Мониторинг здоровья
методическая разработка по теме

Материал представляет собой разработанный инструментарий для осуществления мониторинга здоровья в школе. Работа является одним из разделов мониторинга и оценки качества образования на основе выбранной модели СОКО ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_zdorovya.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

МОНИТОРИНГ

СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

РУКОВОДИТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ:

Мешкова Евгения Александровна

ЧЛЕНЫ ГРУППЫ:

Кучер Наталья Ивановна,

учитель биологии

Ишимников Константин Викторович,

учитель физической культуры

с. Екатеринославка

2008г

Цели и задачи: формирование информационного фонда о состоянии физического здоровья учащихся, выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья и воздействием факторов школьной среды, определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье воспитанников школы, прогнозирование состояния их физического здоровья, подготовка решений, направленных на его укрепление и непосредственная реализация этих решений.

Выполняя Закон РФ «Об образовании», школа должна организовать контроль за осуществлением медицинского надзора и состоянием здоровья учащихся, Функцией образовательного учреждения должна стать функция оздоровления и охраны здоровья, развитие здорового образа жизни, поэтому мониторинг физического здоровья учащихся должен стать основанием для управления здоровьесберегающей деятельностью школы в целом.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

I этап - Подготовительный этап (январь 2008 года – август 2008 года)

II этап - Практико-ориентированный (сентябрь 2008 года –май 2009 года)

III этап – Завершающий (июнь 2009 года – август 2009 года)

Мониторинг состояния здоровья учащихся осуществляется по трём направлениям:

оценка условий обучения, оценка физического развития, состояния здоровья, оценка двигательной подготовленности

Оценка условий обучения

Состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся

Цели и задачи: организация системы наблюдений за экологическим состоянием школьных помещений, разработка мер по оздоровлению микроклимата в школе.

Здоровье человека в значительной степени определяется состоянием микроклимата и интерьера мест его нахождения. Оптимизация этой среды достигается за счет светового, цветового комфорта, уровня влажности, противошумовых мероприятий, очистки воздуха. В мониторинг уровня комфортности а школе входят вопросы по наблюдению и изучению организации питания, состояние микроклимата в учебных кабинетах, рекреациях в соответствии с нормами СанПиНа.

Составляется таблица оценивания организации питания.

Класс

Всего уч-ся

Питающиеся в столовой

По талонам

Бесплатно

Составляется таблица оценивания школьных помещений.

2 этаж

Критерии оценки

Кабинет №3

Кабинет №5

Кабинет №6

Кабинет №7

Кабинет №8

Кабинет №15

Кабинет №16

Библиотека

степень освещенности

+

анализ норм покраски стен

-


соблюдение воздушного режима

соблюдение санитарно-гигиенических норм

соответствия школьной мебели возрасту учащихся


правильность расстановки мебели

расположения классной доски

соблюдение техники безопасности

предупреждение травматизма

визуальная комфортность

Собранная информация систематизируется, проводится анализ, выносится решение о состоянии школьной среды и разработка предложений по ее улучшению.

Организация учебного процесса с точки зрения вопросов здоровьесбережения

Цели и задачи: отследить и проанализировать  организацию  учебного  процесса  с точки   зрения   здоровьесбережения,    внести своевременные   коррективы   в  деятельность педагогического коллектива.

В мониторинг входят вопросы по изучению и анализу режима образовательного процесса.

Критерии оценки

класс

По нормам СанПиНа

Фактически

Недельная нагрузка

1

20

2 – 4

22

5

28

6

29

7

31

8-9

32

10-11

33

Продолжительность урока

1

Не более 35 мин

2-11

Не более 45 мин

Начало занятий

2-11

Не ранее 8.00

Число уроков в день

1

Не более 4

2-4

Не более 5

5-11

Не более 6

Плотность учебной работы

2-4

80

Ежедневная двигательная активность

1-11

2 ч. в день

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья

(методика Н.К. Смирнова)

Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма тест-анкеты для юношей. Из тест-анкеты для девушек исключается вопрос 6. На вопросы № 1-10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы №11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

Вопросы:

1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.

2. Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке.

3. У меня есть привычка сутулиться.

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

8. Нередко читаю при плохом освещении лежа.

9. Я не забочусь о своем здоровье.

10. Бывает, я курю.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

13. Какие состояния для тебя наиболее типичны на уроках?

а) безразличие; б) заинтересованность; в) усталость; г) сосредоточенность; д) волнение; беспокойство; е) что-то другое.

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а) заботятся о моем здоровье; б) наносят здоровью вред методами своего преподавания; в) подают хороший пример; г) подают плохой пример; д) учат, как беречь здоровье; е) им безразлично мое здоровье.

15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

а) не оказывает заметного влияния; б) влияет плохо; в) влияет хорошо; г) затрудняюсь ответить.

Обработка результатов

По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11—12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д. По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

Интерпретация результатов

Благополучным считается результат, составляющий более 6 баллов. «Зона риска» - более 12 баллов. 

