Публикации
методическая разработка

Список опубликованных работ в  педагогических изданиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юрий Борисович Макаров

Место работы:

МОУ – Малеевская СОШ, Московская обл.

Должность:

учитель химии и биологии

Статьи автора на сайте  Фестиваля педагогических идей «Первое сентября»

В работе представлен конспект внеклассного мероприятия к 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева. Материал основан на самостоятельной поисковой работе учащихся с использованием справочного материала, сборников стихотворений клинских поэтов, встреч с местными поэтами и сотрудниками музея-усадьбы Д.И. Менделеева "Боблово". В работе рассмотрены лишь некоторые стихотворения о Д.Менделееве, чтобы каждый слушатель захотел взять книги и прочитать о нем, почувствовать себя современником великого ученого, его коллегой, учеником, другом, товарищем, земляком.

В работе рассмотрены возможные формы деятельности в рамках месячника: турниры, эссе, викторины, конференции, вечера.

В работе представлен материал учителю для проведения экскурсии по теме «Млекопитающие» с целью знакомства с отдельными видами позвоночных животных Московской области, со следами их жизнедеятельности. Даны общие указания по наблюдению за зверями, вопросы для учащихся после проведения экскурсии, варианты проектных работ.

В работе дана циклограмма внеклассной деятельности учителя химии. Рассмотрены возможные формы деятельности в рамках химической недели: химические турниры, эстафеты, викторины, лотереи, вечера. Даны конкретные планы проведения мероприятий, посвященных М.В. Ломоносову, Д.И. Менделееву, А.М. Бутлерову, 65-летию Победы.

В работе рассмотрены методические рекомендации для проведения с учащимися исследовательских, творческих, приключенческо-игровых, информационных , практико-ориентированных проектов на уроках экологии и во внеклассной работе .приводятся планирования проектов: "сохраним свою землю, на которой живем, голубой и зеленой", "как вы узнаете птиц", "родник", "лесные знаки" и других. Рассмотрены критерии успеха проекта, его логическая структура ; показано, что дает работа над проектом.

Представлен материал для практической работы руководителя ШМО учителей «Естествознание»: задачи ШМО, организация работы ШМО, права ШМО, документация и отчетность, содержание работы.

В работе рассмотрены темы развития учебной технологии в условиях современной школы, рассчитанные на активизацию деятельности ученика, исследовательский подход: "Процесс обучения как целостная динамическая система", "Приемы активизации учебной деятельности учащихся на уроке", "Игры для интенсивного обучения", "Личностно-ориентированное обучение на уроке", "Адаптивная система обучения", "Развитие интереса учащихся средствами предмета", "Организация проектно-исследовательской формы обучения". Программа реализуется в течение нескольких лет. Определены направления деятельности, выделены основные проводимые мероприятия, в которых приняли участие учителя и обучающиеся школы.

В работе рассмотрены основные направления эколого-нравственной работы учителя над собой и учащимися. Дана базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья. Приведено планирование научно-практической конференции для учителей и учащихся.

В работе представлен материал для развития универсальных учебных действий на уроках химии и биологии: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, дана краткая технология урока-практикума, которая подробно рассмотрена на примере урока химии в 8-м классе по теме «Химическая связь».

Семинар-практикум основан на самостоятельной экспериментальной работе учащихся с использованием инструктивных карт и справочного материала, контролирующей части и рефлексии. Цель семинара: изучить состав и свойства азотных, фосфорных и калийных удобрений; ознакомиться со сложными и концентрированными удобрениями, их использованием в практике; развивать навыки самостоятельной экспериментальной работы, показать применение качественных реакций как метода аналитической химии в определении качественного состава солей; развивать мыслительные приемы: анализ, синтез, сравнение, умение классифицировать, выявлять общие и существенные признаки; развивать наблюдательность, трудолюбие, аккуратность и дисциплинированность, товарищество и взаимопомощь, навыки контроля и самоконтроля.

