«Апробация учебно-методического комплекса Е.Н.Салыгина Ю.Г.Салыгиной в условиях подготовки к Единому Государственному экзамену»
статья (11 класс) по теме
«Апробация учебно-методического комплекса Е.Н.Салыгина Ю.Г.Салыгиной в условиях подготовки к Единому Государственному экзамену»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_niro.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гордова Елена Николаевна учитель истории и обществознания МОУ СОШ №6
г.Богородска Нижегородской области
«Апробация учебно-методического комплекса Е.Н.Салыгина Ю.Г.Салыгиной в условиях подготовки к Единому Государственному экзамену»
Многообразие точек зрения ,дискуссионность как основной дидактический принцип-все это становится основой методики преподавания обществознания по учебнику Е.Н.Салыгина Ю.Г.Салыгиной. Развивая умение мыслить самостоятельно, находить реальные проблемы , доказывать свою точку зрения и опровергать аргументы оппонента у старшеклассников формируются ключевые навыки для успешного освоения современного мира.
УМК Салыгина Е.Н. тесно связан с одноименными курсами для основной школы, разработанными авторскими коллективами под руководством Л.Н .Боголюбова, А.И.Кравченко и других специалистов. С одной стороны, данный курс сохраняет преемственность в изучении понятий и проблем аналогичных курсов, с другой дополняет их понятийную базу, развивает и расширяет проблематику этих курсов.
Курс сочетает теоретическое знание с практическим , позволяет учителю вести диалог с учащимися , открывает путь их размышлениям о ценности жизни , о себе и своем месте в обществе.
Основное внимание сосредоточено на выявлении закономерностей и условий определяющих жизнь человека в обществе, а также факторов, которые характеризуют уровень развития общественных отношений и их особенности.
К таким темам в частности относятся : этноцентризм и культурный релятивизм ,общество потребления, отчуждение , теории личности ,современная семья , глобализация. Изучение тем проблемного содержания является условием развития у учащихся креативного мышления и умения аргументировано рассуждать.
В последнее время во всем мире большое внимание уделяется формированию компетентностей. Компетенция - это та общая способность выпускников, основанная на знаниях, опыте, ценностях; это знание, преобразовано в умение, закрепленное в действии.
На мой взгляд учебник помогает старшекласснику владеть следующими компетенциями:
*уметь получать новейшую информацию, работать с документами;
*участвовать в принятии решений
*критически мыслить;
*уметь сотрудничать в паре, группе
Все учащиеся разные: у них различные возможности, интересы, склонности и способности, потребности и мотивы, темпераменты. Осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении учащихся применяю различные методы, формы, приемы для проведения занятий, использую новые педагогические технологии, стараюсь создать условия для самовыражения и самоактуализации каждого учащегося, атмосферу сотрудничества.
Очень интересной для учащихся стали уроки по темам «Как человек становится личностью», «Положение человека в обществе». Ребята с удовольствием приняли участие в дискуссии «Быть личностью» «Сильная личность : за и против».Спорили о том, что такое приспособленчество , в чем его причины ;работая в малых группах сравнивали внутренний мир развитой и деградированной личности, высказывали свое мнение достижимости гармонии , о внутренней и внешней культуры личности .Закончился урок размышлением над словами народной мудрости «Посеешь поступок- пожнешь привычку, посеешь привычку -пожнешь характер, посеешь характер- пожнешь судьбу». Урок полностью был построен на материалах учебника Е.Н.Салыгина Ю.Г.Салыгиной
Урок по теме «Концепции личности» заинтересовал ребят новизной своего материала Учащиеся впервые познакомились с такими понятиями как «ид», «эго», «суперэго» , «возрастные доминанты психики личности», «бихевиоризм», «бессознательное», «пирамида потребностей» , «я-образы». Итогом этой учебной лекции с элементами дискуссии стало заполнение таблицы , предложенной авторами.
Часто использую индивидуальную работу с текстом, для чего делю учащихся на группы по 4 человека. Группы получают пакеты с набором текстов для каждого участника и алгоритм действий:
- самостоятельное изучение текста и составление структуры индивидуального сообщения;
составление вопросов на понимание прочитанного текста.
Перед ними ставятся задачи:
1. Ознакомиться с предложенным текстом.2. Структурировать его.3. Составить вопросы на понимание прочитанного.
Нередко ребята работают в парах сменного состава. Когда после самостоятельного изучения текстов, их структурирования перед учащимися ставятся следующие задачи:
1. Пересказать партнеру свой текст так, чтобы он мог сам структурировать его и сформулировать выводы.
2. Задать партнеру вопросы на понимание прослушанного текста.
