Проектная деятельность учащихся на уроке литературы.
презентация по теме
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. (Презентация к педсовету)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya.ppt | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследовательская работа учащихся не является новой вехой в обучении, этой проблемой занимались во все времена. Суть такой работы заключается в «открытии» учащимися новых истин, правил, опираясь на известные им истины. Философы называют современный период общечеловеческого развития прогрессивизмом. Этот термин проник и в сферу образования, где он оттеняет термины «гуманизация»и «гуманитаризация», подчеркивая прогрессивность и перспективность названных процессов в данной сфере.
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий , целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика. По К. М. Кантору проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, "через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию".
Проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя
Проект – это 6 «П»: Проблема Проектирование Поиск информации Продукт Презентация Портфолио
Классификация проектов По доминирующей деятельности учащихся практико- ориентированные, исследовательские информационные творческие, ролевые
По продолжительности мини-проекты краткосрочные, годичные
По количеству участников индивидуальные групповые
Классификация по форме продукта сочинение словарь журнал буклет презентация спектакль газета
Этапы проектной деятельности Организационно-подготовительный. 2. Поисковый. 3. Итоговый.
Роль учителя в проектной деятельности? Энтузиаст , который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели. Специалист , который компетентен в нескольких (не во всех!) областях. Консультант , который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам. Руководитель , который может четко спланировать и реализовать проект. «Человек, который задает вопросы» , который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь. Координатор , который поддерживает групповой процесс решения проблем. Эксперт , который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
Образовательный потенциал проектной деятельности: создаёт у учащихся образ цельного знания; повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний; изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); интерпретация результатов.
Воспитывает: значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к самоорганизации; желания делать свою работу качественно. Развивает: исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки; способность ориентироваться в информационном пространстве; умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.
Цели проектирования достигаются, когда эффективность усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса оценивается ростом показателей, группы или учащегося: Информационная обеспеченность Функциональная грамотность Интеллектуальная и волевая подготовленность
Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования. педагогически правильный выбор объектов проектирования. подбор творческих проектов (возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др). стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении года. общественно полезная или личностная значимость проекта. темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя.
Перечень примерных тем творческих проектов учащихся: Из материалов и нитей – детская, нарядная и деловая одежда, гобелены, декоративные панно, разнообразные виды вышивки, различные виды плетения. Из различных природных материалов – панно, подделки из соломки, украшения из листьев, коры, ракушек, ракушек, кожи и т.д. Из древесины – шкатулки, разделочные доски, игрушки, столовые приборы. Русский национальный характер в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Домашнее задание: Найти в тексте цитаты, характеризующие персонажа. Определить черты характера. ПРОДУКТ: план к сочинению. «Стилевые процессы в русской литературе». Домашнее задание: подготовить презентацию по темам «Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в зарубежной и русской литературе» ПРОДУКТ: обобщающая таблица. Язык в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Домашнее задание: Выписать из текста «крылатые» слова и выражения (работают 4 группы в соответствии с количеством действий). Объяснить их смысл в тексте комедии и возможность применения в современных условиях, используя книгу Н.С.Ашукина, М.Г.Ашукиной «Крылатые слова». ПРОДУКТ: конспект. УРОК 3. «Примите исповедь мою: себя на суд вам отдаю…» (Автор в романе «Евгений Онегин») Домашнее задание: Составить таблицу по роману «Евгений Онегин»: в правом столбце лирические отступления, в левом – сюжетные коллизии. ПРОДУКТ: таблица – анализ текста, сочинение-рассуждение «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека», сочинение-эссе «Мой Пушкин».
Содержание Авторы проекта 2 Координатор проекта 3 Предмет, класс 4 Аннотация проекта 5 Вопросы, направляющие проект 5.1 Основополагающий вопрос 5.2 Проблемные вопросы 5.3 Учебные вопросы 6 План проведения проекта 7 Дополнительные материалы 7.1 I этап - регистрация ( 7.2 II этап - "Что опаснее: угодничество или ненависть?" 7.3 III этап - Мир чувств пушкинских героев ( 7.4 IV этап - Может ли разбойник быть благородным? ( 7.5 V этап - «Как научиться жить без угодничества и ненависти?» (с ) 7.6 VI этап - подведение итогов (с 8 Рефлексия
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении
Элементы проектной деятельности Мысле- деятельностные Презентационные Информационные Коммуникативные Поисковые
Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектная деятельность учащихся на уроках литературы
В помощь учителю...
проектная деятельность учащихся на уроках литературы
Все активнее ставится вопрос о различного вида интеграции в современной школе. К настоящему времени гуманитарные интегрированные курсы развиваются во многих странах. Активно использует...
Проектная деятельность учащихся на уроках литературы. Тема любви в творчестве русских писателей.
Тема любви в творчестве русских писателей. Социологический опрос....
Из опыта работы "Проектная деятельность учащихся на уроках литературы"
Из опыта работы "Проектная деятельность учащихся на уроках литературы"...
Информационные технологии как средство активизации проектной деятельности учащихся на уроках литературы
Одним из методов современного преподавания литературы является создание литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет...
Статья на тему : Проектная деятельность учащихся на уроках литературы
В статье говорится об организации проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, сем...
Проектная деятельность учащихся на уроках литературы в 6 классе (из опыта работы)
Проектная деятельность относится к числу современных образовательных технологий. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, кот...
Комментарии
Проектирование
Современная школа предъявляет требования по формированию учебных и вне учебных компетенций. Проектная деятельность всегда присутствовала в учебном процессе, но теперь это должно являться обязательным звеном в подготовке детей к будущей жизни. Через проекты легче пробиться к сути изучаемых предметов, заинтересовать ребят, развить интерес к поисковой и творческой деятельности.