Портфолио
материал по теме

Леонова Юлия Михайловна

Предварительный просмотр:

Леонова Юлия Михайловна

Формирование гражданской компетентности на уроках обществознания.

Современное образование переживает сущностные изменения, проявляющиеся в организационно-управленческой, правовой, экономической модернизациях, определении новых целей образования, адекватных изменениям, происходящим в современном обществе. Усиливается значение воспитательного потенциала образовательного процесса, роли гражданского образования, развития демократических начал в жизни школы и организации социальной практики учащихся. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой  к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Достижение этой цели возможно через компетентностный подход, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Таким образом, гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.

Само же понятие «гражданская компетентность» в российской науке стало рассматриваться относительно недавно и разработано недостаточно. Для его обозначения разными авторами используются различные, близкие по звучанию термины: «гражданская компетентность», «гражданская компетенция», «компетенция гражданственности». При всем разнообразии трактовок данного понятия можно выделить общее, объединяющее авторские подходы к раскрытию сущности гражданской компетентности:

  1. Познавательный, или когнитивный (система усвоенных гражданских знаний и понятий);
  2. Мотивационно-ценностный, или аксиологический (направленность отношений к обществу, самому себе; включает мотивы, цели, потребности, ценностные установки; предполагает наличие интереса к гражданской деятельности);
  3. Поведенческий, или операционально-деятельностный (реальное поведение, соблюдение нравственно-правовых норм, выполнение обязанностей в соответствии со своей гражданской позицией);
  4. Личностный(самооценка, креативность, рефлексия, толерантность, стремление к сотрудничеству, способность ориентироваться в потоке информации, выраженная личная активность, позитивное отношение к выполнению гражданского долга и т.д.).

В самом общем виде компетентность складывается из 3-х основных структурных компонентов. Когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения. Деятельностный компонент определяется процессом становления умений на основе полученных знаний и способами реализации этих умений. Личностная (мотивационно-ценностная) составляющая представляет собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетентностей.

Есть основания полагать данную структуру общей и для гражданской компетентности. Рассмотрим эти компоненты применительно к понятию гражданской компетентности.

Когнитивный блок (знания) охватывает исследовательскую учебную компетентность. Он предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной системы знаний. В этом блоке можно выделить ряд предметов,  которые позволяют сформировать гражданскую компетентность. К ним относятся история, социальные дисциплины (обществознание, право), география, краеведение. Гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, политической системе, выборах и т.д.).  Ключевыми понятиями являются следующие: человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы, др. Особенностью гражданской компетентности является  обобщающий характер знаний, что делает возможным их применение к конкретным жизненным ситуациям. При компетентностном  подходе особенно важно, чтобы процесс получения  знаний не был сведен к простой передаче фактической информации. Учащиеся должны стать активными участниками этого процесса.  

Деятельностный компонент включает в себя компетентность социального выбора, компетентность социального действия, коммуникативную компетентность. Этот компонент предполагает, что гражданин владеет определенными умениями и навыками (критически мыслить, исполнять гражданские обязанности, анализировать политическую  ситуацию, сотрудничать с другими людьми, владеть гражданскими знаниями и демократическими процедурами, уметь пользоваться своими правами и защищать их).  

Личностная (мотивационно-ценностная) составляющая: гражданин обладает ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни, имеет свою жизненную позицию. Формирование гражданской компетентности не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей (основополагающих ценностей российской и мировой культуры), включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию. Традиционными ценностями являются патриотизм, служение Отечеству, гуманизм, приоритет духовно-нравственных ценностей по отношению к материально-прагматическим, права человека, толерантность и др.

Вариант урока обществознания по теме:

«Образование как фактор социализации»

При подготовке к уроку необходимо разделить класс на группы и дать им опережающее задание:

Распределить роли в группах и продумать ситуации (Одна из групп составляет вопросы  викторины по теме)

Цель урока: способствовать углублению знаний о функциях и системе образования, проследить взаимосвязь образования и формирования личности, способствовать формированию гражданской компетентности.

в начале урока нужно составить определение образования, опираясь на ключевые слова: процесс, человек, общество, государство, образовательные уровни.  

Каждый член группы участвует в какой - либо из рубрик программы:

Из истории вопроса - учащиеся выступают с сообщениями о возникновение школы и истории высшего образования.

Беседа с министром образования о государственных гарантиях -учащиеся представляют интервью, слушатели могут задать свой вопрос министру.