класс

Количество учащихся

Зона риска ухудшения здоровья

Благополучный результат

Социально-экономические условия жизни учеников

Цели и задачи:

Оценка социально-экономических условий жизни учеников

Выявление и учащихся из семей с неблагоприятными социально-экономическими условиями жизни, разработка и осуществление мер по поддержке этих учащихся.

Усовершенствование социального паспорта школы

Отслеживание занятости учащихся из семей с неблагоприятными социально-экономическими условиями жизни в школьных спортивных секциях, внешкольных спортивных клубах

Выявление и фиксация хронических заболеваний

учащихся, определение причин заболевания разработка и осуществление мер по поддержке здоровья этих учащихся.

Составляется таблица с указанием категорий семей с неблагоприятными социально-экономическими условиями жизни.

Класс

Общее кол-во учеников

количество и ФИО учеников

Из неполных семей

Многодет

ных семей

Неблагополучных

социально-опасных

семей

Детей из «группы риска»

Стоя

щих на учёте

в КДН

Стоя

щих на учёте

в ПДН

С особыми образователь

ными  потребностями

Находящиеся под опекой

Находя

щиеся на  попечи

тельстве

всего в школе

Оценка физического развития, состояния здоровья

Физическое развитие учащихся

Цели и задачи: медицинское измерение физического развития учащихся (среднее, выше среднего, ниже среднего), анализ соответствия уровня развития возрасту ребенка, разработка и принятие мер по устранению выявленных отклонений.

Сбор информации, обработка данных, анализ соответствия уровня развития возрасту ребенка и представление данных руководителю группы для дальнейшего анализа мониторинга осуществляет школьный медицинский работник.

Составляются таблицы оценивания физического развития учащихся.

класс

ФИО уч-ся

возраст

вес

рост

динамометрия

спирометрия

Вес

Возраст

Норма

Количество учащихся

Средний

Выше среднего

Ниже среднего

Рост

Возраст

Норма

Количество учащихся

Средний

Выше среднего

Ниже среднего

Динамометрия

Возраст

Норма

Количество учащихся

Средний

Выше среднего

Ниже среднего

Спирометрия

Возраст

Норма

Количество учащихся

Средний

Выше среднего

Ниже среднего

Хронические болезни учащихся

Цели и задачи:  выявление и фиксация хронических заболеваний

учащихся, определение причин заболевания, определение типа нервной

системы, определение групп здоровья, составление информационной базы

хронических заболеваний учащихся, разработка и осуществление мер по поддержке здоровья учащихся.

По данным профилактических осмотров, диспансеризации (проводится врачами-специалистами) и результатам анкетирования родителей учащихся (проводят классные руководители) школьным медицинским работником составляется информационная база о видах заболеваний учащихся (заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, заболевания нервной системы, пищеварительного тракта, органов слуха, зрения и т.д.). Далее совместно с руководителем группы составляется общая картина состояния здоровья воспитанников школы: сколько учащихся можно считать практически здоровыми, сколько имеют те или иные отклонения в здоровье и нуждаются в оздоровительных мероприятиях, выявляются тенденции по уровню здоровья, проводится анализ динамики заболеваемости детей за несколько лет.

Анализ полученных в процессе мониторинга показателей физического здоровья (физической подготовленности и физического развития, заболеваемости учащихся) проводится на заседании школьного методического объединения учителей физкультуры и тренеров-педагогов дополнительного образования совместно с директором школы и школьным медицинским работником, где разрабатываются специально организованные коррекционные занятия физкультурой, программы для занятий в тренажерном зале, планы проведения дней здоровья, предложения по развитию связей с бассейном, со спорткомплексом, прогнозирование мер, направленных на расширение багажа знаний учащихся и их родителей в области сохранения и укрепления физического здоровья. .

Анкета для родителей на выявление хронических болезней учеников

ФИО учащегося________________________________________________________________

Класс____________

Бывают ли у вашего ребёнка

I

Беспричинные головные боли, при волнении, после посещения школы.

да

нет

Плаксивость, частые колебания настроения, страхи

да

нет

Слабость, утомлённость после занятий.

да

нет

нарушение сна, долгое незасыпание, чуткий сон, снохождение, ночное недержание мочи, трудное пробуждение по утрам

да

нет

Повышенная потливость, появление красных пятен при волнении

да

нет

Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела

да

нет

Обмороки

да

нет

Повышенная двигательная активность

да

нет

Навязчивые движения (теребит одежду, грызёт ногти, заикается и т.д.)

