Портфолио
материал по теме
Портфолио
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование гражданской компетентности на уроках обществознания | 45.5 КБ |
Формирование ключевых компетенций | 51.5 КБ |
Эссе | 31.5 КБ |
Информационно-аналитическая справка | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Леонова Юлия Михайловна
Формирование гражданской компетентности на уроках обществознания.
Современное образование переживает сущностные изменения, проявляющиеся в организационно-управленческой, правовой, экономической модернизациях, определении новых целей образования, адекватных изменениям, происходящим в современном обществе. Усиливается значение воспитательного потенциала образовательного процесса, роли гражданского образования, развития демократических начал в жизни школы и организации социальной практики учащихся. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Достижение этой цели возможно через компетентностный подход, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Таким образом, гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.
Само же понятие «гражданская компетентность» в российской науке стало рассматриваться относительно недавно и разработано недостаточно. Для его обозначения разными авторами используются различные, близкие по звучанию термины: «гражданская компетентность», «гражданская компетенция», «компетенция гражданственности». При всем разнообразии трактовок данного понятия можно выделить общее, объединяющее авторские подходы к раскрытию сущности гражданской компетентности:
- Познавательный, или когнитивный (система усвоенных гражданских знаний и понятий);
- Мотивационно-ценностный, или аксиологический (направленность отношений к обществу, самому себе; включает мотивы, цели, потребности, ценностные установки; предполагает наличие интереса к гражданской деятельности);
- Поведенческий, или операционально-деятельностный (реальное поведение, соблюдение нравственно-правовых норм, выполнение обязанностей в соответствии со своей гражданской позицией);
- Личностный(самооценка, креативность, рефлексия, толерантность, стремление к сотрудничеству, способность ориентироваться в потоке информации, выраженная личная активность, позитивное отношение к выполнению гражданского долга и т.д.).
В самом общем виде компетентность складывается из 3-х основных структурных компонентов. Когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения. Деятельностный компонент определяется процессом становления умений на основе полученных знаний и способами реализации этих умений. Личностная (мотивационно-ценностная) составляющая представляет собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетентностей.
Есть основания полагать данную структуру общей и для гражданской компетентности. Рассмотрим эти компоненты применительно к понятию гражданской компетентности.
Когнитивный блок (знания) охватывает исследовательскую учебную компетентность. Он предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной системы знаний. В этом блоке можно выделить ряд предметов, которые позволяют сформировать гражданскую компетентность. К ним относятся история, социальные дисциплины (обществознание, право), география, краеведение. Гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, политической системе, выборах и т.д.). Ключевыми понятиями являются следующие: человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы, др. Особенностью гражданской компетентности является обобщающий характер знаний, что делает возможным их применение к конкретным жизненным ситуациям. При компетентностном подходе особенно важно, чтобы процесс получения знаний не был сведен к простой передаче фактической информации. Учащиеся должны стать активными участниками этого процесса.
Деятельностный компонент включает в себя компетентность социального выбора, компетентность социального действия, коммуникативную компетентность. Этот компонент предполагает, что гражданин владеет определенными умениями и навыками (критически мыслить, исполнять гражданские обязанности, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, владеть гражданскими знаниями и демократическими процедурами, уметь пользоваться своими правами и защищать их).
Личностная (мотивационно-ценностная) составляющая: гражданин обладает ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни, имеет свою жизненную позицию. Формирование гражданской компетентности не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей (основополагающих ценностей российской и мировой культуры), включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию. Традиционными ценностями являются патриотизм, служение Отечеству, гуманизм, приоритет духовно-нравственных ценностей по отношению к материально-прагматическим, права человека, толерантность и др.
Вариант урока обществознания по теме:
«Образование как фактор социализации»
При подготовке к уроку необходимо разделить класс на группы и дать им опережающее задание:
Распределить роли в группах и продумать ситуации (Одна из групп составляет вопросы викторины по теме)
Цель урока: способствовать углублению знаний о функциях и системе образования, проследить взаимосвязь образования и формирования личности, способствовать формированию гражданской компетентности.
в начале урока нужно составить определение образования, опираясь на ключевые слова: процесс, человек, общество, государство, образовательные уровни.
Каждый член группы участвует в какой - либо из рубрик программы:
Из истории вопроса - учащиеся выступают с сообщениями о возникновение школы и истории высшего образования.
Беседа с министром образования о государственных гарантиях -учащиеся представляют интервью, слушатели могут задать свой вопрос министру.
