эссе
статья по теме

Болконская Марина Евгеньевна

 

    

Развитие школьной инфраструктуры как фактор повышения качества образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

Ленинградский областной институт развития образования

Факультет  «Менеджмент в образовании»

Эссе 



на тему:
«Развитие школьной инфраструктуры как фактор повышения качества образования»»

Выполнила :  Болконская Марина Евгеньевна,

директор МОУ «Волосовская НОШ»

                                                                   Проверил:             

                                                                                          кафедра, должность, звание

Санкт-Петербург

2012 год

Развитие школьной инфраструктуры как фактор повышения качества образования

Введение.

    Показателями качества работы школы, правильности выбранной педагогической стратегии всегда оставались дети, уровень их развития.

Кто как не дети являются индикатором успехов или неудач учителя?! «..Если ребенок приходит задумчивым из школы, значит, там что-то не в порядке,..» -писал В. Сухомлинский. И наоборот, веселые и здоровые дети — свидетельство того, что педагогическая теория нашла реальное воплощение в практике.

  Каждый учитель, и тем более руководитель, готов отстаивать свою позицию, что его школа - лучшая.

  Наш коллектив придерживается такого же мнения относительно своей школы.

    Волосовская начальная общеобразовательная школа молодая, ей всего 14 лет. В городе только наша школа «начальная», имеет высокий рейтинг - записываться в первый класс приходят 1 сентября за год до поступления в школу.

   Находится школа в оживленном микрорайоне города, удачно расположена по отношению к транспорту.

   Только в нашей школе в районе обучение ведется по различным предметным линиям : «Школа России», « Развивающая система академика Л.Занкова», «Начальная школа XXI века», организованы специальные (коррекционные) классы.

  И тем не менее в 2007-2009 учебных годах ситуация конкуренции городских школ заставила задуматься :

    А что необходимо изменить в школе, чтобы шагать в ногу со временем и при этом сохранить свой контингент, отвечать запросам населения, держать планку качества образования?! И какую роль при этом играет инфраструктура образовательного учреждения?

  “…Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.
     Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть ветхой - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребёнку должно быть комфортно: и психологически, и физически. ..» из Послания Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года.

Основная часть

2.1 Переосмысление этих слов, сложившейся ситуации конкуренции в нашем городе  привело к Проблемному анализу деятельности школы и рабочей группой была создана Программа развития на 2009-2014 годы. В 2010-2011 учебном году корректируются цели и задачи :

Цель: Совершенствование образовательного процесса, обеспечивающего современное качество образования, выражающееся   в уровнях сформированности ключевых компетентностей  выпускника начальной школы.

Задачи:

1. Обеспечение  работы по обновлению современной школьной инфраструктуры и комплексному обновлению условий реализации образовательных программ.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов, связанные с введением новых образовательных технологий;

3. Развитие государственно - общественного характера управления.

Обеспечение безопасных условий .

Первостепенное значение имело создание безопасных условий жизнедеятельности обучающихся:

 Установлен домофон;    

Определен пропускной режим в ОУ;

Установлены видеокамеры наружного наблюдения;

               

         

Совершенствовалась база пожарной безопасности: произведен капитальный ремонт системы оповещения, установлена тревожная кнопка, сигнал выведен на пульт пожарной охраны;

Выполнены все предписания пожарной инспекции.

Кадровый потенциал ОУ.

   Обучение по различным УМК  требовало качественной подготовки кадров. И мы отошли уже в 2009 году от периодичности прохождения курсов 1 раз в пять лет. Жизнь диктовала свои условия: и наши педагоги выезжали на Проблемные курсы, проводимые авторами учебно-методических комплектов, семинары. Не случайно в 2010 году школе было доверено участие в инновационной деятельности по введению ФГОС НОО. В инновационной площадке начали работать два педагога, 56 детей.

   За 2010-2012 годы обучение по новым стандартам прошли все педагоги школы, в том числе по накопительной системе,  в дистанционной форме,   обучение учителя-тьютора дистанционного обучения детей-инвалидов. С 2011 года мы начали обучение еще и по Перспективной начальной школе.

Требования к условиям.

    Но введение новых стандартов указало нам на Требования к условиям ведения образовательной деятельности.

    Согласно новому видению школы, это не просто место, куда приходят дети и подростки, отсиживают на скучных уроках и получают документы об образовании.

Школа – культурный и научный центр, клуб по интересам, надежный компас для поиска возможностей, раскрытия самого себя.