В работе представлена экологически ориентированная учебно-исследовательская работа учащихся на уроках, факультативных занятиях, экологических практикумах, беседах, работе на учебно-опытном участке, в экскурсиях, походах, школе молодого эколога, на экологических слетах, конкурсах и олимпиадах по экологии, учебной тропе природы, экологического дня, Клуба любителей природы, международных экологических акциях. В приложении представлены тематика факультативных курсов "Здоровый образ жизни человека в условиях загрязнения биосферы", "Природопользование", бесед на экологические темы с 1-го по 11-й классы.

Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:



Статьи автора на сайте  Форума «Новая школа»

  1. Урок-практикум по теме «Химическая связь»
  2. Личностно-деятельностный подход в обучении
  3. Творческие проекты по теме «Спирты» на основе информационных технологий



Предварительный просмотр:

Статьи

учителя химии и биологии

Муниципального общеобразовательного учреждения-

 Малеевская средняя общеобразовательная школа

 Клинского муниципального  района Московской области

Макарова Юрия Борисовича

Макаров Ю.Б. Развитие интереса к химии средствами предмета // Управление инновационным процессом в образовательных учреждениях Подмосковья. / Под ред. П.В.Худоминского , Д.Д.Панкова , Б.В.Горячева. – Подольск: «Славянская школа», 1997. – С. 59-66.

Макаров Ю.Б. Экологическое воспитание учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся. / Под ред. А.С.Обухова. – М: Народное образование, 2001. – С. 208-212.

Макаров Ю.Б. Использование ЭОР на уроках химии и биологии // Материалы научно-практической конференции «Педагогические достижения учителей – победителей ПНПО – потенциал новой школы Подмосковья. – М: ГБОУ ВПО АСОУ «Педагогическая академия», 2013. – С. 17-18.

Макаров Ю.Б. Развитие учебной технологии в условиях современной школы // Региональный координационный центр института открытого образования МГОУ – современная система модернизации методической службы Московской области: сборник научных трудов. Выпуск 5. – М: ООО «Бизнес-ВИТА», 2008. – С. 72-75.

Макаров Ю. Контроль усвоения химических знаний по теме «Углеводороды» // Методическая газета для учителей химии «Химия». – 1997. – № 43. – С. 2.

Макаров Ю. Метод проектов // Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа». – 2006. – № 10. – С. 4-7.

Макаров Ю. Путешествие по стране «Побегия» // Методическая газета для учителей биологии «Биология». – 1998. – № 25. – С. 2.

Макаров Ю. Химическая связь. Игровые задания. // Методическая газета для учителей химии «Химия». – 2001. – № 48. – С. 6.

Макаров Ю. Метод экологических проектов в школе // Научно-методический журнал «География и экология в школе XXI века». – 2004. – № 7. – С. 43-48.

Макаров Ю. Работа над экологическими проектами // Российский педагогический журнал «Сельская школа». – 2004. – № 1. – С. 74-80.

Макаров Ю. Работа педагога – деятельность экологичная // Научно-методический журнал «Народное образование». – 2008. – № 8. – С. 267-272.

Макаров Ю.Б. Использование ЭОР на уроках химии // Материалы V Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии».-Иваново, 2014.

Макаров Ю.Б. Контролирующий семинар по теме «Альдегиды и карбоновые кислоты» // Научно-методический журнал «Химия в школе». – 2015. – № 5. – С. 34-36.

Макаров Ю.Б. Вечер «Дмитрий Иванович Менделеев в поэзии»//Общероссийский информационный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/518140/.

