Внеклассное мероприятие - территория сотрудничества и общения
статья по теме
Обобщение внеклассной работы по биологии и химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_vneklassnye_meropriyatiya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассные мероприятия – территория сотрудничества и общения.
Статья.
Самая большая роскошь –
это роскошь человеческого общения.
А. де Сент - Экзюпери.
Прозвенел звонок с последнего урока. Постепенно пустеют школьные коридоры, дежурные, гремя ведрами и выстраиваясь в очередь около умывальника, спешат закончить уборку классов и разойтись по домам. Наступает непривычная для слуха учителя тишина и видимость покоя. Но стоит вам распахнуть дверь кабинета биологии, вы поймете, что после уроков начинается все самое интересное, класс превращается в творческую лабораторию, а ребята готовятся к очередному внеклассному мероприятию.
Внеклассная работа – это неформальное сотрудничество учеников и учителя, расширяющее знания школьников по предмету и несущее мощный воспитательный заряд. Это очень эффективный способ, пробуждающий интерес к естественнонаучным дисциплинам, развивающий творческие способности детей, «раздвигающий» рамки школьных учебников, стимулирующий опытничество и способствующий патриотическому и экологическому воспитанию. Цель внеклассной работы – создание наиболее благоприятных условий для всестороннего развития юного человека.
Формы проведения внеклассной работы многообразны: это и классные часы, и лекции, и общешкольные мероприятия, предметные недели, конкурсы, КВНы, школьные туры олимпиад, научно – исследовательские проекты, и, наконец, экскурсии. Главное – подходить к любому мероприятию творчески, помочь учащимся раскрыть свои способности, создать атмосферу сотрудничества и доверительности, заинтересовать и увлечь идеей, другими словами, «зажечь» ребят. Каждый ребенок – неповторимая личность, со своим богатым внутренним миром, со своими, порой недетскими проблемами, и очень доверяющая нам, взрослым. По своему опыту знаю, как они рады любому вниманию к ним со стороны нас, учителей, как охотно сотрудничают и участвуют во всех внеклассных мероприятиях. Общение учителя и учеников, связанных одним делом, общей целью - залог успешной воспитательной работы, ведь не для кого не секрет, что воспитывают не слова, а конкретные поступки и дела.
Хочется рассказать об одном классном часе, который мы организовали и провели еще, когда мои ученики были в 5 классе. Классный час по теме «Мои любимые животные», включал два блока: первый состоял из сообщений, стихотворений, сказок, в которых ученики рассказывали об интересных фактах из жизни зверей, а второй был проведен в форме игры «Эти забавные животные». «Изюминкой» классного часа стала домашняя кошка Дымка, которую принесли дети для вполне невинного эксперимента. Живое «наглядное пособие» так непосредственно вела себя, что вызывала порой гомерический хохот у всех присутствующих, включая и меня.
Было много и других классных часов, с более серьезной тематикой, посвященных экологическим проблемам Краснодарского края, лекций, посвященных профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни, доверительных бесед об особенностях физиологии и психологии подростков. По моим наблюдениям, ученики чувствуют себя в обстановке классного часа более раскрепощено, чем на уроке, не стесняются задавать вопросы, спорить с учителем, отстаивать свою точку зрения, учатся мыслить, анализировать, сопоставлять. Если у меня получается вовлечь учеников в дискуссию, значит – тема «задела» их за живое, не оставила их равнодушными, значит – классный час удался. Подобное общение, порой единственный способ для ребят найти ответ на давно мучивший вопрос, а учитель – тот единственный человек, с которым можно поговорить по душам, который может выслушать и помочь советом.
«То не ветер вокруг завывает, свистит.
Не табун быстроногих коней летит.
То на ратный турнир собирается люд.
Здесь и смех, и борьба, шутки, музыка тут.
Торопись не спеша. Вдруг поймаешь за «хвост»
Ты удачу, утрешь всем соперникам нос.
Ну, сразиться давно уж настала пора
Попрошу тишины, в дверь «стучится» игра»:-
такими поэтическими строчками начинался «Химический турнир», внеклассное мероприятие для 9-11 классов, включающий 6 конкурсов. От ребят требовалось не только правильно ответить на теоретические и практические вопросы, но и проявить смекалку (конкурс «Перевертыши»), интуицию (конкурс «Угадай вещество»), образное мышление (конкурс словосочетаний), продемонстрировать компетентному жюри свои творческие способности. Невозможно забыть всем участникам и зрителям «Химического турнира», танец «благородных металлов», когда ученицы 11 класса, облаченные в золотистые одеяния, танцевали в 21 веке старинный менуэт.