3. Совместно структурировать обговоренный текст и сформулировать выводы. Учащиеся обмениваются информацией, при этом каждый трижды меняет партнера .Этот прием применяю при изучении тем «Общество. Типология обществ .Общественное развитие» .
Работа в диалоге мобилизует коммуникативные умения. В диалоге развивается подвижность коммуникативных процессов: то, как «учитель» передает тему; то как «ученик» ее осваивает, выслушивает; то, как «учитель» оценивает умения объяснять новую тему, дает советы, поправляет; и то, как «ученик» выслушивает замечания, советы, записывает, задает вопросы. Смена ролей оказывает влияние на развитие способностей у учащихся в управлении учебным процессом.
В процессе диалога у учащихся формируется ответственность за свои знания и знания товарищей. После работы в парах сменного состава выявляется высокий уровень качества знаний. А в процессе повторных рассказов происходит выявление главного, существенного, свертывание информации, то есть усвоение и запоминание. Для оценки работы каждого учащегося в группе , работы класса и группы в целом использую методический прием «Рефлективная мишень»
На мой взгляд использование технологии взаимообучения в учебном процессе учит учащихся ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать своих товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих товарищей и себя.
Идея саморазвития ,самосовершенствования личности направлена на формирование у учащихся веры в себя ,доминантной установки на улучшение себя через овладение способами умственной деятельности, использование внутреннего потенциала личности в самореализации и самоутверждении . Эти качества отвечают социальному заказу общества на нового человека. Удачно помогают решать поставленную цель текстовый материал учебника рубрики «Над этим стоит задуматься», «Дискуссионная проблема: за и против».
Опытный педагог знает , что информация учителя-это еще не знание ученика Наукой доказано ,что 80% информации ,которую ученик слышит на уроке ,забывается в тот же день ,если ученик над ней самостоятельно не поработал(повторил. проговорил. записал) В старших классах с горечью можно отметить что ученики мало читают, часто не понимают смысл прочитанного.даже выделение из текста главного -труднейшая для многих задача. Очень важна внутренняя мотивация учащегося. Внутренними факторами (мотивами) учебной деятельности могут быть приятные эмоции ,связанные с удовлетворением от работы ,ощущением собственной компетентности ,самоуважением от полученного индивидуального результата. В этом учащимся помогает рубрика «Выскажи свое мнение» , которой заканчивается каждый параграф. .) Рубрика «над этим стоит задуматься» предлагает учащимся порассуждать над высказываниями известных философов психологов, политиков ,писателей ,экономистов Фромма, Маслоу, Л.Н.Толстого, У.Шекспира, Ф.М. Достаевского , Л.Н.Гумилева и др. здесь же предлагается задуматься над притчами, народными пословицами и поговорками .
Интересен раздел «Из истории вопроса», в котором доступным языком раскрывается суть ряда понятий упоминаемых в тексте параграфа (трудовая теория происхождения человека, общество потребления, возникновение школы возникновение наций и др.)
Задания для проверки знаний представляют собой многоуровневый комплекс-это и контрольные вопросы на проверку знаний ,заполнение таблицы, нахождение истинных и ложных утверждений , решение проблемной ситуации, сравнение двух или нескольких высказываний, конструирование моделей поведения .При подготовке к групповым занятиям и написанию самостоятельных работ программа предполагает обращение к ресурсам Интернета .После каждой главы даются общие задания ко всему материалу ,требующие обобщения , использования полученных навыков и умений.
Разнообразные приемы, методы, технологии –это не самоцель. Каждый педагог оценивает свои успехи - успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе , формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и ,главное, приносят радость, формируют чувство уверенности в своих силах ,что является очень важным в ходе подготовки к сдаче Единого Государственного экзамена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единый государственный экзамен.Литература. Задания части С
Задания С1-С4 являются заданиями повышенного уровня сложности, задания С5.1-С5.3 - заданиями высокого уровня сложности Представленные варианты письменной интерпретации художест...
Единый государственный экзамен: психологическая подготовка
http://www.c-psy.ru/index.php/if/ekzamen/ege/5704-2011-01-23-16-06-30Примерные сценарии родительских собраний.Материал опубликован в книге: Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическа...
«Из опыта работы. Система подготовки к единому государственному экзамену по биологии»
Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения. Создание условий, обеспечивающих эквивал...
Учебно-тренировочный материал для подготовки к единому государственному экзамену
Учебно-тренировочный материал для подготовки к ЕГЭ (устный счет). В варианты включен почти весь материал курса 10-11 класса по алгебре и началам анализа....
Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Путь к успеху.
Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах....
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии
Методическая презентация "Методическая презентация для учителей биологии"Система подготовки к ЕГЭ по биологии"...
Психологические рекомендации для учителей, готовящих детей к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену.
Психологические рекомендации для учителей, готовящих детей к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену....