программа "Образование и здоровье"
статья на тему

Окунь Светлана Анатольевна

Проект  "Школа- территория здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_s.a..doc424.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Гуселетовская средняя общеобразовательная школа»  Романовского района

 

  Программа «Образование и здоровье»

                                               

Пояснительная записка

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зани маться производительно-полезным трудом. Профилакти ка же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и резуль тативным, чем дорогостоящее лечение.

Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обу чения в школе является фактором риска для здоровья уча щихся.

Общество хочет иметь школу, которая сможет вырастить такого человека, где образовательный процесс организован на основе сохранения и поддержания нравственных ценностей. В такой школе отношения учащихся и учителей характеризует сотрудничество, сотворчество, соучастие и взаимное уважение,  созданы нормальные санитарно – гигиенические условия, благоприятный психологический микроклимат и эстетически оформленная среда, работают высококвалифицированные учителя.

Родители хотят, чтобы ребёнок получал качественное образование в школе, содействующей сохранению и укреплению здоровья. Они желают, чтобы их ребёнок был защищён в образовательном процессе от негативного воздействия среды, а после окончания школы смог успешно продолжить образование.

Ученики хотят, чтобы их учили понимающие, доброжелательные  педагоги, а уроки были интересными,  досуг разнообразным. Каждый хочет быть здоровым, успешным, уважаемым.

 Главное условие обучения и воспитания у детей моти ваций на здоровье и здоровый образ жизни -это регу лярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:

—физической — управление движением;

—физиологической — управление процессами в теле;

—психологической — управление своими ощущениями и внутренним состоянием;

—интеллектуальной — управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей

Таким образом, школа должна стать социальным институтом, где происходит усвоение ценностей здоровьесбережения, приобретение знаний, умений и навыков,  направленных на ответственное отношение к своему здоровью, на  овладение приемами сохранения здоровья.  

Разработанная нами программа «Здоровье» направлена на решение данной цели.

Анализ социальной диагностики микрорайона школы:

образовательный уровень родителей:

  1. с высшим образованием – 9, 9 %,
  2. со средним профессиональным – 34 , 7 %           со средним образованием – 32, 2 %
  3. с основным образованием – 17 , 3 %                    с неполным основным – 5 , 7 %

73 семьи имеют детей школьного возраста, из них:

  1.  6 – неблагополучные (≈ 8%)
  2.  13  - неполные  (≈18%), поэтому говорить о воспитании культуры здоровья в семье не приходится.
  3. Под воздействием неблагоприятной социально-педагогической среды угроза ослабления здоровья молодежи и школьников, проживающих на территории села, встала особенно остро. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад.

В результате ежегодного  анализа состояния здоровья детей и изучения причин ухудшения их здоровья определили Проблемное поле:  

  1. предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика «школьных» болезней).
  1. учебные перегрузки учащихся, приводящие к состоянию переутомления;
  2.  охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек);
  3.  организации физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;
  4. формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
  5.  организации сотрудничества с родителями учащихся, медицинскими работниками по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

В связи с этим разработана программа «Образование и Здоровье» (2007 год)

Проблемы, на решение которых направлена программа «Образование и Здоровье»

  1. Предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика «школьных» болезней)
  2. Учебные перегрузки учащихся, приводящие к состоянию переутомления
  3. Охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек)
  4. Организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии
  5. Формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий
  6. Организация сотрудничества с родителями учащихся, медицинскими работниками по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Ресурсы

Педагогический коллектив школы полностью укомплектован, состоит из 16 педагогов, старшей вожатой, библиотекаря и имеет следующие количественные и качественные характеристики:

  1. Имеют  высшее  педагогическое  образование – 13,       среднее  специальное – 4.
  2. Имеют  высшую  квалификационную  категорию – 4
  3. I  категории – 7                    II категории  - 5 

4 учителя  имеют  значок  «Отличник  просвещения».

Один  учитель  имеет  звание  «Старший  учитель».