Чего больше в таком мероприятии, – научности, творчества, азарта, стремления к лидерству или чувства товарищества? Безусловно, это «сплав» всего перечисленного, плюс чувство глубокого удовлетворения от результатов, ведь они напрямую зависят от количества затраченных усилий и команды и учителя.
Ошибочно предполагать, что, проводя внеклассные мероприятия по предметам, учитель способствует лишь развитию и воспитанию своих учеников. Многое, и очень многое, может почерпнуть он и для себя, для своего профессионального развития, ведь это процесс обоюдный. Все, - от задумки концепции мероприятия, до его организации и проведения; все, начиная от подбора литературы, написания сценария и репетиций с учениками, требует от учителя недюжинных организаторских, творческих, частенько и актерских способностей, а также определенного ораторского искусства. Все мероприятия, к которым я имею непосредственное отношение, стараюсь проводить сама. И в этом, по моему глубокому убеждению, один из секретов успеха, ведь создать определенную атмосферу и придать эмоциональную окраску, может только человек, воплощающий в жизнь свою идею и свое виденье этого мероприятия, в первую очередь заинтересованного в его качестве, и в воспитательном воздействии на учеников.
Ежегодно в нашей школе проводятся, чередуясь, недели экологии, химии, биологии. Многолетний опыт и практика организации предметных недель, выработали определенные принципы их проведения, а именно:
- в течение всей недели проходят разноплановые мероприятия, в которых принимают участия все классы школы;
- мероприятия организуются с учетом возрастных особенностей учащихся, включают в той или иной форме интересный дополнительный материал по предмету и строятся так, чтобы максимально способствовать развитию творческих способностей учеников, а также формированию у них экологического мышления, нравственности, патриотизма и эстетического восприятия окружающего мира;
- по структуре мероприятия строятся таким образом, чтобы охватить как можно больше учащихся, а по содержанию должны быть научны, занимательны и современны;
- очень большое внимание отводится оформлению мероприятий, заранее готовятся рисунки и плакаты по заданной теме.
Начинается любая предметная неделя с ее открытия. Кроме оглашения плана проведения мероприятий, на торжественной линейке, обязательно происходит что-то интересное. Это могут быть биологические частушки в исполнении учащихся, или занимательные истории по химии, а может быть и небольшая инсценировка. Так при проведении «Недели биологии» был зачитан следующий шуточный указ:
«В течение «Недели биологии» запрещено:
1) получать «2» и «3» по всем предметам, особенно по биологии;
2) заражаться бактериями и вирусами, тем более распространять их на территории школы;
3) нарушать экологическое равновесие, уничтожая мух, тараканов, комаров и других домашних животных;
4) для выражения эмоций следует использовать следующую лексику: «Ты – гетеротроф! Ты - мицелий, вирус и анаэроб!»
В течение недели рекомендуется:
1) на уроках литературы читать только Бианки и Пришвина;
2) на уроках физики определять биомассу суши и водоемов;
3) на уроках изобразительно искусства рисовать только натюрморты;
4) на уроках астрономии изучать созвездия Пегаса, Скорпиона, Большой и Малой медведицы.
В течение недели вместо фразы «хочу пить» использовать «у меня нарушен солевой режим», вместо фразы «хочу есть» - « у меня возбудился центр голода», а вместо фразы «у меня болит живот» - «мои ферменты на справляются с расщеплением белков, жиров и углеводов».
И в заключении – всем удачи, хорошего настроения и активного участия во всех мероприятиях!». Эмоциональный настрой такого рода, безусловно, способствует формированию хорошего настроения и позитивного мироощущения на всю последующую неделю.
Какие только мероприятия не были проведены в рамках предметных недель! Так «Неделя экологии» ознаменовалась проведением экологического митинга «Землянам – чистую планету!», в котором участие приняли ученики всей школы, экологической викториной между 4-ми классами, экологическим КВНом между 5 и 6 классами, конкурсами рисунков и плакатов. В рамках «Недели химии» проводился конкурс между учащимися 8-11 классов на лучшее сочинение по теме «Химия и окружающая среда». Для них же был организован и проведен химический брейн – ринг, в котором для заполнения пауз между конкурсами были использованы музыкальные номера. Учащихся 5-7 классов приняли участие в кулинарном шоу «Белки против жиров и углеводов», а для самых маленьких учеников начальных классов была показана сказка «Знакомьтесь, Химия – добрая волшебница!», в которой доступным языком рассказывалось о значении химической науки в жизни современного человека, демонстрировались занимательные опыты. На этом мероприятии состоялось первое знакомство с химией учащихся младших классов.
