"В чем нуждается детство"
статья по теме

Каращук Ольга Николаевна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karashchuk_o.n.esse_v_chem_nuzhdaetsya_detstvo.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Международная педагогическая творческая олимпиада PEDOLIMP

XY Конкурс публицистических работ

Каращук Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 1»

п.г.т.Уренгой  Пуровского района

Ямало-Ненецкого автономного округа

ЭССЕ

В чем нуждается детство?

«Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от  того, кто плохо воспитан» (Ф.Честерфилд).

Вы можете вспомнить свои  детские страхи? Я больше всего боялась  остаться одной, без родителей.  Вы тоже? А почему, как думаете? Семья – это любовь, защита и безопасность, это то, без чего ребенок может погибнуть -  «люби, или погибну!». Пройдите по школе, зайдите в любой класс, с первого по одиннадцатый, задайте детям вопросы о счастье, о том, что им необходимо, - вы услышите многократно повторяемое: семья! любовь! Нужда детства номер один – это семья. Дети более всего нуждаются в любящих, благоразумных родителях. Детям нужна любовь, много любви и много внимания.

От кого и от чего лучше, чем кто-либо, защитит ребенка семья? Кто, или что, его – а значит – и наши, враги? Я их разделяю на две категории: внешние и внутренние. Начнем с последних.

Внутренние враги ребенка – это несформированные ценности, размытые жизненные ориентиры, отсутствие абсолютных истин, высоких идеалов; леность ума, несамостоятельность, безответственность, неприученность к труду. То есть, самый большой враг ребенка – это плохое воспитание.

Ни малейшего преувеличения или пафоса нет в словах А.И.Герцена: «Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка». При этом Александр Иванович вряд ли представлял себе темп нашей жизни, суетность наших городов, лавинообразность и доступность любой информации и пр. И при всем при этом, папы и мамы – олицетворение детских мечтаний о счастье, - что для вас главное в жизни? Ни у кого больше нет таких шансов повлиять на воспитание ребенка, как у семьи. Специалисты отводят ей решающую роль в сравнении со школой и другими общественными институтами. Особенно же важны первые пять лет жизни, когда формируется личность ребенка.

Любой родитель желает самого лучшего для своего дитя, и на данный момент времени, и всегда имея в виду перспективу. Чем он должен снабдить своего ребенка для получения этого лучшего и для защиты его от порока и посредственности? Верными жизненными ориентирами, четкими нравственными критериями, пониманием пределов допустимого, полезного.

Любящие родители устанавливают стандарты поведения, обязательно объясняют ребенку, почему в семье существуют такие правила, требования; ребенок понимает, от чего они призваны его оградить, чему научить.

Родители ответственны за то, чтобы помочь ребенку раскрыть свое дарование, помогают ему достигать поставленных целей. «Куда не влекут способности, туда не толкай», - предостерегал великий педагог Ян Амос Коменский. Родитель замечает, что его ребенок выделяет особой  любовью, что побуждает его к действию, что вызывает у него энтузиазм, страсть, – вот там и находятся заложенные в нем  величайшие способности.

Мудрые родители заботятся о наполнении разума, об источниках и свойстве информации, которую поглощают дети. Они обязательно учат ребенка преобразовывать негативную реакцию или позицию.

Заботливые родители приучают детей к физическим упражнениям, к правильному питанию, они заботятся о манерах и приличном внешнем виде своих детей.

Все перечисленное - аксиомы. Почему же все реже встречаются хорошо или просто воспитанные дети? Посмотрим  правде в глаза: дисциплинирование (в греческом языке это слово  однокоренное с «ученичеством») не нравится не только детям, но и взрослым. Почему не нравится?  Оно отнимает много времени. Оно встречает сопротивление ребенка.

Дети, с одной стороны, очень многое понимают и чувствуют, у них есть, чему поучиться: искренности, простоте, жажде новизны, незлобливости, умению радоваться, готовности прощать и др.; с другой – они могут быть капризны, непостоянны, хитры, способны к манипуляции,  в стремлении оправдать себя идут на ложь и лукавство. Для взрослых последовательно стоять на своем, преодолевать сопротивление может оказаться непростым делом. Намного удобнее  «поверить» в то, что домашнее опять не задали, а запах оттого, что постоял рядом с курящим; удобнее  предоставить ребенка телевизору, компьютеру, многофункциональному телефону. Они, несомненно, научат многому... Так  удобней: идти на поводу, не замечать, не нарушать мирной атмосферы в доме последовательной требовательностью. Но что для вас в жизни дороже всего? Ваш комфорт или счастье вашего ребенка?