Педагоги,  создавшие  авторские  программы (элективные  курсы) -  10

Педагоги,  участвующие  в школьном эксперименте  - 5

Педагоги,  разрабатывающие  новые  формы  урока    -   5

Педагогическая  работа  на  основе   диагностики  личностных  качеств –  4

В школе созданы условия для творческого роста учителей. В течение трех лет работает дискуссионный клуб «Мы», открыта школьная экспериментальная площадка «Развитие речи учащихся», проводятся педсоветы, семинары, на которых рассматриваются вопросы сохранения психического и физического здоровья учащихся.

Учителя активно участвуют в различных конкурсах, выставках.

 В течение последних трех лет педагоги (89%) прошли курсовую подготовку в АКИПКРО. Имеется необходимое материально-техническое оснащение:  спортивный зал,  актовый зал,  компьютерный класс, туристическое снаряжение, 2 теннисных  стола,  лыжи,  коньки.

Материально-техническое оснащение недостаточно, поэтому данная проблема также обозначена.      Школа располагает  информационными  ресурсами:

  1. Интернет – ресурсы
  2. Создана достаточная учебно –методическая база из электронных и  печатных изданий

Медицинское обслуживание учащихся осуществляется согласно договору с муниципальным учреждением здравоохранения МУЗ «Романовская ЦРБ»

 Цели программы:

  1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся
  2. формирование осознанного отношения к своему здоровью
  3. повышение культуры здоровья

Задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей:

  1. создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического и психического развития;
  2. создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата;
  3. создание развивающей образовательной среды и условий для нормальной жизнедеятельности;
  4. популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
  5. воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;
  6. организация  системы профилактических мероприятий по предупреждению детского травматизма, предотвращению роста заболеваемости учащихся;
  7.  просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей. пропаганда педагогических знаний и индивидуальная педагогическая помощь родителям, направленная  на сохранение здоровья детей;
  8. формирование у детей жизненно важных двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья;
  9. повышение качества знаний детей о состоянии своего здоровья, формирование активной жизненной позиции;         
  10. осуществление санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских и социальных мер, направленных на коррекцию факторов риска; 
  11. установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями по вопросам профилактики заболеваний;
  12. содействие раскрытию спортивных способностей учащихся;
  13. привлечение к соревнованиям и конкурсам не только здоровых детей, но и учащихся с ослабленным здоровьем, физическими недостатками;

Достижение стратегической цели и решение задач программы обеспечиваются путём реализации системы программных мероприятий, сгруппированных по основным направлениям деятельности.

 Основные формы реализации программы:

Мониторинг состояния здоровья детей (анализ медицинских крат, определение групп здоровья, учет посещаемости занятий, контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов)

Физическая и психологическая разгрузка учащихся (организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры, разработка программ «Подвижные игры» (за счет третьего часа физической культуры),  динамические паузы, организация спортивных перемен, дни здоровья,  физкультминутки).

Оптимизация образовательного процесса через  теоретическую и практическую подготовку учителей по вопросам здоровьесбережения и здоровьеформирования, оснащение УВП необходимыми образовательными программами, пособиями, дидактическими и методическими материалами.

Внеурочная работа (открытые классные и общественные мероприятия физультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции)

Соревнования и спортивные праздники, дни здоровья

Профилактика заболеваний учащихся: организация медицинского обследования, соблюдение гигиенических норм и правил для учащихся, соблюдение норм освещения и отопления в классах и  школе, осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся, беседы, лекции, просмотры научно-популярных программ, фильмо, активизация совместной работы с медицинским персоналом ЦРБ, ФАП.)

Пропаганда здорового образа жизни (совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма, обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи, пропаганда здорового образа жизни через уроки, пропаганда БДД, пропаганда безопасности жизнедеятельности, пропаганда здорового питания, тематические классные часы).

Просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения (программа педагогич. просвещения родителей, тематические классные часы, беседы, родительские собрания, лектории).

Питание - обеспечение 100% охвата учащихся горячим питанием

Сроки реализации программы:  2007-2012         

Наименование этапа

Продолжительность

Содержание деятельности

1 этап – подготовительный

2007 – 2008 г.г.

-Создание нормативной базы

-Проведение проблемно-ориентированного анализа реализации программы

-Разработка проектов взаимодействия.

2 этап – практический

2009-2011 г.г.

-Реализация основных направлений программы

промежуточный

Ежегодно

-промежуточный анализ работы по программе, корректировка  программы, основных мероприятий реализации программы

3 этап – итогово-аналитический

2012 год

-Анализ результатов деятельности по программе, их соотношение с целями и задачами программы, внесение корректив в её содержание и определение перспектив дальнейшего развития школы.

- оценка результатов реализации программы

-Оформление результатов

- Обобщение опыта

- Итоговая конференция

-Выявление новых задач, проблем

-Перевод наработанного на режим функционирования

Программные мероприятия по сохранению  и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышение культуры здоровья. Направления деятельности школы по сохранению и развитию здоровья.

Организационно – управленческое

    Проведение мониторинга эффективности работы по здоровьесбережению

   Контроль учебной нагрузки учащихся, рациональной организации расписания, режима учебных занятий в условиях уровневой  дифференциации, введение предпрофильной подготовки

  Контроль соблюдения санитарно – гигиенического режима, состояния освещения, качества уборки кабинетов и мест общего пользования и проведения мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся и педагогов

  Включение вопросов формирования культуры здоровья в систему внутришкольного контроля

 Диагностическое:

     Комплексная оценка состояния здоровья учащихся

     Анализ сезонной заболеваемости

     Проведение психолого - социальной диагностики в соответствии  с     планом работы

 Непрерывное образование и просвещение по вопросам формирования культуры здоровья:

     Продолжение обучения педагогов школы работы по формированию культуры здоровья через курсы (АКИПКРО), обучающих семинаров и консультаций специалистов

     Просвещение родителей по здоровьесбережению через организацию тематических родительских собраний в классе, родительские конференции

     Включение занятий по программе профилактики социально – значимых заболеваний в программу нравственного воспитания учащихся

  Научно – методическое:

     Пополнение библиотеки методической литературы и накопление методических материалов по проблеме здоровьесбережения

     Продолжение работы по оптимизации урока в соответствии с требованиями здоровьесберегающего обучения

     Организация научно – исследовательской деятельности учащихся по проблемам сохранения здоровья в условиях школы

     Разработка системы мониторинга эффективности работы по формированию культуры здоровья

     Изучение передового педагогического опыта по формированию культуры здоровья и его распространение

Коррекционно – профилактическое:

     Организация индивидуального консультирования учащихся, их родителей

     Своевременное выявление детей с отклонениями в развитии и поведении

     Определение «групп риска» и проведение с детьми данных групп коррекционно – реабилитационных мероприятий

    Воспитательное:

     Проведение конкурсов «Самый здоровый класс» , «Самый спортивный класс»

     Организация кружков, секций. Привлечение к занятиям в них детей группы риска

     Проведение Дней здоровья, других спортивно – оздоровительных мероприятий по плану работы школы

     Организация совместных мероприятий (дети и родители), способствующих формированию культуры здоровья

     Организация внеурочной деятельности, системы мероприятий по формированию у ребенка осознанного отношения к своему здоровью

 Санитарно – гигиеническое:

     Работа по 100%  охвату количества детей, питающихся в школьной столовой

     Обновление интерьеров классных комнат. Проведение текущего ремонта в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями

     Приобретение новой мебели в учебные кабинеты

     Озеленение кабинетов и коридоров школы

 Консалтинговое: 

  1. Разработка и внедрение в практику работы критериев здоровьесбережения: уроков (занятий), различного рода рекомендаций.
  2. Разработка рекомендаций по организации предпрофильной подготовки учащихся с учетом физического и психического здоровья.
  3. Трансляция и распространение опыта для формирования единой здоровьесберегающей образовательной среды.

 Организационное:

 Планируется разработать следующие проекты :

«Спорт и здоровье»,  «Здоровье и ЗОЖ» (система классных часов, родительских собраний, индивидуальных консультаций), «Грани познания» (курсы по выбору, исследовательская работа), «Семья и школа», «Мир, в котором ты живешь» (экологический паспорт школы, села), социальный проект по созданию школьного эколого-биологического комплекса «Зеленый остров», «Здоровье педагога – залог здоровья ученика» (психологические тренинги, семинары, встречи)

Совершенствование нормативно-правовых условий.