«Неделя биологии» традиционно начинается с торжественного открытия. Озвучен план проведения недели, чтецы знакомят своих товарищей с занимательными и курьезными историями из жизни животных. Для проведения биологической викторины, 6 класс разделился на две команды: команду «Корни» и команду «Глюкоза». Жюри, вооружившись лозунгом «Пусть победит сильнейший», объективно оценивала конкурс капитанов, конкурсы «Ботанический», «Знаешь ли ты лес?», «Отгадай загадки», «Эстафета», «Кто как разговаривает» и конкурс домашнего задания, в котором по одному из представителей команд подготовили выступления. От команды «Глюкоза» прозвучал лирический рассказ царицы всех растений Флоры, а от команды «Корни» забавно выступил «выдающийся биолог – селекционер» Карп Карпович Лютиков. Мероприятие прошло живо, увлекательно, а общение учеников друг с другом и с учителями было как полезно, так и приятно.
Биологический КВН собрал для выяснения извечного вопроса «Кто сильнее?» учеников 7 и 8 классов. Команды «Аист» и «Вирус», при активной поддержке болельщиков, решали биологические задачи, задавили вопросы команде – сопернице, отвечали на теоретические вопросы, участвовали в артистическом конкурсе, в конкурсе «Проще простого». В заключение, команды исполнили частушки на биологическую тему.
Для учащихся начальной школы проводился конкурс рисунков по теме «Растения и животные планеты Х». В течение всей «Недели биологии» лучшие работы украшали школьный коридор и радовали своей неординарностью и красочностью.
Старшеклассники, учащиеся 9 -11 классов приняли участие в конкурсе «Слабое звено». Задания каждого раунда «проверяли» знание участников игры теоретических основ биологии и включали вопросы на сообразительность. Для того чтобы зрители и болельщики не скучили, в промежутках между раундами им предлагалось поучаствовать в занимательной викторине. После каждого раунда, один из игроков, набравший минимальное количество баллов, покидал игру. Но прежде чем уйти, он оставлял на память свою творческую работу. Это были мини – сочинения, рисунки, книжки – раскладушки с занимательными историями по биологии. В одном из таких сочинений я прочитала следующие строчки: «Мне очень нравится биология, потому, что это очень интересная и сложная наука. В этом я убедилась, когда участвовала в олимпиаде. Нужно изучать не только учебник, но и читать дополнительную литературу, такую как энциклопедии, журналы, справочники. Ведь это никогда не помешает. И даже если моя профессия не будет напрямую связана с биологией, те знания, которые я получила на уроках, мне пригодятся. Биология – это наука, которая готовит нас к жизни, реальной жизни! ». Наверное, в этих строках заключена высшая награда для учителя – признание его учениками важности тех знаний, которые они получают на уроках и внеклассных мероприятиях.
Заканчивается любая предметная неделя, линейкой, на которой подводятся итоги недели, объявляются результаты и награждаются победители. И обязательно группа наиболее активных учеников традиционно «добавляет» в официальную часть линейки элемент занимательности. Так, при проведении заключительной линейки, после подведения итогов «Недели Химии», один из учеников прочитал стихотворение, отдельные строчки которого хочется процитировать: «В порыве страстного броженья
Я окисляюсь от тоски
Душа не выдержит давленья
И разорвется на куски.
Мне нет покоя в этом мире
Инертна воля, как азот
И, как аш два эс о четыре
Любовь мне сердце жжет и жжет…»
Важную роль во всестороннем развитии учащихся играет такая форма внеклассной работы по предмету, как экскурсии. Очень много можно почерпнуть ученикам, совершающим экскурс в природу. Это и знакомство с флорой и фауной малой родины, и анализ антропогенного воздействия на окружающую среду. Это и проведение фенологических наблюдений, и чтение лирических стихотворений в живописном уголке природы. Пожалуй, экскурсии – одни из самых мощных по степени воздействия на психику учащихся методов воздействия. Еще один положительный аспект – это неформальное общение учеников и учителя, это способ учителя поближе познакомиться с внутренним миром своих подопечных, и в свою очередь, способ понять ученикам, что учитель, такой же человек и ничто человеческое ему не чуждо.