       Поэтому приоритетами в совершенствовании инфраструктуры школы для нас являются

обеспечение доступа к методическим, информационным  ресурсам;

оборудование специализированных кабинетов учителей, их техническое оснащение;

функционально и эстетически грамотно спланированное школьное пространство, обеспечивающее физическую и психологическую безопасность;

 использование информационных технологий;

наличие пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения, обеспечение образовательных потребностей ученика, личностный рост;

наличие системы поддержки и сопровождения учащихся.

     

 И опять пришлось задуматься. Наша школа расположена в приспособленном здании с центральным отоплением, системой канализации и водоснабжения. Здание введено в эксплуатацию в1998 году. По проекту планировалось строительство детского сада. И структура здания не совсем обычна для школы. В школе 17 учебных кабинетов. В школе имеются спортивный зал, столовая, актовый зал,  медицинский кабинет, библиотека, 1 компьютерный кабинет , кабинет логопеда. Правда , по площади,  они все нам маловаты…Исходя из условий образовательный процесс приходится строить так, чтобы весь день детям в школе было комфортно.

   Учитывая особенности здания пришлось многое переделывать по предписаниям Роспотребнадзора.

     Я могу сказать, что благодаря работе в инновационном режиме в школе совершенствуется материально-техническое обеспечение всего процесса:

создаются рабочие места учителя – из 16 оборудованы 13( более 70%);

Школа подключена к сети Интернет;

Оборудуется кабинет иностранного языка;

   

 Конечно, модернизация учебно-материальной базы дело не одного дня, и даже не одного года. Важнейшие проекты и программы - как федеральные так и региональные-стали основой создания современной инфраструктуры образования.

      В 2010 году 270 тыс. руб. выделено школе благодаря реализации введения новых стандартов, с которых и началось переоснащение рабочих мест учителей.

Приобретено интерактивное устройство mimio.

Полностью обновляются учебно-методические комплекты в соответствии   с ФГОС.

2.5 Обеспечение здоровьесберегающей среды обучающимся

     В 2011 учебном году в программе развития корректируются задачи по сохранению здоровья.

      Одной задач ставим : Совершенствование  адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

     Координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Обновляется школьная мебель для специальных (коррекционных) классов: одноместные парты с закругленными краями, изменением угла поверхности, приобретаются конторки, современные игровые модули для зоны отдыха в классе.  

Обновляется спортивное оборудование и спортивный инвентарь .

                                                                                        

    Для психологической разгрузки детей и сотрудников оборудована комната релаксации,  игровые зоны в классах коррекции.

   

   Комплекс мер модернизации образования

Одним из значимых источников финансовых средств для оснащения учебных кабинетов, приобретения современного лабораторного, спортивного оборудования, методических пособий, технологического оборудования для пищеблока явились средства, полученные по Комплексу мер модернизации образования -476000 рублей.

 Существенным приобретением стала линия подогрева пищи на раздаче в обеденном зале. Это позволит всегда сохранять приготовленную пищу в теплом виде и обеспечит качественное горячее питание. Охват питанием в школе составляет 91%, из них на льготном питании 106человек.

           

Я уже говорила о том, что мы работаем в приспособленном здании. Количество детей  сегодня 364человека. Спортивный зал всего один и очень маленький. Обеспечение двигательной активности, подвижных игр, третьего часа физкультуры – все очень сложно. Но новый современный  игровой модуль позволяет теперь разнообразить эти формы работы как на уроках физической культуры, так и на переменах, на группах продленного дня, в тоже врем он менее безопасен, чем спортивное оборудование и доставляет детям удовольствие.

   

      2.7 Научно-методическое сопровождение образовательного процесса Методическая составляющая инфраструктуры определяется внутришкольным  проектом «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС НОО» и рядом других проектов, которые служат основой для совершенствования научно-методической работы, ориентированной на непрерывное профессиональное развитие.

Программа «Управление качеством введения ФГОС НОО в МОУ «Волосовская НОШ».

Программа внеурочной деятельности.

Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования в МОУ «Волосовская НОШ».

Проект «Создание системы методического сопровождения педагогов начальной школы в области коррекционной работы как важнейшего условия, обеспечивающего эффективность перехода на ФГОС нового поколения».

Реализацией задачи  развитие государственно – общественного характера управления стал общественный договор  3-х сторонний.

     Основное требование к педагогу – способность работать в инновационном режиме, сопровождать развитие ученика. Важнейшими результатами этой работы можно считать то, что из 19 учителей школы 10 являются лауреатами и участниками конкурса  профессионального мастерства.

    Педагоги школы являются членами школьных интернет-сообществ, принимают активное участие в различных всероссийских интернет- конкурсах.

