de- pied . При движении назад с положение cou- de- pied отводится выворотное колено, нога разгибается, пятка направлена вниз, обратное движение исполняется выворотной стопой, колено слегка отстаёт.
Double battement frappe. Совершив удар sur le cou- de- pied впереди, работающая нога приоткрывается в сторону 2 позиции (колено образует прямой угол), ударяет сзади sur le cou- de- pied и разгибается в сторону. Первый удар усиливается вторым, и стопа энергично вытягивается в сторону.
- Положение sur le cou- de- pied (сюр ле ку де рье) – положение одной ноги на щиколотке опорной ноги. Существует 3 положения: 2 спереди (условное и обхватное) и 1сзади. Условное cou- de- pied: рабочая нога находится на середине щиколотке опорной ноги, над косточкой, касаясь ее только большим пальцем ноги, пятка опорной ноги не касается, а подается вперед. Положение sur le cou- de- pied спереди: рабочая нога обхватывает щиколотку опорной ноги подъемом, сильно выгнув его, пятка впереди, пальцы отведены назад. . Положение sur le cou- de- pied сзади: пятка прижимается под икру опорной ноги, подъем вытянут, натянутые пальцы отведены назад. При любом положение sur le cou- de- pied следить за выворотностью бедра, колено точно в сторону, «не косить» стопу, корпус подтянут.
- Petit battement (пти батман) – маленький батман, на щиколотке опорной ноги. Движение развивает подвижность колена и голеностопного сустава. Состоит из быстрого и четкого чередования положения sur le cou- de- pied впереди и сзади. Работающая нога отводится от закреплённого выворотного бедра только в сторону. Колено приоткрывается на половину движения ко 2 позиции. В каком бы темпе движение не выполнялось, приоткрывание ноги должно быть четким, не стушевывалось. Подъем и пальцы вытянуты. Движение выполняется при неподвижном бедре. Движение акцентируется впереди или сзади. Удар впереди происходит в обхват подъёмом, сзади – пяткой.
- Rond de jamb en l’air (ронд де жамб ан лер) – круг ногой в воздухе. Движение развивает подвижность ноги от колена до носка. Исполняется крепкой и сильной верхней частью ноги. Круг в воздухе описывается низом ноги от колена. Предварительно открыть ногу в сторону на 45 градусов.
En dehors: при закрепленном и неподвижном бедре нога сгибается в колене, описывает дугу назад и носок отводится к икре опорной ноги, не касаясь её, нога разгибается в исходное положение.
En dedans – нога описывает дугу спереди. Ноги сохраняют предельную выворотность. Ни завышать, ни опускать, ни “стряхивать” колено нельзя, фиксируется положение рабочей ноги на 45 градусов.
- Releve lent (релеве лян) – медленный подъем ноги на 90 градусов. Движение развивает шаг, силу ног. Исполняется по правилам battement tendu, нога поднимается носком, а не бедром. Следить за ровность плечевого и тазобедренного пояса, колени и рабочая стопа предельно натянуты. Удерживать заданную высоту. Не заваливать корпус.
- Battement developpe (батман девлоппе) – раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу. Движение вырабатывает шаг, воспитывает силу ноги Работающая нога из 5 позиции поднимается в положение “условного” sur le cou- de- pied, затем по опорной ноге до положения “у колена” – retire. Нога раскрывается, начиная движение низом ноги в заданное направление и опускается на пол, закрываясь через battement tendu в 5 позицию. Движение исполняется во все направления. Вперёд нога раскрывается от колена пяткой, колено сдерживается. Бедра ровные. Носок раскрывается до уровня колена работающей ноги. Не оседать в пояснице на бедрах. При исполнении вattement developpe назад колено работающей ноги отводится от колена опорной ноги за плечо и раскрывается назад, корпус подаётся вперёд с вытянутыми мышцами спины.
- Battement soutenu (батман сутеню) – выдерживать, поддерживать, вытягивать. Движение состоит из вытягивания работающей ноги через положение на cou- de- pied в заданное направление с одновременным приседанием на опорной ноге и одновременным вытягиванием обеих ног в 5 позицию. Исполняется плавно с непрерывным движением. Развивает силу ног, выворотность, эластичность мышц, координацию. Выполняется носком в пол, на 45 и 90 градусов на всей стопе и на полупальцах.
