Эссе "Моя педагогическая философия"
материал по теме

Барановская Ирина Геннадьевна

Уважаемые коллеги!

В современной школе проводится масса различных учительских конкурсов. Участие в них требует времени и сил.  В 2010г мне довелось бороться за звание "Учитель года" в рамках городского конкурса.  Невероятно трудоемким делом оказалось оформление бумаг и сочинение  эссе и педагогической концепции. Ведь нужно было  ёмко,  кратко и по существу.    Архисложная задача.  Что получилось - представляю вашему вниманию.  Может, кому-либо из Вас это немного облегчит задачу в подобной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_pedagogicheskaya_filosofiya_.docx16.46 КБ
Файл zashchita_koncepcii.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия».

По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом ВУЗа — всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к сердцу каждого  ученика, создать условия для развития способностей.

Учитель ведет по ступенькам взросления и  будущего рабочего,  и ученого, воина и космонавта, врача и строителя. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера.  Учитель работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны.

В образовании мелочей не бывает, всё важно – и то, как выглядит учитель, и каким тоном он говорит, умеет ли вести воспитательную работу, насколько убедителен в работе с родителями, учениками. И, конечно же, глубина педагога определяется глубиной его знаний. О профессионализме учителя судят, прежде всего, по его уроку.

Утверждение К.Д. Ушинского, что педагог живёт до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Практика показывает, что учитель, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Я стараюсь делать  все для того, чтобы помочь ученику познать себя, самоопределиться  и самореализоваться. Получив возможность раскрыть свои способности, ученики становятся увереннее в себе и в дальнейшем с интересом и увлечением относятся к учебным занятиям.

        Давно, будучи совсем молодым педагогом, я прочитала высказывание В.А. Сухомлинского: «Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины. Но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в педагогической деятельности.

Если учитель заражает своим умением общаться, уважительным отношением к людям, своей любовью, успешностью, творчеством – к этому будут стремиться и его ученики.   Самое главное приобретение человека в школьные годы – чувство собственного достоинства. Это вера в себя, в свои силы, в свои возможности, свою успешность. А что значит почувствовать себя успешным? Это желание работать, это положительное отношение к людям, к самому себе и окружающим.

Я не ошиблась в выборе профессии. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души детям. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет известным, кто-то будет хорошим отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым человеком. И очень надеюсь: среди них будут и учителя!

Коль  светятся  глаза   учеников,

Стремясь  к  познанью  истины  науки,

То знай, учитель: преданность, любовь,

Сердца они в твои вверяют руки.

И   помни, ты   несешь  за  все  ответ:

За  их  печали, радости, невзгоды.

И  каждый  твой  урок,  и   твой   совет

Ученики   проносят  через  годы.

С уважением, Ирина Геннадьевна Барановская,  учитель химии                 лицея №1 им.Г.С.Титова.



Предварительный просмотр:

Все мы родом из детства….

Еще в 8 классе  я решила, что буду химиком.   С первых уроков химия стала моим любимым предметом.  С чувством благодарности  вспоминаю своего учителя, Москвина Сергея Анатольевича.  

Более 17 лет  сама преподаю в школе  любимую науку.  Девиз моей педагогической  деятельности прост:  «Знания, полученные  с удовольствием,  усваиваются  надолго».   Как  сделать так,  чтобы дети шли на урок с хорошим настроением и работали с  интересом?

Для этого нужно постараться

- создать на уроках атмосферу сотрудничества, основанную на взаимном понимании, при которой дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины,

- предъявлять к ученику требования, соответствующие его возможностям, чтобы он ощущал себя успешным.

Химия -  один из самых сложных школьных предметов.  При изучении каждой темы  я стараюсь создавать проблемные ситуации с участием эксперимента,  в поисках ответа на которые принимает участие весь класс. Наблюдая за детьми я замечаю, что ребята охотнее занимаются решением проблемы в группах, так как не испытывают внутреннего напряжения, скованности, при этом создается хороший доверительный климат. Зачастую бывает, что  правильную идею  высказывают  ученики, которых трудно назвать отличниками.  Каждая  такая маленькая победа  пробуждает в ученике интерес  к предмету,  чувство сопричастности  и желание двигаться дальше. Таким способом я стараюсь решить свою основную задачу – не только дать учащимся прочную базу по предмету, но и научить детей  творчески мыслить и анализировать новую информацию.

Преподавание химии в школе начинается только с 8 класса.  В этом возрасте ребята уже задумываются о выборе профессии. Как помочь заинтересованным ребятам овладеть теми знаниями, которые превышают базовый уровень по предмету?  Очень  эффективной  считаю совместную работу учителя и  учеников над научно-исследовательскими  проектами. Неформальное общение, живой обмен опытом дают ребенку гораздо больше, чем любой, самый великолепный урок.

Научно-исследовательской работой  мы с ребятами занимаемся более шести лет. Многие из тех, кто участвовал в такой работе, впоследствии связали свою будущую профессию с химией, медициной.  Для меня это самый важный показатель.  

При организации научно-исследовательской деятельности следует иметь в виду, что:

• содержание проекта дополняет, углубляет основной курс химии;

• происходит сочетание  различных областей естествознания: химии, биологии, географии, физики, то есть межпредметное взаимодействие.

Работа над проектами не сводится к простому реферативному ознакомлению с историей научных открытий. Проектная деятельность — категория психологическая. В подростковом возрасте учащийся должен научиться работать по собственному замыслу, экспериментировать, находя способы воплощения в жизнь своего проекта.  У подростка возникает ответственность за предмет и результат своей деятельности. Он ощущает  себя активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя. Таким образом,  формируется  творчески активная личность.

За последние годы  мы с ребятами осуществили много интересных научно-исследовательских проектов, которые  приняли участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах.  Вот некоторые из них, за последние 2 года:

  1. Мониторинг воды прудов г. Краснознаменска

(Со своей работой ребята вышли в финал Всероссийского конкурса Водных проектов старшеклассников  2008г , а также стали Победителями другого Всероссийского экологического конкурса  «Человек на земле» в 2009г.

  1. Получение  «живой» и «мертвой»  воды.

(Работа представлялась на региональном этапе  Всероссийского конкурса водных проектов  в 2009 г)

  1. Жевательная резинка: жевать или не жевать?

(С этой работой  ребята стали призерами Зональной научно-практической конференции 2009г.)

  1. Исследование качества воды городских прудов при помощи активного ила.

(Призер регионального этапа Всероссийского конкурса Водных проектов старшеклассников 2010г,                а также финалист соревнования молодых исследователей  Центрального округа РФ)

Ребята  публикуют статьи в печатных изданиях,  к примеру, в каталоге  финалистов  Всероссийского конкурса,

также  третий год подряд  ребята публикуют  свои  научные  отчеты в сборнике трудов  Международной  научно-практической конференции СУЭБ.  Это единственные школьники, работы которых  представлены сборниках, наряду с  трудами  серьезных ученых.

Свое выступление  закончу  словами Александра Дольского:

Хотелось зажечь в них хотя бы свечу –

Не худшая, всё-таки, участь.

Мне кажется, я их чему-то учу,

А это они меня учат…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...