   Педагогический коллектив школы является стабильным. 15 педагогов имеют собственные сайты. Школьный сайт в 2011 году занял 2 место в муниципальном конкурсе. Все педагоги работают с электронными журналами и дневниками в Сетевом городе. Разнообразные формы методической работы (методические дни, психолого-педагогические семинары, творческие объединения учителей, Дни психологической разгрузки педагогов и др.), а также деятельность Методического совета школы способствуют повышению профессионального мастерства педагогического коллектива.

2.8 Инфраструктура и качество образования …

    И все-таки, повлияло ли совершенствование школьной инфраструктуры на  качество образования или нет?   Могу сказать, что «да».

     Об этом свидетельствует сравнительный мониторинг за 2 года.

Произошли изменения в деятельности участников образовательного процесса:

Изменения в деятельности педагогов;

Изменения во взаимодействии между педагогами ;

Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся;

Изменения в деятельности обучающихся.

Если же говорить о более формальных показателях качества образования, можно отметить следующее:

Учителя обмениваются опытом, используя единую информационную среду, размещая свои методические разработки на сайтах профессиональных сообществ. Центр развития методической работы в системе образования ФГАУДПО Академии в повышении квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

На сайте образования экспертизы учебники в конкурсе в метапредметного урока в начальной школе «Открывая мир, открываешь себя» разместили свои уроки Лешкевич Т.П., Поддубняк М.В., Малышева Н.В., Охрименко Е.В., Жагло Н.В., Смирнова Ю.А., Висленева Ю.Ю.

На сайте nsportal.ru для участия во всероссийском конкурсе для учителей при Министерстве образования и науки «Я – классный руководитель» опубликовали свои воспитательные концепции Малышева Н.В., Охрименко Е.В., Федорова М.А., внеклассные занятия Поддубняк М.В., Лешкевич Т.П.

        Итог: выход во вторую десятку участников общий рейтинг виртуального голосования Федоровой М.А. 29/100, Малышевой Н.В. 29/100, Лешкевич Т.П. 28/100, Охрименко Е.В. 28/100, Поддубняк М.В. 23/100.

На сайте Занковцев в конкурсе на лучшую символику класса были размещены работы Медведевой Я.В., Федоровой М.А., Малышевой Н.В.

Важнейший показатель –мониторинг качества знаний. Контроль за усвоением программного материала учащихся первых и вторых классов в конце учебного года включал в себя:

Написание итоговых контрольных работ по русскому языку и математике.

Проверка уровня сформированности  навыка чтения.

Написание учащимися 1-х и 2 а, 2б классов, реализующими стандарты второго поколения, итоговой комплексной контрольной работы.

     Контрольная работа по русскому языку включала в себя диктант и грамматическое задание. Работу выполняли 98 учеников, что составляет 84 % от списочного состава учащихся. Показатель качества  за диктант в классах, обучающихся по новым ФГОС -88,5%, что на 8,5% выше показателя прошлого учебного года.  Уровень обученности в 1 классах 78,7%, что на 10% выше результатов прошлого года.

        Показатель качества  за диктант во 2-х классах, обучающихся по новым ФГОС  -76%, что на 6%  выше 2 в класса, обучающегося по системе «Школа России»  и не участвующего в реализации ФГОС. Показатель качества классов,  реализующих ФГОС составил 81%, обученности -85,5%, что на 16% и 12,5% выше показателей по системе «Школа России».  

Заключение

    Во многом эти достижения обусловлены тем, что в течение последних лет ключевым направлением реализации программы развития школы явилась работа по созданию и развитию современной школьной инфраструктуры: т.е. совокупности всей материально-технической и методической базы, всех служб школы, а также связей с организациями, обеспечивающими необходимые условия для деятельности школы в целом. Конечно, существует еще целый ряд проблем, которые так или иначе тормозят развитие школы. Но общими усилиями многие задачи решаются.

    Говоря об инфраструктуре школы, я убеждена, дети должны учиться в красивой школе. Это создает позитивное настроение к той среде, в которой ребенок находится целый учебный день. И здесь я не могу не вспомнить знаменитое высказывание А. П. Чехова о красоте. И хотя там речь шла о красоте человеческой, несомненно, но на мой взгляд, все те критерии красоты применимы и по отношению к школе.

   Красивая школа — это не только (и не столько!) радующий глаз нарядный фасад здания! Это - прежде всего то духовное начало, которое она закладывает в души детей.

    Красивая школа — та, где есть желание детей учиться, а педагогов — работать.

    Красивая школа должна быть «огнем, мерцающим в сосуде», а не «сосудом, в котором пустота», если говорить словами известного русского поэта Н. Заболоцкого.

     Красивая школа — это счастливые, одухотворенные дети и мудрые преподаватели; дружный коллектив и атмосфера дружбы, сотрудничества, здорового соперничества.

    Пусть  как можно больше детей учатся именно в таких красивых школах.

   

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...