- Grand battement jete (гранд батман жете) – большой бросок ноги. При броске назад корпус подаётся слегка вперед и возвращается в прямое положение одновременно с возвратом в позицию работающей ноги. Бросок вперед и в сторону исполняется без участия корпуса. Работающая нога бросается не бедром (они не подвижны), а носком ноги.
3 раздел.
Движения классического танца на середине зала.
- Port de bras (пор де бра) – упражнения для рук, корпуса, головы, наклоны корпуса, головы. Port de bras воспитывает руки в движении, прививает танцевальность, координацию. В классическом экзерсисе 6 рort de bras. правила положения рук в позициях сохраняются во всех формах рort de bras.
1 рort de bras. Исполняется en face по 1 позиции ног.
- руки из подготовительного положения поднимаются в 1 позицию;
- затем в 3 позицию;
- расскрываются на 2 позицию;
- закрываются в подготоительное положение.
2 рort de bras. Исполняется в epaulement croisse по 5 позиции.
Preparations – руки раскрываются через 1 позицию, правая во 2 позицию, левая в 3.
- левая рука раскрывается во 2 позицию;
- левая рука переходит в подготовительное положение, одновременно правая в 3 позицию;
- руки соединяются в 1 позиции;
- раскрываются в исходное положение.
3 port de bras. Исполняется в epaulement croisse по 5 позиции.
Preparations – руки раскрываются через 1 позицию во 2 позицию.
Исполняется 1 рort de bras с наклонами корпуса вперед, руки в 1 позиции и назад, руки в 3 позиции.
4 рort de bras . Исполняется в epaulement croisse по 5 позиции.
Preparations – руки раскрываются через 1 позицию, правая во 2 позицию, левая в 3.
- левая рука раскрывается во 2 позицию;
- вверх корпуса вместе с руками, которые находятся в положении аllonje, разворачивается спиной к зрителю и чуть откланяется назад, так чтобы находящаяся впереди рука была немного выше. Бедра при этом остаются неподвижны. Следить, чтобы плечи и руки находились в одной плоскости.
- левая рука проходя через подготовительное положение поднимается в первую позицию, правая одновременно с левой приходит в туже позицию.
- руки раскрываются в исходное положение.
5 рort de bras. Исполняется в epaulement croisse по 5 позиции.
Preparations – руки раскрываются через 1 позицию, правая во 2 позицию, левая в 3.
- наклон корпуса вперед, руки по принципу 3 рort de bras собираются в первую позицию.
- корпус возвращается в прямое положение, руки сохраняют первую позицию.
- одновременный перегиб корпуса влево и назад, левая рука отводится во 2 позицию, а правая- в 3 позицию. Голова поворачивается налево.
- усиливая перегиб назад, руки меняют положение: левая - в 3 позицию, правая - во 2 поз. Голова поворачивается к правому плечу, корпус возвращается в исходное положение.
6 рort de bras. Исполняется в epaulement croisse по 5 позиции.
Preparations – руки раскрываются через 1 позицию, правая во 2 позицию, левая в 3, левая нога через battement tendu открывается назад. Этот вид рort de bras сочетает в себе принципы исполнения 5 рort de bras, а так же растяжки назад с наклоном корпуса вперед и перегибом назад с вытянутой ногой впереди. Сначала исполняется растяжка назад с 5 рort de bras, затем из положения demi plie центр тяжести переносится на вытянутую ногу сзади и исполняется перегиб корпуса назад по правилам 5 рort de bras
- Temps lie (тан лие) – взаимосвязанное упражнение. Это маленькая танцевальная композиция, объединяющая ряд движений и носящая уже некоторую артистическую окраску, так называемое epaиlement , т. е. поворотом корпуса, головы, сопровождаемые взглядом. Оно воспитывает координацию движений, помогая развитию танцевальности. Исполняется на середине класса в позе сroisse вперед или назад с передвижением вперед или назад.