Макаров Ю.Б. «К 300-летию М.В.Ломоносова» // Общероссийский информационный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/584002/

Макаров Ю.Б. «Конспект урока по биологии в 5 классе по теме «Лишайники» // Общероссийский информационный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://infourok.ru/material.html?mid=18318 

Макаров Ю.Б. «Личностно-деятельностный подход в обучении» // Общероссийский информационный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://forum.schoolpress.ru/article/0/778 

Макаров Ю.Б.  «Млекопитающие – объекты школьной экскурсии» // Общероссийский информационный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/639763/

Макаров Ю.Б. «Неделя химии в школе» // Общероссийский информационный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/559423/

Макаров Ю.Б. «Работа ШМО учителей «Естествознание в сельской школе» // Общероссийский информационный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/625229/

Макаров Ю.Б.  «Творческие проекты по теме «Спирты на основе информационных технологий» // Общероссийский информационный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://forum.schoolpress.ru/article/0/1278 

Макаров Ю.Б. «Универсальные учебные действия на уроках химии и биологии» // Общероссийский информационный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/603240/

Макаров Ю.Б. «Урок-семинар «Удобрения» // Общероссийский информационный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/603240/

Макаров Ю.Б. «Урок-практикум по теме «Химическая связь» // Общероссийский информационный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://forum.schoolpress.ru/article/46/106

Макаров Ю.Б. «Экскурсия «Осенние явления в природе» по биологии  в 5 классе» // Общероссийский информационный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://infourok.ru/material.html?mid=25548 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОТ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ

ДО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Что такое «функциональная грамотность»?

   Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

   Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

  1. направленность на решение бытовых проблем;
  2. является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
  3. связь с решением стандартных, стереотипных задач;
  4. это всегда некоторый элементарный ( базовый) уровень навыков чтения и письма;
  5. использование в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

   Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту. [6]

Примеры формирования функциональной грамотности

   В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления. Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике. Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.

   Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях. [6]

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели

    Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

    Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

    Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

   Информационная грамотность: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

    Коммуникативная грамотность: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

    Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

    Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

    Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий. [3]

   Оценивание функциональной грамотности учащихся по химии — это процесс определения степени соответствия достигнутого учащимися уровня (качества) функциональной грамотности образовательному стандарту по химии основной школы.

   В качестве примеров по формированию функциональной грамотности на уроках химии предлагаю  разные задания  по теме «Хлор и его соединения» (9 класс). Выполнение любого задания предполагает решение комплекса задач, отрабатывающих различные аспекты функциональной грамотности. Рассмотрим задачи по форме работы с информацией. [1]

  1. Задача – интерпретация предполагает трактовку обучающимся информации об объекте, представленной в текстовой, графической форме. Формулировка задачи предполагает распознавание объекта или рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами.

Работа со сплошным текстом

 Хлор

     Простое вещество - хлор при нормальных условиях — ядовитый газ желтовато-зелёного цвета, тяжелее воздуха, с резким  запахом  и сладковатым, «металлическим» вкусом. Природный хлор представляет собой смесь изотопов с массовыми числами 35 и 37.

   В 1774 г. шведский химик К.Шееле получил первый из галогенов – хлор. При этом  ни одно из существенных свойств открытого газа не ускользнуло от ученого, о чем свидетельствует составленный им их перечень: пробка от него желтеет; синяя лакмусовая бумага становится почти белой, все цветы желтеют; все металлы атакуются; когда в колбу вносится несколько капель нашатырного спирта, наблюдается белый туман; насекомое в нём тотчас гибнет; огонь в нём тотчас гаснет.

    Хлор – один из химических элементов, без которого немыслимо существование живых организмов. Основная форма присутствия его в живых организмах – это хлорид натрия, который стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Минимальная потребность человека в хлоре составляет около 800 мг в сутки. Хлор должен поступать в организм с растительной и животной пищей, а не в составе поваренной соли.

    По масштабам промышленного применения хлор намного превосходит все галогены. Хлор и его соединения необходимы для отбеливания льняных и хлопчатобумажных тканей, бумаги и т.д. Многие хлорсодержащие соединения используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства. В больших количествах соединения хлора (хлорная известь) необходимы для обеззараживания питьевой воды, правда, далеко не без отрицательных последствий. 

