Открытый интегрированный урок по ОПК в 4 классе
план-конспект по теме
Открытый интегрированный урок по ОПК в 4 классе. Проведён 6 декабря 2011 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_4_klasse.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Символика и архитектура Православного храма.
интегрированный урок по православной культуре и
художественному труду
4 класс
Пономарева Елена Николаевна учитель МХК
МБОУ СОШ с. Троекурово
Цель урока: Дать общее представление о внутреннем устроении православного храма и его символах.
Задачи.
1. Познакомить с новыми понятиями и закрепить понятия, данные на предыдущих уроках.
2. Продолжать формировать представление детей о храме как общем доме для молитв и святыни для православных людей.
3. Формировать представление об общих элементах всех православных храмов: иконостас, алтарь, иконы, лампады. Подсвечники.
4. Формировать интерес к изучению православной культуры.
5. Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.
6. Продолжать формировать представление о культурном единстве России, о православии как объединяющем явлении отечественной культуры, связывающем судьбы и творчество многих поколений россиян с современной жизнью в России.
7. Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.
Средства обучения: компьютерное обеспечение, рабочие тетради учащихся под редакцией Л.И. Романовой, С.В. Веретенниковой 4 класс, цветная бумага, ножницы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Психологический настрой.
-Сегодня у нас необычный, но очень интересный урок. Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем успеха.
II. Сообщение темы урока. Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята! Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей с вами русской культуре. Что-то остаётся менее заметным для нас, а что-то надолго может остаться в памяти людей. Несомненно, древнерусские храмы спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всём мире со стороны не только простых людей, но и профессиональных строителей. Памятники древнерусского зодчества являются не только украшением любого города и селения, но ведь это ещё и национальное сокровище, и святыни каждого государства.
И сегодня на нашем необычном уроке мы и поговорим об особенности православного храма и значение храмов в жизни наших предков и современного человека.
III. Актуализация опорных знаний. Слайд 2.
Ребята, я заранее давала вам вопросы и просила самостоятельно найти на них ответы. Итак, прежде чем мы перейдём непосредственно к изучению материала, маленькая православная викторина.
- Сколько дней, согласно Ветхому Завету, длилось сотворение Господом мира? ( 6 дней ).
- Какие два необычных дерева росли в раю? ( Дерево жизни, другое – дерево познания добра и зла ).
- Кто были первые люди? ( Адам и Ева).
- Из какой части тела Адама Господь сотворил Еву? ( Из ребра )
- Как звали сыновей Адама и Евы? ( Авель и Каин).
- Как называется главная книга православных людей? ( Библия ).
- Какого числа наступает праздник Рождества Христово? ( 7 января ).
- Как называется праздник Воскресения Господня? ( Пасха ).
- Что является символом Пасхи? ( крашеное яичко ).
- Какая птица, ставшая символом мира и благополучия, принесла Ною весть о том, что потоп закончился? ( голубь ).
Сегодня на уроке при помощи техники оригами мы изготовим с вами голубя. Слайд 3.
IV. Объяснение нового материала (беседа, использование мультимедийной презентации).
- Что такое храм? (Дом Божий).
После принятия христианства в 988 году на Руси начинается широкое храмостроительство. (слайд №4) Первые церкви строились в основном из дерева. Как вы считаете, почему? (Ответы учащихся)
- Древнерусский храм всегда строился на возвышенности и располагался в живописном месте. (слайд №5) Наши предки всё лучшее, всё первое несли в храм.
- Храмы Древней Руси имели узкие, устроенные в верхней части окна. От этого в них царил полумрак, даже в самый яркий день. Это символизирует земную человеческую жизнь, погружённую в сумрак греха и неведения, в котором, однако, господствует свет Веры, свет Божий. В Древней Руси на месте будущего поселения всегда возводилась церковь. Особенно много церквей строилось во время голода и других бедствий. Храмы в Древней Руси возводились в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и в знак благодарности Богу.
Сейчас давайте посмотрим видеоколлекцию «Зодчество Древней Руси».