Temps lie вперед. Исходное положение epaulement croisse в 5 позиции, руки в подготовительном положении.
- demi plie
- из положения demi plie battement tendu правой ногой вперед, руки поднимаются в 1 позицию.
- тяжесть корпуса переносится на правую ногу, руки раскрываются: левая в 3 поз., правая во 2 поз. Левая нога остается вытянутой сзади.
- левая нога закрывается в 5 позицию.
- подъем на полупальцы с разворотом корпуса в положение еn face.
- demi plie, правая рука опускается в 1 позицию.
- battement tendu правой ногой в сторону на demi plie правая рука открывается во 2 позицию.
- тяжесть корпуса переносится на правую ногу, руки сохраняют свое положение.
- левая нога закрывается в 5 позицию в epaulement croisse в точку №2.
По такому же принципу исполняется temps lie вперед с левой ноги и назад с двух ног.
- Pas de bourre (па де бурэ) – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением. Pas de bourre вырабатывает упругость стопы, устойчивость, навык быстро вытягивать подъём и пальцы, умение перемещать центр тяжести с одной ноги на другую, координацию, укрепляет свод стопы на полупальцах. Pas de bourre делятся на движения с переменой и без перемены ног, а также с поворотом en tournant. Переступание сопровождается положением стопы sur le cou- de- pied спереди и сзади. Выполняется движение выворотно и четко.
- Pas ballanse (па балансе) – раскачивающееся движение; развивает свободу и непринуждённость координации всего тела. Исполняется через demi plie и чередованием cou- de- pied спереди и сзади, из стороны в сторону.
- Pas de basque (па де баск) – шаг басков (народность в Испании). Для этого движения характерен трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Являясь танцевальным по форме, он в тоже время воспитывает координацию движений. Pas de basque, как и glissade, имеет скользящий, стелющийся характер исполнения и поэтому исключает высокий прыжок.
4 раздел.
Раздел прыжков.
(Allegro)
Allegro (аллегро) – прыжковая часть урока, характеризующуюся более подвижным музыкальным оформлением. Прыжки делятся на следующие группы:
- с двух ног на две: changement, echappe, assemble, glissade, sissоnne ferme и др.
- с двух ног на одну: sissonne simple, sissonne ouvert, sissonne tombe,pas failli и др.
- с одной ноги на другую:pas jete, pas emboite, pas chasse, pa ballonne и др.
Прыжки различаются на маленькие, средние и большие. В этом случае высоту прыжков определяет музыкальный темп.
1. Temps leve soute (тан леве соте) – прыжок с двух ног на две по 1,2,4,5 позициям.
2. Changement de pieds (шажман де пье) –прыжок в5 позиции с переменой ног в воздухе.
- Pas echappe ( ра эшапэ) – вырываться. Прыжок из 5 позиции с раскрыванием ног во 2 позицию и собиранием из 2 в 5 позицию, с переменой ног.
- Sissonne simple (сисон семпль) – простой прыжок сдвух ног на одну. В момент приземления в demi plie в 5 позицию одна нога приходит положение стопы sur le cou- de- pied спереди или сзади. Прыжок исполняется на месте.
- Pas jete (па жете) – бросок ноги в прыжке. Прыжок с двух ног на одну. Из 5 позиции правая нога скользя стопой по полу, броском открывается в сторону 2 позиции, тотчас же левая отталкивается от пола, при этом в воздухе фиксируется натянутость и выворотность обеих ног. затем 2 ноги собираются в 5 позиции в demi plie.
- Pas assemble ( па асамбле) – соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две, обе ноги фиксируют 5 позицию в воздухе в момент прыжка.
- Pas glissade (па глисад) – скольжение по своему характеру исключает высокий прыжок. исполняется в сторону через 2 позицию, вперед и назад через 4 позицию на сroisse. Прыжок с двух ног на две, в момент прыжка две ноги вытягиваются фиксируя позицию в воздухе.
- Pas de chas (па де ша) – кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
- Sissonne ferme( сисон ферме) – закрытый прыжок. Прыжок с двух ног на две с одновременным раскрытием ног на 45 градусов и продвижением вперед, в сторону, назад.
