"Психофизические тренировки в предпрофильной подготовке"
материал (10 класс) по теме
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
И в этот период, как никогда, важно своевременно поддержать подростка, чтобы избежать нервного срыва, подрыва здоровья. Эмоциональная сфера ребенка в этот период очень обострена. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей. В связи с несомненным падением здоровья детей необходимо внедрять в учебный процесс современные оздоровительные программы.
Введение психофизических тренировок в этот период очень своевременна .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Психофизические тренировки в предпрофильной подготовке" | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Психофизические тренировки в предпрофильной подготовке»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность:
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
И в этот период, как никогда, важно своевременно поддержать подростка, чтобы избежать нервного срыва, подрыва здоровья. Эмоциональная сфера ребенка в этот период очень обострена. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей. У выпускников школы наблюдается следующая картина: у 30% - расстройства нервной системы, у 20% - заболевания сердечно-сосудистой системы, у 62% - нарушения опорно-двигательного аппарата. В связи с несомненным падением здоровья детей необходимо внедрять в учебный процесс современные оздоровительные программы.
Введение психофизических тренировок в этот период очень своевременна .
Сущность психофизических тренировок:
Сейчас каждый знает, что двигательная активность полезна для здоровья. Что же касается роли движений в физическом и психическом развитии ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах, статьях о воспитании.
«…Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объем информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции» (Ю. Змановский). В связи с недостатком движения организм человека испытывает на себе влияние дисгармонии нервных и физических функций.
Установлено, что переживания и длительные психотравмирующие состояния, особенно на фоне имевшегося отклонения в состоянии здоровья, провоцируют нарушения деятельности вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции и внутренних органов.
Негативные тенденции в состоянии здоровья школьников, гиподинамия и психические перегрузки определяют необходимость формирования физической культуры личности обучающихся с учетом их индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации. На решение этих задач направлена разработанная нами программа.
Психофизическая тренировка – это метод самовоздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования органов, словесного подкрепления с целью повышения психофизического потенциала, воспитания активного внимания, воли, развития памяти, формирования самообладания и адекватные реакции на раздражители.
Психофизическая тренировка основана на активной мобилизации естественных защитно - приспособительных реакций организма человека и направлена на гармоничное развитие личности.
Психофизическая тренировка является не только эффективной формой лечебной физкультуры, но и разновидностью психотерапии и аутотренинга.
Цели и задачи:
Цель:
Содействовать развитию физического качества и гармонизации эмоционально- личностной сферы.
Задачи:
Обучить ребенка навыкам лечебных упражнений, комфортному восприятию физических и психических нагрузок, и на базе этих знаний и умений помочь детям максимально оздоровить свой организм.
Организовать сбор информационно- диагностического материала для организации и внедрение предпрофильной подготовки, профессионального обучения и для профессиональной ориентации школьников.
Составить программу единой диагностики учащихся с целью отслеживания результативности психофизических тренировок с учетом этого обучения.
Этапы реализации проекта:
Первый период.
1.Изучение информационного материала и определение связи с потребностями и актуализацией школьных проблем.
2.Создание инновационной группы по разработке основных идей и «измерение» возможностей школы к внедрению предполагаемой инновации.
3.Эксперементальное внедрение инновационной программы, обеспечивающий позитивный успех при условии принятия педагогическим советом, общим школьным собранием, советом школы.
4. Закрепление и адаптация к нововведению. Преодоление отрицательных и проблемообразующих противоречий.
5. Создание инновационной модели по реализованному нововведению. Обобщение опыта и рекомендации к применению технологии нововведения.
Второй этап.
1.Реализация проекта.
Третий этап.
1. Анализ результатов реализации проекта, подведение итогов, организация и проведение конференции.
Гипотеза.
Введение психофизических тренировок в качестве сопровождения процесса обучения в старшей ступени позволит:
снизить психологические перегрузки учащихся;
развивает физические качества, максимально активизирует решение профессиональной ориентации;
снижается уровень реактивной тревожности, гармонизируется уровень самооценки, повышается умственная и физическая работоспособность.
Основа проекта:
Психофизическая тренировка является как бы инструментом, с помощью которого каждый может строить свое здоровье.
Условия реализации проекта:
1. Оснащение кабинета:
Аппаратура: магнитофон, видеомагнитофон, аудиокассеты, фотоаппарат.
Помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям, кушетки, маты.
Компьютер и видеомагнитофон.
Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся.
Материалы и инструменты: мячи, гантели.
Методический фонд и средства обучения:
Методическая литература;
Тематические папки с подборкой познавательного материала по темам;
Аудио-, видематериалы , виртуальные материалы по темам.
Принципы программы:
Спиральный учебный план.
Программа принимает во внимание то, что потребности и способности у учащихся
различаются в зависимости от возраста и развития. Темы программы рассматриваются постепенно разворачиваясь и усложняясь. Такой принцип организации материала способствует закреплению ранее полученного опыта обучения и создает основу для усвоения дальнейших знаний.
Системный подход.
Этот принцип предполагает рассмотрение культуры здоровья , как части общей культуры личности, что находит свое отражение в формулировке целей и задач, а также используемых методиках.
Социокультурная и возрастная адекватность.
Принцип означает использование актуальных для конкретной группы учащихся нормативов, ценностей и поведенческих схем, связанных с сохранением и укреплением здоровья, популярных в молодежной среде.
4.Практическая целесообразность.
Формируемые у учащихся оценочные суждения и представления, связанные со здоровьем, носят практический характер.
Наглядность.
Принцип наглядности понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих учащихся с окружающей средой.
Ожидаемое продвижение учащихся в достижении результатов по окончании каждого класса характеризуют следующие моменты.
знания в вопросах здоровья становятся более глубокими;
расширяется соответствующий словарь;
концептуальное понимание становится глубже;
развивается способность видеть связи и делать обобщения;
новые знания, умения и навыки не только дополняют, но и обогащают, что были приобретены ранее;
формируются умения и навыки адекватно взаимодействовать с окружающей средой;
определяются в выборе профессии;
реализация себя в общественной и профессиональной деятельности ;
развиваются профессионально важные качества, необходимые для успешного освоения профессий.
Мониторинг программы осуществляется через комплексную оценку уровня знаний, ценностей, умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе обучения. Результаты обучения, направления и показатели знаний помогут ученикам ставить четкие задачи в вопросах планирования, обучения и научения, и проводить оценку успехов учащихся применительно к этим задачам.
Ожидаемый результат:
улучшение здоровья и повышение запаса жизненных сил;
оптимизм;
живость ума, улучшение памяти;
радость общения с людьми;
раскрепощается эмоциональная сфера личности;
обучение способности находить выход из нестандартных жизненных ситуаций, устранение социальных и групповых барьеров, а также многих комплексов;
профессиональная ориентация.
Основными результатами воспитательного процесса могут стать показатели в развитии способностей учащихся:
способность к самоанализу и самооценки своего уровня развития;
способность к поиску необходимых средств и окружения для своего собственного развития;
способность к управлению своим собственным поведением, к творческому разрешению проблем личностного и общественного характера.
Последействие:
Дети способны применить полученные знания и умения в жизни, пребывают в активной позиции, могут реализовать свои знания и умения.
Критерии эффективности проекта:
Изменение отношения учащихся к своему здоровью, здоровью окружающих ( анкетирование).
Улучшение показателей физического и соматического здоровья по результатам медицинских обследований.
Повышение уровня самосознания, самооценки, воспитанности школьников.
Методы и технологии.
Вербальные методы: изложение темы, обсуждение в группе, речевые указания, объяснение условий игры и упражнений , комментарий и т.п.
Текстовые методы: анкеты, тесты, вопросники и т.п.
Визуальные методы: видеоматериалы, реальные предметы, специфические жесты, мимика.
Эмпирические методы: демонстрационные показы, ролевые игры, упражнения, развивающие упражнения и т.п.
Интерактивные методы
«Мозговой штурм»( цель – стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей)
Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого – либо спорного вопроса.
Ситуативно – ролевые игры – небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет неадекватным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)
Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...
Проблема предпрофильной подготовки и профильного обучения, роль элективных курсов, факультативных занятий, специальных курсов для усиленной подготовки к ГИА и ЕГЭ по физике.
Доклад был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...
Психофизическая тренировка
Психофизическая тренировка...
Доклад "Эффективность воздействия метода круговой тренировки на физическую подготовку боксеров этапа начальной подготовки"
Доклад на заседании методического совета физического воспитания г. Минусинска...