Учебно-коммуникативные умения и навыки
статья на тему

Выступление на семинаре "Интеллектуальные ОУУН и их влияние на развитие творческой и познавательной активности учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-коммуникативные умения и навыки

(из выступления на семинаре «Интеллектуальные ОУУН и их влияние на развитие творческой и познавательной активности учащихся»)

    Каждый день мы общаемся. Общаемся дома, на работе, в магазине и т.д. Для нас с Вами общительность одна из составных частей нашей работы. И эта общительность  требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью. Это в свою очередь, предполагает наличие у педагога целого ряда коммуникативных умений:

  1. Умения общаться на людях;
  2. Умения через верно созданную систему общения организовать совместную с учащимися творческую деятельность;
  3. Умения целенаправленно организовывать общение и управлять им.

    Понятно, что это лишь наиболее важные, так сказать, укрупненные группы коммуникативных умений учителя, которые, в свою очередь, включают  в себя массу других компонентов:  умение устанавливать психологический контакт, завоевывать инициативу в общении и т.д.

      Общительность  (в общечеловеческом плане) – явление многослойное, включающее в себя, по мнению исследователей, целый комплекс компонентов. Выделим три основных:

   А) коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации;

  Б)    социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей (в данном случае среди учеников);

  В)   альтруистические тенденции. Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими интересами (дополнительные занятия, консультации и т. п.).

В  литературе  выделяются следующие параметры личности, влияющие на общительность:  особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия (точное восприятие внутреннего мира другого с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, как будто становишься этим другим) и спонтанность восприятия, коммуникативные умения –ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации  ( а) первый или последний; б) пятый или девятый  класс;  в) повторение  пройденного материала или изучение нового материала).

         Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную природу, основу которой составляют коммуникативные и альтруистические эмоции.

      Среди коммуникативных эмоций выделяют: желание делиться с мыслями, переживаниями, чувство симпатии, расположения, уважения к участникам общения и т.д.

      В альтруистических  эмоциях выделяют желание приносить радость людям, с которыми человек общается, сопереживание радости другого и т.п.

      Так как мы с Вами в общении делимся мыслями – то для этого нам нужна речь. Что же такое речь?

      Речь – это способность говорить, выражать словами мысли.

Речь имеет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является и средством общения, и формой существования мысли, сознания. При этом данные функции формируются  одна через другую и взаимодействуют одна в другой.

     Обобщая, классифицируя, речь является по существу первой элементарной формой сознания. Через посредство языка и речи общество формирует мышление  ребенка и определяет структуру его сознания. Сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребенок в результате лучше понимает нечто, чем до словесной формулировки своей мысли: формулируясь, мысль формируется.

     Мы разделяем мысль на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь есть речь для себя, а внешняя речь – это речь для других.

   Главнейшая особенность внутренней речи – ее совершенно особый синтаксис: отрывочность, фрагментарность, сокращенность. Внутренняя речь  не является просто речью про себя. Она,  выполняя регулирующую и планирующую роль, имеет иное, чем внешняя речь, сокращенное строение (не содержит подлежащего, не обозначает предмет и т.п.). мы с вами можем за одну минуту подумать о многом: работа, дом, семья и т.п.

    Внешняя, устная речь в большинстве случаев является диалогом. Диалог всегда предполагает то или иное знание собеседниками сути дела. Диалог всегда предполагает зрительное восприятие собеседника, его мимики, жестов т.п.

    Механизм образования речи содержит три принципиально разные звена:  1) звено восприятия речи, 2) звено ее произнесения, 3) внутриречевое звено.

   Два первых звена имеют непосредственно связь с внешним миром, переводя речь в объективно существующий речевой продукт или принимая этот продукт. Производить речь человек может технически разными способами: обычная звуковая речь, письменная речь (рукой, ногой, ртом), жестовая речь, путем прикосновения (как у слепоглухих). Соответственно существует множество способов восприятия речи.

          Содержание высказывания формируется у одного партнера и воспринимается другим в звене внутренней речи. Мотивом речевого высказывания может быть либо требование (ответ на вопрос); либо обращение информационного характера, связанное с контрактом; либо желание сформулировать собственную мысль.