   Процесс очистки воды на станции водоканала выглядит следующим образом:

Забор воды из реки → Очистка от крупных и мелких частиц → Фильтрование через песок → Дезинфекция (хлорирование) → Проверка качества очищенной воды → Поступление воды к потребителю.

   Хлор нашел применение и в военных целях в качестве боевого отравляющего вещества.

22 апреля 1915 года немецкие войска провели первую массивную химическую атаку близ бельгийского города Ипр. На фронте, протяженность которого составила почти 6 км, немцы распылили 168 тонн хлора из 5730 баллонов всего за несколько минут. В результате 15 000 солдат были отравлены и получили поражения разной степени тяжести, при этом 5 000 погибли.

   Летучие соединения хлора – одна из причин разрушения озонового слоя Земли. [5, 7, 10]

Задание к тексту

1. Имя героя вашей истории.

2. Два слова, описывающих героя.

3. Три слова, описывающих место действия.

4. Четыре слова, описывающих проблему истории.

5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?)

6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?)

7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?)

8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.

Задание 2 : Прочитайте текст «Хлор». Подчеркните химические термины, используемые в тексте.

Множественный выбор

  1. Выберите правильный ответ

1. Химический элемент с атомным номером 17:

а) бром

б) фтор

в) хлор

г) йод

2. Простое вещество хлор –  газ такого цвета:
а) желтовато- зелёного
б) желтовато- синего
в) желтовато-красного

3. Хлор:
а) легче воздуха
б) весит как воздух
в) тяжелее воздуха

4. Хлор – химически активный:
а) неметалл
б) металл
в) раствор

5. Входит в группу:
а) кислот
б) щелочей
в) галогенов

г) солей

6. Молекула хлора:
а) одноатомная
б) двухатомная
в) трехатомная

7. Самые большие запасы хлора содержатся в составе солей:
а) рек
б) вод морей и океанов
в) озер

8. В природе встречаются  стабильных изотопа хлора:
а) 1
б) 3
в) 2

9. Газообразный хлор относительно легко:
а) испаряется
б) воспламеняется
в) сжижается

10. Хлор непосредственно реагирует почти со всеми:
а) щелочами
б) металлами
в) кислотами

Ответы:  1 в,  2 а,   3 в,   4 а,   5 в,   6 б,   7 б,    8 в,    9 в,   10 б.

[8]

Упражнения : ответы на вопросы

1.Подростки рассуждали о химическом оружии первой мировой войны. Николай утверждал, что большая часть солдат погибала при атаке хлором, так как этот газ очень ядовит. Алексей утверждал, что солдаты погибали при атаке хлором потому, что прятались в окопах. Кто из юношей прав? Ответ поясни.

2.Современная технология очистки воды включает этап озонирования. Рассмотрев процесс очистки воды на станции водоканала, который предложен в тексте, предложи свою последовательность этапов, которая будет включать этап озонирования.

3.Этот галоген открывает печальную летопись массового применения отравляющих веществ (химического оружия). Где и когда это произошло? (Ответ – галоген – хлор. Его впервые применили как боевое ОВ германские войска в 1-ую мировую войну, в начале 1915 г. около Ипра. Было открыто 6000 баллонов с хлором – 180 тонн. Хлор поразил 15 тысяч человек союзных войск французов и англичан, из них ⅓ – насмерть. 12 июля 1917 г. около того же Ипра было применено ОВ кожно-нарывного действия – дихлордиэтилсульфид, которое впоследствии назвали ипритом.

4.Как защититься от губительного действия хора? (с помощью противогаза).

5. Объясните, о каких свойствах хлора идет речь в тексте, подтвердите ответ конкретными примерами.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа.

4. Составьте 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса по тексту, которые начинаются со слов

Верно ли ____________________________________________________________________?

Можно ли ___________________________________________________________________?

Что _________________________________________________________________________?

Объясните почему ________________________________________________________?
Предположите, что будет если __________________________________________________?
В чём различие _______________________________________________________________?