Ребята, посмотрите, какого вида бывают храмы: слайд 6
- Крестово – купольные слайд 7
- Шатровые слайд 8
- Ярусные (Ярусные храмы состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Верхние ярусы (один или два) предназначены для колоколов). Слайд 9
- Церкви – ротонды (. В этих храмах встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.) слайд 10
- Церкви – корабли (: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю.) слайд 11
- Одной из самобытных черт храмостроительства на Руси является многоглавие храмов. Купол – это сооружение, которым венчается храм. Первоначально купола имели форму «луковок», напоминали языка пламени свечи. Слайд 12
- Как люди ведут себя в храме? ( Храм предназначен для молитв, и люди приходят в храм помолиться, все стараются не мешать друг другу, не толкаются, не разговаривают без крайней нужды. Когда приходим в храм то, ставим свечи, осеняем себя крестным знамением.) слайд 13
- А сейчас мы поговорим о внутреннем устроении храма и храмовых предметах. (С использованием презентации). Слайд 14
Иконостас – Перегородка с иконами, закрывающая алтарь от средней части храма. Через иконостас в алтарь ведут три двери. ( Слайд 15 )
Средние двери называются Царскими Вратами, через них проходит священник для совершения службы. Слайд 16
Важнейшая часть храма – Алтарь. Алтарь находится за иконостасом. Там совершаются Богослужения. Простому человеку нельзя входить в Алтарь. Там может находиться только священнослужитель. Слайд 17
V. Слушание притчи о Ноевом ковчеге.. слайд 18
- Ребята, прежде чем мы начнём выполнять с вами поделку из бумаги, хочу прослушать с вами притчу ( т.е. маленький рассказ из Библии ) о Ноевом ковчеге. После прослушивания ответьте на вопрос: За что Бог наказал людей? Какая птица принесла весть о мире и прощении Господа? ( голубь ).
( Голубь — принёс Ною зелёную ветвь и этим оповестил его об окончании Всемирного потопа и о том, что Божий гнев сменился на милость. С тех пор голубь с оливковой ветвью в клюве стал символом мира, новой жизни, души, познавшей Христа. В Священном Писании упоминается голубь как символ кротости, чистоты, доверия.)
VI. Изготовление бумажного голубя ( техника – оригами ). Слайд 19
Чтение стихотворения Б.Л.Пастернака «Учись прощать». Семенец Иван, 4 класс.
VII. Подведение итогов урока. Слайд 20
Итак, ребята, сегодня на уроке православия мы с вами познакомились с устройством православного храма, узнали как называются некоторые внутренние части храма. Назовите формы храмов? С какими новыми словами вы познакомились? ( Иконостас, Царские врата, Алтарь ).
- Древнерусское зодчество наполняет нас гордостью за наших предков. Оно учит нас с уважением относиться к их труду, к их борьбе, к их заботам о
благе своей родины. Сегодня, ребята, мы выяснили с вами, что храм имел
огромное значение в жизни русского народа, что вся жизнь русских людей неразрывно была связана с храмом.
VIII. Рефлексия. Слайд 21
Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте как это делают все в храме, напишем свои самые заветные желания на листике, положим их в эту волшебную коробочку. И оно непременно сбудется! Не забывайте, что желание должно быть добрым, светлым, чтобы оно не огорчило твою семью, а принесло только радость!
IX. «Без комментария».
Прослушайте песню-притчу «Близнецы». О чём же эта притча? Как вы её поняли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.
Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...
Открытый интегрированный урок по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.
Открытый интегрированный урок по биологии и химии "Элементы жизни" в 8 классе был проведен в месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....
Открытый интегрированный урок по математике и биологии. 6 класс. Тема: "Эколого-математический брейн-ринг"
Цель данного урока закрепить практические умения и навыки действий с числами, применения знаний при решении задач экологического содержания, познакомить учащихся с экологическими проблемами...
Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".
8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ» ТЕМА УРОКА №23:...
Открытый интегрированный урок по математике, 5 класс. Действия с дробями
Интегрированный урок включает и математику (основа), и историю, и литературу, и информатику...
Конспект открытого интегрированного урока химии в 9 классе "Химия крови"
Открытый интегрированный урок повторения в 9 классе "Химия крови"...
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образования», Нефтеюганский район, 2019 г.
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образов...