      Следующим за мотивом этапом порождения речевого высказывания является замысел высказывания – этап формирования. В исходном замысле высказывания обязательно содержится две составные части: объект высказывания, известный субъекту, и то новое, что именно нужно сказать об этом предмете и что составляет предикативную структуру высказывания. Эти две части и образуют исходную мысль, носящую характер свёрнутого речевого высказывания, которое в дальнейшем должно быть превращено в систему последовательно связанных друг с другом слов. Это превращение осуществляется с помощью внутренней речи, составляющей следующую степень формирования речевого высказывания.

     Речь дошкольника не образует связного смыслового целого, для её понимания необходимо учесть ту конкретную ситуацию, в которой находится ребенок, и к которой относится его речь. Смысловое содержание речи становится понятным лишь будучи взято совместно с этой ситуацией – это ситуативная речь.

    Затем у ребенка развивается контекстная, связная речь. Связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения и понятности для слушателя или читателя. Все в ней должно быть понятно речи связано с овладением письменной речью.

   Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации. В письменной речи отсутствует заранее ясная для обоих собеседников ситуация. Понимание производится лишь за счет слов и их сочетаний. Письменная речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры. Она используется не только для того, чтобы отработать, уточнить собственную мысль. Поэтому письменная речь, как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение и для формирования мышления (сочинения, письма и т.п.).

   Ученик понимает учебный материал, если он в состоянии соотнести его с собственной категориальной системой наиболее общих понятий (таких как движение, количество, качество, развитие, причина и следствие, пространство, время и т.д.) и поместить в наличных у него непересекающихся классах объектов. Если же он не в состоянии это сделать, то это означает, что он учебный материал не понял.

   Разные люди по разному понимают одно и то же явление потому, что у них разные категориальные системы и разные наборы непересекающихся классов. Поэтому правы те учителя, которые требуют, чтобы учащиеся излагали учебный материал своими словами, ибо это умение подтверждает, что материал хорошо уложен в категориальной системе ученика, а значит, понят им.

    Понять что либо – значит раскрыть его сущность. Основными отличиями ступеней понимания друг друга является прежде всего глубина понимания. Она характеризуется тем, до какого порядка сущности проникает наша мысль в процессе понимания. Непосредственным выражением этого является полнота, разносторонность и, что самое важное, существенность связей, вскрываемых в процессе познания. Чем шире круг предметов, явлений, с которыми ставится в связь познаваемое нами в данный момент, тем глубже понимание, тем более высокий уровень его достигается.

    В школе у ребенка развивается речь, он осваивает систему научных понятий (значение, установочных и общих для всех людей). Вместо значения слова у школьника обычно образуется смысл – индивидуальное значение, выделяемое из объективной системы связей, зависящей от конкретной ситуации и личностных особенностей ученика.

    Учителя влияют на речевое развитие учащихся и понимание, ими учебного материала не только прямо, осуществляя функции обучения, но и косвенно, через особенности собственной речи, то есть общения.

Федорова Светлана Владимировна

Учитель, ГБОУ СОШ №127, СПб

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения"

Материал для выступления на собрании перед началом смены в летнем экологическом лагере...

Критерии оценки качества знаний, умений и навыков учащихся на логопедических занятиях

В данной работе даются рекомендации по комплексной и щадящей оценке работы ученика на логопедических занятиях. Представлены нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР по русскому языку: дикт...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Статья "Особенности стиля взаимоотношений учителя с учащимися при проверке знаний, умений и навыков".

В статье описаны особенности стиля взаимоотношений учителя с учащимися при проверке знаний, умений и навыков в зависимости от индивидуальных особенностей познавательной деятельности ученика....

Исследовательская деятельность на занятиях внеурочной деятельности по русскому языку как средство формирования учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся

Сегодня молодым людям, чтобы быть уверенными во взрослой жизни и добиться успехов в профессиональной деятельности необходимо владеть коммуникативными компетенциями. Задача учителя &nda...