  1. Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе (ежегодно, отв. администрация).
  2. Издание локальных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся (ежегодно, отв. директор).
  3. Ввести в школьный компонент учебного плана предмет «валеология» (2008-09 уч.год)

Создание управленческих условий.

  1. Организация оздоровительных режимных моментов в период занятий: физминутки, минутки релаксации (отв. учитель физкультуры, учителя-предметники, психолог).
  2. Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье.
  3. Оптимальное расписание кружков, групповых занятий (отв. зам. директора по УВР).
  4. Оптимальное расписание контрольных работ (отв. зам. директора по УВР).
  5. Мониторинг физического и психического здоровья учащихся (отв. администрация, психолог, классные руководители).
  6. Общешкольные родительские собрания по актуализации ценностей здоровья. Разработать тематику собраний (2007 год, отв. администрация).
  7. Скоординированность действий школы и медицинского учреждения по пропаганде ЗОЖа, профилактике заболеваний (отв. администрация).
  8. Психологические тренинги, снятие стрессогенных ситуаций. Методические рекомендации по работе с детьми группы «риска» (отв. психолог).
  9. Определение уровня тревожности учащихся, методические рекомендации по работе с детьми с повышенным уровнем тревожности (отв. психолог).
  10. Внедрение здоровьесберегающих технологий обучения (отв. админ., 2007 -08 уч.год).
  11. Витаминизация питания.

Комплекс мероприятий в системе воспитательной работы.

  1. Дни здоровья (ежемесячно).
  2. День безопасности (1 раз в четверть).
  3. Предупреждение травматизма: беседы, практикумы, информационные бюллетени (отв. преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители).
  4. Конференция «Шаг в науку» (по ЗОЖ. ежегодно, апрель)
  5. Мероприятия по активизации творческой активности обучающихся в сфере сохранения и укрепления здоровья, формирования ЗОЖ (выпуск газет «Физкультура и мы» , «Спорт и здоровье» 1 раз в четверть, бюллетеней по ЗОЖ-ежемесячно, декады физической культуры, ОБЖ, проектная и исследовательская  деятельность)

Развитие материально-технической базы.

  1. Продолжить оснащение спортзала, оборудование спортивных площадок
  2. Открыть комнату психологической разгрузки.
  3. Оборудовать медицинский кабинет
  4. Материально-техническое оснащение учебных кабинетов с учетом санитарно-гигиенических норм для различных возрастных групп обучающихся
  5. Оборудовать  туалеты  в здании школы

Создание информационного банка.

  1. Социологические исследования, анкетирование, тестирование, опросы учащихся, родителей и учителей по сохранению и развитию здоровья.
  2. Анализ способов и форм доведения информации до родителей.
  3. Анализ условий, созданных для сохранения здоровья.

Направления

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Обеспечение сохранения здоровья

1.  Обследование детей, поступающих в школу. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе.

Весь

период

Администрация школы, фельдшер

2.  Мониторинг состояния здоровья учащихся от 1-го до 11-го класса.

 Выделение учащихся группы «риска» и больных ребят.

Весь

период

Фельдшер, классные руководители,

учитель физкультуры.

3. Создание валеологической службы в школе.

2008год

Администрация

4. Диагностика интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы учащихся 8-11 кл.

2007-2012 год

Уч. психолог,

валеолог, служба школы.

5. Проведение бесед по профилактике алкогольных и наркотических зависимостей среди учащихся.

2007-2012

год

Классные

руководители

6.  Введение курсов «Валеология», «Основы рационального питания»

2009год

Администрация школы

7.  Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил.

Весь

 период

Администрация школы

8.  Оборудование тренажерного зала, строительство хоккейной коробки, площадки для мини - футбола.

2007-2009

год

Учителя физкультуры и технологии

9. Расширение сети спортивных секций. Организовать секции по хоккею, туризму, теннису.

2007-2012

год

Учитель

физкультуры

10. Введение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физ. паузы, подвижные перемены, часы здоровья)

Учитель физкультуры, кл. руководители, воспитатель ГПД.