- Sissonne uoverte (сисон уверт) – прыжок с открыванием ноги. Прыжок с двух ног на одну, в момент приземления одна нога открывается через cou- de- pied на 45 градусов, опорная в demi plie, закрывается рабочая нога через assemble в 5 позицию.
Словарь балетных терминов
Adajio | Адажио | Медленно, медленная часть танца. |
Allegro | Аллегро | Прыжки |
Allonge | Алонже | Удлинить, продлить, вытянуть. Движение из adajio, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки. |
Aplomb | Апломб | Устойчивость, умение сохранять в равновесии все части тела, стоя на полупальцах или на пальцах в продолжении нескольких тактов. |
Arabesque | Арабеск | Поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре виды позы «арабеск» № 1, 2, 3 и 4. |
Assemble | Ассамбле | Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги. |
Attitude | Аттитюд | Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута. |
Allegro | Аллегро | Прыжки |
Balance | Балансе | Качать, покачиваться. Покачивающееся движение. |
Pas ballonne | Па баллонэ | Раздувать, раздуваться.В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude prie. |
Pas ballotte | Па балоттэ | Колебаться. Движение в котором ноги в момент прижка вытягиваются вперед и назад, проходя чкрез центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы коледлясь. |
Balancoire | Балансуар | Качели. Применяется в grand battement jete. |
Batterie | Батри | Барабанный бой. Нога в положении sur le coude pied. Проделывает ряд мелких ударных движений. |
Pas de bourree | Па де буррэ | Чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением. |
Brise | Бризе | Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками. |
Pas de basque | Па де баск | Шаг басков. Для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Испании. |
Battement | Батман | Размах, биение. |
Battement tendu | Батман тандю | Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги. |
Battment fondu | Батман фондю | Мягкое, плавное, «тающие»движение. |
Battement frappe | Банман фраппэ | Движение с ударом, или ударное движение. |
frappe | Фраппе | Бить. |
Battement double frappe | Батман дубль фраппэ | Движение с двойным ударом. |
Battement developpe | Банман девлоппэ | Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу. |
Battement soutenu | Батман сотеню | Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение. |
Cabriole | Кабриоль | Прыжок с подбиванием одной ноги другой. |
Chain | Шен | Цепочка. |
Changement de pieds | Шажман де пье | Прыжок с переменой ног в воздухе. |
Changement | Шажман | Смена. |
Pas chasse | Па шассэ | Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую. |
Pas de chat | Па де ша | Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук. |
Le chat | Ле ша | Кошка. |
Pas ciseaux | Па сизо | Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе. |
Coupe | Купэ | Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок. |
Pas couru | Па курю | Пробежка по шестой позиции. |
Croisee | Краузэ дегаже | Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую |
Degagee | Дегаже | Освобождать, отводить. |
Developpee | Девлоппэ | Вынимание. |
Dessus-dessous | Десю-десу | Верхняя часть и нижняя часть «над» и «под». Вид pas de bourre. |
Ecartee | Экартэ | Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали. |
Effacee | Эфасэ | Развернутое положение корпуса и ног. |
Echappe | Эшаппэ | Вырываться. Пражок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую. |
Pas emboite | Па амбуате | Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе. |
En dehors | Ан деор | Наруже, из круга. |
En dedans | Ан дедан | Внутрь, в круг. |
En face | Ан фас | Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног. |
En tournant | Ан турнат | Вращать, поворачивать корпус во время движения. |
Entrechst | Антраша | Прыжок с заноской. |
Fouette | Фуэтэ | Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается. |
Ferme | Фэрме | Закрывать |
Pas failli | Па файи | Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсек5ает другую. |
Galoper | Галоп | Гоняться, преследовать, скакать, мчаться. |
Glissade | Глиссад | Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола. |
Grand | Гранд | Большой. |
Jete entrelacee | Жетэ антрэлясэ | Перекидной прыжок. |
Entrelacee | Антрэлясэ | Переплетать. |
Jete | Жетэ | Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке. |