Одна из очень дорогих вещей в наших жизнях – это время. Расставьте приоритеты, не променяйте времени на ребенка на что-либо другое, особенно в  первые годы его жизни, когда формируется личность и характер человека. Для ребенка очень важно быть уверенным в том, что он любим безоговорочно. Неуверенность, переживания: любят ли его вечно занятые родители? - заставляют жить в напряжении, провоцируют искать заменителей родительской любви и внимания в других местах.

Не бойтесь казаться старомодными в своих взглядах и требованиях. Вечные ценности и абсолютные истины не устаревают. Благодаря тому, что они существуют и вам в свое время их передали, мир и существует до сих пор.

Я пойду немного дальше. Родители должны возбудить в своем ребенке жажду к хорошему, к добродетели. «Предмет истинного воспитания не только в том, чтобы заставлять людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливыми, но и алкать и жаждать справедливости», - утверждал английский писатель Джон Рескин. Вырастить человека пытливого, ищущего, стремящегося к развитию, к росту, - вот благородный идеал родителя. У вас это получится, если вы сами таковы. Или если очень захотите быть такими. Тем самым можно выстроить еще одну линию защиты для наших детей - от посредственной жизни, которая неизбежна, если не посеять в ребенке стремление к лучшему, к развитию, к совершенствованию, к идеалу.

«Куда уходит детство?»  Извините, есть в молодежном слэнге точный адрес - в  «пофигизм». Иногда замечаешь пустоту, равнодушие в глазах 16-17-летних, зацикленность на внешнем,  материальном, - откуда это? Не от наших ли: «деньги, деньги», от постоянно повторяющихся мантр: «для себя, любимой», «себе, любимому», «ты этого достойна», и вот это еще: «не парься»?.. В далекой древности мудрый Соломон отметил: «За все отвечает серебро», а с тех пор были времена куда тяжелее нынешних. Вы замечаете, что в обществе абсолютных истин становится все меньше, а вместо них: «что мне удобно, то и истинно; как мне комфортно, так и правильно»? Вот это дети усваивают «с лету». Не надо пенять на времена, надо честно признаться и решить, что же важнее в ваших жизнях – собственный комфорт или счастье своих детей?

А в школе?  Хорошо, если  ребенка встретит духовный, пытливый, внутренне свободный, не законсервированный в «собственном соку» взрослый человек - Учитель. Хотелось бы, чтобы каждый учитель был таков:  человек пылкой, молодой души, способный возвысить детей над обыденностью, способный сопротивляться будничности и рутине;  вдумчивый, внимательный  к детям; помыслы у него неприземленные, он ведь не озабочен исключительно своим предметом, полноценная человеческая личность – вот его забота; мышление у него незаезженное, взгляды – незашоренные, он склонен к самоанализу, он сравнивает себя с собой  вчерашним, он тянется к подобным себе людям, он осознает ответственность?… Рядовой учитель изнемогает от  непрекращающегося реформирования образования, между ним и детьми воздвигнут  бумажный вал  инструкций, справок, планов, отчетов, программ, окриков… Сложно ему, очень сложно. Но ведь возможно же стать Учителем, если он, как и родитель, пожелает взвесить свои жизненные цели, еще раз спросить самого себя о смысле жизни, расставить приоритеты.

Всего настоящего на земле мало. Но оно и стоит того – поисков, усилий, времени, денег. Настоящий отец, настоящий учитель.  А если не так, не посещает ли иногда чувство, что жизнь – настоящая – проходит мимо, а то, что есть – это жизнёшка с ее рутиной, суетой, обыденностью, «лучшее из худшего и худшее из лучшего»?..  В самом деле, о несделанном мы будем жалеть гораздо больше, чем о том, что сделали. Как бы ни был низок в обществе сегодня авторитет учителя, не бывает нейтральным его воздействие: учитель оставляет детей или в лучшем, или в худшем состоянии. На все времена вырвалось у Антона Павловича Чехова: «Если бы вы знали, как России необходим хороший, умный, образованный учитель…»

Есть и другие враги у детства, внешние. К ним относятся обстоятельства непреодолимой силы.  С одной стороны, мы продумываем и предпринимаем все, что в наших силах, для физической и психической безопасности детей, и в большом, и в малом, и на сегодняшний день, и на перспективу; с другой - что в своей жизни  мы можем держать под контролем? Назовите хоть одно… Как мы можем защититься от вылетевшего на автобусную остановку автомобиля? От занесенной в организм инфекции? От заложенного взрывного устройства? От многого-многого, подобного сему?