и ответьте на них.

   Хлор, используемый для обеззараживания воды, содержится в питьевой воде. Предложите, как в домашних условиях уменьшить содержание хлора в водопроводной воде? Почему вы предлагаете этот способ?

   Объясните, почему во влажном хлоре или хлорной воле, лепестки красной розы теряют свой цвет,  а в сухом хлоре – нет?

   Объясните существование пресных и солёных водоёмов на нашей планете.

   Как, зная физические свойства хлора, надо поступить, если вы оказались в помещении, в котором произошла его утечка?

   Хлор не пригоден для отбеливания шерстяных и шелковых тканей?

Перекодирование информации

  1. Задача – структурирование ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта.

5.  Заполните таблицу.

Название вещества

Химическая формула

6. Составьте кластер по теме «Применение хлора».

Заполнение таблицы

7. Используя прочитанный текст, заполните таблицу

        

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста

  1.  Задача – возможность направлена на оценивание достоверности информации – на установление истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов.

Исправление

8. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

    1. Сложное вещество - хлор при нормальных условиях — ядовитая жидкость желтовато-зелёного цвета, тяжелее воздуха, с резким запахом и сладковатым, «металлическим» вкусом.

   2. Хлор – один из химических элементов, без которого немыслимо существование живых организмов.

3.Основная форма присутствия его в живых организмах – это сульфат натрия, который стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу.

4.По масштабам промышленного применения хлор намного превосходит все галогены. 5.Хлор и его соединения необходимы для отбеливания льняных и хлопчатобумажных тканей, бумаги и т.д.

 6. Многие хлорсодержащие соединения используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

7. В  небольших количествах соединения хлора (хлорная известь) необходимы для обеззараживания питьевой воды, правда, далеко не без отрицательных последствий.

8. Процесс очистки воды на станции водоканала выглядит следующим образом:

Забор воды из реки → Очистка от крупных и мелких частиц → Фильтрование через песок → Дезинфекция (хлорирование) → Проверка качества очищенной воды → Поступление воды к потребителю.

 9.Хлор нашел применение и в военных целях в качестве боевого отравляющего вещества.

10.Летучие соединения хлора – одна из причин сохранения озонового слоя Земли.

Викторина

9. Разгадайте загадки и объясните

 Брат один сердитый,

 Другой брат ядовитый.

 Первый брат в воде горел,

 Брат другой позеленел.

 Первый брат – металл у нас,

 Брат другой – конечно газ.

 Если их объединить,

 Можно чудо совершить.

 Попадутся братцы эти,

 Вам в супу или в котлете! (натрий, хлор)

Порознь каждый ядовит, вместе будет — аппетит. (Хлорид натрия).

Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает. (Хлор)

В солях бесцветен, безопасен, полезен, безусловно всем,

Становится весьма опасен, когда свободен он совсем.

Тогда он ядовит, окрашен и может стлаться по земле.

Удушливый, казался страшным, как первый газ из всех. (Хлор)

В свободном виде он всех убивает,

Если «связать», то в еду добавляют.

Но ежели в слове мы Л зачеркнем,

То дружно со всеми песню споем.

(хлор – хор)

Если выделить всё это соединение галогена из морской воды, то оно покроет Европу слоем толщиной 5 км. Назовите это соединение и его химическую формулу.

(поваренная соль хлорид натрия NaCl). [8, 9]

10. Составьте кроссворд по тексту «Хлор».

  1. Задача на недостаточность связана с использованием приёма дополнения данных в ходе оценивания полноты информации.

Называние

11. Как можно озаглавить данный текст? Предложите 3 варианта.

1.__________________________

2. __________________________

3. __________________________

  1. Задача – модель подразумевает применение приёма моделирования для дальнейшего получения информации об объекте.

Логическая перегруппировка/восстановление последовательности

12. Восстановите связный текст.