да

нет

II

Боли, неприятные ощущения в области сердца, учащенное сердцебиение

да

нет

Повышенное артериальное давление

да

нет

III

частый насморк (4 и более раз в году)

да

нет

частый кашель(4 и более раз в году)

да

нет

часто потеря голоса(4 и более раз в году)

да

нет

IV

боли в животе

да

нет

боли в животе после приёма пищи

да

нет

боли в животе до еды

да

нет

тошнота, отрыжка, изжога

да

нет

нарушение стула

да

нет

V

боли в области поясницы

да

нет

боли при мочеиспускании

да

нет

VI

реакция на какую-либо пищу, запахи, цветы, пыль (отёки, затреднённое дыхание, сыпь)

да

нет

реакция на прививки (отёки, затреднённое дыхание, сыпь)

да

нет

появление диатеза (покраснение кожи, шелушение)

да

нет

Составляются таблицы оценивания состояния здоровья учащихся.

класс

Дата рождения

ФИО

Группа здоровья

Хр. заболевания

По результатам диспансеризации

По результатам

анкетирования

класс

Группа здоровья

I

II

III

IV

Всего уч-ся

Класс

количество и ФИО учеников

заболевания сердечно-сосудистой системы

опорно-двигательного аппарата

заболевания нервной системы

дыхательной системы

органов слуха

зрения

Желудочно

кишечного тракта

аллергия

Болезни почек

Всего уч-ся

 

3. Оценка двигательной подготовленности

Физическое воспитание

Цели и задачи: оценка физической подготовленности учащихся, разработка системы мер по ее улучшению.

Для сбора информации по физической подготовленности учащихся составляются таблицы возрастных оценочных нормативов для мальчиков и для девочек и на каждого ученика и класс, заводится карта физической подготовленности. Проведение тестирования учащихся по этим качествам, заполнение карт, анализ состояния физической подготовленности проводится учителями физкультуры два раза в год (1 четверть, 4 четверть). Кроме этого учителя физкультуры подсчитывают количество пропущенных уроков физкультуры учащимися с учетом причин этих пропусков (за 1 и 2 полугодия). Тренеры-педагоги дополнительного образования отслеживают занятость учащихся в школьных спортивных секциях, внешкольных спортивных клубах. Собранная информация обсуждается на заседаниях методического объединения учителей физкультуры и тренеров-педагогов дополнительного образования, где проводится анализ состояния физической подготовленности учащихся, классов, параллелей и т.д., разрабатывается система мер по улучшению нормативных показателей и привлечению учащихся в систему физкультурно-оздоровительных мероприятий школы (спортивные секции, дни здоровья, соревнования, занятия в тренажерном зале, специальные группы по лечебной физкультуре).

Таблица основных оценочных нормативов для мальчиков

тест

возраст

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Отжимание в упоре лёжа (раз)

13

15

17

19

21

23

25

28

32

37

40

Прыжки в длину с места (см)

112

127

140

152

163

174

185

196

206

216

225

Поднимание туловища (раз)

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Висение на перекладине (сек)

9

11

14

18

22

26

32

35

40

46

51

Наклоны туловища вперёд (см)

4

5

6

7

8

9

9

10

10

11

11

Бег 1000 м. (сек)

332

315

298

281

268

256

213

233

224

216

209

Таблица основных оценочных нормативов для девочек

тест

возраст

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Отжимание в упоре лёжа (раз)

8

9

10

11

12

13

14

14

15

15

16

Прыжки в длину с места (см)

104

120

132

142

152

160

167

173

177

180

180

Поднимание туловища (раз)

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

21

Висение на перекладине (сек)

6

9

12

15

19

23

27

31

35

39

41

Наклоны туловища вперёд (см)

6

7

8

9

10

11

12

12

13

13

13

Бег 1000 м. (сек)

374

353

340

325

311

298

288

279

271

265

262

класс

ФИО

уч-ся

нормативы

Отжимание в упоре лёжа (раз)

Прыжки в длину с места (см)

Поднимание туловища (раз)

Висение на перекладине (сек

Наклоны туловища вперёд (см)

Бег 1000 м. (сек)

Занятость учащихся в школьных спортивных секциях, внешкольных спортивных клубах

Название секции, клуба

Количество учащихся

ФИО

Класс

Количество пропущенных уроков физкультуры в 1 полугодии

класс

ФИО

уч-ся

Пропущено уроков

Всего

По болезни

По уважительной причине

Без уважительной причины

Итого

ПЛАН РАБОТЫ НА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Форма работы

Ответственный

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья, (проведение в классах, анализ)

Мешкова Е.А., Кл. руководители

Оценка организации питания

Кучер Н.И., Кл. руководители

Занятость учащихся в школьных спортивных секциях, внешкольных спортивных клубах

Ишимников К.В., Кл. руководители

Оценка социально-экономических условий жизни учеников

Мешкова Е.А., зам директора по ВР, социальный педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг здоровья обучающихся

презентация здоровье сбережение...

Мониторинг здоровья обучающихся

презентация здоровье сбережение...

Мониторинг здоровья

Мониторинг - целенаправленная, целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего ...

Мониторинг здоровья обучающихся

Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По д...

Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".

Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся....

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.

Новая концепция отечественного образования и проводимая на её основе модернизация школьного обучения относит охрану здоровья обучающихся к приоритетным задачам школы. В нашей школе, на наш взгляд, со...