Jete ferme | Жетэ фермэ | Закрытый прыжок |
Jete passe | Жетэ пассе | Проходящий прыжок. |
Lever | Левэ | Поднимать. |
Pas | Па | Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец». |
Pas d` achions | Па даксион | Действенный танец. |
Pas de deux | Па де де | Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы. |
Pas de trois | Па де труа | Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика. |
Pas de quatre | Па де катр | Танец четырех исполнителей, классический квартет. |
Passe | Пассе | Проходить, проводить. Связующее движение, проведение или переведение ноги. |
Petit | Пти | Маленький. |
Petit battement | Пти батман | Маленький батман, на щиколотке опорной ноги. |
Pirouette | Пируэт | Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу. |
Plie | Плие | Приседание. |
Demi-plie | Деми плие | Маленькое приседание. |
Pointe | Пуантэ | Носок, пальцы. |
Port de bras | Порт де бра | Упражнение для рук, корпуса и головы, наклоны корпуса, головы. |
Preparation | Прэпарасион | Приготовление, подготовка. |
Releve | Релеве | Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полу пальцы. |
Releve lent | Релеве лян | Медленный подъем ноги на 90 градусов. |
Renverse | Ранверсэ | Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте. |
Rond de gambe par terre | Ронд де жамб партер | Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу. |
Rond | Рон | Круг |
De gambe | Де жамб | Нога |
Terre | Тер | Земля |
Rond de gambe en l`air | Ронд де жамб ан лер | Круг ногой в воздухе. |
L`air | Лер | Воздух |
Soute | Сотэ | Прыжок на месте по позициям. |
Simple | Семпль | Простой, простое движение. |
Sissonne | Сисон | Прямого перевода не имеет, означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого. |
Sissonne fermee | Сисон ферме | Закрытый прыжок |
Sissonne ouverte | Сисон уверт | Прыжок с открыванием ноги. |
Sissonne simple | Сисон семпль | Простой прыжок с двух ног на одну. |
Sissonne tombe | Сисон томбе | Прыжок с падением. |
Saut de basque | Со де баск | Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе. |
Soutenu | Сутеню | Выдерживать, поддерживать, втягивать. |
Sur le cou de pied | Сюр ле ку де пье | Положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги. |
Temps lie | Тан лие | Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение. |
Temps leve soutee | Тан леве соте | Прыжок из первой, второй или пятой позиции или из пятой позиции на одну и ту же ногу. |
Temps levee | Тан леве | Временно поднимать. |
Tire-bouchon | Тир бушон | Закручивать, поднимать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед. |
Tour chainee | Тур шенэ | Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим. |
Tour en l`air | Тур ан лер | Воздушный поворот, тур в воздухе. |
Tour | Тур | Поворот. |
Выворотность | Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах. | |
Координация | Соответствие и согласование всего тела. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми на отделении «Хореографическое искусство» в ДШИ»
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной ...
Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...
"Я КОНЦЕРТМЕЙСТЕР" - учебно-методическое пособие для концертмейстеров отделения хореографического искусства
"Я КОНЦЕРТМЕЙСТЕР" - это Учебно-методические пособия для концертмейстеров отделений хореографического искусства по Ритмике и Классическому танцу 1, 2 , 3, 4 год обучения в ДШИ и ДМШ.Музыкальный ...
Методическая разработка по классическому танцу для детей сроком обучения на 5-6 лет
Методическая разработка по классическому танцу для педагогов-хореографов...
"Преподавание классического танца в младших классах хореографических школ и школ искусств".
Основная цель хореографических отделений - не подготовка профессиональных артистов, а эстетическое воспитание средствами танца, обучение здесь должно быть доступно большему кругу детей и подростков, ч...
Мониторинг текущего контроля отделение «Хореографическое искусство» специальность «Хореография»
Мониторинг текущего контроля отделение «Хореографическое искусство» специальность «Хореография»...
Методическое пособие по постановке танца для обучающихся детей хореографическому искусству в студии современного танца Метаморфозы
Целью данного пособия является помощь при создании законченного произведения искусства....