Хочется подробнее рассказать об одной экскурсии, состоявшейся этой осенью. Мы с 9 и 11 классами посетили дендрарий Куб ГАУ и ботанический сад КубГУ.
Экскурсию по дендрарию проводила профессор кафедры ботаники агрономического и агротехнологического факультетов Чикуриди Сусанна Степановна. Это была первая встреча моих учеников с кубанским ученым, которая оказалась проста в общении, энергична, с хорошим чувством юмора, и самое главное, так сильно влюбленная в свою профессию, что это нельзя было не почувствовать. Ее хотелась слушать и слушать, а рассказывала она об аграрном университете, о вступительных экзаменах, о состоянии современной науки на Кубани, о великих ученых – Лукьяненко, Пустовойте, Косенко. Экскурсия по дендрарию была столь насыщена информацией, столько видов древесных форм растений мы увидели воочию, о которых ранее только читали в учебниках, столько интересных историй было нам рассказано, что 2 часа подобной экскурсии, думаю, стоят нескольких уроков по биологии.
В ботаническом саду КубГУ особый интерес вызвала водная растительность. Экскурсии проводили Яненко Татьяна Григорьевна и Бибкова Елена Петровна. Бурный восторг вызвали у моих ребят цветущий индийский лотос и многочисленные виды Невей, которые мы обычно называем кувшинками. Экскурсии были очень содержательны, изобиловали примерами из жизни, эмоционально окрашены и необыкновенно интересны. Думаю, что ученики после таких экскурсий расширили свой кругозор, получили большое эстетическое наслаждение, ведь перед красотой кувшинки сорта Черная Принцесса, названной в честь американской фотомодели Наоми Кемпбелл, не устоит, ни один, даже самый эмоционально неразвитый человек.
«Наш край богат и красив! Видеть и познавать его очень интересно. Я хотела бы надеяться, что эта экскурсия не была последней для меня и всех нас» - так заканчивался один из отчетов, написанных после экскурсии ученицей 11 класса.
Данные статистики очень тревожны. Шесть процентов от всего количества детей – одаренные, пятнадцать – способны усваивать знания, т. е., двадцать один процент детей способны реализоваться в учебной деятельности. Что это - приговор всем остальным? Конечно же, нет, ведь есть множество методов работы со «слабыми» учениками, есть внеклассные мероприятия, где каждый может проявить свою индивидуальность, обратить на себя внимание, удостоится похвалы. Не было у меня еще случая, когда кто – то из учеников отказался поучаствовать в каком – либо мероприятии. Если у кого – то не рифмуется строчка или не получается со стенгазетой, - я всегда рядом. Костюмы мы готовим «всем миром», а наши репетиции проходят отчаянно весело и слегка напоминают «сладкий стол». От своих учеников я требую исполнительности, ответственности, старательности во всем, включая мелочи. Но при этом, я знаю, они не обижаются на меня и правильно все понимают. Ведь, наши внеклассные мероприятия – это территория общения и сотрудничества.
Учитель высшей квалификационной категории
Воленко Елена Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному мероприятию "Семья и школа - территория здоровья".
Предлагаемую презентацию можно использовать как отдельное мероприятие, родительское собрание, так и на уроках ОБЖ о ЗОЖ....
Конспект внеклассного мероприятия "Особо охраняемые территории Ульяновской области"
Внеклассное мероприятие, посвященное ООПТ Ульяновской области....
Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 8 «Б» класса в рамках городского семинара на тему: «Интернет- территория безопасности»( путешествие по глобальной сети)
Цель: обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.Задачи:1) информиро...
Обучение в сотрудничестве. Проблемное обучение. Внеклассное мероприятие, посвященное юбилею М.Булгакова (Литературный вечер)
План-конспект мероприятия...
Внеклассное мероприятие "Особо охраняемые территории республики Татарстан"
материал может быть полезен учителям биологии, географии, а также педагогам дополнительного образования. Занятие рассчитано на 2 часа, для 8-11 классов общеобразоательных школ....
Внеклассное мероприятие Семинар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»
Внеклассное мероприятиеСеминар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»...
Открытое внеклассное мероприятие на тему: «Интернет- территория безопасности» (для учащихся 8 «А» класса)
Открытое внеклассное мероприятие на тему: «Интернет- территория безопасности» (для учащихся 8 класса)...