Выскажи мнение - представляются  результаты опроса общественного мнения по проблеме платного образования и ЕГЭ: заранее распределить роли, определить позиции.

        Подобные уроки являются одним из условий формирования гражданской компетентности подростка. Учащиеся могут показать свои навыки овладения исследовательской, коммуникативной, учебной и др. компетентностями. Критерием проявления компетенции является достижение учащимся положительного для себя результата.

Литература:

  1. Гражданское образование: формирование активной позиции гражданина. – М., 2001. – 186 с.
  2. Жихаревич М.Е. Ценностный аспект гражданского образования / Философия XX века: школы и концепции. СПб., 2000. – 165 с.
  3. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. / Преподавание истории и обществознания в школе. №6, 2003



Предварительный просмотр:

Леонова Юлия Михайловна

Формирование ключевых компетенций

 на уроках истории и обществознания.

      Содержание исторического и обществоведческого образования  в современных условиях  нацелено на создание условий для самоопределения и самореализации личности, на достижение школьниками конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщенных способов деятельности социально гражданских компетенций. Историческое образование становится все более личностно и практико-ориентированным с приоритетом использования различных форм деятельности. Степень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания.  

      Компетентный подход в обучении сосредотачивается на том, что бы не увеличить объем информированности человека, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Переоценка приоритетных целей образования состоит в том, что его результаты признаются значимыми не только как показатель успешности учебного процесса, но и как инструмент успешной деятельности за пределами системы образования.* Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной (учебной) личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, называют ключевыми компетенциями.                                                                                                              

Что же понимается под определением «ключевые компетенции»?

Так, по определению Д.Иванова: «...ключевые компетенции - это наиболее общие  способности и умения, помогающие человеку понимать  ситуацию, решать проблемные задачи и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества».

Принято выделять следующие ключевые компетенности:

  1. Ценностно-смысловая компетенция, включающие мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир. Выбирать целевые установки для своих поступков. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика.
  2. Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни человека.
  3. Учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.
  4. Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.
  5. Коммуникативная компетенция. Включает знания необходимых языков и способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе.
  6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т. д. Ученик овладевает минимально необходимыми навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Выражается в развитии необходимых личностных качеств.

В соответствии с компетентностным подходом я определила цель  моей педагогической деятельности: формирование ключевых компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории и обществознания.

Для достижения поставленной цели выполняются следующие задачи:

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся, так как им приходится обращаться к дополнительной литеретуре и другим источникам знаний;
  2. Создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности учащихся, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;
  3. Воспитание самостоятельности, гражданственности, толерантности, уважения друг к другу, ответственности;

Краткое описание проекта.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение ключевыми компетенциями и развитие мыслительных способностей.

            В отличие от традиционного обучения, где формирование компетенций идет через усвоение уже готовых результатов научного познания, основная цель проблемного обучения - овладение компетенциями через активизацию самостоятельной поисковой, творческой, исследовательской деятельности.

Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Проблемное обучение реализуется мною в рамках урочной деятельности.

В чем же специфика проблемных уроков?

В ходе проблемного урока  обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа:

  1. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
  2. Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
  3. Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала.
  4. Дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.

При этом, решение проблемной ситуации может осуществляться:

  1. На протяжении всего урока;
  2. На каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Проблемное обучение предполагает использование следующих приемов на уроках:

  1. Приём проблемного изложения – на лекционных уроках учитель ставит перед уч-ся ряд проблемных вопросов, на которые они должны ответить в ходе лекции.
  2. Прием нахождения аналогии – формирует готовность восприятия учебного материала путем концентрации внимания учащихся на конечной цели – нахождении аналогии изучаемому событию, явлению, процессу, личности и т. п. как в Отечественной истории, так и во Всемирной.
  3. Приём обнаружения противоречий – активизирует способность анализировать, выделять главное.
  4. Приём создания проблемной ситуации – в нём, в отличие от приёма проблемного изложения, проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции. Решаются они самими детьми при помощи учителя следующим образом: уяснение и постановка проблемы; формулирование вариантов решения; оценка их предпочтительности; выбор средств оптимального решения.
  5. Приём экспресс - дискуссии – вырабатывает у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими, демонстрирует характерную для большинства проблем многозначность решений. Подготовка к такому виду дискуссии идёт непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержки может быть материал учебника, рассказ учителя, дополнительные источники, предложенные учителем.
  6. Приём ролевой дискуссии – ученикам предлагается встать на позицию какого-либо конкретного лица или группы лиц. Необходимость высказаться от имени другого человека помогает преодолеть неуверенность и страх перед аудиторией.
  7. Приём альтернативной ситуации – предполагает выбор вариантов исторического развития реально существовавших в истории.