11. Ежемесячное проведение Дней здоровья.

Весь период

Учитель физкульт, кл. руководители

12. Проведение конкурса    «Самый спортивный класс»

Ежегодно в мае

Учитель физкультуры

13. Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения. Участие во всех районных соревнованиях

Весь период.

Кл. руководители, учитель физкультуры.

14. Проведение тренингов общения со старшеклассниками

2007-2012 год

Психолог

Обеспечение формирования здоровьесохняющих, культурных традиций семьи.

Обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагогов

 1. Проведение лекций, родительских собраний, посвященных возрастным особенностям обучающихся, проблемам зависимости от вредных привычек (курение, алкоголь, нарк)

Весь период

Психолог, кл. руководители, фельдшер, нарколог ЦРБ

2. Регулярное проведение праздников «Мама, папа, я - спортивная семья».

Весь период

Админ. школы, учитель физкульт.

1.  Организация клуба «Здоровье» для педагогов.

2007-2009 год

Админ. школы, учитель физкульт.

2. Организация и проведение психологических семинаров - треннингов, семинаров личностного роста для педагогов

 Весь

период

Администрация школы, психолог.

3. Создание комнаты психологической разгрузки.

2009 год

Администрация школы, психолог.

4. Организация и проведение валеологического всеобуча для педагогов

2007-2008год

Психолог

5. Проведение треннингов общения для педагогов (по желанию).

Весь период

Психолог

 Прогнозируемые результаты.

  1. Сохранение и развитие здоровья учащихся (увеличение количества учащихся с основной группой здоровья) 
  2. Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, позвоночника, зрения.
  3. Создание условий для адаптации детей с проблемами в развитии и здоровья, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  4. Сформированность у выпускников компетенций, касающихся их личного здоровья, здоровья окружающих.

 Система контроля над исполнением программы:

  1.  отчеты о  работе  по программе «Образование и Здоровье» на совещании при директоре(2 раза в год)
  2. отчет о реализации Программы «Образование и  Здоровье» на Управляющем совете (ежегодно)
  3. анализ работы школы по здоровьесбережению (администрация)
  4. Публичный отчет (раздел: «Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья».)

 Критерии оценки достижения результатов по каждому направлении.

Организационно – управленческое

  1. Отсутствие перегрузок, предупреждение переутомления учащихся
  2. Отсутствие Предписаний по соответствию  освещения, температурного режима санитарным нормам
  3. Отсутствие Предписаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся и педагогов

Диагностическое:

  1. Положительная динамика состояния здоровья

Непрерывного образования и просвещения по вопросам формирования культуры здоровья:

  1. Обучение  педагогов школы работы по формированию культуры здоровья через курсы (АКИПКРО), обучающих семинаров и консультаций специалистов (50%)

Научно – методическое:

  1. Формирование профессиональной компетентности учителей, предполагающей знание валеологических основ построения урока, владение принципами и методами здоровьесберегающих технологий
  2. Оптимизация урока в соответствии с требованиями здоровьесберегающего обучения
  3. Участие детей в  научно – исследовательская деятельности по проблемам сохранения здоровья в условиях школы (количество проектов, представленных на «Дне науки»)
  4. Участие учителей в конкурсах, семинарах, выставках по формированию культуры здоровья

Воспитательное:

  1. 100% участие детей  в различных спортивных мероприятиях
  1. Участие детей «группы риска» во всех спортивных мероприятиях
  2. 50% участие родителей в совместных мероприятиях по формированию у ребенка осознанного отношения к своему здоровью
  3. Сформированность компетенций по осознанному  отношению к своему здоровью

Санитарно – гигиеническое:

  1. 100% количества детей, питающихся в школьной столовой
  2. Замена мебели во всех классах
  1. Обновление интерьеров классных комнат
  2. Создание зон «Зеленый уголок»

Консалтинговое: 

  1. Трансляция и распространение опыта для формирования единой здоровьесберегающей образовательной среды в СМИ, семинарах, фестивалях педагогических идей и т.п

 Организационное:

  1. Разработка и внедрение проектов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Выступление на педсовете,   пропоганда здорового образа жизни учащихся!...

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...