Укажите правильную последовательность цифр

Процесс очистки воды на станции водоканала выглядит следующим образом:

1.Забор воды из реки

2.Фильтрование через песок

3.Дезинфекция (хлорирование)

4.Очистка от крупных и мелких частиц

5.Поступление воды к потребителю.

6. Проверка качества очищенной воды

  1. Задача – сравнение предполагает использование приёма сравнения.

13.

 

[8]

14. Посмотри, подумай , задумайся

Распыление отравляющего газа по ветру в сторону противника

Основная идея: формирование своих собственных вопросов, на которые при изучении темы ученик получает исчерпывающие ответы. Повышение мотивации в изучении предмета.

Что вы видите?

Что вы об этом думаете?

О чём это вас заставляет задуматься?

Распыление отравляющего газа по ветру в сторону противника

Опасное явление

 Сколько погибших?

  1. Задача – поиск .

15. Составьте краткую характеристику на Хлор.

Галоген.

Элемент номер один для санитарии.

Его масса равна 35,5, а название его означает «желто-зеленый».

Его главные минералы: галит, сильвин и бишофит.

Химический элемент, Cl.

Галоген, очень активный окислитель.

Газ, примененный в боях у Ипра.

Им пахнет больничная сантехника.

Этот элемент занимает по распространенности третье место в морской воде - после кислорода и водорода.

Санитарный галоген.

Добавка к водопроводной воде. [9]

  1. Задача – аналогия направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства изучаемого объекта с ранее известным объектом.

Перекодирование информации

16. Заполните в тетради таблицу.

Реагент

Уравнение реакции с Сl2

H2

Металлы

Неметаллы (+-)

Вода

Кислоты – не окислители (+-)

Основания (+-)

Соли (+-)

+-   укажите условия их протекания.

[2]

Инсерт

17. Прочитайте текст, делая следующие пометки:

V – уже знал; 
+ – новое; 
 – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы.

Заполните таблицу (краткие записи, ключевые слова, фразы)

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

 

 

 

 

Работа с несплошным текстом

[10]

Составление

  1. Составьте краткий текст по данному слайду.

Называние

2. Придумайте название данному слайду. Предложите 3 варианта.

1.__________________________

2. __________________________

3. __________________________

Вопросно-ответные упражнения

3.1. Как распределены электроны в атоме хлора?

2. К какой группе элементов по распространенности в организме  относится хлор?

3. Какую роль макроэлемент хлор играет в организме человека?

4. С какими областями применения хлора вы сталкивались в своей повседневной жизни и на каких свойствах они основаны?

Восстановление / заполнение пропусков

4. Пользуясь данным рисунком, вставьте пропущенные слова:

«_____________ роль хлора. Электроны в атоме хлора располагаются по уровням _____________. Хлор , как _____________, распространен в организме человека. Играет важную роль в поддержании осмотического равновесия. Присутствует в желудочном соке в виде  ______________. Концентрация которой составляет ______________.

Перекодирование информации

  1. Задача на избыточность предполагает использование приёма сжатия текста для оценивания информации на полноту.

5. Заполните таблицу, используя средства Интернета 

https://health-diet.ru/article/nutrient_vitamins/khlor/  .

Название элемента

Роль в организме

Признаки недостатка элемента

Признаки избытка элемента

Источник поступления

хлор

устраняет отеки, влияет на гибкость тела, стимулирует аппетит, удерживает воду в организме, улучшает функцию печени, входит в состав основного желудочного сока, способствует расщеплению жиров, влияет на выведение углекислого газа из организма, курирует состояние эритроцитов, участвуют в поддержании рН клеток, способствует выведению из организма шлаков и токсинов

вялость, отсутствие аппетита, сонливость, ухудшение памяти, слабость мышц, сухость во рту, потеря вкусовых ощущений, в тяжелых случаях: выпадение волос и зубов

резь в глазах, слезотечение, сухой кашель, боль в груди, головная боль, густая кровь,  повышение температуры, отек легких, заболевания желудочно – кишечного тракта, нарушения общего обмена веществ.

