Рабочая программа Основы светской этики
рабочая программа по теме
Рабочая программа Основы светской этики для 4 класса в рамках учебного предмета Основы религиозной культуры и светской этики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Основы светской этики.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Загарье
Юрьянского района Кировской области
Утверждаю
Директор МКОУ ООШ с.Загарье
___________________________
Т.Л.Удалова
Приказ № ____ от ____________
Рабочая программа
Основы светской этики
4 класс
на 2012 - 2013 учебный год
Составитель программы:
Костылева Ольга Алексеевна,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория
Загарье 2012
Пояснительная записка
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей – модуль «Основы светской этики».
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк). Она рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Задачи реализации модуля «Основы светской этики»:
- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Освоение учебного содержания модуля «Основы светской этики», входящего в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Содержание программы
Тематический план
Тема | Количество часов |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 |
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики | 28 |
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России | 5 |
Всего | 34 |
Основное содержание
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Основные термины | Характеристика деятельности учащихся | Информационное сопровожение, НСО | Дата | ||
1. | Россия – наша Родина | Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали | выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин | |||
2. | Что такое светская этика | культура, мораль, этика | Презентация http://www.proshkolu.ru | ||||
3. | Культура и мораль | мораль, культура. | Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности | ||||
4. | Особенности морали | культура, материальная культура, духовная культура, мораль. | презентация* | ||||
5- 6 | Добро и зло | добро и зло как основные этические понятия, гуманность | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали | презентация* | |||
7- 8 | Добродетель и порок | Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства | презентация* иллюстрации учебника | ||||
9 | Свобода и моральный выбор человека | Свобода Моральный выбор Моральный конфликт | Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей | ||||
10 | Свобода и ответственность | Ответственное поведение Свободный выбор личности Отношения ответственности | |||||
11 | Моральный долг | Моральный долг Моральная обязанность | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях | Презентация* | |||
12 | Справедливость | Справедливость Моральные правила справедливого человека | Презентация* | ||||
13 | Альтруизм и эгоизм | Эгоизм Альтруизм Разумный эгоизм | |||||
14 | Дружба | Добродетельные отношения Дружба | Презентация http://www.proshkolu.ru | ||||
15 | Что значит быть моральным | Добро и зло Добродетель Свобода Моральный выбор Моральные нормы | |||||
16 | Творческие работы учащихся | Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм | |||||
17 | Презентация творческих работ. | ||||||
18 | Род и семья – исток нравственных отношений | Род Семья Фамилия Родословная | Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различных религиозных традиций | образец родового древа, родового герба презентация http://www.proshkolu.ru | |||
19 | Нравственный поступок | Поступок Нравственный поступок Мотив Цель поступка Средства достиже -ния цели Действие, результат | |||||
20 | Золотое правило нравственности | Золотое правило нравственности | Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества | иллюстрации в пособии для учащихся | |||
21 | Стыд, вина и извинение | Стыд «Ложный стыд» Вина Раскаяние | Презентация http://www.proshkolu.ru Репродукции картин | ||||
22 | Честь и достоинство | Честь Достоинство Кодекс чести | |||||
23 | Совесть | Совесть Стыд Размышления Чувства воля | Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства | ||||
24 | Образцы нравственности | Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка. | картина В.М. Васнецова «Три богатыря» | ||||
25 | Нравственные идеалы | джентльмен, леди | |||||
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. | фрагменты видеофильмов | ||||
27 | Этикет | Этикет. Образец. Правила этикета. | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставлять их с нормами разных культурных традиций | http://www.proshkolu.ru | |||
28 | Семейные праздники | Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. | фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов семейных праздников). | ||||
29 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. | |||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству | государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций | ||||
31 | Подготовка творческих проектов | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят сообщения по выбранным темам. Участвуют в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. | |||||
32-33 | Презентация творческих работ учащихся | ||||||
34 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя граждан- ского мира и согласия» |
Ресурсное обеспечение
1. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2011
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
3. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для общеобразовват.учреждений.- М.: Просвещение, 2012
4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011
5. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2011
6. презентации на электронном носителе*
Интернет - ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/
- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ
- Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского Патриархата) – http://www.patriarchia.ru
- Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - http://www.otdelro.ru
- Миссионерский портал диака Андрея Кураева - http://kuraev.ru/
Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета - http://pravolimp.ru/main/main
- Официальный сайт Донского монастыря - http://donskoimonastyr.ru/
- Московская православная духовная академия (электронная библиотека) - http://www.mpda.ru/elib
- Совет муфтиев России - http://www.muslim.ru
- Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство - http://www.lechaim.ru/
- Российский исламский университет - http://www.e-riu.ru/
- Дневник Московского исламского университета - http://www.miu.su/?p=289
- Образовательный портал РУДН - http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=2941&p=9968
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО
ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Россия — наша Родина.
Основы православной культуры
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Основы мировых религиозных культур
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы светской этики
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:
- слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ автор Студеникин М. Т.
Рабочая программа к учебнику Студеникина М. Т. 5 класс...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
рабочая учебная программа Основы светской этики
В рабочей учебной программе содержаться нормативно-правовые документы, содержание курса, подробно разработаны формируемые УУД, оценочные листы, формы работы на уроке...
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Программа. Основы светской этики 4 класс 2014-2015уч.г
Программа. Основы светской этики 4 класс 2014-2015уч.г...
Программа "Основы светской этики" 4 класс
Программа ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"...
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики» модуль "Светская этика"
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает соде...