Выскажи мнение - представляются результаты опроса общественного мнения по проблеме платного образования и ЕГЭ: заранее распределить роли, определить позиции.
Подобные уроки являются одним из условий формирования гражданской компетентности подростка. Учащиеся могут показать свои навыки овладения исследовательской, коммуникативной, учебной и др. компетентностями. Критерием проявления компетенции является достижение учащимся положительного для себя результата.
Литература:
- Гражданское образование: формирование активной позиции гражданина. – М., 2001. – 186 с.
- Жихаревич М.Е. Ценностный аспект гражданского образования / Философия XX века: школы и концепции. СПб., 2000. – 165 с.
- О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. / Преподавание истории и обществознания в школе. №6, 2003
Предварительный просмотр:
Леонова Юлия Михайловна
Формирование ключевых компетенций
на уроках истории и обществознания.
Содержание исторического и обществоведческого образования в современных условиях нацелено на создание условий для самоопределения и самореализации личности, на достижение школьниками конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщенных способов деятельности социально гражданских компетенций. Историческое образование становится все более личностно и практико-ориентированным с приоритетом использования различных форм деятельности. Степень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания.
Компетентный подход в обучении сосредотачивается на том, что бы не увеличить объем информированности человека, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Переоценка приоритетных целей образования состоит в том, что его результаты признаются значимыми не только как показатель успешности учебного процесса, но и как инструмент успешной деятельности за пределами системы образования.* Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной (учебной) личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, называют ключевыми компетенциями.
Что же понимается под определением «ключевые компетенции»?
Так, по определению Д.Иванова: «...ключевые компетенции - это наиболее общие способности и умения, помогающие человеку понимать ситуацию, решать проблемные задачи и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества».
Принято выделять следующие ключевые компетенности:
- Ценностно-смысловая компетенция, включающие мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир. Выбирать целевые установки для своих поступков. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика.
- Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни человека.
- Учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.
- Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.
- Коммуникативная компетенция. Включает знания необходимых языков и способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе.
- Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т. д. Ученик овладевает минимально необходимыми навыками социальной активности и функциональной грамотности.
- Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Выражается в развитии необходимых личностных качеств.
В соответствии с компетентностным подходом я определила цель моей педагогической деятельности: формирование ключевых компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории и обществознания.
Для достижения поставленной цели выполняются следующие задачи:
- Активизация познавательной деятельности учащихся, так как им приходится обращаться к дополнительной литеретуре и другим источникам знаний;
- Создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности учащихся, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;
- Воспитание самостоятельности, гражданственности, толерантности, уважения друг к другу, ответственности;
Краткое описание проекта.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение ключевыми компетенциями и развитие мыслительных способностей.
В отличие от традиционного обучения, где формирование компетенций идет через усвоение уже готовых результатов научного познания, основная цель проблемного обучения - овладение компетенциями через активизацию самостоятельной поисковой, творческой, исследовательской деятельности.
Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Проблемное обучение реализуется мною в рамках урочной деятельности.
В чем же специфика проблемных уроков?
В ходе проблемного урока обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа:
- Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
- Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
- Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала.
- Дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.
При этом, решение проблемной ситуации может осуществляться:
- На протяжении всего урока;
- На каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Проблемное обучение предполагает использование следующих приемов на уроках:
- Приём проблемного изложения – на лекционных уроках учитель ставит перед уч-ся ряд проблемных вопросов, на которые они должны ответить в ходе лекции.
- Прием нахождения аналогии – формирует готовность восприятия учебного материала путем концентрации внимания учащихся на конечной цели – нахождении аналогии изучаемому событию, явлению, процессу, личности и т. п. как в Отечественной истории, так и во Всемирной.
- Приём обнаружения противоречий – активизирует способность анализировать, выделять главное.
- Приём создания проблемной ситуации – в нём, в отличие от приёма проблемного изложения, проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции. Решаются они самими детьми при помощи учителя следующим образом: уяснение и постановка проблемы; формулирование вариантов решения; оценка их предпочтительности; выбор средств оптимального решения.
- Приём экспресс - дискуссии – вырабатывает у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими, демонстрирует характерную для большинства проблем многозначность решений. Подготовка к такому виду дискуссии идёт непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержки может быть материал учебника, рассказ учителя, дополнительные источники, предложенные учителем.
- Приём ролевой дискуссии – ученикам предлагается встать на позицию какого-либо конкретного лица или группы лиц. Необходимость высказаться от имени другого человека помогает преодолеть неуверенность и страх перед аудиторией.
- Приём альтернативной ситуации – предполагает выбор вариантов исторического развития реально существовавших в истории.