Когда я размышляю об этом, мне на ум неизменно приходит одно словосочетание: молитва благочестивой матери. Я не о зашитых в одежду полосках ткани с написанными молитвами, не о надетых оберегах, - у них нет силы спасать, я об искренней, сердечной просьбе к Нему, с детской верой в Его защиту. «Блажен, кто верует! Тепло ему на свете! Воистину блажен, воистину тепло…» (В.Лихачев).

Позволю себе коснуться еще одной угрозы для детства - навязываемого избытка прав для детей. Кто еще не слышал о ювенальной юстиции, о проекте «Детство 2030»? «Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? – Это приучить его не встречать ни в чем отказа», - констатировал  французский мыслитель и педагог Ж.-Ж..Руссо.

Сегодняшние 9-11-классники в недоумении оттого, что их младшим братьям и сестрам в семьях позволяется все больше и больше. Юноши и девушки не допускают применительно к своим будущим детям подобной избалованности, замечая в младших больше проявлений вредных привычек и дурных наклонностей, чем в самих себе в том же возрасте.

Когда вы смотрели репортажи о беспорядках молодежи и подростков в Париже, Лондоне, вы ведь задумывались: а в результате чего они стали способными к подобным бесчинствам? Причины в следующем: воспитываясь зачастую без отца в доме, освободившись от дисциплины в школе, подростки охладели к учебе, перестали уважать взрослых, особенно учителей. Плохо усвоив школьную программу, они хорошо усвоили свои права, уверовав в свою безнаказанность.

Самостоятельно определять, выбирать траекторию своего развития  до определенного возраста ребенок не может, он поплывет по течению: как легче, как большинство, как «прикольней». Нельзя «награждать» ребенка теми правами, которые он пока, в силу возраста, не может понести. Нельзя толкать детей испытывать на себе все фальшивые ценности и сомнительные модели поведения. Предполагаемая цена «все попробовать самому» - это разочарование, опустошенность, цинизм, загубленные возможности и сами жизни.

Так в чем  же ответственность общества перед детьми? Осознать, что отказ от моральных абсолютов в пользу собственного комфорта губителен. А то и впрямь забота о состарившихся «неконкурентоспособных» родителях  станет атавизмом. Будем помнить, что «есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо избегать» (Ж.-Ж.Руссо).

Очевидно, что жизнь не станет менее интенсивной. Работа по-прежнему будет претендовать на всего тебя. Телевидение не перестанет формировать антиценности. Социальные сети, делая максимально доступной информацию о ребенке, останутся источником нежелательной для него информации. И т.д., и т.п. Следовательно, надо  выстраивать приоритеты и жертвенно им следовать. Дороже детей у нас никого нет.

Если кто-то осознает свои упущения в воспитании, видит свои ошибки, - не отчаивайтесь. Ищите мудрости. Учитесь вкладывать в своих детей – время, силы, любовь. «Начинайте виться, - говорят англичане, - и Бог подставит вам колышек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пренебрежение нуждами ребёнка презентация для сотрудников ДОУ

В данной работе отражены различные формы пренебрежения нуждами ребёнка....

Классный час «Если нуждаешься в твёрдой опоре, выучи русский язык!»

Чтобы быть достойным гражданином своей страны, необходимо в совершенстве владеть родными словом....

Ж. Верн. "Дети капитана Гранта" Капитан Грант нуждается в помощи

Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" - " Капитан Грант нуждается в помощи"...

Эссе "В чём нуждается детство?"

Авторские размышления о насущных проблемах современного образования....

Сочинение " В чем нуждается детство?"

Сочинения учащихся о детстве...

Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём. Эдвард Григ

Тема урока: Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём. Эдвард ГригЦели урока:Воспитывать эстетические чувства.Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления,...