Основной источник хлора - поваренная соль (до 90%). Потребность в хлоре с избытком
удовлетворяется обычным рационом, содержащим в среднем 7-10 г хлора, из них 3,7 г мы получаем с хлебом и 4,6 г при подсаливании пищи поваренной солью. Рацион питания без добавления поваренной соли содержал бы около 1,6 г хлора. Естественное содержание хлора в пищевых продуктах колеблется в пределах 2-160 мг%.

Хлор содержится в оливках, морепродуктах, крупах, бобовых, мясе. Незначительное количество содержится во фруктах и овощах.

  1. Объясните происхождение исторически сложившихся названий: галогены, соляная кислота, плавиковая кислота, поваренная соль.
  2. Решите задачи.
  1. Смесь фтора и хлора содержит равные массы этих веществ. Найдите объёмные доли газов в смеси. Какова относительная плотность этой смеси по воздуху?
  2. Какой объём хлора (н.у.) необходим для взаимодействия без остатка с порошком железа массой 39, 2 г?
  3. При пропускании хлора через раствор сильной кислоты А выделяется простое вещество В, и раствор приобретает тёмную окраску. При дальнейшем пропускании хлора вещество В превращается в кислоту С, и раствор обесцвечивается. Назовите вещества А, В, С, напишите уравнения реакций. [2]

   Представленные задания способствуют воспитанию трудолюбия, целеустремленности, прививают навыки самоконтроля, развитию самостоятельности; стимулируют познавательную потребность обучающихся и интерес к предмету. Такие задания можно использовать на уроке и при проведении внеурочных занятий. Многообразие заданий и выполняемых ими дидактических функций предоставляет учителю возможности для оптимизации учебного процесса. Виды заданий могут быть дополнены и другими возможностями информационной среды, которая постоянно развивается.

  Таким образом, развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной предметной грамотности. Развитие компетенций, являющихся основой функциональной грамотности, вплетенное в освоение предметного знания, — это не отдельная задача, а обязательная составляющая учебного процесса .

 

Литература:

  1. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев. — СПб. : КАРО, 2019.
  2. Габриелян О.С., Тригубчак И.В. Химия. Сборник задач и упражнений. 9 класс.-М.: Просвещение, 2020.
  3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 38 с.
  4. Кузнецова Н.Е,  Шаталов М.А. Проблемно – интегративный подход и методика его реализации в обучении химии.  // Химия в школе.- 1999. - № 3.- С. 33.
  5. Назаренко В.М. Экологизированный курс химии : от темы к теме .  // Химия в школе.- 1995. - № 2.- С. 30.                                                            
  6. Камзеева Е. Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования. [Электронный ресурс].—Режим доступа:      https://mcko.ru/articles/2264.
  7. Боевые отравляющие вещества в Первой мировой войне [Электронный ресурс].—Режим доступа: https://wiki2.org/ru/.
  8. Пешкова Е.В. Обобщающий урок-КВН по теме "Галогены". 9-й класс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ,   https://urok.1sept.ru/articles/632145.
  9. Справочник ответов на кроссворды. [Электронный ресурс].—Режим доступа:      https://i-cross.ru/main/slovo/xlor
  10. Слайды по теме «Хлор» [Электронный ресурс].—Режим доступа:       https://yandex.ru/images/search?text.
  11. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности    [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fg.resh.edu.ru/.

Краткая аннотация : Макаров Ю.Б. От предметных знаний до функциональной грамотности.

  В статье приведены примеры заданий для развития функциональной грамотности, которые могут быть использованы при изучении темы «Хлор».

Ключевые слова: функциональная грамотность, примеры заданий, индикаторы.

Makarov Yu. B. From subject knowledge to functional literacy.

The article provides examples of tasks for the development of functional literacy, which can be used in the study of the topic "Chlorine".

Key words: functional literacy, examples of tasks, indicators.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...