Ведущими методами на таких уроках являются: диалогический,эвристический и исследовательский.
Результатом применения вышеперечисленных методов и приемов станет формирование учебно-познавательной компетенции (через постановку и решение познавательных задач, поиск нестандартных решений, создание и разрешение проблемных ситуаций, продуктивное познание, исследование), в том числе компетенции интеграции (структурирование знаний, расширение, приращение накопленных знаний), информационной компетенции (этому способствует анализ, осмысление, преобразование большого количества информации), коммуникативной компетенции ( вырабатывается умение слушать и взаимодействовать с другими через коллективную и групповую работу в ходе решения проблемных ситуаций), компетенции личностного совершенствования (через создание ситуаций успеха на уроках).
Предварительный просмотр:
Леонова Юлия Михайловна
«Моя педагогическая философия»
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь
В. О. Ключевский
Каким быть учителю в современное время? Чему учить подрастающее поколение? Каким оно должно быть в XXI веке? Как учить? Чего мы хотим от современной школы?
Я часто задумываюсь над этими вопросами.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но роль учителя остается неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы.
Я – учитель истории в очень сложное время. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. Я чувствую ответственность в деле воспитания свободного, ответственного, нравственного здорового человека!
Я никогда не забуду свои первые уроки в школе.
Незнакомые детские взгляды устремлены на тебя. Взгляды учеников, не умеющих прощать равнодушия и лжи.
Конспект урока лежит перед тобой, и хотя весь урок заучен наизусть, кажется, что ничего не помнишь.
Мои ученики очень разные. У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. И я стараюсь угадать, на что настроен каждый ученик, пришедший ко мне на урок, что для него является главным. поскольку одной из основных целей работы педагога считаю: показать, что даже самый «плохой» ученик – в душе талантлив, а может быть, даже гениален.
Я считаю, что в школе должны работать только те люди, которые любят детей. И что не менее важно, школьный учитель непременно должен быть оптимистом по натуре. Как бы ни было порой трудно, никогда нельзя опускать руки, ведь школа – это своего рода присяга на верность детям и ощущение огромной ответственности за их будущее.
История содержит в себе ключевые понятия человеческой жизни: Отечество, культура, мир, труд, человек, воспитанность, знания, любовь. Я стараюсь сделать так, чтобы впечатления прошлого входили в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам.
Хочу, чтобы мои ученики любили свою культуру, семью, край, историю. Только тот, кто обогатит свою память знанием, выработанным человечеством, станет действительно духовно богатым, а потому свободным и творческим человеком.
И сегодня, когда от человека требуется умение принять нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Я верю в то, что многие вопросы будущего России решаются только через школу, через эмоционально-практическое приобщение растущего человека к историческим святыням, историческому прошлому своей страны.
Будущее стоит за нашей профессией. Я твердо в этом убеждена. Но о будущем нужно заботиться в настоящем. Мы вступили в ХХI век – век новых технологий и возможностей, век глобализации и сотрудничества между разными странами и народами. Именно поэтому я считаю важным показать своим ученикам значимость этого предмета. Хотя бы раз в жизни каждый из них столкнется с ситуацией, где ему пригодятся знания по истории. И я хочу, чтобы в этой ситуации он чувствовал себя свободно и уверенно. Я убеждена, наши дети должны знать историю лучше, чем мы.
Самыми лучшими я считаю уроки, когда мои ученики спорят, сомневаются, творчески работают, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.
Будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины.
История является ключом к пониманию современности, ориентиром на будущее.
Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Человек вырастает личностью, если определит свою жизненную цель и пути ее достижения.
Обучать и воспитывать необходимо в духе времени. Это значит, что у каждого времени свой дух, своя нравственная основа. Мы стоим на границе двух времен – прошлого и будущего. Мы не знаем, что будет ценно в новом веке, но мы знаем, что было ценным во все времена. Поэтому главная задача учителя – высветить то, что лежит в основе становления образованного и воспитанного человека и ориентировать на то, что действительно ценно и значимо в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.
В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....
Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)
Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...
Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.
СодержаниеРаздел I. Мой портрет ...
Портфолио педагога.Структура портфолио.
Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....
Выступление на педагогическом совете «Что такое «ПОРТФОЛИО»? Для чего и зачем нужно создавать «ПОРТФОЛИО»
Материал по теме выступленя полезен для методической работы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»
Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...
Методический портфолио учителя бурятского языка Показан опыт работы учителя бурятского языка по созданию методического портфолио.
Разработки уроков устного курса (1 цикл)...