Ведущими методами на таких уроках являются: диалогический,эвристический и исследовательский.

Результатом применения вышеперечисленных методов и приемов станет формирование учебно-познавательной  компетенции (через постановку и решение познавательных задач, поиск  нестандартных решений, создание и разрешение проблемных ситуаций, продуктивное познание, исследование), в том числе компетенции интеграции (структурирование знаний, расширение, приращение накопленных знаний), информационной компетенции (этому способствует анализ, осмысление, преобразование  большого количества информации), коммуникативной компетенции ( вырабатывается умение слушать и взаимодействовать с другими через коллективную и групповую работу в ходе решения проблемных ситуаций), компетенции личностного совершенствования (через создание ситуаций успеха на уроках).



Предварительный просмотр:

Леонова Юлия Михайловна

«Моя педагогическая философия»

 Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь

В. О. Ключевский

Каким быть учителю в современное время? Чему учить подрастающее поколение? Каким оно должно быть в XXI веке? Как учить? Чего мы хотим от современной школы?

Я часто задумываюсь над этими вопросами.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но роль учителя остается неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы.

Я – учитель истории в очень сложное время. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. Я чувствую ответственность в деле воспитания свободного, ответственного, нравственного здорового человека!

Я никогда не забуду свои первые уроки в школе.

Незнакомые детские взгляды устремлены на тебя. Взгляды учеников, не умеющих прощать равнодушия и лжи.

Конспект урока лежит перед тобой, и хотя весь урок заучен наизусть, кажется, что ничего не помнишь.

Мои ученики очень разные. У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. И я стараюсь угадать, на что настроен каждый ученик, пришедший ко мне на урок, что для него является главным. поскольку одной из основных целей работы педагога считаю: показать, что даже самый «плохой» ученик – в душе талантлив, а может быть, даже гениален.

Я считаю, что в школе должны работать только те люди, которые любят детей. И что не менее важно, школьный учитель непременно должен быть оптимистом по натуре. Как бы ни было порой трудно, никогда нельзя опускать руки, ведь школа – это своего рода присяга на верность детям и ощущение огромной ответственности за их будущее.

История содержит в себе ключевые понятия человеческой жизни: Отечество, культура, мир, труд, человек, воспитанность, знания, любовь. Я стараюсь сделать так, чтобы впечатления прошлого входили в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам.

Хочу, чтобы мои ученики любили свою культуру, семью, край, историю. Только тот, кто обогатит свою память знанием, выработанным человечеством, станет действительно духовно богатым, а потому свободным и творческим человеком.

И сегодня, когда от человека требуется умение принять нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Я верю в то, что многие вопросы будущего России решаются только через школу, через эмоционально-практическое приобщение растущего человека к историческим святыням, историческому прошлому своей страны.

Будущее стоит за нашей профессией. Я твердо в этом убеждена. Но о будущем нужно заботиться в настоящем. Мы вступили в ХХI век – век новых технологий и возможностей, век глобализации и сотрудничества между разными странами и народами. Именно поэтому я считаю важным показать своим ученикам значимость этого предмета. Хотя бы раз в жизни каждый из них столкнется с ситуацией, где ему пригодятся знания по истории. И я хочу, чтобы в этой ситуации он чувствовал себя свободно и уверенно. Я убеждена, наши дети должны знать историю лучше, чем мы.

Самыми лучшими я считаю уроки, когда мои ученики спорят, сомневаются, творчески работают, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.

Будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины.

История является ключом к пониманию современности, ориентиром на будущее.

Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Человек вырастает личностью, если определит свою жизненную цель и пути ее достижения.

Обучать и воспитывать необходимо в духе времени. Это значит, что у каждого времени свой дух, своя нравственная основа. Мы стоим на границе двух времен – прошлого и будущего. Мы не знаем, что будет ценно в новом веке, но мы знаем, что было ценным во все времена. Поэтому главная задача учителя – высветить то, что лежит в основе становления образованного и воспитанного человека и ориентировать на то, что действительно ценно и значимо в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)

Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»

Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...